Стресс его взаимодействие с конфликтом

Содержание
  1. ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ
  2. Читайте также
  3. Глава 5. Виды стрессов
  4. Стратегии поведения в конфликте
  5. Технологии рационального поведения в конфликте
  6. 38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов
  7. Убеждения в конфликте
  8. КП, или Поведение в семейном конфликте
  9. Стили поведения в межличностном конфликте
  10. Правила поведения в конфликте
  11. Богини в конфликте: комитет как метафора
  12. Схема 5.1.9 Роль руководителя в конфликте
  13. Раздел 7 Консультативная помощь в конфликте
  14. Схема 7.1.3 Определения в конфликте
  15. Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте
  16. Как вести себя в конфликте
  17. Кто выигрывает и кто проигрывает в конфликте или противостоянии?
  18. Влияние стресса на конфликтное взаимодействие в социальной работе
  19. Стресс и его влияние на конфликтное взаимодействие.

ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ

ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ

Состояние стресса может возникнуть как следствие конфликтной ситуации, а может быть причиной или поводом для начала конфликта.

Стресс характеризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого человека существует свой порог стрессоустойчивости.

На основе природы стресса различают следующие виды стресса.

Классификация стресса по областям проявления может выглядеть так:

Психологический стресс связан с индивидуальными особенностями человека, его реакцией на ту или иную ситуацию. Работа защитных механизмов психики, эмоциональноволевая устойчивость индивида, умение снимать напряжение – характеристики, влияющие на степень устойчивости человека к психологическому стрессу. К данному стрессу относятся явления групповой или массовой психики: страхи, паника, фрустрация, гнев, агрессия и все проблемы, возникающие с их проявлением.

Психологический стресс проявляется беспокойством, депрессивным состоянием, повышенной раздражительностью, тревожностью, увеличением страхов.

Физиологический стресс наступает как усложнение или последствие психологического стресса, но у некоторых людей может предшествовать другим видам стресса. Физиологический стресс – нетипичная реакция физической (физиологической) природы человека на конфликтную ситуацию. Эта реакция проявляется изменением физического состояния человека: бессонница, хроническая усталость, обострение хронических заболеваний, головокружение, потеря аппетита и другие реакции организма.

Эмоциональный стресс – эмоциональная нестабильная реакция на конфликты, невозможность справиться с возрастающим при конфликтном взаимодействии эмоциональным напряжением. В этом случае индивид тратит большие эмоциональные ресурсы своей психики, поэтому наступает стресс.

Информационнопсихологический стресс возникает по причине информационных перегрузок. При любом межличностном взаимодействии мозг человека получает большое количество информации, которую должен переработать. Чрезмерные объемы работы, многочисленные контакты увеличивают объем информации, вызывая переутомление.

При конфликте имеет значение субъективное отношение человека к противоречию, так как оно может способствовать возникновению стресса.

Но не менее значимы объективные условия – техногенная, профессиональная среда, в которой находится человек. При конфликтной ситуации она также влияет на психику и организм человека, увеличивая подверженность стрессам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 5. Виды стрессов

Глава 5. Виды стрессов Упражнение 5.1. Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме. Сравните собственные результаты и данные других студентов. Обсудите причины сходства и различий в

Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения в конфликте Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои

Технологии рационального поведения в конфликте

Технологии рационального поведения в конфликте Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора – плохой «союзник» и, как

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других

Убеждения в конфликте

Убеждения в конфликте Нам предстоит заняться тем, каким образом привести в гармонию две подобные конфликтующие идентичности или системы убеждений. Конфликты в системе убеждений возникают, когда два и большее число убеждений ведут к конфликтному поведению. Подобного

Читайте также:  Детские эмоции самые настоящие цитаты

КП, или Поведение в семейном конфликте

КП, или Поведение в семейном конфликте Все жены — смертны. Детский сказочник Е.Шварц (наверное, после семейной ссоры) КП — это Конфликтный Посыл или Конфликтное Поведение, когда один задевает другого, делает ему неприятно (а мог бы не задевать, не делать…). Кто-то из

Стили поведения в межличностном конфликте

Стили поведения в межличностном конфликте Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте:• противоборство – настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства;• уклонение – попытка

Правила поведения в конфликте

Правила поведения в конфликте В нашем обществе человеку приходится сталкиваться с конфликтами довольно регулярно. Поэтому всем полезно освоить приемы, которые могут способствовать снятию напряжения у конфликтующих.Таблица 11.1 Стоит обратить внимание на то, что все

Богини в конфликте: комитет как метафора

Богини в конфликте: комитет как метафора Внутри женщины богини могут соперничать друг с другом — или власть достается одной из них. Каждый раз, когда женщина должна осуществить важное решение, может возникнуть спор среди богинь из-за золотого яблока. Если это так, то сама

Схема 5.1.9 Роль руководителя в конфликте

Схема 5.1.9 Роль руководителя в конфликте РУКОВОДИТЕЛЬ в

Раздел 7 Консультативная помощь в конфликте

Раздел 7 Консультативная помощь в конфликте В данном разделе мы предлагаем рассмотреть вопрос работы консультанта с организационным конфликтом. Хотим отметить, что работа консультанта с организационными конфликтами имеет свою специфику, обусловленную следующими

Схема 7.1.3 Определения в конфликте

Схема 7.1.3 Определения в конфликте Ниже приведены определения, значимые с точки зрения внешнего управления конфликтным взаимодействием оппонентов.1. Ценности: глубоко укоренившиеся представления и убеждения, основанные на религиозной, идеологической или культурной

Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте

Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте Официальные: ? государственные правовые институты; ? правительственные и др. государственные комиссии; ? руководители предприятия, учреждения; ? общественные организации; ? профессиональные

Как вести себя в конфликте

Как вести себя в конфликте Зная все это, вы можете принять решение о том, как вам участвовать в назревающем конфликте. Вариантов может быть много.Вы можете увернуться от конфликта — промолчать, уйти куда-нибудь, отделаться шутками. В этом случае вампир не получит своей

Кто выигрывает и кто проигрывает в конфликте или противостоянии?

Кто выигрывает и кто проигрывает в конфликте или противостоянии? Когда Генри Форд спорил с управляющими Детройтской автомобильной компании о том, какой курс должна выбрать компания: производить ли дорогие автомобили для богатых людей или производить недорогие

Источник

Влияние стресса на конфликтное взаимодействие в социальной работе

Участие индивида в конфликтных ситуациях достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний чело­века. Конфликт представляет собой наиболее сложные взаи­моотношения между оппонентами, окрашенные сильными эмо­циональными переживаниями. Таким образом, участие в кон­фликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, что может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, происходящее из-за стрес-

сового состояния одного из участников, достаточно часто при­водит к конфликтам.

Нам представляется, что в процессах влияния стрессов на конфликт имеет место порочный круг: конфликт вызьшает стресс у индивида, оказавшегося участником конфликта, а стресс ока­зывает свое воздействие на формы протекания конфликтного взаимодействия, обостряя, расширяя или углубляя его.

В качестве стрессоров могут выступать международные конфликты, нестабильность политической обстановки в стра­не и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением про­фессиональных обязанностей.

К факторам, вызывающим стрессы в учреждении соци­альной работы, можно отнести организационные, внеоргани-зационные и личностные.

Организационные факторы определяются позицией инди­вида в организации, в частности, отсутствием работы в соответ­ствии с квалификацией, плохими взаимоотношениями с окру­жающими, отсутствием перспектив роста, конкуренцией и др.

Другие примеры организационных стрессогенных факторов:

— недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работ­нику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

— недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Та­кая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, перс­пектив роста;

Читайте также:  Людские чувства как бумеранг

— необходимость одновременного выполнения разнород­ных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководите­лей среднего звена в организации при отсутствии раз­граничения функций между подразделениями и уров­нями управления;

— неучастие работников в управлении, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации;

— перегрузка профессиональными обязанностями;

— конфликт ролей (возникает, если работнику предъявля­ют противоречивые требования);

— неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

— плохие физические условия (шум, холод и др.);

— неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

— плохие каналы обмена информацией и др. Внеорганизационные факторы вызывают возникновение

стрессов в результате действия следующих обстоятельств:

— отсутствия работы или длительного ее поиска;

— конкуренции на рынке труда;

— кризисного состояния экономики страны и региона, в частности;

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состоя­ния, формируются под воздействием нереализованных потреб­ностей личности, эмоциональной неустойчивости, занижен­ной или завышенной самооценки и др.

Еще одну группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными. Они выражают тревож­ное отношение человека к своей профессиональной деятельно­сти, выражаемое в страхах работника.

Выделяют несколько типичных «страхов»:

— не справиться с работой;

— быть обойденным другими;

— потерять собственное «Я».

Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие раздражители обычно остро пере­живаются и наносят существенный урон стрессоустоичивости индивида.

Эффективность стресса, конечно же, ограничена. Непре­рывная череда стрессовых состояний может обернуться хрони­ческим стрессом — болезнью, выбивающей человека из ко­леи, делающей его излишне агрессивным или апатичным. По­тому-то стресс должен восприниматься, особенно в связи с конфликтами, как серьезное предостережение.

Источник

Стресс и его влияние на конфликтное взаимодействие.

Состояние стресса может возникнуть как следствие конфликтной ситуации, а может быть причиной или поводом для начала конфликта.

Стресс характеризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого человека существует свой порог стрессоустойчивости.

На основе природы стресса различают следующие виды стресса.

Классификация стресса по областям проявления может выглядеть так:

Психологический стресс связан с индивидуальными особенностями человека, его реакцией на ту или иную ситуацию. Работа защитных механизмов психики, эмоциональноволевая устойчивость индивида, умение снимать напряжение – характеристики, влияющие на степень устойчивости человека к психологическому стрессу. К данному стрессу относятся явления групповой или массовой психики: страхи, паника, фрустрация, гнев, агрессия и все проблемы, возникающие с их проявлением.

Психологический стресс проявляется беспокойством, депрессивным состоянием, повышенной раздражительностью, тревожностью, увеличением страхов.

Физиологический стресс наступает как усложнение или последствие психологического стресса, но у некоторых людей может предшествовать другим видам стресса.Физиологический стресс – нетипичная реакция физической (физиологической) природы человека на конфликтную ситуацию. Эта реакция проявляется изменением физического состояния человека: бессонница, хроническая усталость, обострение хронических заболеваний, головокружение, потеря аппетита и другие реакции организма.

Эмоциональный стресс – эмоциональная нестабильная реакция на конфликты, невозможность справиться с возрастающим при конфликтном взаимодействии эмоциональным напряжением. В этом случае индивид тратит большие эмоциональные ресурсы своей психики, поэтому наступает стресс.

Информационнопсихологический стресс возникает по причине информационных перегрузок. При любом межличностном взаимодействии мозг человека получает большое количество информации, которую должен переработать. Чрезмерные объемы работы, многочисленные контакты увеличивают объем информации, вызывая переутомление.

При конфликте имеет значение субъективное отношение человека к противоречию, так как оно может способствовать возникновению стресса.

Но не менее значимы объективные условия – техногенная, профессиональная среда, в которой находится человек. При конфликтной ситуации она также влияет на психику и организм человека, увеличивая подверженность стрессам.

Основные способы преодоления стресса.

В увеличении порога стрессоустойчивости человека выделяют следующие параметры.

1. Поддержание здорового образа жизни.

2. Восстановление здоровья после нагрузок.

3. Профилактика стресса.

Уделяя внимание своему здоровью, человек обеспечивает свою психику и организм дополнительными ресурсами, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.

Читайте также:  Что значит чувствовать энергию

Отведение необходимого времени для сна, прогулок на свежем воздухе, организация рационального питания, смена физических нагрузок– важные условия поддержания здорового образа жизни. Здоровый образ жизни позволяет человеку легче справляться с ежедневной работой, рационально реагировать на возникающие противоречия и конфликты.

Восстановление здоровья после нагрузок– также неотъемлемое условие преодоления стресса. Важно каждый раз восполнять затраченные ресурсы, так как накопление усталости ведет к раздражительности, ухудшению здоровья и усугубляет стрессовое состояние. Лучшие способы по восстановлению заключаются во временной смене окружающей социальной среды человека. На пример, поход в театр, музей, спортзал, прогулка у водоема или в парке. Любые яркие и необычные впечатления в это время разнообразят рутину и отвлекут от конфликта. Восполнени е м потраченных ресурсов может быть кратковременная смена активного ритма жизни на более пассивный – отдых дома, увеличение времени сна.

Профилактика стресса – одно из самых действенных и актуальных сейчас направлений преодоления конфликтного стресса. Существует множество способов профилактики, начиная отличного планирования режима дня и заканчивая занятием йогой.

Главным условием в профилактике стресса выступает стремление человека расширить границы своего мировоззрения. Временные границы могут расширяться путем анализа прошлых действий и прогноза будущих. Появление любого конфликта можно спрогнозировать, следовательно, его можно предупредить. Увеличение пространственных границ позволяет человеку становиться информационно подкованным, широта знаний дает возможность увидеть альтернативные варианты разрешения конфликта.

Основные фазы развития стресса.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы.

Первая —реакция тревоги это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма —стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия —истощение

По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».

Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удается сделать много чего и вовремя.

Например: подготовка срочной работы до заданного срока, спор между сотрудниками по поводу методов выполнения работы.

Стадия дезаптации оказывается вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запретного торможения, что проявляется в снижении качества выполнения работы. В поведении специалиста оказывается неорганизованность, теряется чуткость передачи информации забывается часть информации, принимаются решения, в которых не учтены последствия. На этой стадии работник предполагается многих ошибок, качество выполнения поставленных задач резко снижается.

Стадия дезорганизациивозникает в случае продолжения стрессового нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения человека, его поведение становится неадекватной ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменений, может привести к серьезным внутренних заболеваний. Учет динамики развития внутреннего напряжения в управлении стрессами во многом облегчает поиск вариантов грамотного разрешения конфликта и способствуют более быстрому стабилизации внутреннего состояния и внешнего поведения участников ситуации.

Источник

Оцените статью