Стресс конфликт или конфликт стресс

Три стадии стресса

Стресс — одно из нормальных состояний организма, поскольку связан с повышением адаптационных механизмов. Стресс является неотъемлемым проявлением жизни. Стрессовые реакции филогенетически помогали человеку справляться с трудностями, поэтому в этом аспекте стрессовые реакции полезны. Однако, когда стресс имеет яркое выражение и длительное проявление, в таком случае он причиняет вред здоровью человека.

Виды стресса

По типу воздействия стресс бывает системным и психическим. Системный стресс отражает ответную реакцию организма на травмы, воспаление, инфекции и проч. Психический стресс сначала вызывает изменения в психо-эмоциональной сфере, а затем проявляется на биологическом уровне.

Наблюдения Селье

Ганс Селье считается родоначальником теории биологического стресса. Модель общего адаптационного синдрома Ганса Селье представляет чёткое биологическое объяснение того, как организм реагирует и приспосабливается к стрессу.

В своих исследованиях Селье заметил, что организм приспосабливается к внешним стрессорам с точки зрения биологической модели, которая пытается восстановить и сохранить внутренний баланс. В своей попытке сохранить гомеостаз организм использует гормональную ответную реакцию, которая непосредственно осуществляет борьбу со стрессором. Борьба организма против стресса является главной темой общего адаптационного синдрома.

Еще одно наблюдение, которое обнаружил Селье, заключалось в том, что стрессовые реакции имеют свои пределы. Ограниченный запас энергии организма для адаптации к стрессовой среде истощается, когда организм постоянно подвергается воздействию стрессора.

Три фазы стрессовой реакции

Общий адаптационный синдром — это модель, которая состоит из трёх элементов или фаз, которые описывают реакцию организма на стресс:

1. Стадия тревоги

На стадии реакции тревоги, сигнал бедствия посылается в часть мозга, которая называется гипоталамус. Гипоталамус обеспечивает высвобождение гормонов, называемых глюкокортикоидами.

Глюкокортикоиды запускают выброс адреналина и кортизола. Адреналин дает человеку заряд энергии: сердечный ритм увеличивается, кровяное давление повышается, уровень сахара крови также повышается. Эти физиологические изменения регулируются частью вегетативной нервной системы человека, называемой симпатической ветвью.

Надпочечники начинают активно вырабатывать повышенное количество кортизола и находятся в состоянии гиперфункции. Это состояние можно подтвердить, используя паттерн изменений в гормональном профиле слюны, при котором будут следующие показатели: повышенный уровень кортизола/нормальный уровень DHEA.

2. Стадия сопротивления

Во время стадии сопротивления организм пытается противодействовать физиологическим изменениям, которые произошли во время стадии реакции тревоги. Стадия сопротивления регулируется частью вегетативной нервной системой, которая называется парасимпатической.

Парасимпатическая нервная система пытается вернуть тело в норму: уменьшается количество вырабатываемого кортизола, частота сердечных сокращений и артериальное давление начинают возвращаться к норме. Уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.

Если стрессовая ситуация заканчивается, на этапе сопротивления тело возвращается в нормальное состояние. Однако, если стрессогенный фактор остаётся, организм остаётся настороже, чтобы бороться с его проявлениями.

Надпочечники адаптируются к этой стадии, уже используя механизм, называемый «захват прегненолона». Прегненолон является метаболитом холестерина и представляет собой исходное химическое вещество для производства как кортизола, так и половых гормонов, включая тестостерон. При изменении метаболизма прегненолона, уровень тестостерона, вырабатываемого в организме, снижается. При этой стадии, паттерн гормонального профиля в слюне будет представлен следующими показателями: повышенный уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

3. Стадия истощения

На этом этапе стресс сохраняется в течение длительного периода. Организм начинает терять способность бороться со стрессором и уменьшать его вредное воздействие, поскольку истощается вся адаптивная способность. Стадия истощения может приводить к стрессовым перегрузкам и к проблемам со здоровьем, если они не будут решены немедленно.

Читайте также:  Если скучаешь по мужчине он это чувствует

В этой стадии надпочечники больше не способны адаптироваться к стрессу и исчерпали свои функциональные возможности. Сначала при исследовании гормонального профиля в слюне будут выявляться нормальный уровень кортизола/низкий уровень DHEA (или уровень кортизола, характерный для гиперфункции и сниженной функции будет сочетаться с нормальным уровнем DHEA). Когда надпочечники исчерпают свои возможности, будут определяться: низкий уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

Если стресс продолжает воздействовать и далее, истощаются запасы кофакторов, которые необходимы для производства кортизола, вследствие чего организм разрывает механизм шунтирования прегненолона и вновь переключается на выработку DHEA. Такой паттерн будет представлен низким уровнем кортизола/нормальным уровнем DHEA.

Источник

Конфликт и стресс

Вы будете перенаправлены на Автор24

Стресс как причина конфликта

Стресс является следствием и причиной конфликтов. Стрессы и конфликты – это два явления, которые неразрывно связаны между собой. Стресс практически всегда сопровождает конфликты, причём как внешние, так и внутриличностные.

Конфликт является наиболее деструктивным способом развития социальных отношений, он возникает в процессе социального взаимодействия, а также в процессе борьбы структур личности. Помимо конфликта социальные противоречия способны разрешаться путём сотрудничества, компромисса, уступок или избегания.

Для того чтобы возник конфликт, необходимо наличие следующих трёх условий:

  • Наличие противоречия, столкновение интересов, тенденций, а также конфликтующих сторон.
  • Наличие противодействия, борьба оппонентов из различных сфер общения, поведения или деятельности
  • Оппоненты должны переживать негативные эмоции по отношению друг другу, которые вызваны конфликтом, психологическими стресс-факторами

Стресс может сопровождать не только межличностные, но и более масштабные социальные конфликты, например, возникающие между различными категориями социальных групп.

Когда человек ссорится с членом семьи, начальником, подчинённым, коллегами, он в обязательном порядке переживает стресс. Это связно с тем, что мы не можем защитить свои интересы никак иначе, кроме как путём вступления в конфликт. Однако стресс в конфликте может быть очень сильным. Так, около 30.000 людей в России ежегодно погибают вследствие возникновения конфликтов. Убийство, например, также связано с сильнейшим стрессом, причём как для жертвы, так и для убийцы.

Конфликты, которые возникают между малыми и средними социальными группами, также связываются со стрессом. Например, межгрупповая борьба, групповые драки между спортивными фанатами, забастовки, акты терроризма, различные акции протеста приводят к стрессам. Стресс в конфликтах такого масштаба может быть менее выражен, по сравнению с конфликтом между личностями. Однако он во всех случаях присутствует и может приводить к негативным факторам. Поэтому профилактика таких конфликтов является важнейшим условием предупреждение стресса. Профилактика конфликтов, таким образом, позволяет управлять стрессом. Чем меньше конфликтов, тем меньше стресса.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды стресса и управление стрессом

Конфликты различных видов выступают в качестве причин негативного характера. Так, проявление стресса на рабочем месте приводит к снижению производительности, ухудшает отношения в коллективе, снижает удовлетворённость трудом и отношениями с другими людьми. Стресс воспринимается нами как негативное явление, однако выделяют и положительный стресс, который связан с приятными событиями. Например, данные виды стресса наблюдаются при повышении по службе, в ходе праздника, отпуска и так далее.

Стресс выступает в качестве адаптивной реакции человека; его ответа на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие.

Основные причины, которые вызывают стресс на рабочем месте, следующие:

  • Факторы стресса, не связанные с организацией: это изменения в общественной жизни, в семейной и личной жизни, переезд на новое место, новые впечатления и так далее.
  • Факторы стресса, связанные с рабочей организацией: это стратегия, выбранная органами или администрацией организации, наличие организационной структуры, создание определённых рабочих условий и т.д.
  • Групповые факторы стресса: наличие или отсутствие групповой сплочённости, отсутствие взаимной поддержки в коллективе, наличие конфликтов между личностями и группами.
  • Индивидуальные факторы стресса. Данный фактор непосредственно связан с личностью работника.
Читайте также:  Когда жена чувствует себя ненужной

Для управления стрессом необходимо использовать индивидуальные и организационные методы. Индивидуальные методы предполагают применение физических упражнений, снятие напряжения каким-либо образом: осуществление самоконтроля поведения, использование когнитивной терапии также выделяют способы борьбы со стрессом в организации, к которой относятся создание в коллективе атмосферы взаимной поддержки, обогащение смыслового содержания работы, смягчения конфликтов в коллективе, прояснение организационных ролей, планирование работы и так далее.

Особенности стресса

Неприятные последствия стресса заключаются в том, что человек не может сосредоточиться, испытывает без причины усталость, которая проявляется мгновенно и видна невооруженным глазом. Стрессовая ситуация способна захватить и не отпускать, довести до серьезного заболевания.

Выделяют следующую динамику стрессового реагирования:

  • реакция тревоги, которая проявляется в срочной мобилизации защитных ресурсов организма;
  • фаза сопротивления, позволяющая организму бороться со стрессом;
  • фаза истощения, наступающая, если вторая фаза слишком затянулась, и интенсивная борьба приводит к снижению адаптации и возможностей организма, проявляется в различных заболеваниях.

На сегодняшний день физиологическая и биохимическая природа стресса довольно хорошо изучена. В частности, под воздействием стрессов в коре головного мозга начинает формироваться интенсивный и стойкий очаг возбуждения. Его появление запускает своеобразную цепную реакцию, в ходе которой возбуждаются важнейшие структуры головного мозга – гипоталамус, который, в свою очередь, взаимодействует с гипофизом. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого в надпочечниках выделяются адреналин и другие активные вещества, в т.ч. гормоны стресса. Выделение данных гормонов, в конечном счёте, ведёт к появлению всем знакомой картины: усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение кровяного давления и т.д.

Смысл стресса заключается в необходимости мгновенной мобилизации всех сил организма, которые необходимы для борьбы с врагом или бегства от него. Однако современный человек намного реже решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Именно поэтому стресс, который возникает у человека, не дает успокоиться нервной системе, будоражит организм. Если не потратить выработанные гормоны на физическую активность, то стресс будет иметь разрушительные последствия, однако современный образ жизни человека не всегда позволяет это сделать.

Рисунок 1. Конфликт и стресс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник

Психотерапевт рассказала, как справиться со стрессом и конфликтами на работе

РИАМО — 9 авг. Дисгармоничные отношения на работе могут привести к стрессу, тревожному расстройству или даже депрессии — состоянию, которое требует коррекции у специалиста. Спровоцировать душевное неблагополучие может как поведение руководства и коллег, так и личностные особенности самого сотрудника. О том, какие люди более подвержены стрессу на работе и что делать начальникам и их подчиненным для налаживания продуктивных взаимоотношений, в беседе с РИАМО рассказала врач-психотерапевт, руководитель центра ментального здоровья «Эмпатия» в Реутове Надежда Панова.

Стресс на работе: кто в зоне риска?

«Всем людям неприятны некорректные высказывания или несправедливые упреки со стороны руководства или соседей по кабинету с тяжелым характером, но тем не менее лишь у части людей эти проблемы вызывают сильный стресс. Кто эти люди? Чаще всего это те, кто не уверен в собственной ценности как сотрудника, кто испытывает так называемый синдром самозванца, что бывает даже при объективно хороших навыках», — рассказала Панова.

По ее словам, для таких людей любое замечание попадает на «больную мозоль» и подтверждает внутренние переживания.

Другая категория психологически уязвимых работников — это люди, испытывающие стресс по внерабочим поводам, имеющие различные бытовые сложности, например, ипотеку или единственные кормильцы в семье. Поэтому такие сотрудники очень боятся потерять работу и сверхчутко реагируют на любую критику.

Читайте также:  Любимый труд это радость

Эксперт добавила, что также сотрудникам приходится тяжело в том случае, когда стиль и темп работы не соответствуют их психотипу.

«Есть люди, чья нервная система требует стабильности, предсказуемости, они аккуратно изо дня в день выполняют одни и те же обязанности, знают их в совершенстве. Когда такой человек попадает в компанию с постоянно меняющимися проектами, задачами, где нет четкой системы оценки качества и требования к работе размыты, то они испытывают постоянный стресс», — рассказала Панова.

Аналогично азартным и творческим людям тяжело выполнять монотонную рутинную работу, в аккуратности они уступают более усидчивым коллегам, что порождает массу замечаний со стороны руководства.

Бывают и другие случаи, когда рабочая среда оказывается для человека психологически некомфортной. Например, есть люди, нуждающиеся в одобрении, для них простое отсутствие похвалы вызывает неудовлетворенность и стресс. Также есть интроверты, у которых к тревоге приводит излишняя публичность.

Что делать работнику?

Панова отметила, что справиться с конфликтами на работе помогут правила ассертивного поведения.

По ее словам, работнику нужно понимать, что такое деструктивное поведение начальника — это чужие эмоции и действия, которые невозможно регулировать со стороны и на которые не следует реагировать эмоционально.

«А вот наши мысли, эмоции и реакции на действия другого человека — это то, что мы можем выбирать и регулировать, чтобы не испытывать стресс. Основной составляющей ассертивности является самоуважение и уважение к другим. Если человек не уважает и не ценит сам себя, то и окружающие относятся к нему так же», — пояснила врач.

По ее словам, в общении с коллегами и начальством следует придерживаться трех правил — честность, открытость и прямота. Излагать свои мысли и объяснять чувства необходимо так, чтобы не расстраивать при этом партнера по общению.

«То есть важно не молчаливо терпеть некорректное отношение, а спокойно и корректно обозначить свою позицию по вопросу. Важно помнить о самоуважении и своей профессиональной ценности. С такой позиции обсуждение замечаний превращается в обыкновенный рабочий процесс, а не в повод для тяжелых переживаний», — отметила Панова.

Еще одно необходимое умение — слушать и стремиться понять точку зрения другого человека.

«Нередко мы, слушая собеседника, переходим от фактов к предположениям, домысливаем его мотивы и предполагаем последующие негативные последствия и эмоционально реагируем именно на свои домыслы. А ведь несколько уточняющих вопросов по существу помогли бы выяснить, что сердитый вид начальника не относится к вам лично, что он расстроен по другому поводу», — подчеркнула психотерапевт.

Правила для руководителей

Эксперт отметила, что в идеале руководители должны обладать хотя бы минимальными психологическими знаниями. Это позволит им осознавать тот факт, что эмоциональный комфорт сотрудника — залог его продуктивности, а значит, выгоден компании.

По словам психотерапевта, «правильный» начальник пытается адаптировать каждого сотрудника в коллективе и старается высказывать свои замечания в максимально корректной форме.

«Начальник-самодур, считающий, что имеет право на любое поведение, или просто человек, имеющий проблемы с контролем собственных эмоций и поведения — это бомба замедленного действия. У такого начальника люди не задерживаются, а те, кто остается, из-за постоянного стресса работают гораздо хуже, чем могли бы», — предупредила врач.

Вместе с тем умение прояснять проблемы и достигать договоренностей снижает уровень стресса для всех участников общения, заключила Панова.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Источник

Оцените статью