- Стресс и его влияние на процесс делового общения
- Понятие, природа, причины, признаки и фазы стресса. Синдром опустошения, пути преодоления стрессов в деловом общении. Занижение уровня чувствительности к разного рода внешним раздражителям. Вертикаль делового общения между руководителем и подчиненным.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Стресс и его влияние на процесс делового общения
- Определение стрессовой реакции в концепции Г. Селье. Особенность исследования эмоционального стресса. Характеристика основных источников депрессии персонала. Анализ потери деловых качеств у работников при возникновении психологического расстройства.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Стресс и его влияние на процесс делового общения
Понятие, природа, причины, признаки и фазы стресса. Синдром опустошения, пути преодоления стрессов в деловом общении. Занижение уровня чувствительности к разного рода внешним раздражителям. Вертикаль делового общения между руководителем и подчиненным.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.03.2016 |
Размер файла | 56,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления
Стресс и его влияние на процесс делового общения
«Культура речи и деловое общение»
Студент: Солдаткина Анастасия Андреевна
1. Понятие и природа стресса
2. Причины стресса
3. Признаки стресса
5. Виды профессиональных стрессов
6. Что такое стрессоустойчивость и как ее развить?
7. Синдром опустошения
8. Пути преодоления стрессов в деловом общении
стресс чувствительность раздражитель
Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от его социального статуса и материального уровня. В России, на сегодняшний день, нет точной статистики, но по приблизительным оценкам 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения — в состоянии сильного стресса.
Причины такого явления всегда разнородны. Для кого-то сильный стресс может быть вызван потерей близкого человека, а для кого-то поступлением в новое учебное заведение.
Также не стоит забывать, что понятие «стрессоустойчивость», которое подразумевает под собой умение человеком преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, в тех или иных жизненных ситуациях, весьма индивидуально и непостоянно.
Исходя из рассуждений ученых, можно сделать вывод, что стресс «в небольших дозах» даже полезен и оказывает положительное влияние на человека. Он необходим для выживания, так как повышает работоспособность, усиливает мозговую активность. Также краткосрочный стресс запускает процесс защитной реакции организма и повышает активность иммунных клеток, которые помогают телу бороться со своими недугами. Быстрая волна рассматриваемого явления является некой прививкой, заставляющей организм работать более эффективно и быть устойчивым к последующим потенциальным потрясениям. Еще одним положительным результатом стресса является его влияние на память человека. В 2009 году были проведены исследования на этот счет в университете Баффало, которые показали, что крысы, которых заставляли плавать (что приводило их в состояние стресса), помнили свой путь в лабиринте лучше, чем их «собратья», которые такому эксперименту не подвергались.
Но все-таки при упоминании о стрессе у каждого человека в голове на подсознательном уровне появляются негативные ассоциации, что бесспорно оправдывает себя. Нередко стрессы называют «тихими убийцами». Люди, постоянно испытывающие стресс, могут сами не заметить, как у них разовьются разного рода болезни, чаще связанные с сердечнососудистой системой. Если человек подвержен стрессам, вероятность его смерти от сердечных заболеваний, рака, заболеваний легких, цирроза печени наиболее высока. С такими людьми чаще всего происходят несчастные случаи, они нередко совершают самоубийства. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к разного рода внешним раздражителям в некоторых случаях может привести к черствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию-то есть к свойствам, которые, в свою очередь, также приводят к негативным результатам в общественной и семейной жизни индивида. В который раз можно придти к выводу, что во всем нужно знать меру.
Безусловно, человека, находящегося в состоянии стресса, вряд ли можно назвать эффективным работником. Помимо того, что он сеет за собой хаос и разрушения, он является неким внешним фактором, влияющим на состояние окружающих его людей, что ведет к возникновению многочисленных конфликтов. Возвращаясь к понятию «стрессоустойчивость», вспомним, что это слово наиболее часто встречается в объявлениях о приеме на работу. Это понятие в тексте вакансии позволяет будущему работнику выявить, с какими сложностями ему придется столкнуться, а работодателю понять, на что способен сотрудник. Стрессы в деловом общении — элемент, которого практически невозможно избежать, поскольку всем так или иначе приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, порожденными производственными отношениями. В таком случае затрагивается и вертикаль делового общения между руководителем и подчиненным. Для того, чтобы стрессы, возникающие в деловом общении, не становились причиной формирования двух враждующих сторон, руководители должны беречь своих подчиненных и не выступать в роли этого фактора, влияющего на появление у сотрудников стресса, а сотрудники, в свою очередь, должны отвечать тем самым требованиям стрессоустойчивости в зависимости от роди их деятельности.
Давайте разберемся, что из себя представляет стресс и каким образом он оказывает влияние на деловое общение между людьми, а также попытаемся понять, какие способы наиболее эффективно помогают избежать рассматриваемое явление.
1. Понятие и природа стресса
Стресс (от английского stress — напряжение) — это состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особенно сложных условиях. Автором концепции стресса является канадский патолог и эндокринолог Г. Селье(1907-1982). Понятие «стресс» им было введено в 1936 году при описании адаптационного синдрома.
Первое упоминание о стрессах, как известно, можно встретить у Гомера в «Илиаде» (памятник древнегреческой литературы,8 ст. до н.э.): герой поэмы Ахиллес жаловался на эмоциональный упадок и возникающие у него в голове мысли о самоубийстве. Как уже говорилось ранее, стресс может оказывать на деятельность человека как положительное влияние, так и отрицательное( до ее полной дезорганизации). Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем. Стресс получил название болезни 20 века.
По своей сути стресс-это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.
Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса,а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения.
2. Причины стресса
Большинство людей отождествляют факторы, вызывающие стресс, с неприятными событиями, такими как тяжелый график работы, потеря чего-либо важного и ценного. К таким факторам также необходимо отнести и положительные ситуации — получение награды, брак, увеличение зарплаты и др. Это хорошие моменты, но несмотря на это, они все равно обуславливают причины стресса. Положительные или отрицательные факторы стресса вызывают его в той мере, в какой человек воспринимает этот фактор. В случае если наше отношение к женитьбе спокойное, мы воспринимаем стресс в меньшей степени, в отличие от случая, когда брак — это самое долгожданное событие в жизни. Если человек воспринимает неудачи — как опыт жизни, от которого он сможет научиться чему-то новому, то стресс проявится в форме небольшого волнения. Если же неудача воспринимается слишком близко к сердцу, то стресс чреват серьезными проблемами для здоровья организма, вплоть до депрессий и изменения сознания, поэтому причины стресса носят относительный характер и для каждого человека индивидуальны.
Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние — это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины находятся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное,оно сделано лишь для удобства понимания рассматриваемых причин.
Внешние причины стресса:
* Резкие изменения в жизни человека.
* Затруднения в отношениях с людьми.
* Личная жизнь (семья и дети).
Внутренние причины стресса:
* Невозможность принять решение, неопределенность.
Источник
Стресс и его влияние на процесс делового общения
Определение стрессовой реакции в концепции Г. Селье. Особенность исследования эмоционального стресса. Характеристика основных источников депрессии персонала. Анализ потери деловых качеств у работников при возникновении психологического расстройства.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.12.2016 |
Размер файла | 34,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Кафедра философии и гуманитарных наук
Стресс и его влияние на процесс делового общения
Учебная дисциплина: «Культура речи и деловое общение»
1. Понятие стресса
1.1 Классическое понятие стресса
1.2 Понятие психологического (эмоционального) стресса
2. Причины стресса
3. Влияние стресса на человека
3.1 Профилактика стрессов
Список использованной литературы
В современном обществе практически невозможно избежать конфликтов в сфере делового общения. Различные, порой даже незначительные, конфликты зачастую приводят к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Стресс ? часто встречающееся явление в жизни человека. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, что может привести к сложности в выполнении поставленных целей и задач.
Данная тема является значимой и актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на учебе, дома, а в большей степени ? на работе. Это оказывает огромное влияние на профессиональную деятельность человека, на процесс делового общения. Эта тема является наиболее важной для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.
Материалом для написания реферата послужили исследования Г. Селье, научно-популярная и учебная литература таких авторов как Ю.В. Щербатых, В.А. Бодров и др., статьи Л.А. Китаева-Смыка.
Глава 1 посвящена понятию стресса, ведь для того, что бы рассматривать его влияние на процесс делового общения, следует разобраться в том, что же это такое, во 2 главе представлены причины, источники стресса работников, 3 глава посвящена влиянию стрессов на человека, а самое главное ? на процесс его делового общения, о профилактике и предупреждении стресса говорится в 4 главе.
В заключении сформулированы основные выводы по теме реферата.
1.1 Классическое понятие стресса
Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье. Он сформулировал универсальную концепцию стресса.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный ? эустресс и вредоносный ? дистресс [10]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
В настоящее время существует множество определений стрессовой реакции, но все они берут начало из так называемого классического определения Г. Селье, который утверждал, что стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование [10]. Это наиболее поздняя и точная формулировка, однако не единственная.
Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс ? это функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов [11].
Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза [3].
В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации [4].
Тем не менее, согласно мнению самого Г. Селье, стресс может быть полезным, и тогда он «тонизирует» работу организма, способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). В данном случае стресс принимает характер эустресса.
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму ? дистресс.
Г. Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [10, с. 109].
1.2 Понятие психологического (эмоционального) стресса
Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере понятию «стресс» Г.Селье было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».
Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т.д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.
Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.
Г.Н.Кассиль [5], М.Н.Русалова [9], Л.А.Китаев-Смык [7] под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.
Ю.А.Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса ? с его прорывом [1].
Таким образом, можно увидеть, что существует множество понятий стресса, зависящих от того, с какой стороны рассматривается стресс ? физиологической или психологической.
Перечень причин стрессов огромен. В качестве стрессовых ситуациймогут выступать как незначительные конфликты, так и события мирового масштаба.
Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональных обязанностей, отношением человека к его профессиональной деятельности. Помимо этого влияние на стресс могут оказывать напряженные отношения в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие поддержки как со стороны коллег, так и семьи.
В книге А.В. Леоновой и О.В. Чернышевой [8] рассматриваются следующие источники стресса работников, выделенные западными специалистами: эмоциональный стресс депрессия психологический
1. Режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени).
2. Роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность).
3. Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий).
4. Трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением).
5. Факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги).
6. Внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение раз делить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение).
Можно сделать заключение, что, несмотря на действительно большое количество причин, оказывающих влияние на стресс, следует сконцентрировать свое внимание на тех факторах, на которые можно воздействовать и что-либо изменить.
3. Влияние стресса на человека
Стресс может иметь как положительное, так и отрицательное значение для человека и его деятельности. Он влияет на различные стороны организма человека, на его поведение, общение, профессиональную деятельность.
Как правило, к негативным психологическим реакциям организма относят раздражительность, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, потерю аппетита, ночные кошмары, панику, пониженный интерес к контактам. Это оказывает пагубное влияние на процесс делового общения. Раздражительность и импульсивное поведение могут привести к конфликту, нарушения памяти и концентрации внимания, пониженный интерес к контактам могут привести к невыполнению поставленных целей и задач работника и организации в целом, что может привести к ухудшению ситуации.
Депрессия. Это психологическое расстройство, протекающее с упадком настроения, потерей интереса к деятельности, снижением рабочей способности, потерей деловых качеств и другими нежелательными явлениями. В состоянии депрессии человеку присущи затруднения в принятии решений, проблемы со сосредоточением внимания, чрезмерный пессимизм, замедленность мышления.
Неорганизованность. Как правило, неорганизованность является следствием депрессии. Подобное состояние сводит к минимуму способность концентрировать внимание на каком-либо объекте или теме. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений. Часто это сопровождается безразличием к деятельности и нежеланием в ней участвовать.
Потеря деловых качеств. Это проявляется в трудностях с принятием решения и выполнением задуманного, отсутствием желания к деловому контакту и общению. Стресс обычно предполагает пассивность, нежелание брать на себя какую-либо ответственность. Такое влияние стресса недопустимо для руководителя в процессе управленческой деятельности, так как решения, принятые в таком состоянии могут не отвечать поставленным целям, соблюдаемым принципам и ценностям.
При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.
А. Китаев-Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса [6].
Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники — как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.
Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.
Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях.
В итоге можно прийти к выводу, что стресс оказывает огромное влияние на человека, а именно на его самочувствие, социальное поведение и в большей степени на работоспособность и процесс общения.
3.1 Профилактика стрессов
Стрессы могут разрушать взаимоотношения, карьеру. Чтобы предотвратить пагубные последствия стресса следует владеть приемами релаксации, заниматься физическими упражнениями, окружать себя близкими людьми — родными, родственниками, друзьями.
На уровне организации применяется ряд мер регулирования стресса работников:
1. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
2. Исключение ситуаций ролевого конфликта.
3. Широкое информирование работников о поощрениях и наказаниях, о перспективах, об их персональном влиянии на рабочую ситуацию.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
5. Проведение социально-психологических тренингов и обеспечение консультативной поддержки.
Сотрудникам организации следует идти навстречу начальству для минимизации стрессов на работе:
1. При решении рабочих проблем советоваться с начальством и коллегами.
2. Если условия и содержание труда не удовлетворяют работника, нужно тщательно проанализировать, насколько реальны возможности организации по улучшению этих параметров.
3. Не желательно смешивать личные и служебные отношения.
4. Разряжать свои отрицательные эмоции в общественно-приемлемых формах.
5. При объеме поручаемой работы, превышающей возможности работника, следует обсудить это с руководством и прийти к компромиссу.
Предполагается, что для того, чтобы более эффективно отслеживать источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии обратную связь между руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, руководитель будет оценивать работу, консультировать и высказывать пожелания касательно выполняемых задач. А коллектив сможет высказывать своё мнение начальнику как о своих идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают. Прислушиваясь к этим мнениям, руководителю не только будет легче взглянуть на работу с точки зрения рабочих для принятия нужных решений, но и предпринять действия для обеспечения желательных условий для работы персонала. Таким образом, обеспечивается создание нужных коллективу условий для работы, учитывается их мнение, а, следовательно, и удовлетворяются потребности в признании.
Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно человек умеет выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы ? это всего лишь один из многих видов одолевающих личность стрессов. Человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.
Таким образом, для минимизации служебных стрессов и их влияния на индивида, следует соблюдать ряд мер, сотруднику и руководителю стараться идти навстречу друг другу, искать компромиссы, также индивиду нужно учитывать свои способностии особенности личности.
Как уже стало известно стресс ? это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие или внутреннее переживание. После изучения проблемы стрессов в жизни человека можно сделать вывод, что жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им. Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал о том, что не следует бояться стресса, а нужно им управлять [10]. Стресс по своей сути является необходимым для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться методами по его управлению и профилактике. Если индивид не может справиться со стрессом самостоятельно, то необходимо обратиться к специалисту. В противном случае стресс будет оказывать влияние на человека, его поведение, профессиональную деятельность, деловое общение. Влияние, оказываемое стрессом на деятельность сотрудника и организации, может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное влияние стресса приводит к ухудшению здоровья персонала, его эмоциональной устойчивости, негативному настрою и нерабочему состоянию. Потеря деловых качеств проявляется в отсутствии желания к деловому контакту и общению, а раздражительность и импульсивное поведение могут привести к конфликту.
Таким образом, по моему мнению, учитывая то, что стресс в нашей жизни занимает достаточно большое место, нужно научиться определять его и вовремя предупреждать, для того, чтобы стресс не оказывал пагубного влияния на процесс делового общения.
Список использованной литературы
1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсации / Ю.А. Александровский ? М.: Наука, 1976. ? 272 с.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров ? М.: ПЕР СЭ, 2006. ? 528 с.
3. Горизонтов П.Д. Стресс и система крови / П.Д. Горизонтов, О.И. Белоусова, М.И. Федотова ? М.: Медицина, 1988. ? 240 с.
4. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова,А.Л. Крылова ? Ростов н/Д: Феникс, 2002 ? 480 с.
5. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма / Г.Н. Кассиль ? М.: Наука, 1983. ? 228 с.
6. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология / Л.А. Китаев-Смык // Природа. ? 2007. ? №7. ? С. 98-105.
7. Китаев-Смык Л.А. О некоторых информационных аспектах этиопатогенеза /Л.А. Китаев-Смык // Психология и медицина: Материалы к симпоз. ? М.: Медицина, 1978. ? С. 428-431.
8. Леонова А.В. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы. Хрестоматия / А.В. Леонова, О.В. Чернышева? М.: Радикс, 1995. ? 448 с.
9. Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека / М.Н. Русалова ? М.: Наука, 1979. ? 171 с.
10. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье ? М.: Прогресс, 1982. ? 124 с.
11. Суворова В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова ? М.: Педагогика, 1975. ? 208 с.
12. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых ? СПб.: Питер, 2006. ? 256 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Научное определение стресса. Рассмотрение данного состояния человека, его поведение в этом состоянии. Изучение психологического давления на человека в повседневной жизни. Общие понятия концепции стресса Г. Селье. Проведенные исследования М. Фридмана.
курсовая работа [34,1 K], добавлен 29.09.2014
Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.
курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012
Факторы активизации изучения психологического стресса. Стресс как патогенетическая основа многих заболеваний. Содержание теории стресса Г. Селье, её недостатки. Обзор теорий и моделей психологического стресса (З. Фрейда, Н.G. Wolff, D. Mechanik).
презентация [1,5 M], добавлен 07.04.2017
Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.
реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009
Что такое стресс. Психическая адаптация. Стадии стресса. Истоки развития научной концепции стресса. Основные положения концепции стресса Г. Селье и их развитие. Фазы развития стресса. Мобилизация адаптационных резервов. Эмоциональная напряжённость.
реферат [29,8 K], добавлен 15.12.2006
Источник