Стресс перед школой у первоклассников

Сентябрьский стресс. Разбираем, как адаптировать ребенка к школе, и даем полезные советы родителям

Перешагнув порог школы, первоклассник попадает в совершенно незнакомые условия. Каким бы долгожданным ни был этот день, ребенка сначала ждет стресс и только потом — новые друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у малышей при адаптации к школе и как с ними справиться? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала специалист городского Центра здоровья Дарья Кравченко.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Сколько длится адаптация

Первое, что стоит запомнить родителям, — адаптация у всех людей проходит по-разному. Кто-то быстрее вливается в коллектив, знакомится с новыми условиями, а кому-то необходимо продолжительное время. Как правило, на то, чтобы приспособиться к новым условиям, у детей уходит от 2 месяцев до полугода.

Адаптация – перестройка организма на работу в изменившихся внешних условиях. Этот процесс включает в себя две составляющие: физиологическую и психологическую.

Физиологическая адаптация

В физиологической адаптации выделяют несколько этапов:

  • Острая адаптация. Она длиться первые 2–3 недели. Это самый тяжелый период для школьника. В это время организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем. В итоге в сентябре школьник может даже заболеть.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период организм ребенка находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
  • Относительно устойчивое приспособление. В это время организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Первые недели обучения

В это время у ребенка, как правило, заметны довольно низкие показатели координации различных систем организма между собой. Кроме того, период характеризуется низким уровнем работоспособности и, напротив, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы.

Начиная с 5–6-й недели обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности. Затем снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу школьных нагрузок.

К сожалению, иногда родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации и психологически давить на первоклассников. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к контролю поведения.Социально-психологическая адаптация

В период психологической адаптации у ребенка появляется новая социальная роль — ученика, что, несомненно, вызывает стресс и тревогу. Условно по степени адаптации учеников можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти малыши относительно быстро осваиваются в новом коллективе, общаться со сверстниками им нетрудно. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и приветливы.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: вчерашние детсадовцы не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем. Зачастую их реакция — слезы и обиды. Как правило, такие дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия ученики адаптируются к требованиям школы и учителя.

Третью группу составляют дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи и порой неадекватные требования педагога и родителей. Надо подчеркнуть, что недовольство взрослых, упреки и наказание за низкую успеваемость только ухудшают ситуацию.

В возрасте 6–7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном возрасте, столкнувшись с неудачами, ребенок испытывал обиду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 6–7 лет интеллектуальное развитие школьника, его способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Только родительская любовь и вера в своего ребенка помогут избавиться от подобных комплексов. Если воспринимать ребенка таким, какой он есть, поощрять за достижения и заслуги, напоминать о его талантах, но и не забывать о чувстве меры, можно помочь избежать развития комплексов при адаптации.

Читайте также:  Наши чувства это сигналы

Советы для родителей первоклассников:

  • Ребенок, особенно дошкольного возраста, привык считывать информацию со своих родителей. Поэтому перед походом в школу как никогда важно не нервничать самим.
  • Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе, необходимо установить с ним контакт. Интересуйтесь его чувствами, эмоциями, не обесценивайте их, оказывайте ему поддержку.
  • Важная задача — помочь ребенку сформировать положительные ожидания от школы. Воздержитесь от оценки преподавателей или одноклассников, школы и школьной программы, даже если негативная оценка обоснована. Создайте положительный образ школы в глазах у ребенка.
  • Замечайте достижения ребенка, даже если они незначительны. Не сравнивайте его с другими детьми.
  • Помогайте с домашним заданием, но в меру: давайте возможность почувствовать ответственность за работу, самостоятельность в действиях.
  • Постройте режим дня школьника. Составьте расписание с обоснованием его последовательности. Не забудьте выделить время для отдыха.
  • Если так случилось, что ребенок огорчен и молчит, — не допытывайтесь, дайте ему время успокоится и все рассказать самому.
  • Помните, что стресс — это нормальная реакция организма на любые изменения. Ребенок учится преодолевать трудности, важно научить его гордиться собой и не обесценивать прилагаемые им усилия.

Соблюдая эти несложные правила, можно если не избежать стрессовых ситуаций при адаптации ребенка к школе, то значительно уменьшить степень их влияния на детскую психику.

Смотрите также:

Источник

Тревожные и ранимые. Как помочь первоклассникам привыкнуть к школе

Подходит к концу первый месяц учебного года. Счастливые некогда первоклассники уже начали превращаться в ворчливых и недовольных всем семилеток. Как им помочь? И как помочь себе? Рассказывает наш блогер, психолог Елена Прудиус.

Стартовал новый учебный год, и в кабинеты детских психологов уже хлынул поток обеспокоенных родителей со своими новобранцами-первоклашками, которые никак не желают учиться. Вместо этого они горько плачут и отказываются остаться в классе без мамы.

Проблемы адаптации в школе могут быть у ребенка с любым типом нервной системы, просто проявляются они по-разному. Дети тревожные и ранимые попали первыми в поле нашего зрения, потому что их родители первыми забили тревогу. Эти родители, тоже, как правило, люди с тонкой душевной организацией, тревожные и с повышенной социальной ответственностью.

У этих детей снижен порог чувства тревоги и перехода тревоги в страх. И даже если им понравилась учительница и заинтересовали другие дети, самим, без посторонней помощи, им не справиться со своей проблемой. Их бесполезно стыдить и брать «на слабо» — от этого их эмоциональное состояние становится еще хуже, самооценка еще ниже, и адаптация устремляется к нулю.

У этих детей богатое воображение и пылкая фантазия. Именно это и поможет нам справиться с проблемой социального страха. Мы в нашем Центре детской экопсихологии применяем метод сказкотерапии в сочетании с социотерапией и телесно-ориентированной и игровой терапией. Хотя правильнее поменять их местами и на первый план выдвинуть социотерапию.

Социотерапия

Это полезный перевес отношений в микросоциальной среде ребенка, его семье. Ребенку важно быть твердо убежденным, что родители на его стороне, что они проявят и терпение и понимание и всегда останутся на его стороне. Например, в какой-то день, увидев, что ребенок настолько измучен своим страхом перед походом в школу, найдут возможность оставить его дома, чтобы уровень стресса не зашкалил за опасную границу. За этой границей снижается уровень иммунитета и ребенок всё равно останется дома с каким-нибудь респираторным заболеванием.

При этом очень важно поддерживать контакт с учителем и прислушиваться к рекомендациям. А также вовремя сходить на консультацию к детскому психологу. Лучше, если психолог работает непосредственно в школе и у него есть возможность наблюдать ребенка и динамику его адаптации. Такой родительско-психолого-педагогический тандем в свое время обязательно пойдет на пользу ребенку. Так как только взрослые могут создать по-настоящему экологичную социальную нишу для ребенка.

Читайте также:  Восстановление после сильнейшего стресса

Сказкотерапия

Самый простой и незатратный вариант — смотреть вместе с ребенком видеоролики со старыми добрыми и прекрасными новыми сказками. Еще лучше — взять хорошо иллюстрированные детские книги, по которым созданы мультфильмы. И вместе познакомиться с маленьким енотом, который боялся идти в ночную школу для лесных зверят, узнать, как мама одарила его своим поцелуем и надежно поместила его в ладошке сына (по книжке Одри Пенн «Поцелуй в ладошке»). Мы можем узнать, как маленький лама был в садике без мамы, а пингвиненок Маленький Клювик ждал свою маму из далекой экспедиции. А потом познакомиться с малюткой автобусом (по сказке английского писателя Дональда Бисетта «Про малютку автобус, который боялся темноты»).

Есть еще много прекрасных детских книг, которые помогают детям справиться в с проблемой страхов: «Маруся еще вернется» Ирины Токмаковой» и «Кулинарная книга людоеда» Григория Остера, его юмористические рассказы «Егор и его мурашки», «Человек с детским акцентом» из сборника «Легенды и мифы Лаврового переулка». А кто пройдет все эти предварительные этапы, может замахнуться и на «Школу ужасов» того же великолепного автора. Предупреждаю: последнее произведение только для хорошо подготовленных детей.

Знакомясь со всеми этими историями преодоления страхов, желательно избегать назиданий и морализаторства. Они чаще всего отвращают ребенка от продуктивного контакта и снижают уровень непосредственного воодушевления. Ему гораздо важнее ваше сочувствие и возможность вместе порадоваться тому, как персонажи постепенно преодолевают свой страх. Это значит, что и вы с ребенком тоже справитесь. Через некоторое время, большее, чем у других детей, но всё равно это однажды произойдет.

Игровая терапия

От теории переходим к практике, то есть к игре. У детей-дошкольников и младших школьников активно работает пралогическое, допонятийное мышление, антропологи и культурологи еще называют его магическим. На его фоне постепенно формируется логическое, характерное для взрослого человека, мышление, но именно магическое помогает маленькому человеку поверить в чудо, например, мама каждое утро перед школой дает новый поцелуй в ладошку, а папа крепко жмет руку, передавая свою силу.

Можно подарить ребенку небольшую вещицу — талисман, который станет для ребенка резервуаром его силы и смелости. Вспомните, родители, в вашем детстве Сейлор Мун из японского мультсериала восклицала: «Лунная призма, дай мне силу!» И превращалась в девочку-воина. И я помню девочек, робких и неуверенных, которым именно Сейлор Мун с ее призмой помогла стать смелее. Да, в детстве не только деревья были выше, но и вера в чудо сильнее. И лучшие авторы чуда — родители.

Телесно ориентированная терапия

Это тоже игровая терапия. Её цель — возобновить и увеличить ресурс чувства безопасности и защищенности, источником которого для детей являются их родители. Нарушение этого чувства у детей возникает в узловые периоды развития и в ситуациях интенсивных стрессов. Например, кризисы развития 3-х лет и 7 лет, рождение ещё одного ребенка, развод родителей или конфликтная ситуация в семье. Многие родители замечают, что в таких ситуациях ребенок как бы впадает в раннее детство, начинает сюсюкать, требовать к себе повышенного внимания, утрачивает уже сформированные социальные компетенции (самостоятельно одеваться, убирать за собой посуду, одежду). И сердятся на него за это, призывая перестать играть в «лялю», капризничать, и стать наконец нормальным ребенком.

А это не капризы, а психологическая защита — регресс вплоть до пуэрилизма — полной имитации поведения младенца. Смысл такой защиты — возвращение ребенка в безопасный и благодатный период раннего детства и даже внутриутробный период покоя и неторопливого размеренного развития. Нам самим частенько хочется попасть в такой персональный рай из той каждодневной гонки, в которой нам приходится участвовать, чтобы не сойти с дистанции и не остаться без средств к существованию. Но мы-то взрослые, а тут ребенок, которого без его сознательного понимания и решения включили в забег под названием «Школьные годы чудесные».

Читайте также:  Что делать если чувствую экстрасистолы

Поэтому большинство игр имитируют возвращение ребенка в счастливый и беззаботный период раннего детства, когда он пользовался надежной поддержкой папы и мамы. Другая часть — совершение подвигов преодоления страхов с надежной страховкой родителей. И еще — игры на отреагирование накопленного внутреннего напряжения и агрессии. У всех людей и всех детей происходит это накопление. Отреагирование в обычных штатных ситуациях сдерживается социальными запретами и приводит к невротическим и психосоматическим сбоям — тики, грызение ногтей и вырывание волос, боли в животе, навязчивые вздохи, частые респираторные заболевания, недержание кала и мочи и множество других нарушений.

Вот небольшой примерный перечень игр для семейной игровой и телесно ориентированной терапии:

  • Падение на руки родителей спиной — это на доверие.
  • Качание на руках обоих родителей.
  • Полет на ковре-самолете (покрывале, которое держат двое взрослых).
  • «Бревнышки» — перекатывание ребенка по ровной поверхности, он находится в расслабленном состоянии.
  • Поддержка и страховка на канате и «кочках» (по стульям с закрытыми глазами).
  • «Кот Базилио и лиса Алиса»: ребенок с закрытыми (завязанными) глазами. Мама бережно ведет его, как поводырь, позволяя ощупать руками разные вещи и детали интерьера, предупреждая в опасных местах. Второй ребенок подносит разные предметы для ощупывания, чтобы тот узнал наощупь.

Группа игр — на отреагирование агрессии и выход через мышцы и вокализацию гормонов стресса, которые создают у ребенка чувство тревоги и побуждают, например, к «лишним», навязчивым движениям. Последние на самом деле служат разрядкой накопленного напряжения.

  • Массаж воздушными шариками — все гоняются друг за другом и стараются ударить шариком.
  • Массаж и кидание подушками — аналогично.
  • Спарринг подушками и в боксерских перчатках.
  • Игра в бумажные снежки.
  • Игра в ловушки и серсо — с бросанием одним игроком шарика или кольца и ловля другим игроком ловушкой или шпагой.
  • Перетягивание каната (скрученного полотенца).
  • Выбивание «микробов» из дивана. Заодно на самом деле выбьете пыль: накроете диван или кресло мокрой и отжатой простыней, выбивать можно в боксерских перчатках или настоящей выбивалкой. Можно проводить по субботам, во время уборки.
  • Прыжки по пластиковым бутылкам (это в экологических целях, т. к. принимают пластик в сплющенном виде) — это прекрасно делают дети, просто получая удовольствие от прыжков и громких звуков схлопывания.
  • Прыжки на батуте или на старом матрасе.

Массаж и кидание подушками на самом деле помогает маме избавиться от собственной агрессии безопасным для ребенка способом. А еще уставшая мама может поиграть в королеву дивана: мама лежит, дети вокруг (или прямо на ней) играют. Под контролем второго взрослого дети могут ходить по спине родителя, лежащего на животе. Это хороший массаж. Только не прыгать, конечно!

Игры на поддержку и выход агрессии лучше чередовать. Завершать вечерние игры нужно обязательно играми на чередование напряжения и релаксации, чтобы снизить уровень возбуждения и подготовить к переходу ко сну. Например, стать ежиком в опасности и свернуться в плотный клубок, а потом ежиком в безопасности. Лиса ушла! А ежик расправил лапки и открыл животик, наслаждаясь свободой и покоем.

Также можно стать черепахами, которые спрятались в свой панцирь, а потом высунули голову и лапки и полежали на солнышке. Заодно и родители поучатся чередовать напряжение и произвольное расслабление через телесно-ориентированные практики. Нам это тоже ух как необходимо.

Это очень экономный для семейного бюджета подход к гигиене и экологии семейной жизни, когда взрослые, помогая своим детям, заодно занимаются профилактикой собственного эмоционального выгорания и дезадаптации. Хорошо, конечно, когда по месту жительства есть детско-родительская группа для еженедельных встреч, в которой можно играть под руководством игропрактиков и психологов.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Dmitrii Pridannikov

Источник

Оцените статью