Стратегии совладания со стрессом по лазарусу

Содержание
  1. Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Стратегии совладания по Фолкман и Лазарусу
  5. 2.6 Терминологический словарь
  6. Стратегии совладания со стрессом по лазарусу
  7. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований
  8. Библиографическое описание:
  9. Похожие статьи
  10. психологическая защита, стратегия, социальная поддержка.
  11. Проблема совладающего поведения в психологической.
  12. психологическая защита, стратегия, социальная поддержка.
  13. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте
  14. Особенности копинг—стратегий у студентов педагогического.
  15. Копинг—стратегии у военнослужащих срочной и контрактной.
  16. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости.
  17. Копинг—стратегии подростков с разным типом психического.
  18. Возможности внутриличностных защит и стратегий совладания.

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Скачать:

Вложение Размер
oprosnik_lazarusa.docx 26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

( Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто — 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

  • Конфронтационный копинг — пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование — пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль — пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки — пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности — пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание — пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы — пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка — пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Источник

Стратегии совладания по Фолкман и Лазарусу

1) стратегия противостоящего совладания – проявляется как агрессивная установка человека изменить ситуацию, сопровождается проявлениями неприязни и гнева;

2) стратегия дистанцирования – попытка отдалиться от проблемы, забыть о ней:

3) стратегия самоконтроля – стремление регулировать собственные чувства и действия;

4) стратегия поиска социальной поддержки – человек направляет усилия на поиск информации, получение материальной, информационной, эмоциональной поддержки;

5) стратегия принятия ответственности – человек признаёт свою роль в порождении проблемы и предпринимает попытку устранить ошибки;

6) стратегия избегания – человек стремиться уйти из ситуации;

7) стратегия планового решения проблемы – включает выработку плана действий и следование этому плану;

8) стратегия позитивной переоценки – интерпретация обстановки в позитивных терминах, поиск в любой ситуации позитивного смысла.

Разработка проблемы совладающего поведения личности в кризисных ситуациях позволила выявить деструктивные и конструктивные стратегии, что явилось важным моментом для разработки рекомендаций и тренинговых программ по индивидуальной и групповой психологической подготовке к адекватному реагированию в таких ситуациях.

2.6 Терминологический словарь

Автоцид – рискованная езда на машине

Адаптационный барьер – функционально-динамическое образование, в основе которого лежит единство биологического и социального в человеке, что создаёт возможности для переработки личностью психотравмирующего воздействия (по Ю.А. Александровскому).

Адаптация – динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода.

Аутоагрессия – агрессия, направляемая человеком на самого себя.

Дезадаптация – нарушение процессов и состояний человека, не отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой деятельности и снижающих успешность последней.

Интервенция – психологическая работа с человеком после незавершенного суицида

Неврозы – обратимые психогенные нервно-психические расстройства, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимой для неё стороной действительности, которое не может быть продуктивно и рационально разрешено.

Поственция – оказание помощи членам семьи человека, совершившего суицид.

Превенция – профилактическая работа с человеком, находящимся в состоянии суицидальной готовности.

Психическая адаптация – процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять активные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека требованиям среды.

Психозы – глубинные расстройства психики, проявляющиеся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, ориентации в окружающем мире и отношения к другим людям.

Психосоматические заболевания – заболевания, возникающие под влиянием эмоционального напряжения; в том числе психических воздействий, испытанных человеком в прошлом или испытываемых в настоящем времени.

Совладающее поведение – целенаправленное поведение личности по сознательному овладению ситуацией для уменьшения или устранения вредного влияния стресса.

Суицид – осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций.

Источник

Стратегии совладания со стрессом по лазарусу

В теории совладания со стрессом Лазаруса и Фолкман когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием, что нашло отражение в ее названии.

Когнитивная теория совладания со стрессом Ричарда Лазаруса и Сюзан Фолкман

В разрабатываемой Ричардом Лазарусом и Сюзан Фолкман теории (R. Lazarus & S. Folkman, 1984) изучается, каким образом люди распознают угрозу при столкновении с различными стрессовыми факторами. Последние получили название стрессоров. Исследователей также интересует, каким образом людьми ментально конструируется угрожающий характер столкновения, то есть каким образом при столкновении со стрессором у человека создается концепт угрозы.

Согласно концепции Лазаруса и Фолкман предпочитаемые человеком стратегии совладания со стрессом предопределяются:

> во-первых, имеющимися в распоряжении человека возможностями, необходимыми для того, чтобы справиться со стрессовыми факторами. Личностными возможностями или имеющимися у человека для совладания ресурсами (coping resources) считаются относительно устойчивые личностные и социальные переменные;

> во-вторых, когнитивной оценкой (cognitive appraisal), которую человек дает событию, требующему разрешения.

Итак, в когнитивной теории стресса и совладания, иначе называемой когнитивно-феноменологической теорией стресса, совладание рассматривается через призму как взаимодействия человека со стрессовыми событиями, так и когнитивной оценки самого стрессора.

Когнитивная оценка столкновения со стрессором

Теория Лазаруса и Фолкман базируется на конструкте «cognitive appraisal», или «когнитивной оценки» . В ее разработке исследователи опираются на определение «оценки» , данной Гринкер и Шпигель ( Grinker & Spiegel, 1945 ), согласно которым «оценка ситуации требует умственной активности, вовлекающей суждение, различение, выбор активности и в значительной степени базирующейся на прошлом опыте» ( 1945, с. 122 ).

Лазарус и Фолкман считают теорию Арнольд ( Arnold, 1960, 1970 ) первой попыткой систематизации концепта когнитивной оценки. Арнольд считает оценку немедленным интуитивным ответом или реакцией на любой внешний раздражитель, который человек автоматически воспринимает в качестве потенциально-угрожающего фактора. Например, попытка неожиданно прикоснуться к глазу другого человека пальцем автоматически оценивается в качестве потенциальной угрозы. Наша ответная реакция будет немедленной даже в том случае, когда мы заведомо знаем, что у человека, пытающегося прикоснуться к глазу, нет ни малейшего намерения причинить нам вред. В завершении приведенного примера Арнольд делает следующее обобщение: «Так же как наше движение является немедленным, непроизвольным или даже возникающим вопреки нашему сознанию, такой же немедленной является оценка потенциального вреда» ( 1970, с. 172 ).

Оценка в качестве когнитивной детерминанты эмоций

Вслед за Арнольд, Лазарус и Фолкман относят когнитивную оценку к познавательной детерминанте эмоций , отличной от более рефлексивных и абстрактных рассуждений. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня, соответственно названных «первичной когнитивной оценкой» (primary cognitive appraisal) и «вторичной когнитивной оценкой» (secondary cognitive appraisal). Первичная и вторичная оценки существенно отличаются друг от друга.

Первичная когнитивная оценка дает о себе знать в виде возникновения следующей мысли: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?» В качестве вторичной когнитивной оценки выступают рефлексивные мысли человека по поводу негативного события, возникающие после первичной интуитивной оценочной реакции.

Вторичная когнитивная оценка непосредственно направлена на размышление относительно доступных способов разрешения ситуации: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?» Вторичной когнитивной оценке исследователи также дали определение проблемно-ориентированных, или когнитивно-ориентированных, стратегий совладания.

Источник

Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований

Рубрика: 2. История психологии

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 7400 раз

Библиографическое описание:

Гарбер, А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А. Н. Гарбер. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325/ (дата обращения: 11.10.2021).

Проблема совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях стала разрабатываться в психологии с начала XX века. Данной теме посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований, в ходе которых были выявлены: основы методологии, проблема дефиниций, сущность феномена, специфика действия и влияния на адаптацию, а также возрастные, гендерные и культурные особенности.

На современном этапе развития психологии существует несколько подходов к изучению понятия совладающего поведения. В западной литературе совладающее поведение подразумевает под собой два феномена: психологическая защита и копинг-поведение. Понятие «психологическая защита» (defensive behavior) сформировалось в психоаналитических воззрениях З. Фрейда, и впервые было упомянуто в его работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Затем данное понятие было более подробно рассмотрено Анной Фрейд и представлено в ее работе «Психология «Я» и защитные механизмы» (1993). Согласно психоаналитическому подходу, психологическая защита является механизмом, направленным на снижение напряжения и тревоги в ситуации интрапсихического конфликта с целью сохранения целостности и адаптации личности. И характеризуется двумя основными критериями: бессознательностью и непроизвольностью.

Позже в 1962 году в психологической литературе появился термин «копинг» (coping). Л.Мэрфи употребил его при изучении способов преодоления кризисов развития у детей [. Понятие «coping» произошло от английского слова «cope» и переводится, как «справляться», «совладать». Л. Мэрфи выявил соотношение копинг-поведения и индивидуально — типологических особенностей личности, и прошлого опыта совладания со стрессом; а также обозначил две составляющие части копинга — когнитивная и поведенческая.

Дальнейшее развитие проблемы копинга и разработка основных ее положений связаны с когнитивной моделью Р. Лазаруса (1966). Им была написана книга «Психологический стресс и процесс совладания с ним», в которой автор представил описание осознанных стратегий совладания со стрессом, с ситуациями напряжения и тревоги [7]. По мнению Р. Лазаруса, в основе регулирования взаимодействия личности с внешней средой лежит непрерывно меняющийся процесс когнитивной оценки, преодоления и эмоциональной переработки [12]. Когнитивная оценка ситуации предполагает «первичное» и «вторичное» восприятие. Изначально индивид определяет проблемное событие как неустойчивое и опасное, затем, учитывая степень воздействия и свойства стресс-фактора, свои личностные особенности, осуществляет подбор вариантов совладания. Выше перечисленные процессы приводят к становлению определенных форм копинг-поведения. Р. Лазарус определил копинг как «стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия» [11]. С опорой на данную дефиницию была представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение [6, 11]. Копинг-стратегии служат основой этой модели и, определяются как реакция личности на возникающую опасность с целью ее преодоления. Копинг-ресурсы относятся к сравнительно устойчивым характеристикам личности, служат поддержкой внутреннего состояния индивида в процессе совладания со стрессом и способствуют расширению репертуара копинг-стратегий. Копинг-поведение — это поведение обусловленное наличием внешних и внутренних ресурсов в сочетании с использованием копинг-стратегий. Данная трехфакторная модель копинг-механизмов Р. Лазаруса является отправной точкой всех последующих исследований в этой области.

Н. Хаан (1977) разграничила понятия копинга и механизмов психологической защиты [9]. Копинг понимается как процесс, характеризующийся целенаправленностью, гибкостью и актуальностью в выборе действий по совладанию со стрессом. Психологическая защита, в свою очередь, представляют собой пассивные и ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность. То есть, можно говорить о механизме психологической защиты, ориентированном на нивелировании интрапсихических переживаний, и о копинге, ориентированном на сознательное изменение ситуации.

С каждым десятилетием внимание к проблеме совладающего поведения возрастало, увеличивалось количество теоретических разработок и практических исследований [5,6,9,10]. Р. Лазарус и С. Фолкман выделили два направления копинг-стратегий. Это проблемно-фокусированные стратегии, среди которых планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки. Они подразумевают рациональный подход, анализ ситуации, поиск дополнительной информации, подбор путей выхода из проблемной ситуации. И эмоционально-фокусированные стратегии, ориентированные на эмоциональное реагирование в ситуации стресса. Среди них конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, позитивная переоценка, принятие ответственности, бегство — избегание.

Р. Моос и Дж. Шефер (1986) выделили три вида копинга:

1) Оценочно-фокусированный копинг, который включает в себя логический анализ, когнитивную переоценку или определение значимости события, умственные формы планирования, а также когнитивное избегание или отказ;

2) Проблемно-фокусированный копинг подразумевает поиск дополнительной информации и поддержки, принятие действий по разрешению проблемы и, в связи с этим, прогнозирование вариантов исхода;

3) Эмоционально-фокусированный копинг включает в себя эффективное управление собственными эмоциями и чувствами, эмоциональную разгрузку и покорное принятие [13]. Таким образом, авторы выделили когнитивный, поведенческий и эмоциональный копинги, и говорили о том, что для успешного совладания со стрессовой ситуацией необходимо равное соотношение каждого из них.

В ряде работ копинг-стратегии различают с учетом степени адаптивных возможностей. Так Р. Моос и А. Биллингс (1984) [3,4] представили адаптивные и малоадаптивные копинг-стратегии. К адаптивным стратегиям авторы отнесли решение проблемы и поиск социальной поддержки, к малоадаптвным — самообвинение и избегание. Е. Хэйм (1988) [10] в каждой из сфер реализации копинг-стратегий (когнитивная, поведенческая, эмоциональная) выделил адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные стратегии. Дж. Амирхам (1999) полагал, что тип и сила воздействия стресс — фактора не влияет на выбор индивидом определенной стратегии совладания и определял эти стратегии как устойчивые характеристики, разделив их на адаптивные и неадаптивные стратегии [2]. В свою очередь, С. Мадди (1999) в качестве критерия классификации выбрал интенсивность и разделил все стратегии совладания на активные (жизнестойкое совладание) и пассивные с использованием неконструктивных стратегий [14]. Основа классификации Э. Фрайденберг (2004) определяется через меру эффективности или неэффективности и предполагает следующие типы: продуктивный копинг — когнитивный анализ и сохранность оптимистичной составляющей; непродуктивный копинг-стратегия избегания; и обособленно стоит «обращение к другим», так как является неоднозначной стратегией [8].

Особое внимание в зарубежной психологии уделяется систематизации копинг-стратегий, предложенной Э. Скиннер (2006) и названной как «семейство копингов». Оно включает в себя двенадцать разделов, среди которых разрешение проблемы, поиск информации, беспомощность, избегание, уверенность в себе, поиск поддержки, делегирование, социальная изоляция, приспособление, переговоры, покорность, сопротивление. Каждый раздел имеет свои собственные стратегии, сходные по направленности и функциям. Например, «решение проблемы» как категория более высокого порядка, включает в себя не только генерирование разрешения проблемной ситуации, но и другие способы совладания, предназначенные координировать действия по получению желаемого результата и предотвращению отрицательных последствий, такие как планирование, принятие решений, выбор инструментария, прилагаемые усилия и коррекция. Кроме того, некоторые из семейств имеют взаимодополняющие адаптивные функции. Так, поиск поддержки в сочетании с уверенностью в себе позволяют личности управлять копинг-стратегиями на этапе их развития; а переговоры с адаптацией приводят к согласованию целей и имеющихся возможностей. Изучение семейств высшего порядка помогает прояснить сложную структуру копинга и выявить его адаптивные функции.

Иной взгляд на проблему совладающего поведения предложил Дж. Вэйллант (2011). По мнению автора, если реакция на стресс может быть рассмотрена с двух точек зрения — патологические процессы или совладание, то преодолевающее поведение в стрессе может быть разделено на три основные категории. Первая копинг-категория включает в себя произвольное получение помощи и поддержки от другого, например, путем мобилизации социальной поддержки. Вторая копинг-категория предполагает такие произвольные стратегии как сбор информации, умение предвидеть опасность и отрепетировать ответы на нее. Данная категория соответствует когнитивным стратегиям теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Третья копинг-категория является непроизвольной и влечет за собой развертывание бессознательных устойчивых механизмов (альтруизм, юмор, сублимация и др.), приводящих к снижению мешающих или травмирующих эффектов от внезапного стресса. Таким образом, по мнению Дж. Вэйлланта, стойкость и адаптация индивида может быть определена как способность восстанавливаться вслед за стрессом посредством адаптивных здоровых стратегий.

Проведенный обзор зарубежных исследований, посвященных совладающему поведению, позволил выполнить сравнительный анализ существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, представить множественность классификаций копинг-стратегий, а также рассмотреть меру их эффективности или неэффективности. Таким образом, аналитический обзор позволяет создать возможность для всестороннего и более полного представления о механизмах совладания, с целью разработок, ориентированных на решение прикладных задач.

1. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С — Пб: Речь, 2000.

2. Amirkhan J. H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses // European Journal of Personality. 1999.

3. Billings, A. G., & Moos, R. H. The role of coping responses and social resources in attenuating the impact of stressful life events. Journal of Behavioral Medicine, 1981.

4. Billings, A. G., & Moos, R. H. Coping, stress, and social resources among audits with unipolar depression. Journal of Personality andSocial Psychology, 1984.

5. Folkman S., Lazarus, R.S. // J. Hlth Soc. Behav/ — 1980. — Vol. 21.

6. Folkman S., // J. Person. Soc. Psychol. — 1984. — Vol. 46, N 5.

7. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. — Oxford University Press, 2002.

8. Frydenberg E. Coping сompetencies // Theory into Practice. 2004.

9. Haan N. // Handbook of Stress: Theoreticaland Clinical Aspects / Eds L. Goldberger, S. Breznitz. — New York, 1982.

10. Heim E/ // Psychother. Psychosom. Med. Psychol. — 1988.

11. Lazarus, R.S. // Models for Clinical Psychopathology. — Ney York, 1981.

12. Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.

13. Moos R. H., Schaefer J. A. // Life Transitions and Crises: A Conceptual Overview/ Eds. Coping with life crises: An integrated approach (3-28). — 1986.

14. Maddi S. R. The personality construct of hardiness: Effects on experiencing, coping, and strain // Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 1999.

Похожие статьи

психологическая защита, стратегия, социальная поддержка.

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность. Особенности копингстратегий у студентов педагогического.

Проблема совладающего поведения в психологической.

Работы, касающиеся проблемы совладания с трудностями являются различными, что отражается вклассификации этого феномена у разных авторов (таблица 1). Таблица 1 – классификация копинг-поведения и копингстратегий.

психологическая защита, стратегия, социальная поддержка.

Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных. психологическая защита, стратегия, социальная поддержка, разрешение проблемы, дополнительная информация, процесс совладания, проблемная ситуация, поиск поддержки, модель.

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

 преобладание копингстратегий избегания над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки

Происходит активное становление копингстратегий как способов совладания с жизненными трудностями в процессе интенсивного развития познавательных.

Особенности копингстратегий у студентов педагогического.

52 % испытуемых присущи копингстратегии поведения, направленные на поиск социальной поддержки, которые позволяют при помощи внешних социальных ресурсов успешно совладать со стрессовой ситуацией.

Копингстратегии у военнослужащих срочной и контрактной.

Копингстратегии у военнослужащих срочной и контрактной службы с разным уровнем фрустрации.

Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни

Вероятно, поэтому столь часто прибегают к стратегии поиска социальной поддержки.

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости.

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Внутриличностные механизмы преодоления стрессовых состояний представлены механизмами психологических защит и механизмами совладания (coping).

Копингстратегии подростков с разным типом психического.

Анализ данных, полученных в ходе исследования копингстратегий методикой «Опросник способов совладающего поведения» (Р.Лазарус и С.Фолкман), показал преобладание в эмпирической группе таких способов совладания, как поиск социальной поддержки.

Возможности внутриличностных защит и стратегий совладания.

Проблема соотношения стратегий преодоления (совладания) и психологической защиты очевидна и продолжается до настоящего времени. Теоретическое и методическое разграничение психологической защиты (защитных механизмов).

Источник

Читайте также:  Нет настроение уже 2 года
Оцените статью