Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 5
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
Вопросы для обсуждения
• психические процессы и состояния человека;
• антропогенные опасности, особые психические состояния;
• экология психики личности, методы повышения безопасности.
Ключевые понятия темы:
психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность.
Научная классификация причисляет человека к представителям животного мира. Все представители различных рас и популяций относятся к единому виду Человек разумный. Учёные уже нашли около 1500 морфологических признаков, но которым можно сравнить человека и человекоподобных обезьян. Из них совпадает только треть признаков, более 300 признаков встречаются только у людей, остальные признаки имеют как сходство, так и специфические различия. Медико-биологические подходы рассматривают в основном физическое тело человека, функционирование которого (физиология) аналогично функционированию организма приматов. Все новые лекарства проверяют на животных, чтобы совершенствовать способы борьбы с болезнями людей.
Традиции древних культур разных народов в качестве важнейшего отличия человека от животного называют наличие души, которая способна болеть, плакать, петь, грустить, ликовать. Совершенствование души рассматривается как главная миссия человека в земной жизни. Именно душевная работа позволяет человеку жить по-человечески: быть милосердным, гуманным, добрым, поступать в жизни по совести, стараться созидать, творить добро в сложном и противоречивом мире людей. Именно совесть — главная нравственная основа душевной организации человека. В каждый момент жизни человек делает выбор: жить или не жить по совести.
Основные мировые религии называют тело человека храмом, в котором душа и разум должны быть едины, жить в гармонии и творить добро. Сильные переживания истощают душу и могут привести к болезням. Душу невозможно увидеть, поэтому её лечить труднее, чем тело. Во многих вероисповеданиях считается, что лечить нужно сначала именно душу, а затем тело. Прошедшее столетие дало жизнь науке психологии, которая выявляет законы жизни психики и разрабатывает способы психологической помощи людям.
Психология (от греч. psyche — «душа», logos — «наука», «учение») — ото область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, свойств и состояний живых организмов. Психические процессы и состояния обеспечивают динамичное отражение действительности, поэтому являются основой психической деятельности человека.
В психологии выделены следующие отрасли знания: психолингвистика, психология труда, инженерная психология, психология безопасности и др. Инженерная психология исследует процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, чтобы разработать эффективные требования, нормы организации безопасности деятельности в системах «человек — машина», «человек — техническая среда» и др. Психология безопасности изучает психические процессы, разрабатывает меры защиты человека от антропогенных опасностей, вызванных психическими состояниями как самого участника несчастного случая, так и других людей.
Психическая деятельность человека (психика) — функция головного мозга, которая формирует как непосредственное представление человека об окружающей действительности, так и опосредованное — на основе умозаключений и суждений (мыслительной деятельности). Психическая деятельность включает процессы чувствования (восприятия, ощущения) и мышления (память, внимание, волю, логику, интуицию). Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.
Психический процесс имеет физиологическую основу — функциональные системы, управляющие жизнедеятельностью и адаптацией организма человека к среде обитания. Имеется множество психических процессов, похожих у человека и приматов, но различий гораздо больше. Это прежде всего членораздельная речь, позволяющая развивать не только ассоциативное мышление, но и логическое, аналитическое, абстрактное. Человек способен осознавать себя, развиваться, изменять себя и мир вокруг себя. Психические состояния человека отличаются разнообразием, длительностью и силой проявления.
Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех элементов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (через психику) с внешней и внутренней средой в конкретной ситуации жизнедеятельности.
Различают следующие психические состояния: бодрость, усталость, агрессия, эйфория, скука, депрессия, апатия, переживание, печаль, радость и др. Своеобразие течения психических процессов определяется индивидуальными особенностями личности: наследственными и приобретенными в социальной адаптации. Психические состояния в конкретный момент могут положительно или отрицательно влиять на качество психических процессов и психической деятельности людей. Это важно учитывать, чтобы эффективно управлять собой, своими психическим состоянием и состоянием других людей.
В середине XX в. американский психолог, нейрофизиолог Р. Сперри открыл явление полушарной асимметрии мозга. Учёный доказал в эксперименте разделение психических функций между полушариями мозга: левое полушарие назвали «мыслитель» — оно организует процессы логического и абстрактного мышления, речь, оперативную память; правое полушарие назвали «художник» — оно организует чувственное образное целостное отражение мира, управляет развитием задатков и способностей в разных видах искусства. Гармоничное развитие психических процессов обоих полушарий является залогом успеха человека в выбранном виде деятельности. Травма одного полушария может навсегда лишить человека достигнутых им успехов в конкретной деятельности (например, музыкального слуха или нормальной речи).
Определяющим фактором в развитии психики является осознанный труд и постоянная разнообразная мыслительная деятельность. Психология разрабатывает гигиенические рекомендации по экологии психики — экологической культуре управления чувствами и эмоциями, мыслительной деятельностью.
Сегодня уже достаточно полно изучены физиологические особенности работы нервной системы человека. Установлено, что нервная система состоит из двух функциональных отделов: соматической и вегетативной систем. Соматическая нервная система подчинена воле человека и регулирует работу скелетных мышц, а вегетативная нервная система работает автономно и не подчиняется воле человека. Сбой в работе нервной системы, особенно вегетативной (автономной), нарушает саморегуляцию, привычный порядок функционирования всех систем, восстановление требует длительного периода и специальной медицинской и психологической помощи. Возможно, поэтому часто говорят, что все болезни от нервов.
Что же может нарушить привычный жизненно важный порядок деятельности вегетативной системы? Любые раздражители внешней среды, которые имеют отклонение своих параметров (характеристик) от оптимальных уровней. Длительное превышение параметров или значительные отклонения заставляют механизмы саморегуляции организма работать с напряжением, перенапряжением. Это может вызвать истощение функциональных возможностей нервной системы по обеспечению жизнеспособности всего организма. Адаптационные возможности организма быстро снижаются в условиях сильного, особенно продолжительною, стресса.
Стресс (от англ. stress — «напряжение», «усилие») — эти состояние психического (нервного) напряжения, возникающее у человека в качестве ответной реакции организма на влияние неблагоприятных, значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних воздействий (стрессоров).
Стрессор — раздражитель (стресс-фактор), вызывающий стресс. К стрессорам относят сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры (холод, ожог), многие фармакологические воздействия, избыток или дефицит информации и другие факторы. Стресс может быть следствием неудовлетворённых притязаний или эмоциогенных воздействий (эмоциональный стресс).
Теорию стресса разработал канадский учёный Г. Селье (1936). По теории Г. Селье, развитие стресса проходит три стадии (фазы стресса):
• фазу тревоги — мобилизации защитных физиологических реакций за счёт повышения активности симпатической нервной системы, регулирующей выброс гормонов;
• фазу резистентности — повышения устойчивости организма к воздействию стрессора под действием гормонов;
• фазу истощения — снижения уровня выработки гормонов, резкого ухудшения состояния организма, нарушения адаптации.
Адаптивность — это стойкость, выносливость, устойчивость организма человека к резким внешним (экзогенным) и внутренним (эндогенным) изменениям условий жизнедеятельности. Адаптивность — индивидуальная характеристика адаптационных (приспособительных) возможностей организма человека, поэтому ответ на воздействие одного и того же стрессора у людей разный.
Люди, работающие в экстремальных условиях, должны соблюдать специальные правила, определяющие время и интенсивность труда, перерывов, отдыха, контроль состояния здоровья и утомления. Необходимое условие безопасности жизнедеятельности — контроль за психическим состоянием человека. Угрозу представляют особые психические состояния, которые не являются постоянными свойствами личности, но возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов и сильно изменяют поведение, мышление и работоспособность человека. В медицине и психологии особые психические состояния называют пароксизмальными расстройствами сознания: резкая смена или снижение настроения, кратковременная потеря сознания (от нескольких секунд до нескольких минут), безразличие, вялость, заторможенность, нарушение координации.
Причиной психогенных изменений настроения (пароксизмов) может стать приём психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков, наркотиков, сильнодействующих лекарств), проявление заболеваний головного мозга (травмы, эпилепсия, обморок и др.).
Аффективные состояния могут быть вызваны обидой, неудачей, конфликтом, тревогой, страхом, внезапным испугом, паникой. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение ресурса сознания и проявляется защитная агрессия, импульсивность или, наоборот, оцепенение, бегство (от реального или придуманного врага, опасности). Например, очень трудно спастись в толпе, особенно в условиях паники. Только здоровое сознание, здоровая адаптивная (способная к адаптации, приспособлению) психика человека — реальный фактор и условие его выживания в обстановке психической напряжённости, в экстремальной ситуации природного или социально-техногенного характера.
Вопросы и задания
1. Какие антропогенные опасности вам известны?
2. Какими психическими состояниями вы легко управляете и какие методы используете?
3. Какие психические состояния, переживаемые вами, плохо поддаются вашей коррекции и требуют помощи, участия родных, друзей, специалистов?
4. В чём различие психических функций полушарий мозга человека?
5. Какую пользу школьнику может принести знание теории стресса?
6. Выясните с помощью специального психологического теста, какое из полушарий вашего мозга доминирует в процессе познания.
7. Подготовьте информацию о рекомендациях гигиенистов и врачей по профилактике учебного дистресса (перегрузки).
Темы учебного исследования
1. Психика и интеллект: загадки и возможности.
2. «Отцы и дети»: советы старшеклассникам.
3. Узнай свой характер: советы психологов.
4. «Душа обязана трудиться. »: советы мудрецов.
Источник
Урок по ОБЖ «Стресс и его воздействие на человека»
Конспект урока по ОБЖ
для 7 класса на тему:
«Стресс и его воздействие на человека»
Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.
Задачи:
Познакомить учащихся с общими понятиями стресса, стрессовыми факторами (стрессорами).
Показать влияние стресса на человека и его здоровье.
Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья.
Научить сохранять свое здоровье, т.е. бороться со стрессом.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», домашнее задание).
Предварительная подготовка к уроку : выступления учащихся по теме «Лечение с помощью животных», «Упражнения для снятия стресса».
Эпиграф к уроку:
Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.
Ф.И.Тютчев
I. Изучение нового материала (объявление темы урока) 10 минут
— На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс. Стресс стал неотъемлемым спутником нашей жизни, как бы мы ни старались его избежать.
— Что такое стресс? (Ответы учащихся: нервное напряжение, расстройство по любому поводу, плаксивость и др.)
1. Понятие стресса
Стресс (в переводе с английского «напряжение») – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.
Что происходит дальше – известно. В ответ на встряску в нашем организме мозг посылает сигнал тревоги, выбрасывая в кровь гормоны, призванные привести все наши органы и системы в режим повышенной боевой готовности. История знает немало примеров, когда в состоянии стресса творческие люди создавали свои самые великие произведения. «Реквием» Моцарта, сонаты Бетховена – яркий тому пример. У многих из нас в критической ситуации как бы открывается «второе дыхание», совершенно обычные люди способны, как говорится, горы свернуть.
К тому же гормоны стресса (прежде всего адреналин) оказывают стимулирующее действие на иммунитет, активизируют работу сердца, углубляя дыхание, расширяют сосуды. И в этом смысле стресс – прекрасный тренажер, позволяющий держать организм в «форме», закаливающий иммунную и нервную системы, помогающий нам справляться с перегрузками.
Также доказано, что выброс адреналина оказывает мощное обезболивающее действие. Если у вас болит голова или зуб, в стрессовой ситуации боль пройдёт: организм на биохимическом уровне просто переключится на решение более важной задачи.
Давайте же проверим, что вы в свою очередь можете рассказать о стрессе.
— Как часто вы с ним сталкиваетесь?
— Часто ли вы или ваше окружение оказываются в стрессовой ситуации?
— Каковы последствия стресса, с которыми вы столкнулись?
Стресс всегда вызывают стрессоры. Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма. Они бывают:
Физические Психические
1. Холод 1. Конфликтные ситуации
2. Загрязнение среды
3. Инфекции и т.д.
— А какие конфликтные ситуации могут вызвать стрессовое состояние?
Неопределенность (нет работы, нет перспектив на будущее);
Чувство способности сделать больше, чем получается;
Слишком кипучая жизнь, в чрезмерном темпе, с большим грузом забот;
Страх болезни, бедности и т. д.;
Неуспех, провал, позор;
Любое неожиданное событие.
3. Фазы стресса
а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности — «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.
— Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)
II. Тест: «Мой уровень стресса» 5 минут
Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
Сложите количество своих утвердительных ответов (да).
Шкала оценок:
от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
от 6 до 10 – средний уровень стресса;
от 11 до 15 – высокий уровень стресса.
Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.
— Есть ли необходимость в борьбе со стрессом? А может, делать это как раз и не стоит? К чему всю жизнь играть в кошки-мышки с происками судьбы?
III . Изучение нового материала (продолжение) (20 минут)
Способы борьбы со стрессом.
Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. С другой стороны, когда стресс длится долго, защитные силы организма изнашивают его органы и системы (в первую очередь – сердечно-сосудистую и нервную). Такой чрезмерный, затянувшийся стресс считают одной из причин таких заболеваний, как гастрит, язва желудка, гипертония, бронхиальная астма, сахарный диабет, болезни щитовидной железы. Поражает также иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям. Не секрет, что зачастую именно перенесённый стресс является катализатором осеннее – зимних эпидемий гриппа и ОРВИ. Верными признаками перегрузки также могут быть боли в позвоночнике, изжога, тошнота, головокружение, мышечный спазм, головная боль.
Таким образом, со стрессом нужно бороться, и бороться надо всеми доступными методами. Существует множество способов борьбы со стрессами.
– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
б) защита вариантов решения (по 1 человеку от команды. Заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые
Способы борьбы со стрессом:
Природа, музыка, книги (потанцуй под музыку, громко спой любимую песню, послушай музыку, погуляй на природе в тихом малолюдном месте, почитай книгу или журнал).
Общайся с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
Поддержка близких ( можно высказаться тем людям, которые выслушают и поймут).
Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
Прими контрастный душ.
Скомкай газету, сделай этот комок как можно меньше и забрось как можно дальше или порви газету на мелкие кусочки.
Крась красками — техникой «пальчиковые мазки, кляксы, брызги».
Посмотри на приятные вещи или приятных людей.
Помой посуду, или постирай бельё.
Правильно питайся, соблюдай режим дня.
Общайся с животными.
Выполняй упражнения для снятия стресса.
Давайте послушаем, какой материал подготовил нашему вниманию . (выступление учащегося)
— Впрочем, не все так безнадёжно, как кажется. Врачи не скрывают: то, какими будут последствия, перенесенного вами стресса, во многом зависит от вас.
I V. Закрепление. Практическая работа (5 минут)
Снять стресс помогают самые простые методы, которые не требуют специального оборудования и больших затрат времени. Я предлагаю воспользоваться дыхательной гимнастикой, предложенной модной нынче йогой. Их можно делать в любом месте, где застиг вас стресс. Чтобы вы правильно их выполняли, попробуем их сделать прямо сейчас, все вместе.
(выступление учащегося с показом дыхательной гимнастики).
V. Обобщение. Подведение итогов
Медики доказали, что у тех, кто разучился радоваться жизни, снижается иммунитет, их подстерегают вирусы и простуды. Допустить этого никак нельзя. Надо срочно разрабатывать свою программу действий. Надеюсь, что те знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, помогут вам разработать свою собственную программу борьбы со стрессом. Мы все сегодня отлично поработали и теперь нам стресс не страшен.
VI . Домашнее задание.
Допишите начало фразы, используя готовые ответы.
Чему может научиться ребёнок?
Тест «Твой уровень стресса»
В последние месяцы ты:
Писал(а) контрольную в школе
Сильно спорил(а) или подрался(лась) с кем-то
Опаздывал(ла) на занятия или куда-нибудь еще
С тобой произошло что-то волнующее
Чувствовал(а) печаль или одиночество
Выступал(а) перед классом
Встретился(лась) с новым человеком
Имел(а) проблемы в отношениях с родителями
Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
Помогал(а) в организации крупного мероприятия
Чувствовал(а) замешательство
Тест «Твой уровень стресса»
В последние месяцы ты:
Писал(а) контрольную в школе
Сильно спорил(а) или подрался(лась) с кем-то
Опаздывал(ла) на занятия или куда-нибудь еще
С тобой произошло что-то волнующее
Чувствовал(а) печаль или одиночество
Выступал(а) перед классом
Встретился(лась) с новым человеком
Имел(а) проблемы в отношениях с родителями
Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
Помогал(а) в организации крупного мероприятия
Чувствовал(а) замешательство
Лечение с помощью животных
Ученые уже давно исследуют, каким образом общение с животными влияет на психику человека. Оказывается, бессловесные Мурки и Шарики способны воздействовать на нас ничуть не меньше, а может быть, даже и больше, чем мы на них. В принципе любое домашнее животное — психотерапевт. А собака вообще ходячий антидепрессант. Лечение с помощью собак, особенно помогает пожилым людям. Выгуливая собаку, они больше двигаются и дышат свежим воздухом. Язык собаки — отличный антисептик. В ее слюне содержится лизоцим. Это вещество защищает от бактерий и помогает заживлять раны. Достаточно просто находиться рядом с ней, ласкать, гладить, гулять — оздоровительный эффект будет налицо. Собственно поглаживание шерсти любого домашнего животного своего рода подзарядка для человека, и она ему просто необходима. А то, что хозяину приходится регулярно в любую погоду гулять со своим питомцем, уже приносит ему огромную пользу. Люди, имеющие собак, гораздо реже посещают врачей. Одинокие собаковладельцы вдвое меньше подвержены депрессиям, чем одиночки, у которых нет собак. Да и самые счастливые и благополучные дети растут в семьях, где есть собака. Подвижный, активный ребенок избыток своей энергии с пользой потратит на общение с четвероногим другом, а нерешительному и замкнутому малышу животное поможет установить контакт со сверстниками, стать более раскованным. Контакт с собакой способствует снятию спазмов. Американские исследователи доказали, что трехминутное поглаживание четвероногого друга по голове приравнивается к приему одной таблетки ношпы. Замечено, что в семьях, где есть собака (неважно, какой породы), легче преодолеваются конфликты.
Кошка хорошо успокаивает нервы. Надо только погладить ее по шерстке, и напряжение пройдет. Эта же процедура снижает кровяное давление и нормализует пульс. Кошки так хорошо снимают стресс, что могут облегчать «ломки» алкоголиков и наркоманов.
Лечение лошадьми. Список заболеваний, при которых полезна терапия верховой ездой, очень велик. И дети, и взрослые после травм головного и спинного мозга, после инсультов или же с такими тяжелыми заболеваниям, как рассеянный склероз или эпилепсия, на собственном опыте убеждаются в благотворном эффекте иппотерапии. Например, не было случая, чтобы больного эпилепсией припадок настиг во время прогулки верхом. Даже медицинская литература отмечает такой удивительный факт. У тяжелых неврологических больных улучшается координация движений, они становятся более собранными и подвижными. Прогулка верхом нормализует наш тонус, то есть избавляет напряженные мышцы от спазмов и, в то же время стимулирует активность чересчур расслабленной мускулатуры. Такие задачи не под силу выполнить даже самому искусному массажисту. Во время движения лошадь создает трехмерные колебания, она движется в едином ритме. Это полезно для психики тем, что образуются новые нервные связи, особенно это важно для детей. При езде на лошади человек начинает чувствовать свое тело, ведь для того, чтобы ехать верхом, нужно почувствовать центр тяжести, удержать равновесие. Очень важны тактильные ощущения, когда человек гладит лошадь, кормит ее, чистит.
После общения с дельфином человек успокаивается, начинает нестандартно мыслить, быстро находит выход из кризисной ситуации. Дельфинотерапия — это прекрасная психологическая реабилитация для людей, попавших в экстремальные условия, переживших землетрясения, ураганы, аварии и любой другой сильный стресс. Их пациенты — предприниматели, люди творческих профессий, дети с заболеваниями нервной системы — аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.
Плавные движения разноцветных рыбок снимают стресс любой напряженности. Учёные давно убедились, что ухоженный аквариум с водными обитателями в доме гарантирует своему владельцу душевное здоровье и радость. У хозяина рыб повышается интеллектуальный уровень, человек делает меньше серьёзных ошибок в жизни, стремится больше времени проводить с семьёй. Рыбки облегчают состояние при простуде, астме, неврозах, бессоннице, нейродермите. Только рыбка рыбке рознь: вероятно, не стоит заводить акулу или пираний, а то вместо лечения можно и увечья получить. Впрочем, кому, что по нраву…
* Птицы помогают от мигреней, способствуют расслаблению и повышают настроение. Канареек и попугайчиков рекомендуется заводить людям, вынужденным подолгу лежать в постели или страдающим депрессиями.
* Общение с хомяком, мышью или кроликом облегчает состояние при болезнях суставов. Эти животные помогают замкнутым и не уверенным в себе людям победить страх перед общением с незнакомой компанией.
Источник