Стресс от детского плача

Как маскируется депрессия у детей

Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает «благоприятную» почву для развития детской депрессии.

А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.

В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.

Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:

  • тошнота;
  • боли различного происхождения;
  • упадок сил, вялость («нет сил», «еле дошла»);
  • нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
  • учащенное сердцебиение;
  • головные боли и головокружение;
  • нарушение аппетита.

И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.

Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.

Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.

Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.

Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.

Признаки детской депрессии у дошкольников

В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.

У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:

  • смерти близких, особенно матери;
  • одиночества;
  • темноты;
  • за свое здоровье, жизнь;
  • все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).

Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).

Как распознать детскую депрессию?

В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.

Читайте также:  Хобби спасает от депрессии

Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.

У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.

Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.

Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».

В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.

По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.

Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.

Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.

Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.

Признаки депрессии у подростков

Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.

Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.

Читайте также:  Депрессия это болезнь или синдром

Причины детской депрессии

Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.

Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.

Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).

Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.

Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.

Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.

Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.

У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.

Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.

Источник

Стресс от детского плача

Вопрос психологам

Спрашивает: Яна

Категория вопроса: Страхи и фобии

Здравствуйте! Моя проблема заключается в том, что я не понимаю, как выразить чувства, и не спровоцировать стресс после того, как я слышу детские крики. Замечаю это за собой второй раз в жизни — кажется, я не могу переносить детский плач. Однажды в общежитии мне пришлось оказаться рядом с ребенком лет 7, который постоянно капризничал, кричал и плакал, ругался со своей мамой. Я всё время чувствовала дискомфорт, не могла спокойно спать. Я съехала оттуда через неделю, так и не поняв, в чём была настоящая причина. Казалось, что я просто не смогла привыкнуть к этому месту. Но вот теперь я живу в квартире, надо мной — маленький ребёнок двух лет. И он плачет и кричит. Часами кричит. В любое время дня и ночи. А я не могу спать. Теперь стало ясно, почему я съехала в прошлый раз. Когда я слышу крики, появляется напряжение в теле, скованность, даже паника в какой-то мере. Я аудиал, мне не нравятся громкие звуки, но я могу спокойно переносить звук перфоратора, топот, лай собак, и падающие игрушки на ламинат. Мне не нравится, но я могу это переносить без особого напряжения. Но от криков ребенка с каждой минутой мне всё сложнее. У меня леденеют руки и ноги, появляется дрожь и сильное напряжение, не могу ничего съесть. Такие ощущения бывают перед экзаменами, например. Помогите, пожалуйста: что мне делать? Как понять, что это за эмоции, в чём их причина, и как мне их выражать, чтобы более спокойно переносить это, ведь ребёнок переставать не собирается, да и мне самой быть матерью однажды.

Читайте также:  Психосоматические проявления эмоционального выгорания телесные практики

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Стресс от детского плача

Ответов на сайте: 4267 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 83

Реакция тревоги и беспокойства на детский плач есть у очень многих людей. Я думаю, она изначально заложена природой в человека, чтобы спасать младенцев в случае опасности и с целью выживания вида.

Но есть еще один аспект — это мизофония, или по другому непереносимость, ненависть к определенным звукам. Мизофония вызывает раздражительность и гнев, вызывающие реакцию борьбы или бегства. Она может возникать на определенные звуки не зависимо от их силы. Даже тихий звук, например чавкание, может вызывать у некоторых людей приступ мизофонии. Ею по статистике страдает около 8-10% населения.

Если в вашем случае имеет место быть и одно, и другое, тогда и сложность ваших чувств вполне понятна. Страх, тревога, беспокойство, раздражительность и гнев в одном флаконе, это очень не просто. Желание убежать тоже вполне закономерно.

Мизофония (не путать с мизофобией) изучена не до конца и определенного лечения по ней пока не описано, но психолого-психиатрическое сообщество склоняется к тому, чтобы отнести эту проблему к неврастении. То есть к группе неврозов. А таким образом лечение должно проходить, таким же образом, как лечатся подобные расстройства.

Это всегда:
— цикл специальных бесед с психологом или психотерапевтом (курс с регулярностью встреч не реже раза в неделю), возможны как индивидуальное консультирование, так и групповая психотерапия.
— разнообразные упражнения по расслаблению и релаксации, дыхательная гимнастика, водные процедуры (жемчужные ванны или душ Шарко), занятия йогой или цигун, разные виды расслабляющего массажа.
— спокойные прогулки перед сном на свежем воздухе, режим дня, сна, питания, отдыха и нагрузки.
— в сложных случаях прием специальных препаратов для снятия острого состояния.

Яна, вы правы в том, что вам быть матерью и хочется подготовить себя к этому, иначе ваша особенность будет сильно мешать и вам и вашему ребенку.

Учитесь не только справляться со своим состоянием, но и понимать что с вами происходит, чтобы не пугаться собственной реакции и не избегать ее.

Желаю вам ясности мыслей и чувств.
Если у вас возникнет необходимость обратиться к психологу очно, я буду рада помогать вам в исследовании собственных реакций и преодолении тяжелых состояний.

Также можете почитать цикл моих статей о стрессе и водолечении.

Помогите, пожалуйста: что мне делать? Как понять, что это за эмоции, в чём их причина, и как мне их выражать, чтобы более спокойно переносить это, ведь ребёнок переставать не собирается, да и мне самой быть матерью однажды.

Вы правы в том, что понимаете, что для такой непереносимости должна быть причина, и звуки детского плача лишь «вытаскивают что-то неприятное на поверхность» и потому лишают Вас покоя. От этого спрятаться нельзя, можно лишь понять, что такое скрытое, невиидимое пока является причиной Вашего беспойства. Чтобы попытаться это понять, Вы можете воспользоваться практическими рекомендациями здесь: http://www.all-psy.com/stati/detail/4327/1/

Тот факт, что при этом у Вас есть сильные телесные реакции:

У меня леденеют руки и ноги, появляется дрожь и сильное напряжение, не могу ничего съесть.

Говорит о том, что проблема «сидит» глубоко внутри и самостоятельно Вам «разобраться» в ней, без помощи специалиста, не получится. Для этого нужны специальные терапевтические отношения, которые Вам дадут возможность увидеть причины и силы, чтобы это переработать. Подавленные чувства уходят в тело, и потому «научиться выражать чувства» очень важно, но не просто, т.к. необходимо сначала восстановить с ними связь и обрести для этого необходимые навыки и силы. Все это происходит в процессе работы с психологом. См. подробнее об этом здесь: http://www.all-psy.com/stati/detail/4046/1/

Все, что Вам нужно понять: хотите ли Вы дальше жить с этим всю жизнь или хотите что-то изменить здесь? Если Вы хотите изменений, то помните, что они могут быть сделаны только Вашими руками, но с помощью квалифицированного специалиста, в процессе совместной работы.

Всего доброго, Яна,

Кувшинов Александр Викторович, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург

Источник

Оцените статью