Факторы стресса у педагогов
Автор: Солодкая Инна Борисовна
Факторы стресса у педагогов
Солодкая И.Б., педагог-психолог
МАОУ СОШ №4, г. Покачи
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека.
Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности и группы.
Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.
С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, имеющей те или иные деформации и деструкции, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.
Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Работа учителя характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя.
Труд учителя сопряжен с большими психоэмоциональными затратами. Урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход; поддержать дисциплину в классе; доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения; проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.
В практической работе и обыденной жизни учитель часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые уроки, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством. Сумасшедший ритм жизни учителя, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.
Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности учителя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой- то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье учителей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования.
Стрессы — типичное явление в жизнедеятельности учителя и поэтому стрессоустойчивость является профессионально-значимым качеством его личности.
В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.
Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов. Многие исследователи (Л.М. Аболин, 1987; Г.Ф. Заремба, 1982; Л.М. Митина, 1992; С.В. Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, которые предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости учителя по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам.
Профессия педагога общепризнанно является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности [Горелова 2002, Митина 1998, Климов 1996, Подымов 1998, Cooper 1996 и др.]. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем к представителям других профессий типа «человек — человек», предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни.
Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.
Учитель в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии.
Труд учителя насыщен разного рода напряженными ситуациями, связанными с возможностью возникновения неадекватного эмоционального реагирования. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.
Поэтому психологами установлен факт высокой стрессогенности профессии учителя по сравнению с другими профессиями. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи учителя возложено множество общественных нагрузок.
К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.
Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности:
1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);
3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей
Стресс приводит также к синдрому хронической усталости как профессиональной деструкции в условиях «хронических стрессов нервной системы» (Э.В. Боллз). Хроническая усталость как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Человек страдает от физического и нервного истощения. Синдром сопровождается тошнотой, болями в мышцах, повышением температуры, перепадами в настроении, депрессивными явлениями и др. Дистресс косвенно провоцирует общую невротизацию личности учителя. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья — различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств. Стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности, называют профессиональным.
Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих. Нужно отметить, что стрессам в школе подвержены любые учителя. Учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит, рано или поздно, к эмоциональному взрыву.
Как разновидности профессионального стресса Н.В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.
Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.
Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.
Стресс усиливается, если учитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям родителей, коллег, руководства школы.
Профессия учителя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются за груженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей также представляют собой факторы, спо собствующие выгоранию.
В специальных исследованиях выявлено, что стресс является одним из механизмов профессиональной дезадаптации учителя, причиной многочисленных профессиональных деформаций. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального выгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности
Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении. Эмоциональное выгорание проявляется в следующих трех симптомокомплексах:
· эмоциональное истощение (значительное снижение эмоционального тонуса, нервнопсихическое изнеможение, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к работе, потеря представлений о ценности жизни и др.);
· деперсонализация (разрушение нормальных взаимоотношений с людьми, повышение негативизма, агрессии, бестактности и др.); редукция личных достижений (обесценивание достижений в профессии, снижение самооценки, самоуважения, чувство несостоятельности и др.)
В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгорания работников.
Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.
По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда
По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные. (Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С., 2005).
Также «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс (Форманюк Т.В., 1994) [13].
Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания, стресс и профессиональная дезадаптация личности. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Источник
Влияние стресса на профессиональную деятельность педагогов
Профессиональный стресс в деятельности педагогов – это состояние напряжения, возникшего в результате действия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, а также деформации личности и характерологических качеств индивида.
Профессия педагога сопряжена с большими психоэмоциональными затратами. Урок является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 40-45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых страшных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход; поддержать дисциплину в классе; доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения; проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи вызывают психоэмоциональное напряжение, так как требуют высокой степени ответственности. Как следствие возникает затяжная депрессия, хроническая усталость, повышенная агрессивность, эмоциональное выгорание.
Профессия педагога является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности. Со стороны социума к педагогам предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни специалистов. Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья.
У учителя в профессиональной деятельности часто возникают аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями, отсутствием возможности своевременно отреагировать на стресс, постоянным общением с людьми разных категорий. Педагогический стресс имеет накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшается качество труда.
Стрессам в школе подвержены все учителя. Учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит рано или поздно к эмоциональному взрыву.
Разновидности профессионального стресса
- Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.
- Эмоциональный стресс (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) является следствием неудовлетворенности работой, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.
- Коммуникативный стресс педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.
При долговременном профессиональном стрессе может наступить профессиональное и эмоциональное выгорание. Оно представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания и профессиональная дезадаптация личности.
Более детальное исследование стресса позволит регулировать факторы, влияющие на психическое и психологическое здоровье педагогов, а соответственно, на эффективность педагогической деятельности и на уровень образования.
Профилактика профессионального выгорания среди педагогов
Данная работа включает в себя такие подготовительные действия, как выявление собственного стиля реагирования на стрессовую ситуацию, расширение поведенческого репертуара, отработка навыков конструктивного взаимодействия с людьми в возможных «острых» ситуациях, работа по изменению неполезных установок, обучение техникам снятия напряжения.
«Скорая помощь» заключается в защите от нежелательного психологического воздействия партнёров по общению и представляет собой использование конкретных техник снижения напряжения.
Работа по самозащите включает в себя те действия, которые осуществляют уже после произошедшего контакта. Анализ ситуации, составление нового сценария для использования его в возможно повторяющейся ситуации позволяет человеку найти новые способы самозащиты. Также, третья ступень может включать психотерапевтическую работу по нормализации состояния человека.
Для нейтрализации и профилактики стресса можно использовать следующие способы:
- Физические методы (баня, закаливание, водные процедуры и др.).
- Биохимические методы (фитотерапия, ароматерапия, использование витаминных комплексов).
- Физиологические методы (массаж, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и др.).
- Психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия).
В рабочей ситуации более рационально использовать методы переключения внимания, в результате которых мозг получает небольшую передышку. Легкодоступные переключатели внимания:
- перерыв на чай;
- антистрессовые игрушки;
- расслабление тела путём чередования напряжения и релаксации.
Источник