- Как справиться со стрессом на работе: советы бухгалтеру
- Разбираемся с причинами
- Каким бывает стресс
- Мобилизуемся и не забываем переключаться
- Как бороться со стрессом. Советы психологов:
- Профессиональное выгорание бухгалтера: как вернуть интерес к профессии
- Личная история
- Когда теряется интерес к профессии
- Причины профессионального выгорания
- Профилактика профессионального выгорания бухгалтера
- Решить ситуацию без серьезных перемен
- Сменить сферу деятельности
- Или выбрать новый формат работы
- Шпаргалка
- Можно избавиться от стрессов в бухгалтерии, если научиться их предугадывать
Как справиться со стрессом на работе: советы бухгалтеру
Автор рубрик «Бухгалтерский клуб» и «Бухгалтерский дайджест»
Близится волнительный период сдачи отчетности: бухгалтерия находится в предстрессовом состоянии. Вы пытаетесь успеть все, сделать работу без ошибок и параллельно размышляете, как избежать излишних переживаний и справиться с ситуацией. Если вам это знакомо, то наша статья — для вас.
Разбираемся с причинами
В современном мире стрессовые ситуации в основном связаны с проблемами на работе. «Стресс у бухгалтеров несильный, но длится достаточно продолжительный период. А он оказывает куда более негативное влияние на организм, чем сильный, но кратковременный», — говорит психотерапевт Олег Кузин.
Для того чтобы побороть стресс, важно разобраться, почему он возникает. Основные источники стресса на рабочем месте — это повышенная ответственность, страх вызвать гнев руководителя, большие объемы работы, которые нужно выполнить в короткие сроки.
Каким бывает стресс
«Важно понимать, что отчетность — явление прогнозируемое, а значит, к стрессовым ситуациям в этот период можно подготовиться заранее», — рассказывает Светлана Ершова, завкафедрой психотерапии Восточно-европейского института психоанализа.
Специалисты выделяют два уровня стресса: эустресс и дистресс. При эустрессе организм осознает, что находится в ситуации стресса, мобилизует силы, чтобы решить проблемы. На этапе дистресса организм истощен стрессом, поэтому ему требуется помощь извне. Если вы будете понимать, что именно с вами происходит, то сможете реагировать нужным образом.
Мобилизуемся и не забываем переключаться
«При эустрессе нужно умело воспользоваться реакцией организма: подключить к работе обострившееся внимание и применить скорость реакции. А когда энергия закончится, не подбадривать себя искусственно, чтобы организм не подпитывался из других источников (личных интересов, физиологических потребностей). Как только момент спадения возбуждения от эустресса отслежен, необходимо сразу же переключиться на какую-то другую деятельность, которая восстанавливает душевные силы», — советует аналитический психолог Татьяна Каблучкова.
«В качестве профилактики стресса лучше всего использовать общение с друзьями, занятия новым хобби. А для того, чтобы выбросить накопившийся в организме адреналин, подойдут интенсивные физические нагрузки», — добавляет Олег Кузин.
Как бороться со стрессом. Советы психологов:
- Опирайтесь на опыт, свой или коллег: важно вспомнить, что отчетность уже сдавали много раз и это не смертельно.
- Переключитесь на другие сферы жизни, помимо работы.
- Научитесь выбрасывать адреналин с помощью спорта: пробежка по утрам или вечерние занятия аэробикой — каждый может выбрать увлечение на свой вкус.
- Поощряйте себя за проделанную работу: позвольте какую-нибудь приятную слабость: шоппинг, сладости или просмотр глупых, но веселых передач. Главное — не увлекайтесь.
- Научите свой организм различать состояние напряжения и расслабления, чтобы в нужный момент сосредоточиться на работе и быть уверенным, что вы готовы свернуть горы. В этом помогут аутотренинг и медитации.
- Придумайте себе «волшебное заклинание», особую фразу, настраивающую на эффективный результат.
- Перестаньте давать себе устрашающие установки: «должен», «обязательно». Поймите, что ваша жизнь не концентрируется только на работе, попробуйте отнестись к ситуации легче.
- Не забывайте про чувство юмора. Создавайте настроение себе и окружающим, общаясь с ними. Для поднятия духа на дверь прикрепите забавную табличку, например, «Не входить: идет подготовка отчетности!», «Бухгалтерия отвечает на запросы с такого-то числа. До этого времени вход воспрещен. Даже тем, кто ТОЛЬКО СПРОСИТЬ». Кстати, придумывание таких слоганов тоже доставит массу положительных эмоций.
Чтобы обезопасить себя от стрессовой ситуации накануне сдачи отчетности, вы можете оставить свой номер телефона на вкладке Организация-Настройки в Контур.Бухгалтерии. С этого момента вы сможете получать уведомления по смс, когда придет протокол проверки к отчету ПФР, ФСС или ФНС, а также когда поступит выписка из ПФР или ФНС.
Источник
Профессиональное выгорание бухгалтера: как вернуть интерес к профессии
главный бухгалтер, победитель конкурса «Лучший бухгалтер России»
Рекомендации тем, кто хочет работать с радостью, а не из-под палки
Личная история
Я закончил инженерно-строительный институт и пять лет проработал в строительстве. Но потом понял, что это не мое. Крутанул колесо фортуны и из строителя превратился в бухгалтера, а потом в главного бухгалтера.
- В один прекрасный день почувствовал, что накопленный профессиональный опыт требует расширения аудитории. Я начал писать статьи для профессиональных журналов и параллельно начал преподавать.
- Я старался никогда не доходить до стадии профессионального выгорания. Всегда действовал на опережение этого состояния. Как только чувствовал начальные признаки этого процесса, тут же начинал придумывать что-то новое и прогрессивное.
- Рекомендации в статье — практические ситуации из моей личной жизни.
Когда теряется интерес к профессии
- У новичков в первое время работы. Выучились, пришли в бухгалтерию, начали разбираться в документах. И вдруг оказалось, что перекладывать накладные в одну папку, а счета-фактуры — в другую, не так интересно. Романтика профессии улетучилась, задор ослаб. Появилось ощущение тотальной усталости от того, что делаешь.
- У опытных бухгалтеров. Вы уже отработали определенное время, набили руку, стали настоящими специалистами, но начинаете чувствовать, что вам тесно в тех рамках, которые определены должностными инструкциями или сложившейся у работодателя практикой. Чувствуете, что можете больше, чем делаете. Если в этот момент не начать думать о себе, ничего не предпринять для дальнейшего развития, может наступить неприятное последствие — профессиональное выгорание.
Причины профессионального выгорания
Эксперты называют несколько причин, почему человек, долгое время работая в профессии, теряет к ней интерес:
- Нет результата. Если вы перестали видеть результаты своей работы, значит, нет четких критериев между деятельностью и ее целью.
- Ответственность перед руководством. От этого никуда не уйти. За нарушения в учете бухгалтера могут оштрафовать по административно-процессуальному и уголовно-процессуальному кодексам. Несоразмерность ответственности, объема работ и размера заработной платы заставляет задуматься. Это несправедливо и приводит к чувству, что профессия не ваша.
- Несоответствие должности устремлениям. Вы чувствуете в себе большое количество энергии, запал, нереализованные способности и понимаете, что еще год-два — и затянет, засосет рутина, вы уже никуда не денетесь из этого кабинета.
- Дисбаланс в условиях и результатах. Вы тратите слишком много ресурсов: времени, физических и эмоциональных сил, — чтобы получить средний результат.
- Срочность заданий и большая нагрузка. Вечные авралы и задержки на работе в отчетный период, и все надо успеть сделать вовремя, правильно, сдать, утвердить — масса требований может вогнать в стресс.
В какой-то момент это начинает мешать не только работе, но и личной жизни. Вы отдали столько сил профессиональной деятельности и борьбе с негативными моментами, что не остается сил на дом, семью, хобби. Тут наступает момент, когда надо что-то поменять.
Профилактика профессионального выгорания бухгалтера
Решить ситуацию без серьезных перемен
- Попробуйте найти значимость в своей работе, испытайте гордость от того, что делаете именно вы: корректно начисляете заработную плату работникам, подаете отчеты ПФР и пр. Вы участник огромной цепочки социальной защищенности работников, и это важно. Если плохо выполните свою работу, то сотрудники столкнутся с серьезными проблемами, когда начнут оформлять пенсию.
Ощутите удовлетворение от того, что через какое-то время люди будут вспоминать о вас с благодарностью, потому что в пенсионном фонде все данные будут верными.
- Проявите самостоятельность. Подойдите к руководителю и попросите о дополнительных обязанностях, стажировке на другом участке работы, расширении функционала. К примеру, вы уже пару лет ведете учет основных средств, а попробуете участок нематериальных активов — он сложнее, но интереснее. Чтобы внести новое в свою работу, не надо даже уходить с предприятия. Все можно сделать, сидя за своим столом, без серьезных изменений. Но это будет важный шаг для вас. Он вернет уверенность в себе и повысит самооценку, возродит интерес к профессии, как и все новое.
- Разберитесь с эргономикой труда. Это отдельная наука о том, как организовать рабочие места, предметы и объекты труда, чтобы повысить эффективность сотрудников, создать им безопасные и комфортные условия. Проанализируйте, может быть, вам просто неудобно за офисным столом? Сидите спиной к окну или к проходу и достаточно переставить стол? Попробуйте иначе расположить монитор, настроить свет. Если замените кресло на ортопедическое, снизится нагрузка на спину, и вы будете меньше уставать.
Это внешние мелочи, но они позволят исключить раздражающие факторы без серьезных затрат, улучшат физическое и моральное самочувствие.
Сменить сферу деятельности
Если вы настолько устали от бухгалтерской профессии, что готовы на самые смелые изменения, есть два варианта:
- Пройти переподготовку, но остаться в экономике
- Сменить сферу деятельности. Может, вы хотите попробовать себя в госзакупках или даже в интернет-маркетинге?
Прежде чем решать, оцените задачи, которые придется выполнять. Вот несколько программ в Контур.Школе, где вы сможете получить документы об обучении и начать работать в новой сфере:
Или выбрать новый формат работы
И все же хочется верить, что большинство смогут после профессионального кризиса возродить интерес к бухгалтерской и экономической сфере. Делая шаг к решительным изменениям, проанализируйте все возможные варианты:
- Сменить работодателя. Совершенно нормально найти новое место работы, если старое перестало устраивать. Сейчас человек, меняющий работу чаще, чем раз в 10 лет, уже не считается «летуном». Современный подход — три года на одном месте. Такой человек воспринимается как стремящийся к развитию, новым компетенциям в разных отраслях бухучета. Это ценится больше, чем десятки лет в одной должности. Поменять работодателя и найти новый коллектив с хорошей зарплатой и комфортным кабинетом — это замечательно. Не надо этого бояться.
- Перейти на удаленную работу. Отличный вариант для тех, кто устал от коллектива, телефонных разговоров, постоянного шума, в то время как вам надо найти две копейки в оборотно-сальдовой ведомости. Попробуйте найти другую компанию, где лояльно относятся к надомной работе. Впрочем, вероятно вы сможете договориться и с нынешним руководителем.
- Уйти на фриланс. Это вариант для тех, кто не боится работать на себя. Вы самостоятельно ищете клиентов, ведете бухучет, сдаете отчетность. Это дает свободу в методах организации работы, количестве занятого времени, но не гарантирует стабильный доход.
- Зарегистрировать бухгалтерскую фирму. Выберите организационную форму: ИП или ООО — и начинайте работу. Помните, что нанимая сотрудников, вы начинаете нести ответственность и за их работу.
- Зарегистрировать себя как плательщика налога на профессиональный доход. Еще один вариант работы в одиночку на себя.
Какой бы вариант вы ни выбрали, главное определиться, готовы ли к полной ответственности за себя и свой заработок или комфортнее стабильность и четкое руководство. В любом случае профессиональный путь каждого — это всегда поиск лучшего: более высокой зарплаты, доброжелательного коллектива, свободы действий или внятного руководства. И неправильных вариантов в этом случае быть не может.
Если вы сомневаетесь, готовы ли отправиться в свободное плавание, хотите работать в одиночку или предпочитаете коллектив, скачайте шпаргалку в конце статьи. Это чек-лист, который поможет лучше понять себя.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Источник
Можно избавиться от стрессов в бухгалтерии, если научиться их предугадывать
Умение бороться со стрессами – навык, которым необходимо обладать всем. На семинаре я расскажу, как работать без переживаний, не теряя при этом эффективности. Не надо бояться, что более спокойная работа главбуха или бухгалтера и его позитивное мышление негативно скажутся на общем деле компании. Чем тревожнее и неувереннее чувствует себя человек, тем больше он подвержен неприятностям. Мысли материальны, и можно заставить себя мыслить позитивно.
Большинство стрессов надуманно.
Чтобы стрессы обходили стороной и в работе, и в личной жизни, надо научиться вести общение по принципу позитивной обратной связи. Начинать день с фразы «можно было бы сделать вчера и побольше», адресуемой подчиненному, более чем неконструктивно. «Как вы сегодня хорошо выглядите, а если бы еще и отчет вчера сделали, было бы еще прекраснее» – вот фраза, которая снизит уровень стресса в коллективе.
Умение бороться со стрессом, как и любой полезный навык, требует тренировки. Если каждый раз, когда хочется выразить свое неудовольствие, изобретать такие дипломатичные фразы, позитивное мышление станет не просто навыком, а жизненной идеологией. И все, что не нравится, можно будет доносить до людей в форме рекомендаций и пожеланий.
Важно понимать, что большая часть стрессов имеет субъективную природу. Человек выдумывает себе проблему там, где ее может и не случиться. Чаще всего эмоции на работе вызваны тем, как человек оценивает событие. Другой специалист на его месте мог бы оценить ситуацию по — другому, а значит, испытать меньше стресса.
Беспокойство по поводу предстоящей налоговой проверки – классический пример субъективной природы стрессового фактора. Для кого — то из главбухов проверки – это обычное событие, которое в принципе не вызывает никаких эмоций. А вот отсутствие нормальных условий для работы – тесное помещение, невозможность его проветрить, старые компьютеры – это объективные факторы, которые, вероятно, будут вызывать раздражение у всех.
Лучше гасить стрессы на ранних стадиях.
Стрессы имеют обыкновение накапливаться, а человек может даже не замечать этого. Сначала утром кто — то наступил на ногу в транспорте, потом магазин оказался закрыт, а чая на работе нет, подчиненные опоздали, директор не здоровается, платежка не прошла. Если нет внутреннего спокойствия, любые трудности, даже самые незначительные, могут вывести человека из себя. И в конечном итоге все эти факторы приводят к большому стрессу.
Чем более продолжителен стресс, тем хуже он переносится. На борьбу со стрессом нужна немалая психическая энергия, которая очень тяжело восполнима. Поэтому надо уметь видеть стрессовые факторы уже на стадии их появления.
Большинство наверняка знает, что IQ – это коэффициент интеллекта. Последние исследования психологов показали, что прямой зависимости между высоким уровнем интеллекта и успешностью в жизни нет. Оказалось, что для современного человека только 33 процента его успеха определяет интеллект, остальное – это умение управлять эмоциями. Считается, что для руководителей, в том числе главбухов, эмоциональный интеллект еще более важен. Ему отводится 85 процентов успеха дела, которым занимается руководитель. Для успешной работы нужно еще уметь разбираться и управлять эмоциями, не только своими, но и чужими.
Уровень эмоционального интеллекта EQ показывает, насколько это умеет делать человек. Именно на основе EQ строится большинство программ развития. Эмоциональный интеллект развить можно, а вот IQ практически нет: это по большей части врожденный показатель.
Сейчас есть множество тестов по определению EQ. Их несложно найти с помощью любого поискового сайта в интернете. Единственное, я советую не расстраиваться тем, чьи результаты теста будут невысокие. Во — первых, для того, чтобы определить реальный уровень эмоционального интеллекта, надо провести очень серьезный тест, организованный профессиональным психологом. А во — вторых, чтобы развить EQ, я бы советовала посетить специальные тренинги или почитать специализированную литературу. Если такой возможности нет, можно просто взять себе за правило прислушиваться к своим настроениям и определять, вызваны ли они страхом, переживанием или же, наоборот, радостью.
Раньше было принято говорить, что эмоциям на работе не место. Это не совсем так. Уже доказано, что эмоции влияют на процесс принятия бизнес — решений. Они помогают более комплексно взглянуть на проблему. Поэтому надо доверять не только разуму, но и своим ощущениям.
Как часто бывает, что бухгалтер правильно предугадывает: что -то не так с этим контрагентом или договором. Действительно, лучше не игнорировать интуицию. Психологи доказали: эмоциональная часть мозга работает быстрее той, что отвечает за интеллект. Это означает, что умение доверять эмоциям может уберечь от неправильных решений на работе.
Снизить уровень тревожности поможет «разбор» страхов.
Научно доказано, что в стрессовом состоянии человек может совершать в 40 раз больше ошибок, чем в нормальном состоянии. Несложно представить, какие последствия такая неточность может вызвать в работе и жизни главбуха.
У всех людей без исключения стресс развивается по одинаковому механизму. Просто относятся все к нему по -разному. Поэтому главный лозунг – не паниковать. Чтобы снизить уровень тревожности, надо не бояться взглянуть в глаза своим страхам.
Если тревожно перед налоговой проверкой, то надо просто сесть и представить, что может произойти, если по ее итогам инспекторы подготовят акт с доначислениями. В этом случае, вероятнее всего, будет суд с налоговиками или недовольство начальства. Но надо себя убедить, что все это не более чем часть работы, от которой никто не может себя обезопасить. Надо разрешить себе делать ошибки.
При работе с собственными страхами можно даже взять лист бумаги и прописать наихудшие варианты развития событий. Причем писать лучше до тех пор, пока воображение не исчерпает все возможные «ужасы». После этого можно придумать и подробно описать несколько сценариев развития событий. Это поможет расставить в голове все по своим местам, и страх, который чаще всего вызван неизвестностью, начнет уходить сам по себе.
Для каждого из описанных сценариев развития проблемной ситуации надо определить так называемую точку входа. Это признак, по которому станет понятно, что неприятности начались. Например, из налоговой инспекции позвонили и сообщили, что платеж по крупной сумме налогов до них так и не дошел и они уже начисляют крупные суммы пеней. С этого момента начало стресса уже «поймано». И бороться с ним в будущем будет намного проще. Лучше осознавать, какие ситуации причиняют беспокойство, чем потом долго разбираться, в чем причина затянувшегося стресса. К тому же, если знать, какие ситуации могут вызвать стресс, можно уже заранее продумать реальные пути выхода из проблем.
Надо терпимее относиться не только к своим промахам, но и к ошибкам коллег и особенно подчиненных. Именно с этими людьми приходится проводить большую часть своего времени. И если от них благодаря несдержанности руководителя будет исходить негатив, это непременно скажется на психологическом состоянии самого начальника.
Можно в любом препятствии видеть вызов.
Очень многое зависит от того, как главбух оценивает постоянно возникающие в его работе срочные задачи. Все появляющиеся внезапно дела можно воспринимать как препятствия и проблемы, а можно как вызовы. Например, генеральный директор утром сообщил, что его заместитель по финансам срочно уехал на переговоры за границу и выступать перед советом директором завтра, кроме главбуха, некому. Можно начать конфликтовать с директором или тихо переживать по поводу возможного провала, а можно обрадоваться тому, что появилась задача, которую раньше решать просто не было возможности.
В любой ситуации можно видеть позитив. Пусть иногда такие выводы и похожи на шутку, но они действительно помогают не зацикливаться на негативе. Вот несколько примеров позитивного взгляда на проблемы. Нагрянула проверка – с инспекторами можно наладить хорошие отношения и впредь работа пойдет легче. В последний день сдачи декларации по НДС нет времени ее закончить – можно отправить что есть, а потом уже, не торопясь, приготовить «уточненку». Директор перестал улыбаться – стал видеть в сотрудниках более серьезных людей.
И наконец, можно даже в уже разыгравшемся стрессе найти позитив. Ведь стресс – это реакция, которую приобрел организм человека для того, чтобы защищаться. Стресс в некотором роде мобилизует силы организма.
Полезно научиться сравнивать свои проблемы с теми, которые возникают у других. Все познается в сравнении – формула, которая подходит и для рабочих неурядиц. Например, можно повторять про себя: «По сравнению с отделом продаж наша бухгалтерия загружена гораздо меньше», «на моей прошлой работе проверки приходили к нам каждый год, зато здесь нам пришлось принять ревизию только один раз».
В то же время лучше не обобщать. Не надо делать вывод о человеке или предприятии только на основании одного эпизода. Если сегодня с кем — то произошел конфликт, это не значит, что в будущем он будет повторяться.
Для экстремальных ситуаций есть антистресс — алгоритм.
Но, безусловно, от стресса лучше избавляться не только самоубеждением. Я расскажу о системе, которой учат сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям. Им как никому приходится сталкиваться со стрессами на работе. Система подходит для борьбы с любыми, даже самыми стрессовыми ситуациями.
Вне зависимости от того, страх или злость мешает работать, надо обязательно прибегнуть к дыхательной релаксации. Я расскажу об одном очень эффективном упражнении* ( Про два других расслабляющих дыхательных упражнения можно прочитать в конспекте семинара Татьяны Курдюмовой в журнале «Семинар для бухгалтера», № 6, 2010, стр 82) . Оно называется «Дыхание в чрезвычайных ситуациях». Медленно вдыхая через нос, надо постараться опустить диафрагму как можно ниже и после задержать дыхание на 5– 7секунд. После этого, медленно выдыхая через полуоткрытый рот, воздух надо выпустить из легких. Выдохнув, надо сделать небольшую паузу и несколько раз подышать как обычно. Процедура повторяется два или три раза.
После дыхательной релаксации лучше приступить к мышечной релаксации. Очень приятное и несложное упражнение называется «Сборщик вишен». Оно предназначено для мышц рук, спины и плеч. Это, кстати, те места, где больше всего «скапливается» стресс. Итак, для начала надо прямо, но не напряженно сесть на стул, не отрывая ног от пола. Можно и просто встать. После этого обе руки надо поднять над головой и вытянуть как можно выше к потолку. Потом надо представить себя под вишневым деревом. Цель – сорвать высоко висящие вишенки обеими руками. Кисти рук будут сжиматься и разжиматься поочередно.
Есть несложное расслабляющее упражнение и для ног. Сидя на стуле, нужно поднять выпрямленные ноги перед собой и одновременно с этим потянуть на себя кончики пальцев. В таком положении лучше оставаться не меньше 5 – 10 секунд, затем опустить ноги на пол. Поначалу надо делать не меньше двух–трех подходов несколько раз в день.
Я очень не советую игнорировать дыхательные и мышечные упражнения. Они не панацея, но действительно одни из главных методов, позволяющих избавиться от стресса на начальной стадии. Наше тело аккумулирует стресс не хуже психики. Но чтобы упражнения давали эффект, надо делать их регулярно в течение нескольких недель.
Очень помогает массаж рук. Его можно делать до трех раз в день. Практически у каждого бухгалтера на столе есть крем для рук. Если круговыми движениями подушечкой большого пальца помассировать им в течение 20 секунд основание каждого ногтя левой рукой, то от стресса вообще может не остаться и следа.
После упражнений и массажа надо постараться переключить свое внимание на что -то нейтральное. Это поможет, как выражаются психологи, остановить внутренний негативный диалог. Для этого надо воспользоваться незатейливым правилом: «Что вижу – о том пою». Надо выбрать любой недалеко расположенный предмет и про себя описывать его. При этом лучше стремиться к безоценочности: говорить «книга красная», а не «книга полезная».
Очень эффективно выбрать для себя на рабочем столе какой — то «якорь спокойствия». Им может быть любой предмет: рамка с фотографией родственника, блокнот, любимая ручка. Периодически, еще до возникновения стрессовых ситуаций, надо смотреть на этот предмет и делать расслабляющие дыхательные упражнения и повторять, что этот предмет успокаивает. А когда надо избавиться от стресса, взгляд на этот предмет уже автоматически будет избавлять от неприятных ощущений.
И наконец, еще несколько простых, но эффективных правил, которые помогут справиться со стрессом. Не надо бояться хотя бы периодически слушать на работе легкую музыку. Можно и в наушниках, если не хочется беспокоить окружающих. Свет лучше держать включенным, а сидеть прямо. Но по возможности лучше вставать и прогуливаться по офису. Не советую пропускать обед, даже если занятость очень высокая. Даже сдача годового отчета не сравнится по важности с укреплением здоровья. А перерывы на кофе лучше делать без кофе. Зеленый чай тонизирует не хуже, зато не наносит вреда здоровью.
Чтобы самому избежать стрессов, лучше, чтобы окружающие их тоже не испытывали. Поэтому из своей речи надо максимально исключить слова, которые вызывают переживания у собеседника.К словам, провоцирующим конфликт, относятся в первую очередь те, которые выражают недоверие: «я вам не верю», «вы не разбираетесь», «вы со мной нечестны». Ни в коем случае не надо употреблять слова — угрозы: «вы еще пожалеете», «вы еще вспомните мои слова». По возможности из речи надо исключить слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «никто». Не принесут пользу, если надо наладить бесконфликтное рабочее общение, снисходительные выражения типа «успокойтесь», «вы умный человек, а поступаете…».
«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.
Источник