- Меняем работу: новая жизнь без стресса.
- Как освоиться на новой работе без лишнего стресса
- Стресс после увольнения
- Вёл себя неестественно
- Новая работа
- Причины стресса на работе
- Помехи в выполнении задач
- Стресс на новой работе
- Сложные взаимоотношения
- Как победить стресс
- Как предотвратить стресс
- Стресс на новом месте: Как сменить работу и выжить?
- Что забирает энергию и приводит к стрессу
- Справиться со стрессом на работе можно быстро
- Меняем работу: новая жизнь без стресса.
- Правильный офисКак перестать нервничать на работе
- — В России практика посещения психолога не то чтобы распространена. Что делать человеку, который по каким-то причинам не может обратиться к специалисту и вынужден справляться сам?
- — А если речь идёт не о затянувшемся переживании, а о сиюминутной вспышке тревоги, что можно сделать, чтобы поскорее привести себя в норму?
- — Правда ли, что невротические процессы и стрессы неизбежно отражаются на внешности?
Меняем работу: новая жизнь без стресса.
Сомнения, волнения и даже страх часто одолевают нас при выходе на новую работу. Две распространенные проблемы при этом — тревожность и трудоголизм. Разбираем типичные ситуации с практикующим психологом Татьяной Климиной.
Реальная история. Мария, 33 года, работает в сфере журналистики, в новой компании работает месяц:
«За последний год я дважды сменила работу. После нескольких лет любимого дела со свободным расписанием, мне пришлось дисциплинироваться и собрать всю волю, чтобы начать работать, как все – по определенному графику.
К этому я привыкла довольно быстро, сейчас меня беспокоит другое: чувство тревоги, неуверенность в себе и повышенная утомляемость. К 5 часам вечера я уже, как выжатый лимон. И это при том, что работа творческая, не у станка, коллеги адекватные и есть среди них даже приятные.
Первые дни перед приходом на новую работу, я клала под язык две таблетки глицина, чтобы не волноваться. Затем я придумала ритуал – приезжая к офису, несколько минут сижу в машине и настраиваюсь.
Наконец, придя в офис, не начинаю работу без чашки чая. Через 2 недели я бросила ритуал с глицином, уже почти не сижу в машине, но по-прежнему устаю и раздражительна.
- Как быть в такой ситуации?
- Сколько длится адаптация, и как ее пережить?
- Как сделать, чтобы утро каждого нового дня было более радостным?
Комментарий психолога: Тревожность, быстрая утомляемость и раздражительность Марии, обоснованы. Последний год она находится в состоянии хронического стресса: потеря любимой работы, неудачи на новом поприще. Как результат —заниженная самооценка. Теперь, когда ей снова, в очередной раз, нужно доказывать, что она достойна новой работы, прошлый неудачный опыт напоминает о себе тревогой (вдруг, что-то снова пойдёт не так) . Чтобы пережить это без потерь для своего психологического здоровья, необходимо понимать:
Адаптация к новому коллективу и новым условиям работы — процесс неизбежный, но временный. В зависимости от индивидуальных особенностей работника и специфики организации он занимает от двух до шести месяцев.
Выделяют три основных этапа вхождения в новый коллектив:
- адаптация: человек знакомится с правилами, принятыми в этой группе,
- индивидуализация: начинает проявлять свои сильные стороны, которые отличают его от других, но ценятся коллективом и поэтому воспринимаются положительно,
- интеграция: человек становится полноправным членом коллектива, при этом оставаясь самим собой.
Пять качеств, которые необходимо мобилизовать на новом месте работы:
- Профессиональные качества. Помните, чем выше профессиональный уровень, тем меньше период вхождения в новый коллектив.
- Стрессоустойчивость. Признайте: адаптацию нужно пережить, и для этого понадобится время, терпение, чувство юмора и поддержка друзей.
- Готовность идти на компромиссы и проявлять гибкость. Сложно иметь дело с чересчур категоричными людьми.
- Коммуникабельность. Почувствуйте себя “командным игроком” и проявляйте доброжелательность ко всем членам команды.
- Оптимизм. В любой, даже самой сложной ситуации не теряйте веру в то, что все будет хорошо.
Если период адаптации осложняется взаимоотношениями внутри коллектива, обратитесь за помощью к психологу.
Реальная история. Анна, 27 лет, менеджер в турфирме:
«Я много лет была менеджером по рекламе в одной компании, но поняла, что больше не могу заниматься рутиной и поскольку люблю путешествовать, решилась на новую работу, придя в туризм без всякого опыта. Работа мне нравится, но спустя уже почти 3 месяца после начала работы, я все отчетливее вижу, что она поглощает почти все мое время. У меня не остается ни времени, ни сил на общение с друзьями, не говоря уже о личной жизни. Выходных мне не хватает. И меня выводит из себя сама мысль о том, что я не могу распоряжаться своим временем. Хочется найти выход из этой ситуации, но чтобы это было не увольнение все-таки…
Комментарий психолога: Проблема Анны – трудоголизм, его можно узнать по следующим признакам:
- продление рабочей недели за пределы 40 часов ;
- необходимость работать в выходные дни и регулярный отказ от отпуска;
- желание разговаривать о работе с друзьями и в семье;
- уверенность в том, что постоянные переработки являются необходимой частью жизни;
- мысли о работе за рулём автомобиля и перед сном.
1. Психологические проблемы
- Страх одиночества – работа создает впечатление нужности и вовлеченности.
- Низкая самооценка. Она заставляет бросаться на трудовые амбразуры из страха потерпеть неудачу.
- Боязнь или неумение общаться. Рабочее время подчинено распорядку, дисциплине и субординации. Здесь все решили до тебя, поэтому можно просто плыть в заданных рамках.
2. Семейные неурядицы
- Проблемы в семье – одна из самых распространенных причин чрезмерного увлечения работой и чем дольше они не решаются, тем сложнее трудоголику-беженцу преодолеть свою зависимость.
3. Попытка компенсировать потерю
- Для целой категории людей труд не наркотик, а лекарство. С его помощью они забывают о своих болезнях или физических недостатках, неудачах в личной жизни или потере близких.
- Хорошая работа. Престижная работа требует определённых жертв.
- Высокая зарплата. Хочешь много получать, будь готов много работать.
Опасности трудоголизма:
Трудоголики чаще других подвержены физическим недомоганиям и психическим расстройствам. Их жизнь – постоянный стресс, организм хронически не получает передышки. Кроме синдрома выгорания, хронической усталости и различных неврозов, у человека, сделавшего работу своим сиамским близнецом целый ворох заболеваний.
Не все ладно у трудоголиков и с личной жизнью. Какая может быть личная жизнь, если все силы и время отданы «любимой» работе.
На работе тоже не все гладко. С одной стороны, трудоголика не любят коллеги – он является для них живым укором и ориентиром в глазах начальства. С другой стороны, руководители, пользуясь безотказностью трудоголика, придумывают ему всё новые и новые поручения.
Советы психолога трудоголикам:
1. В отношении работы важно соблюдать принцип : 20 процентов усилий дают 80 процентов результата, а остальные 80 процентов усилий — лишь 20 процентов результата.
2. Постепенно уменьшайте количество своего рабочего времени, 8 часов в день вполне достаточно для того, чтобы оставалось время на личную жизнь.
3. Запретите себе работать по выходным.
4. Планируя свой день, отведите время для удовольствия (кино, театр, ресторан, встреча с друзьями,) как для самого важного дела. Помните, удовольствие — это лекарство от стресса.
5. Каждый день необходимо хоть немного физических упражнений. Пусть это будет прогулка или небольшая гимнастика (ключевая фраза — каждый день).
6. Хотя бы один вид вашей деятельности должен быть связан с общением в семье или с друзьями. Необходимо «отрываться» от коллег.
7. Если всё выше сказанное вы не можете осуществить по причине требований руководства — увольняйтесь. И вы станете гораздо счастливее.
Источник
Как освоиться на новой работе без лишнего стресса
Стресс после увольнения
Если увольнение было неожиданным, то переживания человека связаны с поиском новой работы. Стресс после увольнения с работы может усугубиться и привести к депрессии, особенно если сменить место удается не сразу.
Простые советы помогут пережить увольнение:
- Потеря работы — не повод для отчаяния, а возможность начать новую жизнь.
- Будьте уверены в себе. За место под солнцем придется бороться.
- Больше двигайтесь и гуляйте. Это поможет сохранить позитивный настрой и достичь успеха.
- Больше общайтесь с друзьями и знакомыми. Возможно, у одного из них найдется вакантное место для вас.
- Ищите работу. Используйте все доступные вам ресурсы: Интернет, газеты, телевидение, радио и т. п.
После увольнения у вас стало больше свободного времени. Заполните его полезными и приятными делами:
- просматривайте сайты с вакансиями;
- отправляйте резюме;
- занимайтесь спортом;
- осваивайте телесные практики — йогу, медитацию, дыхательную гимнастику;
- подумайте о хобби.
Чем больше вы будете заняты, тем меньше времени останется на переживания. Ваша уверенность в том, что скоро вас примут на хорошую должность, поможет победить стресс.
https://youtu.be/YJ8w9MbJq8U
Вёл себя неестественно
Часто новички боятся показать свои не самые сильные стороны. Если плохо воспринимаешь информацию на слух — проси повторить и записывай.
Если тебе тяжело общаться с незнакомыми людьми — сведи общение к минимуму. Не забывай, потом придётся поддерживать имидж.
Если боишься лишиться симпатий — помни: ты пришёл работать. Главное, чтобы тебя уважали как профессионала.
Конечно, не стоит уклоняться от общения. Веди себя, как обычно, но не будь слишком категоричным — это всегда пугает.
Новая работа
Человек испытывает стресс, когда приходит работать в новую организацию. Незнакомые люди, обязанности, обстановка — ко всему приходится привыкать. Беспокойство, которое вызывают эти перемены, вполне естественно.
Какие страхи испытывает человек в первый рабочий день:
- Боязнь перемен. Нет уверенности в том, что это место будет лучше прежнего.
- Страх неопределенности. Неизвестность вызывает у некоторых людей панику. Поэтому чем лучше человек информирован, тем меньше он волнуется.
- Страх перед новым коллективом. После привычных, сложившихся отношений с сослуживцами необходимо строить отношения с незнакомыми людьми.
- Страх перед новым начальством. Неизвестно, каким по характеру окажется руководитель.
Чтобы эти страхи не завладели вашим сознанием, научитесь анализировать свое состояние. Для этого попытайтесь понять, что вас пугает, и запишите свои страхи. Затем перечислите все ожидаемые минусы и плюсы новой работы.
Плюсы — это расширение круга знакомых, повышение заработной платы, карьерный рост и т. п. Вы называете свои страхи, ищите плюсы и минусы — это помогает вам сохранять спокойствие.
На новой работе приходится вновь налаживать связи с коллегами
Причины стресса на работе
Спровоцировать стрессовую ситуацию может что угодно, но, в основном, можно выделить три основные причины, почему мы теряем самообладание и выходим из себя.
Помехи в выполнении задач
Согласитесь, довольно часто нас выводит из колеи невозможность решать поставленные задачи так, как мы это запланировали.
Предстоит срочная работа, вы уже настроились на ее выполнение, а тут начинается: шеф вызывает к себе, вам поручают что-то еще, не терпящее отлагательства. Или звонят клиенты, подводят партнеры, нужно бежать на внеочередную планерку.
Ну и как тут справиться со стрессом на работе? А ведь придется взять себя в руки, успокоиться, иначе никакого толку от вас, как от работника, не будет.
Стресс на новой работе
Любые перемены заставляют нас беспокоиться, переживать, даже испытывать стрессовое состояние. Вы поменяли место работы, вас назначили на другую должность, в отдел пришел новый начальник – любая из этих ситуаций напрягает и вы ищете способ, как справиться со стрессом.
Сложные взаимоотношения
На работе контакты неизбежны – с клиентами, коллегами, начальством. И не всегда и не со всеми отношения складываются адекватно.
Вы можете испытывать взаимную неприязнь, не нравиться руководству и подвергаться нападкам, не находить общий язык с кем-то из клиентов.
Это вас выводит из себя, но, поскольку общаться все равно придется, вы обязаны справиться со стрессом.
Как победить стресс
У одного человека адаптация при смене работы может пройти быстро, а у другого процесс привыкания затянется надолго. Активный сотрудник легко станет членом новой команды профессионалов, а нерешительному, замкнутому человеку потребуется время для установки контакта с сослуживцами.
Новая работа — это всегда стресс. Ваша задача — свести его к минимуму. Для этого придерживайтесь некоторых правил:
- В первый день выхода придите вовремя. Накануне постарайтесь лечь пораньше, чтобы выспаться.
- Одежду продумайте заранее. Она должна соответствовать дресс-коду компании.
- Не пытайтесь свернуть горы в первый рабочий день. Дайте себе время осмотреться. Не стесняйтесь задавать вопросы, касающиеся ваших профессиональных обязанностей.
- Познакомьтесь с правилами, действующими в компании. Попросите одного из сотрудников рассказать о нюансах общения с коллегами.
- В первые дни проявляйте сдержанность в общении. Не стоит рассказывать все о себе. Не злоупотребляйте личными разговорами по телефону.
- Не сравнивайте свое прошлое место работы с новым. Если вам что-то не понравилось, промолчите. Здесь все другое. К этому другому надо просто привыкнуть.
- Запомните имена сотрудников. Людям нравится, когда к ним обращаются по имени.
- Не спешите первым уходить домой. Сначала посмотрите, как принято заканчивать рабочий день в компании.
- Чаще улыбайтесь. Это простой, но действенный способ понравиться людям, а заодно поднять себе настроение.
Стресс при смене работы — явление вполне нормальное. Вы можете помочь себе справиться с этим состоянием. Для этого будьте уверены в том, что все сложится хорошо. Чем спокойнее вы будете, тем быстрее освоитесь в новой компании.
Как предотвратить стресс
Настраивайтесь на позитив с утра. Мысли ведь материальны, и, если вы заранее думаете о плохом, что-то неприятное обязательно случится. Скажите себе – день пройдет замечательно, все у меня получится, а с возможными конфликтными ситуациями я обязательно справлюсь.
На работе обязательно полноценно обедайте, не спеша, получая удовольствие от процесса, будь это принесенная с собой еда или обед в кафе.
Поели в офисе – непременно прогуляйтесь, наберитесь сил на вторую половину рабочего дня. А в течение дня обязательно делайте паузы в работе, каждый час, минут на 5-10. Лучше тратить это время не на перекур, а на небольшую разминку или общение с коллегами.
Перед тем, как уходить домой, подведите итоги рабочего дня, проанализируйте, чего не успели сделать, почему, и наметьте план работ на завтра.
Надеемся, несложные рекомендации, как справиться со стрессом, вам помогут и вы сможете не только контролировать себя и справляться с трудностями, но и действительно полюбить свою работу.
Стресс на новом месте: Как сменить работу и выжить?
Смена места работы по праву считается делом непростым: новый коллектив, новые обязанности, другой уровень ответственности, а уж если Вы – молодой специалист, то для Вас и вовсе вокруг всё новое, и у любого из сотрудников опыт побольше Вашего – будь добр, соответствуй!
Но на самом деле, даже если новая работа в целом не отличается от старой, а коллектив примерно такой же, адаптация всё равно займет какое-то время (от пары месяцев до полугода), а адаптация – это всегда стресс и требует от нас больших, чем обычно, затрат сил.
Поэтому для начала просто признайте, что смена работы потребует от Вас дополнительных затрат энергии. Беда в том, что мы волнуемся, конечно, но при этом думаем: «Странно, чего тут тревожиться, я же знаю, что и как делать – глупо волноваться.» И к волнениям добавляем обвинения в свой адрес в мягкотелости, да еще и подгоняем себя: «Соберись, тряпка». Волнуясь все больше, допускаем ошибку, и ругаем себя за «криворукость»… Знакомо? Поэтому просто признайте – да, это непросто и займет какое-то время, а ошибки, волнение – естественная часть этого процесса.
Поэтому – позаботьтесь о себе.
Сделайте небольшую паузу между работами, за которую Вы смогли бы не только немного отдохнуть, но и закончить насущные дела, требующие Вашего внимания – тогда они не будут отнимать Ваши драгоценные ресурсы в период адаптации.
Это, в свою очередь, поможет Вам, уже начав работу, выделять достаточно времени для отдыха. Отдыхать нужно – вопреки привычной установке «не расслабляться», вопреки традиции «на все вопросы
отвечать
посреди
горящего дома
». К счастью, есть способы отдохнуть и восстановится за весьма короткие промежутки времени – из общедоступных можно упомянуть релаксационные техники, которым вполне можно научиться. Физическую нагрузку, если она вошла у Вас в привычку, тоже не стоит забрасывать: ведь еще академик Павлов советовал в состоянии эмоционального напряжения «вгонять страсть в мышцы»: например, совершить длительную прогулку.
Что забирает энергию и приводит к стрессу
Наша психика устроена так, что мы способны получать радость от процесса работы. В тот момент, когда человек испытывает стресс, он сосредоточен на себе, своих переживаниях, и от этого не становится легче. Совсем наоборот. Работоспособность сводится к нулю, психологическое состояние ухудшается. Тогда, чтобы как-то сбалансировать собственное состояние, человек выплескивает свою неудовлетворенность, плохие состояния наружу, на коллег. Тем самым пытаясь хоть как-то справиться с собственным стрессом.
Какие негативные состояния характерны для обладателей различных векторов?
- Для людей с кожным вектором это может проявляться как излишняя требовательность, торопливость, чтобы другие делали свою работу быстро, самостоятельно. Нежелание помогать, вникать, безответственность со своей стороны, опоздания, невыполнение обязательств. Проявление злости, раздражительности к подчиненным или коллегам.
- Для людей с анальным вектором это может выглядеть как постоянные придирки к другим, неконструктивная критика или критиканство не по делу, излишняя зацикленность на деталях или мелочах. Также высказывание унижения или оскорбления в адрес коллег или руководителей, постоянные обиды, обвинение других, поиск правых и виноватых.
- Люди со зрительным вектором могут эмоционально раскачиваться, пытаясь привлечь внимание к себе. Заводят разговоры о том, как им сейчас плохо, что их не замечают, что им не помогают, не сочувствуют, не поддерживают. Таким образом хотят получить себе хоть каплю жалости, сочувствия, внимания.
- Человек со звуковым вектором начинает ненавидеть коллектив. В силу своего эгоцентризма воспринимает коллег недалекими или «придурками», считает себя выше других. В своей обособленности и неприязни отдаляется от коллектива еще больше. Замыкается на себе, своих внутренних переживаниях и ощущениях.
Когда в коллективе возникает нездоровая эмоциональная обстановка, то вместо выполнения поставленных задач происходит снижение работоспособности. Когда ты осознаешь свое плохое состояние, становишься способным справиться с ним.
Справиться со стрессом на работе можно быстро
Работа — это общее дело. В рабочем коллективе мы находимся среди других людей, у нас единые цели и задачи. Сначала мы что-то создаем на общее благо, отдаем от себя, а потом получаем взамен за наши действия. Для человека с любыми векторами важна связь с коллективом. Имея силу желания выполнить свою работу, ты отдаешь частичку себя, своей энергии коллегам по работе. Они, в свою очередь, делятся своей энергией. Тем самым, мы наполняем друг друга и становимся способными быстро справляться с любыми стрессами.
Как люди с разными векторами способны помочь своим коллегам справиться с негативными последствиями стресса.
- Руководителю с кожным вектором — уметь требовать в первую очередь с себя, выполнять свои обещания по отношению к подчиненным. Быть ответственным за других. Не оставлять работника наедине с нерешенной задачей.
- Человеку с анальным вектором вместо критики и обид — помогать коллегам, предлагать свою помощь в освоении навыков и умений, обучать. Именно такой человек способен детально и обстоятельно объяснять, что и как нужно сделать.
- Зрительному человеку переживать не за себя, а других наполнять положительными эмоциями. Создавать и поддерживать в коллективе доброжелательный эмоциональный настрой теплыми словами, уделять внимание тем, кому оно требуется, сопереживать и морально поддерживать.
- Человек со звуковым вектором должен стараться сосредотачиваться на своих коллегах, их мыслях, желаниях. Системно определять людей. Тогда вместо собственной неприязни и эгоизма будет возникать понимание единства общих идей и целей.
Когда включаешься в работу целого — коллектива, компании, не думаешь в этот момент о себе, тогда получится быстро и легко справиться со стрессом. Важно понимать, что от тебя многое зависит. Не отделять себя от коллектива. Ведь за любые действия и усилия всегда следует вознаграждение. Энергия подхватывает, когда делаешь что-то с удовольствием для других.
Разобраться, как справиться со своими проблемами, понять других людей быстро и получить гарантированный результат можно уже на бесплатных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.
Автор Ирина Квятковская Редактор Валентина Алабугина Корректор Ольга Лубова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Меняем работу: новая жизнь без стресса.
Сомнения, волнения и даже страх часто одолевают нас при выходе на новую работу. Две распространенные проблемы при этом — тревожность и трудоголизм. Разбираем типичные ситуации с практикующим психологом Татьяной Климиной.
Реальная история. Мария, 33 года, работает в сфере журналистики, в новой компании работает месяц:
«За последний год я дважды сменила работу. После нескольких лет любимого дела со свободным расписанием, мне пришлось дисциплинироваться и собрать всю волю, чтобы начать работать, как все – по определенному графику.
К этому я привыкла довольно быстро, сейчас меня беспокоит другое: чувство тревоги, неуверенность в себе и повышенная утомляемость. К 5 часам вечера я уже, как выжатый лимон. И это при том, что работа творческая, не у станка, коллеги адекватные и есть среди них даже приятные.
Первые дни перед приходом на новую работу, я клала под язык две таблетки глицина, чтобы не волноваться. Затем я придумала ритуал – приезжая к офису, несколько минут сижу в машине и настраиваюсь.
Наконец, придя в офис, не начинаю работу без чашки чая. Через 2 недели я бросила ритуал с глицином, уже почти не сижу в машине, но по-прежнему устаю и раздражительна.
- Как быть в такой ситуации?
- Сколько длится адаптация, и как ее пережить?
- Как сделать, чтобы утро каждого нового дня было более радостным?
Комментарий психолога: Тревожность, быстрая утомляемость и раздражительность Марии, обоснованы. Последний год она находится в состоянии хронического стресса: потеря любимой работы, неудачи на новом поприще. Как результат —заниженная самооценка. Теперь, когда ей снова, в очередной раз, нужно доказывать, что она достойна новой работы, прошлый неудачный опыт напоминает о себе тревогой (вдруг, что-то снова пойдёт не так) . Чтобы пережить это без потерь для своего психологического здоровья, необходимо понимать:
Адаптация к новому коллективу и новым условиям работы — процесс неизбежный, но временный. В зависимости от индивидуальных особенностей работника и специфики организации он занимает от двух до шести месяцев.
Выделяют три основных этапа вхождения в новый коллектив:
- адаптация: человек знакомится с правилами, принятыми в этой группе,
- индивидуализация: начинает проявлять свои сильные стороны, которые отличают его от других, но ценятся коллективом и поэтому воспринимаются положительно,
- интеграция: человек становится полноправным членом коллектива, при этом оставаясь самим собой.
Пять качеств, которые необходимо мобилизовать на новом месте работы:
- Профессиональные качества. Помните, чем выше профессиональный уровень, тем меньше период вхождения в новый коллектив.
- Стрессоустойчивость. Признайте: адаптацию нужно пережить, и для этого понадобится время, терпение, чувство юмора и поддержка друзей.
- Готовность идти на компромиссы и проявлять гибкость. Сложно иметь дело с чересчур категоричными людьми.
- Коммуникабельность. Почувствуйте себя “командным игроком” и проявляйте доброжелательность ко всем членам команды.
- Оптимизм. В любой, даже самой сложной ситуации не теряйте веру в то, что все будет хорошо.
Если период адаптации осложняется взаимоотношениями внутри коллектива, обратитесь за помощью к психологу.
Реальная история. Анна, 27 лет, менеджер в турфирме:
«Я много лет была менеджером по рекламе в одной компании, но поняла, что больше не могу заниматься рутиной и поскольку люблю путешествовать, решилась на новую работу, придя в туризм без всякого опыта. Работа мне нравится, но спустя уже почти 3 месяца после начала работы, я все отчетливее вижу, что она поглощает почти все мое время. У меня не остается ни времени, ни сил на общение с друзьями, не говоря уже о личной жизни. Выходных мне не хватает. И меня выводит из себя сама мысль о том, что я не могу распоряжаться своим временем. Хочется найти выход из этой ситуации, но чтобы это было не увольнение все-таки…
Правильный офисКак перестать нервничать на работе
— В России практика посещения психолога не то чтобы распространена. Что делать человеку, который по каким-то причинам не может обратиться к специалисту и вынужден справляться сам?
Отдых — это смена основной деятельности на принципиально противоположную. Очень важно не забывать, что когда мы «пользуемся» только головой, тело начинает страдать. Именно поэтому людям, работающим в офисе, важно время от времени переключаться на физический труд.
За рабочими заботами человек может перестать замечать мир вокруг себя. Пример: я сижу в кафе и отвечаю на вопросы, а при этом думаю о клиенте и в результате не обращаю внимания на то, что пью вкусный кофе, за окном лето, а на подоконнике — красивый цветок. В такой ситуации нужно вернуть себе опору на реальность, на жизнь здесь и сейчас. Для этого есть простое упражнение: заставлять себя замечать предметы в помещении. Кажется, что это ерунда, но когда находишься в состоянии сильного стресса, его сложно выполнить, так как мозг сужает сознание до точки тревоги. Важно в каждый момент осознавать, что чувствует тело, что видно и слышно вокруг. Со временем это упражнение помогает перестать целиком погружаться в проблему.
— А если речь идёт не о затянувшемся переживании, а о сиюминутной вспышке тревоги, что можно сделать, чтобы поскорее привести себя в норму?
Во-первых, важно выйти из ситуации в прямом смысле. Покинуть то место, где случилось что-то плохое, чтобы появилась дистанция между тем, что произошло, и собственными переживаниями. Дальше нужно дать себе возможность проплакаться, проораться — сделать то, что хочется. Если нет возможности сделать это сейчас же на рабочем месте, оставить зарубку на память, чтобы не забыть решить этот вопрос по приходе домой. Зачастую человек думает, что он сильный и справится со всем сам, если просто не будет думать о проблеме, а спустя время проявляется симптоматика, свидетельствующая об обратном. Отсюда растут корни процессов, которые мы называем неврозом.
— Правда ли, что невротические процессы и стрессы неизбежно отражаются на внешности?
— Лицо — это то, что человек не скрывает (за исключением восточных культур), оно отражает то, что мы хотим сказать миру. Если ваше послание «Я много работаю, я зарабатываю свой социальный статус большим трудом» — то и на лице это мгновенно отражается. Может быть и другой сценарий — человек не занимается своей внешностью и посылает сигнал «Я не хочу принимать себя».
Источник