- Стресс диатез теория шизофрении
- Частная психиатрия
- 16. Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Из-за чего возникает шизофрения: биология и психология
- Физиологические основы
- Другие физиологические причины
- Генетика и наследственность
- Психосоциальная теория
- Дети, склонные к заболеванию
Стресс диатез теория шизофрении
Частная психиатрия
Шизофрению относят к первичным психозам (обусловленным преимущественно предрасположенностью). Специфичных причин шизофрении (т.е. факторов, которые присутствуют у всех больных с этим расстройством и обуславливают её развитие) до настоящего времени не обнаружено. Несмотря на то, что в настоящее время признается, что примерно на 80% развитие шизофрении обусловлено наследственностью, конкретных, свойственных только этому заболеванию, генетических особенностей не найдено, как и каких-либо специфичных (т.е. не встречающихся при других заболеваниях) нейрофизиологических или нейроанатомических признаков. Следовательно, несмотря на многочисленные исследования, до настоящего времени не существует каких-либо биомаркеров, которые можно было бы использовать для подтверждения или исключения диагноза шизофрении.
В формировании заболевания предполагается участие сразу многих относительно малоспецифичных факторов и развитие по модели «уязвимость — стресс» (иногда модель называют «стресс — диатез»): при наличии предрасположенности (уязвимости, к которой относят наследственность, дизонтогенетические и психосоциальные предикции), воздействие неспецифических психических, социальных, соматических стрессоров приводит к декомпенсации и развитию болезни.
Генетическая основа заболевания подтверждается результатами многочисленных генеалогических исследований семей пациентов, близнецовым и рядом других методов генетических исследований. Доказано, что риск развития заболевания значимо возрастает в зависимости от степени родства со страдающим шизофренией (при этом риск у родственников увеличивается не только в отношении шизофрении, но и в отношении других психических расстройств). Если, исходя из распространенности заболевания, можно предполагать, что у каждого человека в популяции риск заболеть шизофренией в течение жизни составляет около 1%, то при наличии родственников первой степени родства он может повышаться (по грубой оценке) до 10%. Однако, хотя у монозиготных близнецов (обладающих 100% общностью генов) конкордантность (возникновение у обоих близнецов) существенно выше, чем у дизиготных, но, тем не менее, она составляет лишь порядка 50%. Таким образом, понятно, что не только наследственность приводит к развитию шизофрении.
Частый вопрос пациентов о генетике — «будут ли страдать шизофренией мои дети?» — погружает врача в рассказ о теории вероятности: Да, риск развития заболевания у родственников лиц, страдающих шизофренией, возрастает в несколько раз (примерно в 10 раз — с условно 1% в общей популяции до порядка 10% у детей пациентов). Но все же, он оказывается не очень велик («всего» 10% — т.е. 1 случай из 10) и не настолько всеопределяющий, как при многих других генетических заболеваниях. Второй частый вопрос пациентов о генетике: «Генетическое/наследственное заболевание — значит неизлечимое?» — «Нет, значит, что есть предрасположенность, но если принимать необходимые меры по предупреждению очередных обострений, то болезнь можно держать под контролем».
Наследуемость шизофрении не подчиняется законам Менделя, т.к. они применимы лишь к моногенным признакам. Предполагается, что при шизофрении множество генов, каждый из которых имеет свой слабый эффект, в совокупности определяют риск заболевания (см. полигенное наследование расстройств шизофренического спектра). В настоящее время в крупномасштабных генетических исследованиях выделено несколько сотен «генов-кандидатов», т.е. генов, которые могут вносить свой вклад в развитие шизофрении. Это создает выраженную генетическую гетерогенность шизофрении и не позволяет выделить гены, которые можно было бы рассматривать как специфичные причины заболевания.
Кроме генетической предрасположенности, в развитии шизофрении определенно играют свою роль факторы, связанные с неблагоприятным воздействием среды. Однако, как и в случае с генами, специфичных факторов не выявлено, все эти факторы могут встречаться среди людей с другими психическими расстройствами, также как и среди лиц без каких-либо заболеваний. Признать тот или иной фактор фактором риска позволяет повышение частоты (вероятности) развития шизофрении у лиц, подвергшихся его воздействию. Среди наиболее известных факторов риска можно выделить:
· Социальные стрессоры. Например, в многочисленных исследованиях было показано, что риск шизофрении у мигрантов выше, чем у оседлого населения. Однако нельзя исключить, что здесь, помимо стресса, связанного с самой миграцией, имеет значение то, что чаще мигрируют менее приспособленные, т.е. изначально уязвимые, лица. Кроме того, существует феномен миграции по бредовым мотивам. Тоже касается других случаев социального неблагополучия (происхождение из низших социальных слоев, бедность, бездомность и пр.), дискриминации, социальной изоляции и пр.
· Жизнь в городах. Лица, выросшие в городах, имеют больший риск развития шизофрении, чем те, кто вырос и живет в сельской местности. Часть этих различий может быть объяснена меньшей доступностью медицинской помощи в селах (а значит и меньшей выявляемостью болезней), с другой стороны, повышение риска может быть обусловлено общим загрязнением внешней среды в городах и «информационными перегрузками» и пр.
· Рождение в зимний период времени. Незначительное повышение риска развития шизофрении у родившихся зимой людей иногда связывают с более высокой вероятностью инфекционных заболеваний матери во время беременности. Долгое время особое значение здесь уделяли вирусу гриппа, однако, в дальнейшем анализ заболеваемости людей, родившихся в годы пандемий гриппа, не подтвердил у них какого-либо повышения риска шизофрении. С другой стороны, выявлено влияние на риск шизофрении некоторых других внутриутробных инфекций (токсоплазма, вирус герпеса, цитомегаловирус и пр.).
· Осложнения во время беременности и родов. В исследованиях последних десятилетий выявлено, что осложнения во время беременности и родов повышают риск развития шизофрении. Предполагается, что эти факторы вносят свой вклад в нарушение развития нервной системы. С другой стороны, высказывается предположение, что генетические причины могут приводить к нарушению развития нервной системы во время внутриутробного периода, а уже незрелость нервной системы повышает вероятность развития акушерской патологии во время родов, т.е. гены шизофрении могут приводить к акушерским осложнениям, а не акушерские осложнения к шизофрении.
· Употребление каннабиноидов. В настоящее время употребление марихуаны считается одним из наиболее значимых факторов, повышающим риск развития шизофрении.
· Особенности воспитания и внутрисемейных отношений. Предполагается, что частота развития шизофрении повышается при воспитании в условиях чрезмерных эмоциональных нагрузок, назойливой гиперопеки, стремления к контролю со стороны родителей, особенно, если такое воспитание сочетается с эмоциональным неприятием ребенка, холодностью или насилием.
· Жизненные события, которые можно рассматривать, в качестве психотравмирующих. В некоторых случаях, первой манифестации шизофрении или очередному рецидиву заболевания предшествуют различные «стрессовые», неблагоприятные жизненные события. Предполагается, что они, как и различные соматические заболевания, употребление психоактивных веществ или, например, послеродовый период, могут в большей степени оказывать влияние на манифестацию заболевания (т.е. являться «пусковыми» факторами), а не обуславливать его происхождение.
Выявление этих и подобных им факторов риска, в свое время порождали самые разнообразные гипотезы, призванные объяснить развитие шизофрении, в т.ч. психодинамические (н., концепция «шизофреногенной матери»), инфекционные, аутоиммунные и другие.
Источник
16. Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
Одним из перспективных направлений современных исследований является разработ-ка стресс-диатез (stress-diathesis) концепций психических заболеваний, основывающихся на биопсихосоциальной парадигме в психиатрии и психологии, которые предполагают сущест-вование у некоторых индивидов повышенной уязвимости (vulnerability) по отношению к специфическим средовым стрессорам. Воздействие этих стрессоров резко повышает у уяз-вимых лиц вероятность возникновения аффективных и поведенческих расстройств. Разработаны и экспериментально подтверждены стресс-диатез концепции суицидально-го поведения, алкогольной и наркотической зависимости, депрессивных расстройств, шизофрении.
Недавние исследования свидетельствуют о том, что с началом и развитием заболевания уязвимость пациентов к воздействию специфических стрессоров многократно возрастает. Само переживание острого депрессивного, суицидального кризиса, употребления психоактивных веществ вызывает ряд изменений на нейробиологическом и когнитивно-эмоциональном уровнях, которые повышают сенситивность индивида к специфическим средовым влияниям и делают его уязвимым к последующим эпизодам заболевания.
Таким образом, наличие у индивида повышенной уязвимости по отношению к определенным видам средовых стрессоров является важнейшим фактором риска психических расстройств. Отсюда возникает проблема эффективного распознавания признаков этой уязвимости с целью ранней диагностики и профилактики нервно-психических заболеваний.
Все имеющиеся в настоящее время попытки решения данной проблемы проводятся с позиций так называемого комплексного подхода к прогнозированию риска нервно-психических расстройств. Суть данного подхода состоит в (1) выявлении физиологических, психологических и социально-психологических характеристик, обусловливающих высокий риск развития нервно-психических расстройств, (2) оценке каждой из этих характеристик при помощи отдельного психологического теста, и (3) прогнозировании вероятности психических расстройств на основе механического объединения («комплекса») результатов отдельных тестов.
За рубежом популярна модель стресс-диатеза (J.John Mann, 1998). Эта концепция возникла на основе исследований суицидального поведения, показавших, что с одной стороны традиционная психиатрическая диагностика мало способствует в оценке суицидального риска, суицидальный риск не пропорционален тяжести психической патологии, а с другой стороны самоубийства нельзя объяснить и как реакцию на черезвычайный стресс. Модель стресс-диатеза объединила диатез как предрасположение к самоубийству, обусловленное наследственностью, воспитанием, хроническими болезнями, изменениями в обмене ряда веществ (серотонина, холестерола, пролактина), злоупотребелением психоактивными веществами, диетическими ограничениями и стрессы, непосредственно предшествующие самоубийству (психотравмы, острые заболевания, недавнее использование алкоголя или седативных препаратов и др.). Стресс-диатез по мнению автора является ключевым элементом, разделяющим психически больных на имеющих высокий и низкий риск самоубийства.
Альтернативой комплексному подходу является так называемый системно-ситуационный подход в клинической психодиагностике. Хотя базовые принципы данного подхода были сформулированы еще Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломовым, интенсив-ное развитие он получил лишь в последнее десятилетие, благодаря появлению современных информационных технологий.
Суть системно-ситуационного подхода состоит в (1) проведении системного анализа особенностей регуляции психической деятельности человека в конкретных стрессогенных ситуациях, (2) разработке теоретической модели регуляции деятельности человека в данных ситуациях, и (3) создании на основе этой модели компьютерных тестовых заданий, по своему психологическому содержанию моделирующих деятельность человека в условиях воздействия специфических стрессоров. Результаты выполнения этих заданий позволяют прогнозировать поведение человека в реальных стрессовых ситуациях. Если у индивида отме-чаются «срывы» произвольной регуляции деятельности в моделируемых стрессогенных ус-ловиях, значит, имеется повышенная вероятность того, что он обнаружит дезадаптивное по-ведение в соответствующих ситуациях в реальной жизни.
Источник
Из-за чего возникает шизофрения: биология и психология
Шизофрению можно назвать одним из самых загадочных заболеваний. Симптомы ее в разгаре процесса разнообразны и специфичны, тогда как начало – размыто и расплывчато, не имеет конкретных указателей. К тому же до сих пор доподлинно неизвестно, из-за чего возникает расстройство.
Ученые неустанно проводят исследования, пытаясь разобраться в его причине. На сегодняшний день существует немалое количество гипотез, предполагающих развитие шизофрении.
Физиологические основы
В основе развития болезни лежит патологизация физиологических процессов мозга, которые и провоцируют дисбаланс в психике, ее продуктивные симптомы.
Одной из самых достоверных считается дофаминовая теория. Согласно ей, шизофрению вызывает сверхвысокий или сверхнизкий уровень нейромедиатора дофамина, стойко удерживающийся длительное время. Если его слишком много, то появляются продуктивные симптомы расстройства: бред, галлюцинации, дезорганизованность мышления. Если его количество находится на низком уровне, то преобладает негативная симптоматика: апатия, безволие, депрессия.
Кроме дофамина, отмечается дисбаланс и других медиаторов: ГАМК, серотонина, ацетилхолина, норадреналина, глутамата.
Установлена связь между сбоем работы печени, эндокринной системы (в результате чего происходит нарушение белкового обмена) и шизофренией.
Однако при расстройстве нарушается не только химический баланс, но и собственно структура мозговой ткани.
Благодаря методам мозговой визуализации ученым удалось установить, что происходит с мозгом человека, больного шизофренией. К этим методам относят:
- МРТ;
- КТ;
- спектроскопия;
- диффузионно-взвешенная МРТ;
- перфузионно-взвешенная МРТ;
- позитронная эмиссионная томография.
В первую очередь, такие больные страдают дефицитом нейронных отростков. Следовательно, уменьшается количество синапсов, осуществляющих передачу нервных импульсов.
Во вторую, как оказалось, объем мозговой ткани у таких людей меньше нормы. Уменьшается количество, как белого, так и серого вещества. Нехватка белого вещества играет главную роль в возникновении таких патологических признаков расстройства как нарушение внимания, памяти, мышления, апатия, потеря способности устанавливать цели и идти к ним.
Это связывают с тем, что белая субстанция содержит длинные миелиновые волокна, объединяющие между собой отделы головного мозга. Естественно, что при снижении объема белого вещества, этих волокон становится меньше. Связь прерывается, нарушая, соответственно, координацию работы мозга.
В пубертатном периоде небольшая потеря серого вещества считается нормой. Проблема может возникнуть тогда, когда потеря мозговой массы происходит стремительно.
Точно установить причину дефицита мозгового вещества пока не удается. Предполагается, что виной тому может стать воспалительный процесс в головном мозге. Он разрушает нейронные связи, что и вызывает дезорганизованность работы мозга, а вместе с ним и психики. Среди способствующих факторов, вызывающих воспалительные реакции в организме, выделяют нейроинфекции: менингит, энцефалит и др.
Удивительно то, что деструктивные изменения подобного рода видны во время исследования еще до проявления расстройства.
Другие физиологические причины
Среди патологических процессов в организме при шизофрении различают:
- иммунные реакции;
- эндокринный дисбаланс.
Иммунологическое воздействие, провоцирующее развитие шизофрении, имеет два направления.
Первое из них заключается в том, что иммунная реакция искажается в ответ на действие вируса. Второе кроется в аутоиммунном процессе, когда собственные иммунные клетки разрушают мозговую ткань.
В эндокринном дисбалансе особую роль отводят таким гормонам, как инсулин, пролактин, гормон роста.
Физиологические теории шизофрении стали толчком к развитию таких методов лечения как инсулинотерапия, в процессе которой пациенту вкалывали высокие дозы инсулина и вводили его в гипогликемическую кому.
Психотропные препараты позволили добиться установления баланса нейромедиаторов в ЦНС, что стало большим шагом в купировании расстройства.
Генетика и наследственность
Генетическая теория, объясняющая, почему возникает шизофрения, играет не последнюю роль в общей картине предоставляемых возможных причин. Однако до сих пор окончательно не выяснено, какой же ген виновен в появлении расстройства. Раньше к таковым относили 72 гена, но это так и не нашло научного подтверждения.
Считается, что особую роль в развитии заболевания играют гены, отвечающие за обмен нейромедиаторов. Если в них формируется дефект, то медиаторы либо выделяются в недостаточном количестве, либо их структура изменена, и рецепторы не распознают их. В результате нарушается передача нервных импульсов, и, как результат, появляются сбои в деятельности ЦНС.
В зависимости от того, насколько поражен тот или иной ген, человек может:
- быть носителем патологического гена, проявляющегося в последующих поколениях;
- иметь шизотипическое расстройство;
- страдать шизофренией.
Несмотря на то, что в генетической теории шизофрении существует множество пробелов, но факт остается фактом. Прослеживается печальная зависимость наследования заболевания, если кто-то из родственников имеет расстройство:
- болен один родитель – риск заболеть детям составляет 15%;
- оба родителя – 45%;
- бабушка или дедушка – 10%;
- прабабушка или прадедушка – 5%;
- родные брат или сестра – 5–10%;
- двоюродные брат, сестра, тетя, дядя – 2%;
- племянник – 2%.
Если в семье носителем заболевания является мать, то риск получить его в наследство у ребенка возрастает, нежели если болен отец.
Психосоциальная теория
Все вышеперечисленные причины развития шизофрении относятся к медицинской или биологической теории. Однако существует и другая группа факторов, причастная к проявлению расстройства. К ней относят модель воспитания ребенка, главную роль в которой играет мать. Выделяют несколько материнских позиций, провоцирующих развитие болезни даже в зрелом возрасте.
Шизофреногенная мать. Это понятие пришло из психоанализа, и обозначает женщину, которая тотально доминирует над своим ребенком. Она холодная, бесчувственная, не считается с интересами своего чада. Одна из главных черт такой матери – полный контроль. Ребенок не может без ее вмешательства сделать даже малейшего шага. Она постоянно следить за его действиями, не дает ему свободы и возможности научиться приспосабливаться, искать выход из сложившейся ситуации. В общем, лишает его самостоятельности.
На желания, потребности ребенка такая мать не обращает никакого внимания. Создается впечатление, что малыш в ее руках – это орудие для удовлетворения своих амбиций и не свершившихся надежд. Она принимает за него решение, и в отдельных ситуациях это доходит до абсурда. Например, такая родительница заставит малыша играть зеленой машинкой, несмотря на то, что ему отчаянно хочется красную.
Матери данного склада забирают у своих детей возможность самостоятельно постигать мир, преодолевать трудности, приспосабливаться к жизни в социуме. В результате этого у ребенка появляется замкнутость, отгороженность, невозможность налаживать контакты, впоследствии и приводящая к процветанию расстройства.
Гиперопекающая мама не отличается жестким контролем и доминированием. Она стремится удовлетворить все потребности своего чада. Опекает его, потакает всем его желаниям, выполняет за него все обязанности. Например, такой ребенок не знает, как это собрать свои игрушки, заправить постель, разложить одежду по местам.
Отсутствующая мать не принимает практически никакого участия в жизни ребенка. Она осуществляет уход, следит, чтобы малыш был накормлен, одет, обут, но эмоциональная связь с ним отсутствует. Ребенок не чувствует поддержки, внимания, вселения уверенности, а получает только упреки, потакания. Как результат, уже повзрослевший человек ощущает себя ущербным, недостаточно «хорошим», он не верит в собственные силы, не чувствует уверенности в себе.
Деструктивная мать. Этой модели соответствует жестокое, насильственное отношение к ребенку как с физической, так и с моральной стороны. Такое воспитание нарушает процесс развития и формирования личности, приводя к психопатиям. В дальнейшем они способны трансформироваться в более серьезные психические нарушения, в том числе и шизофрению.
Пример: парень, 28 лет, называет себя потомком Николая II, утверждая, что он его внебрачный сын. Бред величия сопровождается характерным поведением: речь нарочито правильная, жесты с тенью превосходства, манерность движений, характерная горделивая поза больного шизофренией.
Со слов матери, бред начался 2 дня назад, до этого отмечалась смена поведения. Парень стал малоразговорчив, с пренебрежением относился к ней. Стал скрытным, закрывался в своей комнате. Ночами просиживал в ней, не спал. Был возбужденным, нервным.
В ходе опроса выяснилось, что мать с сыном проживают вдвоем. Парень работает дома, занимается интернет-продажами. Вся работа по дому и хозяйству лежит на плечах матери. Она готовит сыну, стирает, гладит, обхаживает его со всех сторон. Как утверждает мать, друзей у сына практически нет, девушки тоже. Все свободное время он проводит с ней, они ходят на прогулки, по магазинам и т.д.
В детстве сын также не отличался дружелюбностью. В школе у него часто возникали проблемы с одноклассниками. Его считали белой вороной, называли маменькиным сынком. Отца парень не знал, так как он ушел из семьи, когда ребенку был год, и отношений не поддерживает.
Из примера видно, как материнская гиперопека послужила поводом для проявления параноидной шизофрении.
В последнее время ученые достаточно активно говорят о модели «стресс – диатез» в формировании шизофрении. Диатезом называют биологическую предрасположенность человека к болезни. Это может быть генетический сбой, наследственность, нейрохимический, эндокринный дисбаланс, аутоиммунные реакции. Но наличие подобных дефектов отнюдь не говорит о том, что у человека обязательно разовьется шизофрения. Для ее возникновения необходимо, чтобы подобный «диатез» прореагировал с предрасполагающим фактором. В этом случае такой фактор станет пусковым механизмом, который запустит патологический процесс.
Провоцирующим фактором может стать:
- острая стрессовая ситуация – смерть близкого человека, потеря социального статуса, крупные финансовые потери;
- хронический стресс – неблагоприятное психологическое воздействие в малой дозе на протяжении длительного времени: переутомление, психическое давление со стороны. Известен случай, когда шизофрения проявилась у молодого человека в армии, предположительно, под негативным давлением, оказываемым сослуживцами;
- наркомания и алкоголизм. Подобные психоактивные вещества вызывают повышение уровня дофамина, и впоследствии это приводит к нарушению регуляции его уровня. Согласно психоаналитической теории, изменение сознания, которое происходит при употреблении алкоголя либо наркотиков, приводит к ослаблению грани между сознательным и бессознательным. А если злоупотребление происходит систематически, то это дезорганизует психику;
- возрастной кризис. Наиболее часто шизофрения проявляется в подростковом возрасте;
- насилие – сексуальное, физическое, психологическое;
- гормональные перестройки – роды, климакс;
- одиночество, минимизация социальных контактов;
- черепно-мозговые травмы и другие заболевания головного мозга.
Таким образом, не последнюю роль в формировании расстройства играет провоцирующий фактор. В благоприятной обстановке, даже при наличии предрасполагающего элемента, болезнь останется в зачаточном состоянии.
Дети, склонные к заболеванию
Деток, предрасположенных к шизофрении, можно распознать по их поведению. Они замкнутые, предпочитают играть одни, спокойные, не привлекающие к себе внимания. Избегают общения с посторонними людьми, не смотрят в глаза, отводя взгляд. Среди их увлечений встречаются довольно странные: игры с веревочками, корочками, бумажками. Они могут отдавать предпочтение страшным, отталкивающим игрушкам, пугающим рассказам.
Такие малыши выражают странные страхи. Например, боязнь какого-либо цвета или полотенца. Они привередливы в еде, интересуются загадочными науками: психологией, палеонтологией, археологией. Их развитие может опережать сверстников. Они проявляют математические и другие способности в довольно раннем возрасте.
Что же может подтолкнуть к развитию шизофрении таких деток? Это, прежде всего, стрессовые воздействия. Насилие, жесткость в воспитании, любые негативные эмоциональные всплески. Например, идя на прием к врачу, ребенка стоит заранее подготовить.
Одна из ошибок родителей, проявляющаяся очень часто – это навязчивое, принудительное развитие их сверхспособностей. Ребенок проявляет повышенные способности к иностранным языкам, и родители всячески пытаются их усилить. Не стоит насильничать над ребенком. Все должно проходить на добровольных началах в той дозе, которую определяет сам малыш. Высокие нагрузки разрушительно воздействуют на психику детей.
Нельзя потакать отстраненности, холодности детей. Нужно всеми усилиями стремиться воспитывать в них эмоциональный ответ, вовлекать их в социум.
Детки, предрасположенные к шизофрении – это особая, тонкая категория людей. Неблагоприятная обстановка в семье, садике или школе с большой вероятностью провоцирует у них развитие стойкого заболевания.
В возникновении шизофрении «замешаны» как биологические, так и психоэмоциональные причины. Все выдвинутые гипотезы не являются однозначными. И не объясняют в полной мере природу расстройства.
Ученые всего мира не оставляют надежду установить всю цепочку патологических связей в генезе заболевания. Ведь именно доподлинно установленная причина даст возможность в полной мере повлиять на патологический процесс и найти средство полного излечения, которое, к сожалению, на данный момент невозможно.
Источник