Рубинштейн С.Л. — Основы общей психологии.
Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции. «Выразительные» движения подменяют действие или, входя в него как часть, как компонент, дезорганизуют его. Эмоциональные процессы по отношению к предметным действиям нормально выполняют лишь «тонические» функции, определяя готовность к действию, его темпы и т.п. В аффекте эмоциональное возбуждение, получая непосредственный доступ к моторике, может дезорганизовать нормальные пути ее регулирования.
Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек теряет голову. Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т.е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса), рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.
Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных тенденций, сверхтрудным торможением — задержкой какой-нибудь навязчивой тенденции или вообще сверхсильным эмоциональным возбуждением. Роль конфликта противоположно направленных тенденций или задержки какой-нибудь навязчивой тенденции в качестве механизма аффекта выявило на обширном и разнообразном экспериментальном материале посвященное аффектам исследование А.Р.Лурия.204 По данным этого исследования, конфликт вызывает тем более резкое аффективное состояние, чем ближе к моторной сфере он разыгрывается: здесь в аффективном состоянии нарушаются прежде всего высшие автоматизмы, утрачиваются обобщенные схемы действий. По мере того как конфликт переносится в интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется и аффект легче поддается преодолению.
Конфликтная, напряженная ситуация, в которой образуется аффект, определяет вместе с тем и стадию, в которой он может — и, значит, должен — быть преодолен. Если часто говорят, что человек в состоянии аффекта теряет голову и потому совершает безответственные поступки, то в известном смысле правильно обратное: человек потому теряет голову, что, отдавши себя во власть аффекта, предается безответственному действию — выключает мысль о последствиях того, что он делает, сосредоточивается лишь на том, что его к этому действию толкает; именно процесс напряженного бездумного действия без мысли о последствиях, но с острым переживанием порыва, который тебя подхватывает и несет, он-то именно дурманит и пьянит. Законченно аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает лишь тогда, когда прорывается в действии. Поэтому вопрос должен ставиться не так: преодолевайте — неизвестно каким образом — уже овладевший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка как внешнего выражения внутри уже в законченном виде оформившегося аффекта; а, скорее, так: не давайте зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы преодолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер. Чувство не только проявляется в действии, в котором оно выражается, оно и формируется в нем — развивается, изменяется и преобразуется.
Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.
Страсть — это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.
Это объективное раздвоение, заключающееся в природе страсти, служит отправной точкой для двух различных и даже диаметрально противоположных ее трактовок; притом в трактовке этой частной проблемы находят себе яркое выражение две различные общефилософские, мировоззренческие установки. Было даже время, время Р.Декарта и Б.Спинозы, когда эта проблема — вопрос о природе страстей — стала одной из основных философских, мировоззренческих проблем. На ней стоические тенденции столкнулись с христианскими традициями.
Для христианской концепции всякая страсть является темной фатальной силой, которая ослепляет и полонит человека. В ней сказывается роковая власть низшей телесной природы человека над ее высшими духовными проявлениями. Она поэтому в своей основе всегда зло. «Страсти души» («Passions de l’?me») Декарта и «Этика» Спинозы, половину которой составляет трактат о страстях, противопоставили этой трактовке, которая и после них продолжает держаться (на ней построены, в частности, классицистские трагедии Ж.Расина), принципиально от нее отличную (нашедшую себе отражение у П. Корнеля).
В противоположность христианской традиции, для которой страсть — это всегда злые влечения чувственной природы, проявление низших инстинктов, для Декарта разум и страсть перестают быть исключающими друг друга противоположностями. Его идеал — это человек большой страсти. Страсть, любовь не может быть для Декарта слишком большой: в великой душе все велико; с ростом разума растет и страсть, которая, требуя деятельной жизни, воплощается в делах и подвигах.
Сохраняя исходную тенденцию Декарта, Спиноза, однако, острее чувствует двойственную природу страсти. Он выделяет в качестве положительного ее ядра стремление, желание, самоутверждение как основу, как сущность индивидуальности. Эта активность души для Спинозы, как и для Декарта, никогда не может быть чрезмерной; она всегда благо, всегда источник самоутверждающейся радостной действенности. Но собственно страсти, как состояния страдательные, означают все же пленение души чуждой силой, рабство ее, и задача разума — в освобождении человека от этого рабства страстей. Таким образом, в «Этике» Спинозы отчасти снова восстанавливается противопоставление, антагонизм разума и страсти.
Французские материалисты-просветители воспринимают и поддерживают этот нехристианский взгляд на страсть. К.А.Гельвеций в своей книге «Об уме» посвящает особую главу вопросу о «превосходстве ума у людей страстных сравнительно с людьми рассудочными».205 Эта точка зрения получает отражение во французском романе. О. Бальзак, в частности, начинающий с открыто декларируемых им традиционных взглядов на страсть, затем радикально меняет позицию. «Я изображаю действительность, — пишет он, — какова она есть, со страстью, которая является основной составной ее частью» (из предисловия к «Человеческой комедии»). И в другом месте: «Страсть — это все человечество». К.Маркс и Ф.Энгельс в ряде высказываний сформулировали точку зрения, преодолевающую противопоставление страсти и разума как внешних, друг друга исключающих противоположностей. «Страсть, — пишет Маркс, — это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека».206
Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение.
Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно — это во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Порождаясь как бы диффузной иррадиацией или «обобщением» какого-нибудь эмоционального впечатления, настроение часто характеризуется как радостное или грустное, унылое или бодрое, насмешливое или ироническое — по тому эмоциональному состоянию, которое является в нем господствующим. Но настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и по большей части расплывчато, более богато малоуловимыми оттенками, чем более четко очерченное чувство. Оно поэтому иногда характеризуется, например, как праздничное или будничное — своим соответствием определенной ситуации, или как поэтическое — своим соответствием определенной области творчества. В настроении отражаются также интеллектуальные, волевые проявления: мы говорим, например, о задумчивом и о решительном настроении. Вследствие своей «беспредметности», настроение возникает часто вне сознательного контроля: мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение.
В возникновении настроения участвует обычно множество факторов. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слаболокализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Скорее, даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
Источник
Психология — примеры тестов, вопросы из которых могут попадаться во время тестирования в Синергии с ответами
1.Ситуативные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску,- это…
1)воля
2)аффект
3)чувства
4)эмоции +
2. Вид памяти, сохраняющей информацию на время решения конкретной задачи (набора телефонного номера и пр.),- это…память
1)оперативная
2)кратковременная +
3)долговременная
4)коническая
3. …относится к психическим свойствам личности
1)Темперамент +
2)Направленность +
3)Воля
4)Характер +
5)Мышление
4. Тип темперамента, обнаруживающийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности,-…
1)флегматик
2)сангвиник +
3)холерик
4)меланхолик
5. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью,-…
1)флегматик
2)холерик
3)меланхолик
4)сангвиник +
6. Воля является…
1)психическим состоянием
2)неосознаваемым процессом
3)психическим свойством личности
4)психическим процессом +
7. Психические явления, обеспечивающие переработку поступающей из окружающего мира информации, -это…
1)познавательные процессы +
2)психические свойства личности
3)волевые процессы
4)эмоциональные процессы
8. Ощущения — это чувственное отражение…
1)объективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений +
2)объективной реальности в виде целостных образов
3)субъективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
4)объективной реальности в виде целостных образов
9. К функциям воображения относится…
1)образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека и формирование внутреннего плана действий +
2)регулирование эмоциональных состояний
3)произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека
4)формирование внутреннего плана действий
5)образное представление действительности
10. Сторона общения, связанная с процессами взаимодействия партнеров, называется…
1)перцептивной
2)коммуникативной
3)интерактивной +
11. Период переосмысления основных жизненных ценностей, их присвоения и ранжирования в собственной системе, или второй этап рождения личности, протекает в возрасте…
1)от 12 до 18 лет, но может продолжаться в течении жизни +
2)от 7 до 18 лет
3)от 7 до 15 лет
4)от 18 до 50 лет
12. Акцентирование, типизация, агглютинация, аналогия-это приемы…
1)воображения +
2)памяти
3)мышления
4)внимания
13. К психическим процессам относится…
1)направленность
2)ощущения +
3)восприятие +
4)темперамент
14. Способность анализатора, помогающая подстраивать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя, -это…
1)синестезия
2)тренируемость
3)инерция
4)адаптация +
15. Группа, в которой выстраиваются эмоциональные отношения, но совместная деятельность направлена на удовлетворение личных интересов, называется…
1)корпорацией
2)командой +
3)ассоциацией
4)диффузной
16. Пределом функционирования группы как целого является группа численностью… +/-2 человека
1)14
2)7
3)21 +
4)38
17. Наилучшим образом запоминается фрагмент текста, расположенный…
1)в середине
2)вначале
3)рядом с иллюстрацией +
4)в конце
18. Человек как представитель биологического вида (как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности) называется…
1)индивидом +
2)личностью
3)индивидуальностью
4)субъектом деятельности
19. Способ выполнения действий, закрепившийся в процессе регулярного воспроизведения и в результате превратившийся в автоматизм, -это…
1)операция
2)инстинкт
3)навык +
4)умение
20. Речь развивается…
1)вслед за развитием мышления +
2)независимо от мышления
3)вместе с мышлением, стимулирую его развитие
21. Среди свойств личности… зависит от воспитания и условий социальной среды
1)темперамент
2)направленность +
3)характер +
4)способности +
22. Мыслительная операция, направленная на выделение элементов, составляющих целей предмет или явление, -это…
1)обобщение
2)синтез
3)анализ +
4)сравнение
23. Сплоченность группы -это…
1)нейтральное явление, само по себе не влияющее на продуктивность группы
2)неоднозначное явление, т.к. она положительно влияет на психологический климат и мотивацию членов группы, но нередко препятствует самовыражению неординарных личностей +
3)отрицательное явление, т.к. всегда препятствует самовыражению личности
4)во всех отношениях положительное явление
24. Свойство восприятия, объединяющее поступившие сигналы в единый образ, если они сопутствуют друг другу во времени и пространстве, называется…
1)целостностью +
2)константностью
3)категориальностью
4)осмысленностью
25. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь одного из партнеров без учета реакции адресата, называется…
1)манипулятивным
2)деловым
3)императивным +
4)игровым
26. Стремительные, бурно протекающие эмоциональные процессы –это…
1)фрустрация
2)чувства
3)стресс
4)аффект +
27. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий, – это
Влечение
Притязание
Направленность +
Потребность
28. Сторона общения, связанная с процессами взаимодействия партнеров, называется..
Перцептивной +
Коммуникативной
Интерактивной
29. Примером направленности внимая является
Оптимизм
Художественный образ +
Экстраверсия
Интроверсия
30. Период первичного усвоения системы основных социальных норм и жизненных ценностей, или первый этап рождения личности, протекает…
В среднем и старшем школьном возрасте
В возрасте от 2 до 5 лет
В возрасте от рождения до 7 лет +
В возрасте от 7 до 18 лет
31. Максимальная численность малой группы составляет…
25-40 человек +
7+/-2 человека
10-15 человек
50-60 человек
32. Наилучшим образом запоминается фрагмент текста, расположенный …
Вначале
В середине
В конце
Рядом с иллюстрацией +
33. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей, называется…
Направленностью
Чувствами +
Эмоциями
Волей
34. Психические явления, устойчиво отображающиеся в принятии решений и поведении, называются..
Психическими состояниями
Неосозноваемыми психическими процессами
Психическими свойствами личности +
Психическими процессами
35. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события – это
Меланхолик +
Холерик
Сангвиник
Флегматик
36. Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, называются..
Способностями +
Характером
Темпераментом
Направленностью
37. Мыслительная операция, направленная на объединение частей или свойств в единое целое – это..
Сравнение
Анализ
Синтез +
Обобщение
38. Среди свойств внимания воспитанию и развитию труднее поддается
Распределение
Концентрация +
Устойчивость
Рассеянность
Переключаемость +
Объем
39. Направленная сосредоточенность психической деятельности на определенных значимых сигналах – это
Представление
Ощущения
Воображение
Внимание +
40. Творческое воображение является основой … мышления
Аналитического
Репродуктивного
Продуктивного
Пространственного +
41. Процесс освоения социальных и культурных норм, ценностей, присущих человеческому обществу, в результате которого индивид становится личностью, называется…
Социализацией +
Интериоризацией
Адаптацией
Самоактулизацией
42. Психические явления, придающие своеобразие протеканию психических процессов – это …
Психические свойства личности
Психические процессы
Волевые процессы
Психические состояния +
43. Свойство восприятия, объединяющее поступившие сигналы в единый образ, если они сопутствуют друг другу во времени и пространстве, называется
Целостностью +
Категориальностью
Осмысленностью
Константностью
Источник