Стресс это плохо потому что

Содержание
  1. Стрессы: их польза и вред. Способы активного преодоления стрессовых ситуаций.
  2. Стресс: как его распознать и что с ним делать
  3. Что такое стресс и чем он опасен
  4. Стресс лучше распознать в самом начале
  5. Когнитивные симптомы:
  6. Эмоциональные симптомы:
  7. Физические (соматические) симптомы:
  8. Поведенческие симптомы:
  9. Как люди реагируют на состояние стресса
  10. Как справиться со стрессом
  11. Откуда берется плохой стресс — семь факторов выгорания
  12. ⏱ Время прочтения — 7 минут
  13. Зачем нужен стресс
  14. 1. Эустресс, хороший стресс, повышает производительность труда.
  15. 2. Дистресс ― плохой стресс, он же выгорание, снижает производительность труда.
  16. Что вызывает дистресс
  17. 1. Завышенность требований
  18. 2. Дисбаланс усилий и вознаграждения
  19. 3. Потеря контроля
  20. 4. Интенсивность изменений
  21. 5. Неумелый руководитель
  22. 6. Слабая поддержка со стороны коллектива
  23. 7. Неуверенность в работе
  24. Вам также может быть интересно видео РБК Pro

Стрессы: их польза и вред. Способы активного преодоления стрессовых ситуаций.

  • 24 Января 2020 10:01

Количество просмотров: 5050

Стресс – это состояние физического и эмоционального напряжения, которое возникает в определенных ситуациях.

— мотивирует человека на работу и достижение высоких результатов;

— повышает физическую (человек в таком состоянии может творить чудеса) и

— повышает выносливость нервной системы, впоследствии каждый последующий стресс будет переживаться легче.

— может развиться сердечно-сосудистая патология: инфаркт, инсульт, гипертония, аритмия

— длительный стресс вызывает головную боль, может стать причиной бессонницы и депрессии;

— может появиться избыточный вес и ожирение за счёт повышения аппетита;

— снижается иммунитет, организм становится чрезвычайно восприимчив к инфекциям. Нарушается противоопухолевый иммунитет, что приводит к увеличению риска развития рака.

— развитие негативных психических состояний (нервозность, тревога, беспокойство, раздражительность, агрессивность).

Способы активного преодоления стрессовых ситуаций:

Каждый должен сам заниматься профилактикой стресса, потому как никто кроме самого человека не может сбросить накопленные негативные эмоции.

Отвлечение от стрессовой ситуации — необходимо подумать о чем-нибудь приятном (отдых, хорошее событие, личные достижения);

Снижение значимости события, вызвавшего стресс – пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».

Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия спортом, творчеством или любимым делом.

Умение расслабляться — расслабление приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.

Позитивное мышление — и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.

«Стресс – это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает». Г. Селье

Источник

Стресс: как его распознать и что с ним делать

Что такое стресс и чем он опасен

Стресс — это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов (физических, психосоциальных).

Почти все люди сталкивались в своей жизни со стрессом. Значительная часть регулярно испытывает соматические симптомы, связанные со стрессом, даже не догадываясь об этом.

Стресс подстерегает нас везде — начиная от собеседования у работодателя или первого свидания и заканчивая грудой нестиранного белья или болезнью ребенка. Сам стресс не всегда плох, потому что позволяет нам изобретать индивидуальные способы борьбы с жизненными трудностями, делает нас взрослее, закаленнее, умнее.

Однако, если стресс чрезмерен или чрезвычайно длителен, он может привести к прямо противоположному результату, и превратить нашу жизнь в настоящий кошмар. Стресс, превышающий по силе адаптационные возможности организма, называется дистрессом. Дистресс приводит к срыву защитных механизмов и возникновению физических заболеваний.

Часто мы не задумываемся над тем, все ли из того, что мы делаем, действительно нужно делать, — или лучше сказать себе: «Стоп». Мы обычно считаем, что просто выполняем то, что должен был бы на нашем месте делать любой нормальный человек. Как раз это и может вывести нас на путь хронического стресса, свернутый в постепенно закручивающуюся тугую спираль.

Стресс лучше распознать в самом начале

иначе его уровень внутри может вырасти до такой степени, что ни работа, ни отдых станут попросту невозможны. И это состояние очень быстро приведет вас к мысли о том, что, кажется, вы неизлечимо больны.

Вот симптомы стресса, по которым его можно опознать еще в самом начале.

Когнитивные симптомы:

  • Неспособность сосредоточиться и сконцентрировать внимание;
  • Восприятие преимущественно негативных сторон бытия;
  • Тревога или скачка мыслей;
  • Затруднения в принятии решений;
  • Трудности в освоении новой информации;
  • Постоянное беспокойство;
  • Кошмарные сны;
  • Постоянное чувство вины;
  • Неспособность к планированию своей жизни;
  • Забывчивость, неорганизованность

Эмоциональные симптомы:

  • Депрессия или ощущение отсутствия счастья;
  • Низкая самооценка: «Я одинок, ничтожен»;
  • Ощущение перегрузки, потери контроля над своей жизнью;
  • Частые слезы, мысли о самоубийстве как возможном отдыхе;
  • Удручение;
  • Апатия;
  • Раздражительность, вспыльчивость;
  • Ажитация, неспособность расслабиться
Читайте также:  Солнце поднималось над лугом невольно улыбаюсь от радости

Физические (соматические) симптомы:

  • Нервозность, «трясучка»;
  • Слабость, утомляемость;
  • Мышечные подергивания, тремор;
  • Боли, гипертонус мышц, спазмы;
  • Диарея или запор;
  • Тошнота, головокружение;
  • Боли в груди, тахикардия, брадикардия;
  • Частые простуды и прочие инфекции;
  • Снижение полового влечения, потенции или способности к сексу;
  • Частые отрыжка, метеоризм;
  • Необъяснимые приступы «аллергии»;
  • Набор или потеря веса при отсутствии изменений в питании;
  • Звон, жужжание, щелчки в ушах;
  • Холодные или потные ладони или ступни;
  • Сухость во рту, затруднения глотания;
  • Сжатие челюстей, скрежет зубов;
  • Выпадение волос
  • Акне (гнойнички на коже);
  • Сыпь на коже, зуд;
  • Онемение частей тела;
  • Приливы жара/холода;
  • Потливость; контроля
  • Покалывания в различных частях тела;
  • Снижения общего уровня энергии;
  • Головные боли;
  • Бессонница;
  • Изжога;
  • Панические атаки;
  • Чувство тошноты;
  • Учащенное мочеиспускание;
  • Затруднение дыхания

Поведенческие симптомы:

  • Изменение аппетита;
  • Чрезмерный или недостаточный сон;
  • Социальная изоляция, отгороженность;
  • Агрессивность, враждебность;
  • Острые реакции даже на обычные стимулы;
  • Оборонительное поведение или подозрительность;
  • Обсессивное или компульсивное поведение;
  • Нервное поведение (обгрызание ногтей, неусидчивость, постоянное движение);
  • Потеря потребности следить за своей внешностью, быть пунктуальным;
  • Заикание, быстрая или бормочущая речь;
  • Прокрастинация, пренебрежительное отношение к обязательствам, безответственное поведение;
  • Употребление алкоголя, сигарет, наркотиков для того, чтобы расслабиться;
  • Ложь или постоянные оправдания с целью объяснения недочетов и провалов в работе;
  • Увеличение количества мелких аварий или несчастных случаев, происходящих с человеком;
  • Чрезмерное увлечение азартными играми, импульсивные и необдуманные покупки;

Присутствие у вас одного или двух симптомов из этого списка еще не означает, что вы находитесь в состоянии стресса, но список ясно дает понять, что может наделать стресс, оставаясь нераспознанным.

Как люди реагируют на состояние стресса

Люди реагируют на состояние стресса тремя различными способами.

1. «Бей». Реакция на стресс в виде возбуждения, готовности к схватке, в виде агрессии с целью устранения источника стресса.

2. «Беги». Замкнутость, депрессия, уход в себя или в свой мир, диссоциация как реакция на стресс.

3. «Двойной» ответ. Человек застывает в напряжении и не имеет способа его выразить. Способность к действию парализована, а внутри человек крайне напряжен.

Как справиться со стрессом

1. Самый главный способ — избегать ненужных стрессов. Для чего вам вступать в перепалку в социальной сети или в очереди? Для чего лететь на отдых в далекую страну, где, по слухам, происходит смена власти? Дважды думайте, планируя свои действия и особенно когда вами руководят эмоции.

2. Попытайтесь изменить ситуацию. Получите совет, позовите на помощь, возьмите в руки палку — все, что изменит ситуацию в вашу пользу.

3. Если ситуацию изменить невозможно, пробуйте приспособиться к стрессовому фактору. Если стрессор — человек — посмотрите на ситуацию его глазами и поймите причины его поведения. Если стресс вызывает слишком сильная загруженность — старайтесь найти дополнительные ресурсы для обретения сил. В любом случае, для адаптации к стрессору, лучше рассказать о вашей ситуации кому-то, кто умеет слушать. Проговаривая ситуацию еще и еще раз, вы сможете увидеть то, что раньше оставалось в тени. И, может быть, изменить отношение к ситуации стресса. Хорошим ресурсом является выход из ситуации с полной сменой обстановки, деятельности, круга общения. При отсутствии возможностей для такого выхода — попробуйте прямо в вашей ситуации сделать что-то безумное, то, чего раньше вы никогда не делали. Зачастую это позволяет получить новый ресурс для адаптации.

4. Примите те вещи, которые вы не можете изменить. Муж пьет и не собирается бросать, несмотря на все ваши совместные разговоры и планы по этому поводу? Посмотрите уже на это открытыми глазами и скажите себе: «Стоп. Этого никогда не случится». «Да, я не красавец, но это не повод быть несчастным». «Да, у меня теперь нет (кого-то или чего-то), и, скорее всего, никогда не будет. Зато есть моя жизнь, друзья, работа, ит.д.» «Этот мир несправедлив со мной. Но он точно так же несправедлив со сногими. Тем не менее, он дал мне (то-то и то-то)». Это примеры принимающих утверждений, которые, несмотря на всю болезненность процессов осознания и принятия ситуации, обладают чрезвычайной целительной силой, высвобождая большое количество ресурсов и восстанавливая границы личности для дальнейшей полноценной жизни.

Есть еще несколько способов справиться со стрессом, — на первый взгляд выглядящих второстепенными, но на самом деле весьма действенных:

  • Смех. Когда мозг уже не может думать, просто отвлекитесь от ситуации посредством просмотра какой-нибудь хорошей комедии.
  • Массаж. В ситуации стресса тело находится в напряжении и массаж спины или ступней хорошо помогает справится с этим напряжением.
  • Немного побыть в одиночестве. Часто лучший способ, чтобы собраться с мыслями ипосмотреть на ситуацию по-новому. Примите душ, совершите прогулку, посидите в кафе, вздремните или просто поработайте в одиночестве. Передайте детей мужу (жене, бабушке, дедушке, няне), и побудьте несколько часов одни. Это мощнейший ресурс для восстановления внутреннего баланса.
  • Сделать что-то полезное для себя. Часто стресс усиливается от того, что вы чувствуете, что ситуация в вашем бизнесе, у вас дома, или ваша болезнь — вышли из-под контроля. Иногда парадоксальным образом в подобной ситуации может помочь приготовить обед, сходить в прачечную, навести порядок в доме или сделать маникюр, прическу или макияж.
Читайте также:  Ракицкий гипноз от депрессии исцеляющее воздействие

Итак, главное, что нужно усвоить — не пускайте стресс на самотек. Нераспознанные стрессовые реакции в организме со временем приводят к значительным сложностям в жизни и на работе, а позже — к соматическим заболеваниям.

И в заключение — тест на уровень стресса, разработанный американскими психологами.

Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.

Источник

Откуда берется плохой стресс — семь факторов выгорания

Автор: Василий Пигин, председатель компании-разработчика инструментов для оценки и развития персонала «TTISI Россия», HR-tech эксперт

⏱ Время прочтения — 7 минут

Вряд ли я кого-то удивлю, сказав о том, что выгорание крайне вредно для бизнеса ― из-за него снижается производительность кадров и растет их текучесть. Американский институт Gallup в своем исследовании о состоянии глобального рабочего места (State of the Global Workplace 2021) проанализировал данные по 116 странам, включая Россию. Выяснилось, что каждый седьмой из десяти сотрудников не слишком хорошо чувствует себя на рабочем месте, а 43% испытывают стресс. Я могу предположить, что процент гораздо выше: не все осознают, что находятся в стрессе, а некоторые стесняются в этом признаться. По оценке Gallup, выгорание и низкий уровень вовлеченности стоят мировой экономике $8,1 трлн в год, или почти 10% ВВП. Поэтому создание культуры благополучия сотрудников — это вопрос жизнеспособности бизнеса.

Зачем нужен стресс

Есть два вида стресса.

1. Эустресс, хороший стресс, повышает производительность труда.

Умение использовать его потенциал важно для развития компании, повышения мотивации сотрудников и их вовлеченности. Например, сотрудник находится в эустрессе ― тогда его волнуют и цепляют изменения, которые происходят в организации. Если руководитель вовремя заметит это и даст сотруднику возможность проявить себя, например, принять участие в разработке стратегии или выполнить какое-то ответственное поручение, то получит мотивированного, производительного и лояльного к компании человека.

2. Дистресс ― плохой стресс, он же выгорание, снижает производительность труда.

Обычно эксперты советуют людям, страдающим выгоранием, изменить образ жизни: правильно питаться, заниматься спортом, достаточно отдыхать и стремиться сохранять общий позитивный настрой. Все это, безусловно, полезно. Но, увы, ЗОЖ не устранит причину выгорания, он лишь поможет замаскировать его симптомы ― сотрудник «промучается» на работе подольше. Сложность состоит в том, что люди могут не осознавать или неохотно признаваться, что выгорели. Кроме того, чтобы справиться с проблемой, мало ее признать. Нужно понять причину и работать с ней точечно. Если провести аналогию с медициной: выгорание такая же болезнь, и, прежде чем лечить, нужно поставить правильный диагноз.

Что вызывает дистресс

Мы изучили факторы выгорания в организациях разного масштаба и направленности бизнеса и определили семь типичных.

1. Завышенность требований

  • Размытые должностные обязанности, избыточные требования.
  • Работа не сбалансированна по задачам, нагрузка и ответственность чрезмерны.
  • Рабочее пространство используется неэффективно.
  • Человек мало подходит для своей должности: он не склонен к работе, которую выполняет, и она ему трудно дается.
  • Определите четкие обязанности сотрудника и его объемы работы.
  • Проанализируйте, эффективно ли он использует рабочее времени и верно ли расставляет приоритеты.
  • Решите, какие дополнительные ресурсы и обучение нужны сотруднику для соответствия требованиям должности.
  • Составьте профиль каждой должности — опишите, какие компетенции нужны работнику на ней. Вычислите, какой кандидат более всего подходит для нее. Если сотрудник не подходит для своей должности, не мучайте его, а переведите на другую должность.

2. Дисбаланс усилий и вознаграждения

  • Сотрудник прилагает для выполнения обязанностей большие усилия и при этом получает мизерное вознаграждение. Вознаграждение ― это не обязательно деньги. Оно имеет различные формы: признание заслуг, возможность помогать другим, наполнение работы смыслом, повышение, получение новых знаний, личностный рост, возможность придерживаться своих принципов.
  • Если копнуть еще глубже, то дисбаланс возникает не только тогда, когда человек делает много, а получает мало. Сотрудник может иметь множество бонусов, но оставаться неудовлетворенным. Это означает, что его внутренняя мотивация принципиально не совпадает с вознаграждением. Например, если человеку важно публичное признание его заслуг, то даже большая денежная премия, которую руководитель вручает ему лично и наедине, будет радовать его недолго.
  • Мотивация человека формируется на глубинном уровне его ценностей, и это то, что на самом деле движет им и заставляет ходить на работу.
  • Выявите мотиваторы сотрудника и согласуйте их с вознаграждениями ― для этого существуют психодиагностические инструменты. Если мотиваторы кардинально отличаются от тех, которые предполагает его должность, лучше переведите сотрудника на другую должность.
  • Проведите коучинговую сессию, чтобы выяснить, какое вознаграждение за работу было бы идеальным для сотрудника, как он сам оценивает свои усилия и объем вознаграждения.
Читайте также:  Как вы себя чувствуете лучше чем бубликов

3. Потеря контроля

  • Слишком большой уровень ответственности и недостаточность полномочий. Ощущение бессилия ― человек чувствует, что не справляется, и не может это изменить.
  • Размытость функций и обязанностей. Сотрудника не слушают. Никто не понимает, что он делает на самом деле.
  • Создайте обстановку, при которой человек может сам принимать решения и предпринимать действия, связанные с должностными обязанностями.
  • Оцените способности и навыки сотрудника ― достаточно ли их для его должности.
  • Развивайте лидерские качества подчиненного.
  • Помогите ему повысить эмоциональный интеллект.

4. Интенсивность изменений

Изменения в организации — от перестройки организационной структуры до введения новых правил и процедур — по-разному влияют на людей. У многих возникают опасения, смятение и неуверенность. Когда изменения непонятны или о них не информируют должным образом, уровень выгорания неизбежно повышается.

  • Обеспечьте высокий уровень прозрачности в организации ― постоянно устно или письменно информируйте сотрудников о том, что происходит, зачем это нужно и что для этого требуется. Показывайте динамику изменений.
  • Проведите стратегические сессии на разных уровнях: среди топ-менеджмента, в департаментах и отделах.
  • Организуйте тренинги по командообразованию.

Почему мы откладываем жизнь на потом и как выйти из этого тупика
Что такое синдром отложенной жизни, чем он опасен, как приводит к ангедонии, когда уже невозможно ощущать удовольствие ни от чего, можно ли выйти из этого состояния и как, разъясняет психолог Александра Прицкер
Читать на РБК Pro

5. Неумелый руководитель

Часто говорят, что сотрудники нанимаются в компанию, а бегут от руководителя.

  • Требования руководителя к подчиненным выходят далеко за пределы разумного.
  • Руководителю не хватает опыта для понимания сотрудников и гармоничного влияния на них.
  • Обязанности руководителя и сотрудников размыты.
  • У руководителя недостаточно развиты технические навыки планирования и организации.
  • Выясните, к какому стилю лидерства вы склонны. Пройдите обучение по стилям лидерства и способам делегирования обязанностей.
  • Четко определите свою роль и приоритеты, а также роль и приоритеты сотрудников.
  • Пройдите обучение навыкам коучинга персонала. Научитесь вовремя хвалить подчиненных.
  • Поговорите с каждым сотрудником с глазу на глаз. Обсудите, какая поддержка ему требуется. Можно ввести для этого еженедельные пятиминутки.
  • Организуйте групповую сессию по командному взаимодействию.

6. Слабая поддержка со стороны коллектива

Между коллегами нет взаимопонимания. Они не помогают друг другу, искажают или замалчивают информацию, конфликтуют, сплетничают и ведут подковерные игры.

  • Разъяснить участникам коллектива их роли. Объясните, какую пользу каждый из них приносит в команде. Распишите стандарты командного поведения.
  • Оцените особенности поведения сотрудников в коллективе. Используйте для этого методику 360 градусов.
  • Проведите командную сессию или тренинг для повышения навыков работы в команде, согласования ролей и стандартов поведения.

7. Неуверенность в работе

  • Сотрудники не понимают, как могут развиваться в компании.
  • Карьерный рост слишком медленный или отсутствует вовсе.
  • Сотрудникам непонятны перспективы компании: как она развивается, насколько стабильно ее положение.
  • Сотрудники слишком быстро продвигаются по службе ― они не успевают получать профессиональные навыки, которые требуются для должности, или усваивать большие объемы новой информации.
  • Спланируйте возможные карьерные траектории и перестановки в организации.
  • Оцените способности и навыки каждого сотрудника. Разработайте индивидуальные планы развития. Cоздайте кадровый резерв.
  • Объясните пути эволюционного развития компании, например, на стратегической сессии.

В заключение я хочу привести одну из главных мыслей того же исследования Gallup, о котором упоминал вначале. Работодателям нужны энергичные сотрудники, которые целеустремленны и устойчивы, то есть те, что вовлечены в работу и благополучны в жизни. Когда это так, то риск выгорания значительно снижается. Новая метрика организационного успеха: вовлеченность сотрудников плюс благополучие. А семь факторов, о которых я рассказали, помогут понять, в каком из направлений есть признаки неблагополучия.

Вам также может быть интересно видео РБК Pro

Простые способы сохранить здоровье при сидячей работе
Спикер: Александра Безроднова, социальный психолог, тренер, бодимайнд-гештальт-терапевт.

  • Почему важно правильное положение тела.
  • Как помочь себе принять правильную позу.
  • Как оборудовать рабочее место.

Источник

Оцените статью