Стресс менеджеров по персоналу

HR в огне: синдром эмоционального выгорания

Apr 22, 2021 4:27:25 AM / Автор Yva.ai

Бизнес-тренер по управлению стрессом, HRD с 15-летним опытом, Натали Кальнер, выступая на форуме «Удержание персонала 2020», призналась, что за свою карьеру выгорала 5 раз 1 .

Парадоксально, но часто эйчар становятся «сапожниками без сапог». Они также подвержены профессиональному выгоранию, даже если обладают глубокими знаниями в области развития эмоционального интеллекта, инструментов профилактики и «терапии» профессионального истощения.

Предполагается, что HR априори адепт вовлечённости, лояльности и позитива. При этом, мало кто задумывается о его состоянии. Как и другим, ему свойственно уставать и истощаться.

Почему выгорают HR-ы? Как диагностировать профессиональное выгорание менеджера по персоналу? Что сделать, чтобы помочь выгоревшему сотруднику? Разбираем в новом материале Yva.ai.

Почему выгорают HR?

Порой сложно определить, с чего началось эмоциональное выгорание – хронический стресс на работе привёл к проблемам дома или домашние проблемы повлекли за собой сложности в работе?

Особенно, это касается HR-среды. В стрессовости она уступает разве что медицине, образованию и активным продажам.

«Нет ничего сверхъестественного в том, что HR-ы выгорают не реже, а то и чаще других сотрудников. Синдрому профессионального выгорания подвергаются самые инициативные, энергичные и продуктивные сотрудники», – рассказывает Натали Кальнер.

В компании HR зачастую выполняет роль «корпоративной зажигалочки». Он продвигает философию win-win, стремится объединить команду и настроить коллективную энергию на достижение целей организации.

Поэтому HR-специалистам важно быть внимательным к коллегам и отслеживать собственное состояние, чтобы не проморгать начало выгорания.

Как диагностировать профессиональное выгорание у HR-а?

«Если HR-у третий день не хочется работать, значит сегодня среда», – грустно шутит о выгорании бизнес-тренер, Вероника Коппек 2 .

Хорошо, когда компании заботятся о своих сотрудниках и устанавливают современные системы HR-аналитики, например, Yva.ai. Искусственный интеллект определяет первые признаки эмоционального выгорания, которые не заметит сотрудник. В остальных случаях остаётся надеяться на внутреннюю чуйку и внимательность коллег.

Вероника Коппек выделяет несколько ярких симптомов выгорания, которые настораживают и заставляют задуматься о своём психофизическом состоянии или самочувствии коллеги.

Эмоциональное истощение – это чувство безразличия ко всему: к работе, близким людям, здоровью и к жизни в целом. Человек сознательно дистанцируется от социума, сводит к минимуму личные контакты. Он перестаёт испытывать здоровое любопытство, теряет вкус к жизни, забрасывает увлечения.

В офисе сотрудник ведёт себя потерянно, не стремится достичь KPI, а когда «высота взята», не радуется. У HR-менеджера наблюдается эмоциональная бедность и безразличие к оценке работы коллег.

Снижается внимательность: опытный HR делает ошибки там, где всегда был уверен. Например, может «испортить трудовую» или забыть о встрече с кандидатом.

Люди – не роботы. Такое случается с каждым, но если ошибки становятся системой, то это может быть симптомом выгорания.

«Не понимаю, что со мной происходит?! С этими вечными дедлайнами я стал злым, как собака», – жалуется горящий рекрутёр. – «Убить всех хочется».

Дегуманизация проявляется в раздражении и ненависти к людям. Обидно, что со временем негатив распространяется даже на самых близких – супруга, детей, родителей. Человек мечтает сбежать, лишь бы его не трогали и не задавали вопросов. Он придирается к жене, кричит на детей, может разорвать отношения с родителями или друзьями.

Насторожитесь, если услужливый и дружелюбный менеджер по персоналу грубо реагирует на просьбы и предложения со стороны коллег.

Выгорающий HRD срывается на подчинённых. «Горящий» HR-менеджер конфликтует с коллегами и отрывается на кандидатах. Со временем такой сотрудник теряет связь с реальностью. Он глубже погружается в себя, выключается из рабочих процессов.

«Я ничего не успеваю, потому что всё время работаю», – как часто вы слышали эту фразу? Или, возможно, сами когда-нибудь так говорили? Если да, то вы в группе риска по выгоранию. Так считает Олег Травкин, врач-психотерапевт клиники Курпатова, автор книги «Бессмертный пони. Как не чувствовать себя загнанной лошадью на пути к успеху» 3 .

Рано или поздно наступает физическое истощение. Сил едва хватает на работу, а придя домой хочется заползти под одеяло и притвориться мёртвым. Возникает хроническая усталость и стойкая бессонница. Происходят метаморфозы с аппетитом – человек перестаёт есть или объедается до болей в животе.

Знакомое состояние? Если оно не вызвано точно диагностированной болезнью или весенним авитаминозом, то стоит всерьёз задуматься о синдроме эмоционального выгорания.

Физическое истощение проявляется в нежелании выполнять прямые обязанности и снижением скорости работы. Замедляются мыслительные процессы. То, что раньше давалось легко, теперь требует усилий. Работник срывает сроки.

Нарастает внутреннее сопротивление работе. Сотрудник внезапно начинает брать один за другим отгулы или больничные. Накапливается усталость, которая не проходит даже за выходные.

Все это негативно сказывается на самовосприятии человека. Возникают сомнения в собственных силах и способностях. Появляются мысли, что ты плохой HR, ужасный муж, никакая мать и, вообще, отвратительный человек. Это тяжёлое состояние, которое мешает человеку жить и работать.

Герберт Фрейденбергер, американский психиатр, которому мир обязан появлением термина «эмоциональное выгорание», определил 11 ключевых стадий выгорания.

Среди них можно отметить неумение отключаться от работы, чрезмерный трудоголизм, увлечение демонстрацией собственной значимости в команде, как качества, присущие человеку, который находится в зоне риска профессионального выгорания 4 .

Спасти рядового HR-а: что делать с менеджером по персоналу, если он выгорает?

Если ваш HR или вы находитесь на глубокой стадии профессионального выгорания , то разобраться с проблемой своими силами не получится.

Процесс зашёл слишком далеко. На последних стадиях выгорания физические и психологические проблемы начинают угрожать карьере, здоровью и жизни человека. Иллюстрацией служит нашумевший видеоролик о сорвавшемся сотруднике, который разнёс офисную технику.

Самое разумное, что можно сделать на поздней стадии выгорания – отправить HR-а к психотерапевту, который специализируется на эмоциональном выгорании.

На ранних стадиях помогите сотруднику справиться с выгоранием: сконцентрируйтесь на основных симптомах.

Нехватка энергии

Если выгорание проявляется нехваткой энергии, то человек ощущает себя «развалиной». Состояние бессилия начинается утром, до начала трудового дня. Одна мысль, что нужны силы, чтобы подняться с постели и отправиться в офис, повергает в хандру 5 .

Читайте также:  Почему после дня рождения плохое настроение

Очевидно, что HR-у необходима подзарядка. «Энергетическая батарейка» садится из-за нарушения баланса работы и отдыха. Работа 24/7, отказ от отпуска, потому что «никто не сделает работу так, как я» – ведёт к ресурсному истощению, стрессу и, если ничего не предпринимать, депрессии.

Чем помочь?

Организуйте тренинги по тайм-менеджменту и управлению EQ. Ирина Хакамада советует вести один планировщик, в котором вписаны все активности – рабочие задачи и личные дела в равном объёме. Удивительно, но если визуализировать поход в театр или на свидание в графике дел, они в 95% случаев будут реализованы 6 .

Увлечения и хобби, о которых HR, вероятно, забыл, станут источником энергии. Опросите сотрудников и узнайте, чем они интересуются вне работы. Может быть у них есть мечта, которую не получается осуществить из-за плотного графика.

А затем действуйте, экспериментируйте – организуйте кулинарный мастер-класс или занятие по живописи, курсы бачаты в офисе и т. д. Выходите за рамки, пусть стандартные инструменты профилактики выгорания вас не ограничивают.

Бодрости прибавится, если вовлечь HR-специалиста в социальные проекты. Во многих крупных организациях ведётся корпоративная благотворительная деятельность.

Предложите сотруднику поучаствовать в качестве волонтёра в спортивных, социальных, экологических и других активностях. Важно сохранить при этом добровольный и осознанный подход.

Отправьте сотрудника в краткосрочный отпуск «перезагрузиться». Это также будет полезно 7 .

Эмоциональное истощение

Если выгорание затрагивает эмоциональную сферу, HR становится безразличным к событиям в офисе, рабочие задачи не вызывают азартного желания их выполнить и перевыполнить. Он смотрит на «офисную движуху» как бы со стороны, без ощущения сопричастности. Активность коллег вызывает апатию и отстранённость.

Чем помочь?

Идеально подойдёт полноценный отдых. Отпустите HR-а в отпуск. Здорово, если сначала он будет пассивным и позволит сотруднику выспаться, прокрастинировать, а затем плавно трансформируется в активный досуг.

Если в компании действует фонд помощи сотрудникам в тяжёлой ситуации, то можно обеспечить выгорающего путёвкой в санаторий. Восстановление и удержание ценного сотрудника – чем не критически важное событие?

Психолог, если он есть в штате, поможет HR-у отрефлексировать и найти причину недуга. Научит ресурсной экономии, в частности, изменит коммуникационные акценты с модели «спасатель» на «партнёр», которая не требует высоких эмоциональных затрат и не влияет на эффективность сотрудника.

Экзистенциальный кризис

Этот симптом синдрома эмоционального выгорания начинается с расфокусировки целеполагания. Человек сомневается: ту ли профессию выбрал? Какую ценность несёт его деятельность? Может его предназначение в другом?

Чем помочь?

Мотивируйте HR-а участвовать в отраслевых бизнес-ивентах, развиваться как эксперт. Работодатель в данном случае убивает двух зайцев – расширяет карьерные возможности сотрудника, открывая новые возможности, и прокачивает бренд работодателя, транслируя корпоративный опыт по управлению человеческим капиталом во внешний рынок.

Никакого принуждения! Развивайте внутренних HR-экспертов через мотивацию и поддержку. Например, организуйте коуч-сессию с тренером по ораторскому искусству для HR-а, который хочет и может быть официальным «голосом компании».

С выгоранием, как с болезнью – легче не доводить, чем лечить. В качестве профилактики синдрома эмоционального выгорания рекомендуем работать над собой. Относитесь бережно к своему физическому и психическому состоянию, заботьтесь о здоровье.

Важную роль для человека имеют самореализация и взаимоотношение с близкими людьми. Это помогает черпать силы и вдохновение, необходимые в работе. Не отказывайтесь от встреч с друзьями и семейных прогулок по выходным. Они зарядят бодростью и придадут энергии на предстоящую рабочую неделю.

Развивайтесь – учите языки, осваивайте курсы. Находите время на личные интересы и хобби. Благодаря любимым занятиям, вы не потеряете позитивный взгляд и интерес к жизни. Заботьтесь о себе и о благополучии ваших сотрудников и тогда синдром эмоционального выгорания обойдёт вас стороной.

Источник

Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент

Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.

В то же время беспокоит данный вопрос не только обычных людей, желающих жить и работать без стресса, но и множество руководителей, менеджеров по персоналу и других специалистов по всему миру. Именно по этой причине сегодня в обиход входит понятие «стресс-менеджмент», идущее рука об руку с проблемой преодоления стресса на рабочем месте.

В этой статье мы с вами поговорим о том, что же такое стресс-менеджмент, а также узнаем, какие меры могут предпринимать организации и их сотрудники, чтобы снизить негативное влияние стресса, дольше сохранять продуктивность, поддерживать позитивный настрой и не чувствовать себя измотанным и смертельно уставшим от работы.

А на программе «Психическая саморегуляция» вы научитесь практическим приемам совладания со стрессом и сильными психоэмоциональными состояниями, чтобы сохранять спокойствие и в жизни, и на работе.

Что такое стресс-менеджмент

Для начала вспомним, что стресс является общей реакцией организма на сильное физическое или психологическое воздействие. Также под ним понимается угнетенное состояние организма и нервной системы человека. Что же касается стресс-менеджмента, то он касается именно стрессов на работе, которые согласно статистике, встречаются наиболее часто (кстати, другие интересные статистические данные мы освещали в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»).

Итак, термин «стресс-менеджмент» в России появился не так давно, и, как и многие подобные понятия, он пришел к нам с Запада. Какого-то общепринятого определения у него пока нет, но большинство психологов и специалистов по личной эффективности понимают его как управление собой при воздействии стресса, позволяющее преодолевать его последствия.

Мы думаем, что это вполне верная трактовка, и даже если мы возьмем в руки какую-нибудь современную книгу, связанную с преодолением стресса, мы увидим, что стресс-менеджмент толкуют именно так. Если же немного упростить трактовку, то получим, что стресс-менеджмент – это управление стрессом.

Процесс управления стрессом происходит по трем базовым направлениям:

  • профилактика стрессогенных факторов;
  • снижение напряжения от стрессогенных факторов, не поддающихся устранению;
  • организация системы преодоления последствий воздействия стрессогенных факторов.

Но, раз уж, согласно названию статьи, мы говорим о стрессе на рабочем месте, будет правильнее сузить область рассмотрения темы. И в профессиональной деятельности стресс-менеджмент имеет два основных уровня:

  • управления стрессом на уровне организации;
  • управление стрессом на уровне личности.
Читайте также:  Тесты ответ служат для оценки эмоционально волевых качеств школьника

Далее мы поговорим о каждом из этих уровней отдельно.

Управление стрессом на уровне организации

Управление стрессом на уровне организации предполагает изменение организационного климата и антистрессовую поддержку сотрудников в рамках специальных программ. Огромное значение на этом уровне имеет понимание отрицательных последствий влияния стресса, т.к. только с помощью него руководство организации и специалисты по работе с персоналом могут организовать мониторинг стресса и разработать меры по минимизации, смягчению и профилактике последствий стрессогенных факторов.

Формирование благоприятного организационного климата – одна из первостепенных задач эффективного стресс-менеджмента организации, ведь такой климат служит, пожалуй, самой лучшей профилактикой стресса вообще.

Если возникает стрессогенная ситуация, климат в организации способен либо усиливать ее воздействие, либо преобразовывать отрицательные реакции персонала в положительные. Интересно, что сложные ситуации могут благотворно сказаться на сплоченности коллектива и усилить его творческий потенциал.

Исходя из этого факта, руководство множества организаций сегодня принимает все меры для создания внутри своих коллективов атмосферы доверия и уважения друг к другу, причем это касается не только сотрудников одних уровней – конструктивные взаимоотношения выстраиваются и между руководителями и подчиненными.

Однако создать правильный благоприятный климат – задача не из легких, и огромную роль при ее решении играют «мелочи», кажущиеся на первый взгляд несущественными. Поэтому для достижения данной цели принято применять специальные методы:

  • организация системы обратной связи с помощью корпоративных средств связи (сайт, почта, пресса);
  • привлечение сотрудников к принятию важных для организации решений (реорганизация структуры, доработка технологического процесса и т.д.);
  • применение командных и проектных форм организации труда.

Большие надежды сегодня возлагаются также на корпоративные мероприятия, направленные на сплочение организации и усиление корпоративного духа, но этот подход уже не является чем-то инновационным – скорее его можно назвать стандартным. Поэтому специалисты предупреждают, что при его использовании можно столкнуться с разного рода трудностями и неприятностями.

Да, можно устраивать массу интересных и веселых праздников для сотрудников, но при этом не иметь налаженной системы обратной связи, позволяющей руководству иметь представление о потребностях персонала и персоналу осознавать реальные бизнес-задачи, которые ставит организация. Такая политика приведет лишь к тому, что сотрудники превратятся в потребителей развлечений и зарплаты, не берущих на себя никакой ответственности за то, что происходит в компании.

Пример, конечно, частный, но он прекрасно подчеркивает невозможность создания благоприятного климата при использовании стандартных схематичных подходов. Тем более здесь не берутся во внимание два важных принципа:

  • Принцип уважения к личности и предоставления ей прав и ответственности. Люди, занятые в компании, должны понимать ее главные цели и задачи, быть причастны к ее победам и достижениям, осознавать причины, по которым принимаются те или иные решения.
  • Принцип разработки мер по формированию благоприятного корпоративного климата. При этом должны изучаться настроения, интересы и потребности персонала. Понимание этих особенностей помогает подбирать оптимальные методы взаимодействия с сотрудниками посредством удовлетворения их основных потребностей.

Методики создания благоприятного климата описываются в специализированной литературе, посвященной исследованиями организационного климата. При правильном подходе благоприятный климат способен стать эффективной мерой по профилактике и смягчению стрессогенных факторов, а также способом релаксации и восстановления.

Также следует упомянуть еще об одном факторе стресс-менеджмента на организационном уровне. Им является предоставление персоналу большего объема ответственности за результаты своей деятельности. Но этот фактор будет действовать лишь в совокупности с четким распределением функционала и нагрузки, позволяющим предупредить как недостаточную загруженность, так и перегруженность работой.

Если сотрудники будут сами решать, что и как им делать во время работы, негативные последствия стресса уменьшатся в разы. Однако на практике осуществить это очень сложно, хотя некоторые способы все же есть. Например, плановые совещания по обсуждению задач с каждым конкретным подразделением.

Не менее важное значение имеет и перераспределение обязанностей. Конечно, оно возможно далеко не всегда, но менеджеры, занимающиеся управлением стрессом, об этом вопросе должны помнить всегда. А чтобы его решить, можно использовать самые разные рабочие ситуации, к примеру, увольнение одного из сотрудников.

При увольнении освобождается рабочее место, и это легко использовать как повод пересмотреть должностные инструкции и рабочие задания, чтобы сделать другие рабочие места более интересными для остального персонала, а также оптимизировать нагрузку. При этом применяются разные методы анализа работы, такие как экспертная оценка, хронометраж времени, фотография рабочего дня и т.д.

Еще одним отличным средством профилактики стресса на рабочем месте является внедрение гибкого рабочего графика. Минимизировать стрессовые нагрузки и повысить удовлетворенность трудом можно, если дать хотя бы части сотрудников возможность самостоятельно выстраивать свой график, исходя из производственной необходимости и функционала.

Кроме того, существенным организационным фактором, способным смягчить стресс на работе, служит социальная поддержка сотрудников, выполняемая непосредственными руководителями и сплоченными коллективами. Многие исследователи считают, что они играют роль буфера между людьми и стрессом.

Здесь важно заметить, что для оказания социальной поддержки осваивать антистрессовые программы в первую очередь должны менеджеры по управлению стрессом. Сегодня многие такие программы есть в зарубежных компаниях. Они включают в себя поведенческие и когнитивные методы борьбы со стрессами, а практика их применения показывает, что они снижают напряжение, улучшают сон и повышают сопротивляемость организма стрессам на работе.

Исследований на эту тему проводилось немало. К примеру, в Нидерландах проводился эксперимент, где принимали участие 130 человек. Он показал, что корпоративные программы по обучению персонала методам управления стрессами не только снижают нервозность, но и приводят к психологическому комфорту, повышают уверенность в себе и даже увеличивают производительность труда. Причем этот эффект сохранялся полгода, после чего нужно было просто применить антистрессовые методы вновь.

Для большей эффективности таких программ изначально можно обучать им более чувствительных сотрудников – в последствии они помогут своим менее восприимчивым к нововведениям коллегам научиться справляться со стрессами. А сопутствующее положительное влияние такого подхода выражается в существенной экономии средств на разработку и внедрение программ по управлению стрессами, а также в повышении статуса сотрудников, обучающих других людей.

Стоит сказать и еще об одном антистрессовом факторе – это фитнес-программы, предоставляемые сотрудникам организациями, – они позволяют укрепить физическое здоровье. Но это не единственное их назначение, ведь умеренные физические нагрузки, как известно, благоприятно влияют и на психику (подробнее об этом читайте в статье «Профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости»).

Однако данные программы отличаются важным нюансом – ответственность за посещение занятий, соблюдение режима и ведения здорового образа жизни лежит на самих сотрудниках. Если отследить посещаемость фитнес-программ людьми еще возможно, то принудить к их посещению возможным не представляется. Но если говорить более объективно, то внедрить в организацию методы управления стрессом и обучить им персонал в разы дешевле, чем организовать фитнес-программу.

Читайте также:  Депрессия бывает двух видов

Поэтому более эффективными все же считаются такие средства снижения влияния стресса как семинары, мастер-классы и тренинги, где сотрудники могут обучиться техникам расслабления и методам изменения поведения, овладеть навыками деловой коммуникации и полезным приемам поведения в конфликтных ситуациях.

Как видите способов управления стрессом на уровне организаций достаточно много, но эта информация все же более полезна управленцам и руководителям, нежели рядовым сотрудникам, которые просто каждый день ходят на работу и выполняют возложенные на них функции. На уровне личности пользы будет намного больше, если применять индивидуальные меры управления стрессами.

Управление стрессами на уровне личности

Профилактика, предотвращение и минимизация негативного воздействия стресса на рабочем месте на уровне личности достигается за счет прохождения специализированных тренингов. Они либо организуются руководством организаций, либо проходятся сотрудниками в индивидуальном порядке, т.е. самостоятельно. Одной из наиболее эффективных мер для достижения желаемого результата служит релаксация.

Польза релаксационных техник при работе со стрессом известна уже давно. Еще в начале 20 века специалисты при работе с пациентами учили их последовательной концентрации на разных частях тела, параллельно их напрягая и расслабляя. Задача состояла (и состоит сейчас) в том, чтобы сосредотачиваться на ощущениях, возникающих при расслаблении, что впоследствии позволяло достигать полного расслабления тела и психики.

Естественно, с того момента техники релаксации стали более усовершенствованными, и сегодня многие из них включают в себя два базовых подхода – аутотренинг и медитацию. Кстати, с некоторыми хорошими методиками вы можете познакомиться в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения».

Второй вариант программы-антистресс на индивидуальном уровне – это модификация поведения. В большей степени данный вариант необходим людям, отличающимся чрезмерной напористостью, повышенной активностью и постоянным ощущением аврала и загруженности. Но и всем остальным модифицировать поведение, конечно же, можно.

Модификация поведения предполагает, что человек начинает осваивать новые формы поведения – иначе реагировать на стрессогенные факторы и обстоятельства. Научиться этому можно, обратившись к специальной литературе, аудио- и видеоматериалам, тренингам, полезным статьям в Интернете.

Если же подобные задачи решаются на организационном уровне, любые мероприятия по разработке и внедрению соответствующих программ следует организовывать только после подробного изучения факторов и уровня стресса в самой организации. При этом менеджеры по управлению стрессом должны решить еще ряд важных задач:

  • Определить состав сотрудников для обучения: руководители это будут, сотрудники, наиболее подверженные стрессу, сотрудники с наиболее стрессовой работой или весь персонал вообще? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно отлично разбираться в особенностях каждой конкретной организации. Однако на практике доказана эффективность обучения антистрессовым программам конкретно управленцев. Плюс к этому один лишь факт внедрения в организацию антистрессовых программ не дает стрессогенной обстановке обостряться.
  • Определить содержание программы и субъекты обучения. Программа должна быть адекватной и надежной, а этого можно достичь, если в разработке будет участвовать экспертная группа (руководители службы по работе с персоналом, топ-менеджеры, линейные менеджеры). Такой подход помогает достичь баланса между основной программой обучения сотрудников и обучением стресс-менеджменту, а также позволяет оптимально выбирать специалистов, обучающих стресс-менеджменту (заметим, что последних стоит выбирать на конкурсной основе, чтобы понять, какие подходы они используют, убедиться в их профессионализме и оценить будущие затраты).

Нельзя забывать и о том, что для профилактики стресса на работе на индивидуальном уровне каждый сотрудник должен осознавать всю важность ведения здорового образа жизни, поддержания хорошего состояния здоровья и обеспечения себя надлежащим уровнем физической активности.

Именно поэтому высокой стрессоустойчивостью отличаются сотрудники тех компаний, которые предлагают посещать тренажерные залы и бассейны, организуют подвижные игры. Такие вещи позволяют людям становиться более выносливыми физически, поддерживают жизненный тонус, повышают запас энергии и иммунитет, снижают риск многих заболеваний.

И, подводя итог вопросу о профилактике и борьбе со стрессом на работе на уровне личности, отметим, что каждому человеку свойственен свой личный временной порог стресса. Кто-то способен работать при высоких нагрузках очень долго, при этом адаптируясь к стрессу достаточно легко и быстро, а кто-то даже при небольшой нагрузке быстро теряет работоспособность. Есть также и те, для кого стресс служит стимулом, и такие люди лучше всего работают как раз-таки в стрессовых условиях.

Эти особенности обязательно должны учитывать и руководители организаций при разработке антистрессовых программ, и сами сотрудники – чтобы правильно оценивать свои силы и подбирать оптимальные и эффективные методы повышения стрессоустойчивости (о некоторых мы писали в статье «Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения»).

Заключение

Сегодняшняя статья носит информационный характер, и мы уверены, что она будет полезна и тем, кому по роду деятельности приходится нести ответственность за подчиненных, и тем, кто желает повысить свою осведомленность по теме стресса на работе, ведь с помощью этих знаний разработать какую-то собственную программу по профилактике и снижению влияния стресса будет намного проще.

Если же вам не достает информации (а это, скорее всего, именно так), то советуем, во-первых, изучить все материалы, ссылки на которые уже даны в статье (в частности, статью «Стрессоустойчивость: как сохранять спокойствие и продуктивность»), а во-вторых, посмотреть другие наши материалы по этой теме.

Кроме того, сегодня есть огромное количество научной и научно-популярной литературы, рассказывающей о стрессе, его особенностях и методах профилактики и преодоления. Обратите внимание на следующие книги:

  • Е. С. Жириков «Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу».
  • А. М. Тюрин «Как избежать стрессов на предприятии».
  • Л. А. Китаев-Смык «Стресс и психологическая экология».
  • Б. Р. Мандель «Психология стресса».
  • Линда Джуэлл «Индустриально-организационная психология».
  • Джеррольд Гринберг «Управление стрессом».
  • Шэрон Мельник «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях».

Чтобы изучить стресс, понять, как он действует в профессиональной и повседневной жизни, и научиться эффективно с ним справляться, не принося вреда ни себе, ни окружающим, придется изучить немало дополнительной информации. Так что вышеназванные книги станут серьезной основой для ваших будущих исследований, а наша статья пусть послужит хорошим дополнением к ним.

Источник

Оцените статью