7.2. Стресс и его влияние на человека
Жизнь человека многообразна и насыщена всевозможными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.
События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.
Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное они или отрицательное, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения — стресс.
Таким образом, стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров — это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.
Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907 — 1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.
Стресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить
Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса. Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличение уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром — это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.
Различают три стадии стресса: мобилизацию, сопротивление и истощение.
Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.
Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.
Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.
Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.
У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.
Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.
Необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.
В вашем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.
Основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.
На практике борьба со стрессом заключается прежде всего в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.
Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.
Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.
Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.
Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.
Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.
Запомните
- Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.
Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.
Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.
Проверьте себя
- Что следует понимать под стрессом?
- Сформулируйте определение общего адаптационного синдрома и перечислите его стадии.
- Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.
После уроков
- Внимательно прочитав материал данного параграфа, составьте свой план подготовки к противодействию сильному стрессу и воспитанию у себя необходимых для этого черт характера. Запишите этот план в дневник безопасности, старайтесь следовать его пунктам в повседневной жизни, по мере необходимости вносите коррективы.
- Подготовьте небольшое сообщение на тему «Влияние стресса на состояние здоровья человека».
Практикум
Вспомните, испытывали ли вы состояние стресса. Проанализируйте, как вы себя вели.
Источник
Что такое стресс?
Каждый день нам приходится принимать десятки решений. Быстрый темп жизни, постоянное напряжение, необходимость сделать как можно больше дел зачастую приводят к тому, что человек испытывает стресс. Стоит разобраться, что означает это явление и какие меры могут помочь предотвратить возникновение стресса.
Что же такое стресс? Стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.
Понятие стресс подразумевает ситуацию вызывающую потребность в адаптации организма. Существует несколько видов стресса. Обычно употребляя понятие «стресс » , мы имеем в виду дистресс («чрезвычайный стресс » )– состояние которое отрицательно воздействует на организм человек. Эустресс – так называемый «полезный стресс » , в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация.
Незначительные стрессы не несут вред организму, даже стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения. Однако длительное состояние дистресса может привести к расстройству сердечно – сосудистой системы, снижению иммунитета, развитию кожных заболеваний и депрессии.
Причины стресса могут быть весьма разнообразны:
— проблемы в семье;
— однообразная монотонная деятельность;
— беспокойство, иногда беспричинное;
— неблагоприятные условия окружающей среды.
Важно вовремя выявить причины стресса и попытаться их устранить. Чтобы эффективно выявить причины стресса необходимо обратить внимания на реакцию организма и соответствующие симптомы.
Возможные симптомы стресса:
1) Перепады артериального давления, нарушение сердечного ритма.
2) Снижение или полное отсутствие аппетита, иногда – резкое повышение аппетита.
3) Сбои в работе дыхательной системы: ощущение нехватки воздуха, частые простудные заболевания.
4) Мышечные спазмы, судороги, иногда возникают боли в спине.
5) Высыпания на коже, аллергические реакции.
6) Частые головные боли.
7) Чувство утомления, навязчивые мысли, тревожность.
8) Забывчивость , неспособность расслабляться , пассивность.
Стресс развивается в несколько этапов. Существует три основных стадии стресса: стадия тревоги, стадия адаптации и стадия истощения.
1. Стадия тревоги проявляется как реакция организма на раздражители. В формировании этой реакции участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. Проблем с пищеварением и рост простудных заболеваний можно избежать, если есть возможность быстро разрешить ситуацию или проявить естественную реакцию (например, физическую активность).
2. Стадия адаптации подразумевает сбалансированный расход адаптационных резервов организма. В этой стадии стресса продолжается функционирование и мобилизация защитных систем организма, исчезают психологические проявления стресса, такие как тревога, агрессия.
3. Стадия истощения.На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии можно спровоцировать развитие серьезного заболевания.
Стресс может нанести вред организму, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия, следует заниматься профилактикой. Профилактика стресса может включать в себя следующее:
1. Регулярные физические упражнения. Для развития дыхательной системы рекомендуются занятия танцами, плаванием, бегом.
2. Правильное питание.
3. Ввести правильный распорядок дня, приближенный к естественным биоритмам человека. Одно из таких изменений – ложиться спать не позднее 23:00 часов.
4. Релаксация. Необходимо давать организму восстановить силы. Для этого стоит выделить хотя бы один час в день. Можно заняться дыхательной гимнастикой, послушать приятную музыку.
Помните, что медицинские препараты может назначать только врач. Если вы заметили неприятные изменения в своем организме – немедленно обратитесь к врачу.
Охрана здоровья человека обеспечивается не только контролем и лечебно– профилактическими мероприятиями, но усилиями самого человека. Будьте внимательны к своему здоровью.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 — 11 классы
Урок 36
§ 36. Стресс и его воздействие на человека
Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение. Эмоционально устойчивые люди с интересом воспринимают большинство изменений, связанных с возникновением и решением новых проблем, которые постоянно ставит перед ними жизнь. Они успешно справляются с переменами, следствием чего могут быть не только положительные, но и отрицательные эмоции (несчастные случаи, болезни и др.). Эта способность человека характеризует его психологическую уравновешенность. Необходимо отметить, что как внешние факторы (меняющаяся обстановка), так и человеческие способности реагировать на них могут постоянно меняться в зависимости от ситуации и силы внешних воздействий. Любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться к новым обстоятельствам, требуют определённого физического и психологического напряжения.
Психологическая уравновешенность человека зависит от возможностей его организма приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.
Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).
Действие стрессоров (воздействий) суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом, представляющим собой ответ на любой стрессор.
Различают три стадии общего адаптационного синдрома:
• стадия мобилизации защитных сил (реакция тревоги);
• стадия резистентности (приспособление к трудной ситуации);
• стадия истощения (при сильном и длительном стрессе).
В ответ на действие стрессора в организме возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Может наблюдаться увеличение частоты сердечных сокращений, повышение кровяного давления, замедление пищеварения, прилив крови к мышцам. В результате улучшается деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят в действие и организм пребывает в таком состоянии длительное время, возможны различные нарушения его функций (сердечно-сосудистой системы и др.).
На стадии резистентности стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.
Если уровень стресса слишком долго остаётся очень высоким, то наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Человек в состоянии истощения страдает от полного упадка физического и духовного здоровья.
Необходимо отметить, что физическая и психическая энергия человека неразрывно связаны. Следовательно, чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошёнными мы чувствуем себя психически. В то же время отмечено, что не столько события сами по себе определяют, подвержены мы стрессу или нет, сколько наши реакции на эти события. Одни люди прекращают сопротивление при первых признаках физиологического стресса. Другие продолжают сопротивление уже за пределами физиологического упадка сил, только с помощью силы духа.
Стресс не всегда причиняет вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и организм готовится к оптимальному режиму работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед соревнованием).
Сильный стресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что ведёт к увеличению риска получить инфекционные заболевания. Частые и продолжительные сильные стрессы могут привести к развитию язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Оптимальный уровень стресса для каждого человека индивидуален. В небольших дозах стресс психически благоприятен. Он добавляет интерес к жизни, заставляет человека тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным и ценным, обладающим определённым смыслом в жизни и конкретными целями, к которым следует стремиться. Когда же стресс переходит границы оптимального уровня, он истощает психическую энергию, нарушает деятельность человека и часто заставляет его чувствовать себя удручённым и бесполезным.
Каждый организм отвечает на стресс по-разному, но есть общие принципы борьбы с ним, направленные на обеспечение психологической уравновешенности, т. е. поддержание стресса на оптимальном уровне.
Психологическая уравновешенность — это способность человека управлять своими поступками и поведением в условиях воздействия различных по силе и характеру эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.
Общие рекомендации противодействия сильному стрессу:
• научиться формировать у себя уверенность в своих возможностях управлять своими поступками и поведением, учиться находить оптимальные решения в различных экстремальных ситуациях;
• быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий;
• научиться ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без лишнего перенапряжения;
• реально смотреть на свои возможности, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство — в принципе недостижимая вещь;
• научиться жить с собой в согласии, радоваться жизни, получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня;
• научиться радоваться своим успехам;
• приучить себя регулярно заниматься физической культурой и спортом. Физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику. Постоянная двигательная активность способствует психологической уравновешенности и уверенности в себе. Физические упражнения — один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса;
• соблюдать режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет важную роль в преодолении последствий сильного стресса;
• вырабатывать у себя привычку по формированию индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Выводы
1. Борьба со стрессом начинается с выработки у себя психологической уравновешенности и убеждения в том, что вы, и только вы сами отвечаете за своё духовное, физическое и социальное благополучие.
2. Существуют общие принципы борьбы со стрессом, которых необходимо придерживаться, чтобы достичь психологической уравновешенности.
3. Физические упражнения и занятия спортом помогают противостоять последствиям сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.
Вопросы
1. Какие причины могут привести к возникновению стресса?
2. Почему оптимальный уровень стресса благоприятен для человека?
3. Какое значение имеет психологическая уравновешенность человека для минимизации последствий сильного стресса?
Задания
1. Проанализируйте и перечислите основные качества, которые вам необходимо сформировать для профилактики сильного стресса.
2. Запишите в «Дневнике безопасности» общие рекомендации, соблюдение которых будет способствовать вашей защищённости от последствий сильного стресса.
Источник