Страна эмоций громова стимульный материал

МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»

КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА

Скачать:

Вложение Размер
metodika.docx 23.75 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»

КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА

Методика «Страна эмоций» разработана для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:

1. Диагностика эмоционально—волевой сферы ребенка:

  • определяются эмоции, являющиеся наиболее проблемными для ребенка;
  • выявляется уровень развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрацин ребенка;
  • выявляется способность ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности;
  • определяются наиболее эмоционально значимые для ребенка сферы жизнедеятельности (взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность и т.д.).

2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:

  • создание условий для осуществления ребенком рефлексии собственных чувств и их отреагирования;
  • дифференцирование эмоции по степени интенсивности переживания;
  • создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера.

Методика «Страна эмоции» состоит из 20 картинок (каждая представляет собой образ эмоционального состояния в трех вариантах по степени выраженности), а также методических рекомендаций по работе с ними.

Особенности данной методики обусловлены спецификой психологической работы в начальной школе. При разработке и использовании различных форм и методов психологической помощи детям младшего школьного возраста необходимо учитывать не только саму проблематику, но и возрастные особенности детей, т.е. опираться на те психологические навыки, которые у ребенка сформированы, и создавать оптимальные условия для развития тех, которые еще нуждаются в формировании. Ребенок младшего школьного возраста чаще всего не способен осознанно участвовать в коррекционной работе, поскольку пока не может четко обозначить суть испытываемых им трудностей в эмоциональной сфере. Поэтому для повышения эффективности подобной работы чаще всего применяется игровая форма, что вполне соответствует возрастным особенностям младших школьников. Кроме того, часто используются упражнения, задействующие воображение, фантазию школьника. Развивающий эффект подобных методов описывался неоднократно (И.Я. Медведева, Т.Л. Шншова, Д.Ю. Соколов, О.В. Хухлаева и др.).

Одной из важнейших характеристик дошкольного и младшего школьного возраста является особая значимость отношений со взрослым (в данном случае роль значимого взрослого берет на себя психолог). Для ребенка очень важен контакт с понимающим, безусловно принимающим его взрослым, проявляющим внимание к его внутреннему миру. Сама форма методики «Страна эмоций» подразумевает построение доверительных отношений между психологом и ребенком. Данная методика носит личностный характер, и ее эффективное применение невозможно без принятия всех чувств ребенка, стремления не осудить его, а понять и помочь справиться с трудностями. Эта особенность методики наиболее сильно проявляется в коррекционной работе и еще раз доказывает значимость построения искренних, доверительных и принимающих отношений между психологом и ребенком.

Методика «Страна эмоций» ориентирована на развитие осознавания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, а также различать их по степени интенсивности переживания, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право испытывать чувства, причем как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самопринятия ребенка. Методика позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначения трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам. В процессе работы с методикой психолог предоставляет ребенку возможность получить (может быть, впервые) опыт самоанализа, осознавания своих чувств, их присвоения, а значит — контроля над ними. Переживание подобного опыта способствует личностному росту ребенка, развитию его эмоциональной сферы.

Необходимо обратить особое внимание и на то, что в младшем школьном возрасте особенно остро стоит вопрос адаптации детей к новым социальным условиям, закладываются возможные основы успешности в школе или же устойчивой дезадаптации. Изменение социальных условий, появление в жизни ребенка новых норм и правил, возникновение необходимости построения отношений с новыми, незнакомыми, но очень значимыми для ребенка людьми (одноклассниками, учителем) являются стрессовыми для младшего школьника. При этом ребенок еще не владеет достаточными навыками саморегуляции, не может управлять своими чувствами, а возникающие вследствие этого трудности, в свою очередь, оказывают влияние на учебный процесс, что порождает новые стрессы

Источник

Методика «Страна эмоций» Т.В. Громова

«Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.)

«Страна эмоций» — психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка. Данная методика содержит стимульный материал в виде авторских рисунков. Забавные сказочные персонажи помогут ребенку познакомиться со своими эмоциями и подружиться с ними. Методика имеет широкий спектр применения, может быть использована как в индивидуальной, так и групповой работе. Рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»

Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Для выполнения задания необходимы:

· набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);

· набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);

· набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках — белое пятно;

· набор изображений лиц (веселых и грустных).

1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.

2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:

а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;

б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский суд, у мальчика (девочки) веселое лицо;

в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;

г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.

Психолог задает ребенку вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.

3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.

· Имя ребенка идет с мамой в детский сад.

· Имя ребенка с детьми на прогулке.

· Имя ребенка на занятиях.

· Имя ребенка играет с детьми в группе.

· Имя ребенка поет в музыкальном зале.

· Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.

· Имя ребенка играет дома.

Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит рассказать ребенка, почему у персонажа такое лицо.

После проведения обследования психолог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60% ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.

Источник

Страна эмоций

В дошкольном детстве соблюдение прав ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Мы, педагоги, нередко сталкиваемся с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Эти проблемы подтолкнули меня к поиску новых форм работы с детьми.

С этой целью мною совместно с педагогом-психологом учреждения был разработан и апробирован практический курс “Страна эмоций”. В основу курса был взят нетрадиционный подход к сказке.

В процессе слушания ребёнок получает различную информацию. Во – первых, он узнаёт ЧТО или О ЧЁМ говорится. Во – вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорится, т.е. с каким эмоциональным отношением. Эмоциональный контекст речи созвучен её логическому смыслу и значительно его усиливает. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность.

Практический курс “Страна эмоций” разработан для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:

1. Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка:

2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:

Данные занятия ориентированы на развитие осознания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право, испытывать чувства, причем как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самовосприятия ребенка. Это позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначенных трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам.

На каждом занятии присутствуют сказочные персонажи, каждый из которых соответствует эмоциональному состоянию, как положительному, так и отрицательному.

Предлагаемый состав эмоций (как отрицательных, так и положительных) может изменяться и дополняться в процессе работы

В процессе коррекционно-развивающей работы даже самые “вредные” эмоции преподносятся в виде забавных и неопасных персонажей; ребенок дистанцируется от них: я не “жадный”, а “я встречал Жадину – Недамку”.

Свою работу по данному направлению я проводила под руководством педагога – психолога ДОУ. Нами были выбраны совместные формы работы.

Формы работы педагога и педагога-психолога:

  1. Изображение, проигрывание поведения выбранного персонажа. Здесь большую роль играет преувеличение качеств конкретного персонажа, проявлений его сущности в поведении.
  2. Сочинение сказки, главным героем которой является выбранный персонаж. Взрослый принимает активное участие в сочинительстве, направляя сюжет сказки. Эта сказка заранее ориентирована на счастливый конец.
  3. Рисование выбранного персонажа. Нередко дети сами хотят нарисовать данного персонажа, но уже таким, каким его видят они. Если такого желания не возникает, можно задать вопрос: “Как ты думаешь, а как может выглядеть твоя Лень? Попробуй вспомнить и нарисовать его”.

Цель: Формирование у дошкольников старшего дошкольного возраста способности осознавать и принимать свои эмоции, вступая с ними в непосредственный контакт, узнавая их и знакомясь с ними заново, изучая и исследуя.

Занятия: в игровой форме.

Правила проведения занятий:

  • Добровольное участие в них детей.
  • Занятия проводятся регулярно, 2 раза в месяц.
  • Занятие проводится: для старшей и подготовительной группы – 20 — 30 минут.
  • Во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
  • Оценка успешности занятий:

  • Диагностика:
    • беседы;
    • наблюдение;
    • рисование.
    1. Отзывы родителей.

      Многолетний опыт в данном направлении позволяет сказать, что умение распознавать и принимать свои эмоции, рождает у детей духовную близость и доверие, даёт свободу и право на выражение переживаний, обогащает и расширяет диапазон средств, расцвечивающих его чувственный мир новыми яркими впечатлениями.

      Литература:

      1. Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль. 1996г.
      2. Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. Ярославль. 1997г.
      3. Чистякова М.И. “Психогимнастика”.М. Просвещение.1995г.
      4. Использовали материалы лекций и рекомендации педагогов университета им. Р. Валленберга.
      5. Громова Т.В. “Страна эмоций”, М. УЦ “Перспектива”, 2002 г.
      6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. и др. “В мире детских эмоций”, М. Айрис Пресс, 2004 г.
      7. Под ред. Дьяченко О.М. “Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей”, М. Пр. 1991г.
      8. Л.М. Шипицына и др. “Азбука общения”. СПб. Детство-пресс, 1998 г.

      Источник

      Дополнительная общеобразовательная программа для дошкольников «Страна эмоций»

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад № 171»

      Дополнительная общеразвивающая программа

      по эмоциональному состоянию и поведению

      детей дошкольного возраста «Страна эмоций»

      Созонова Светлана Геннадьевна

      4. Методы и формы обучения ……………………………………………………4

      5. Диагностика результатов программы……………………………. 5

      6. Учебно — тематическое планирование для детей ………………………. …..6

      7. Содержание изучаемого курса ………………………………………. 7

      В развитии ребенка обращают внимание на развитие познавательных процессов в период его дошкольного и школьного обучение. Уровень интеллектуального развития оценивается при поступлении в школу. Умение владеть своими эмоциями и регулировать эмоциональное состояние рассматривается как само собой разумеющееся. Хотя многие исследования последних лет показывают, что успешность в учебной, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности, обеспечивает не уровень интеллектуального развития, а эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Навыки эмоционального интеллекта важно формировать уже в дошкольном возрасте. Программа «Страна эмоций» основной задачей ставит умение определять свои эмоции и уметь их регулировать.

      · Развитие эмоционального интеллекта

      · Умения осознавать свои чувства, эмоции

      · Понимание чувств и настроения других людей

      · Обретение навыка саморегуляции своего эмоционального состояния

      · Знакомство детей группы с базовыми эмоциями.

      · Обогащение развивающей среды комнаты психологической разгрузки.

      · Обучение детей распознаванию базовых эмоций.

      · Тренировка произвольного проявления чувств в импровизированном театре.

      · Формирование представления о способах выражения собственных эмоций.

      · Обучение управлению своими эмоциями и чувствами.

      · Обучение детей умению принимать во внимание чувства другого человека, изменять свое поведение относительно чувств других людей.

      · Формирование навыков сотрудничества между детьми.

      · Повышение самооценки и уверенности в себе

      · Акварель, гуашь, кисти

      Курс состоит из 16 занятий.

      Периодичность занятий — 1 раз в неделю

      1. Ритуал приветствия.

      Цель ритуала приветствия — сплочение коллектива, создания положительного эмоционального фона, настроения в группе.

      «В страну волшебства отправимся мы,

      Где будем смеяться, грустить, удивляться.

      С героями этой волшебной страны

      Мы будем встречаться.

      Нас ждут приключения, сказка, игра,

      Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

      Соседу сосед, то есть друг другу,

      Приветствие доброе скажем по кругу»

      Дети, передавая по кругу мяч или мягкую игрушку, поворачиваются к своему соседу, улыбаются и говорят: «Доброе утро (день)!»

      2. Основная часть.

      Рассказ психологом о теме занятия, создание проблемной ситуации с помощью использования игры, инсценировки, чтение художественных текстов, рассказов, сказок.

      Или беседа по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, с целью обобщения сказанного, к решению проблемы, обыгрывания ситуаций.

      3. Заключительная часть

      Проводятся расслабляющие упражнения, релаксация.

      4. Ритуал прощания

      Участники стоя в кругу передают предмет – символ и завершают фразу: «Сегодня я узнал…».

      Методы и формы обучения

      1. Арт-терапевтические методы (способствует релаксации, невербальному проявлению чувств и эмоций)

      2. Музыкотерапия (релаксация с помощью музыки, погружение в тему занятия с помощью музыкальных произведений)

      3. Игротерапия (разыгрывание ситуаций, позволяющих преодолеть психологические и социальные трудности ребенка)

      4. Сказкотерапия (способствует развитию творческих способностей, расширению сознания, совершенствование взаимопонимания с окружающими людьми)

      5. Телесно-ориентированная терапия (создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности)

      Диагностика результатов программы

      Для определения результатов проводится диагностика до и после проведения дополнительной общеобразовательной программы «Страна эмоций»:

      · экспресс диагностика умения определять эмоции (Ю.Б.Гипенрейтер «Эмоциональная угадайка»)

      · Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)

      · Методика самооценки «Дерево» ( Д. Лампен)

      Описание методик приведено в Приложении 1.

      Учебно — тематическое планирование для детей

      «Знакомство с эмоциями»

      «Знакомьтесь, это Я»

      «Общение со словами и без слов»

      «Положительные и отрицательные чувства»

      «Цветик – семицветик». Продолжение занятия

      «Учусь быть отзывчивым»

      «Управляю своими эмоциями»

      «Управляю своими эмоциями». Продолжение занятия.

      «Я – король своих эмоций»

      Содержание изучаемого курса

      Название занятия, цель

      «Знакомство с эмоциями»

      Цель: ознакомление с основными эмоциями и их влияние на наше поведение

      1. Упражнение «Эмоциональная угадайка»

      · Детям предлагают взять мягкую игрушку на выбор и определить ее эмоцию.

      · Необходимо угадать эмоцию, изображенную на картинке.

      2. Упражнение «Волшебный мешочек».

      Это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, наощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках. Кто догадался, что лежит в мешочке?

      Смайлики с разными эмоциями. Расскажите, какая у вас эмоция? Когда вы ее чувствовали в последний раз?

      3. Заполнение тестов «Дерево», «Кактус».

      4. Расслабляющее упражнение «Лимонад»

      «Давайте представим, что у нас в руках лимоны, нам нужно выжать из них сок, чтобы получить лимонад. Давим, давим – сильно сжимаем кулачки. Расслабляемся, встряхиваем руки»

      — «Эмоциональная угадайка» Ю.Б.Гиппенрейтер

      — Мешочек со смайликами-эмоциями

      «Знакомьтесь, это Я»

      Цель: определение уровня владения знаниями понимания эмоционального состояния другого человека.

      1. Рисунок «Автопортрет в виде сказочного персонажа»

      2. Упражнение «Эмоциональное лото»

      Раздаем карточки из «Эмоциональное лото» Ю.Б.Гиппенрейтер.

      Кто закрыл все поля лото, тот и выиграл.

      3. Подведение итога занятия. Необходимо продолжить предложение «Сегодня я узнал…»

      — Стаканчики под воду

      — «Эмоциональное лото» Ю.Б.Гиппенрейтер

      Цель: развитие произвольного внимания, умения максимально сосредоточится на происходящем, отработка умения длительно выдыхать.

      1. Упражнение «Путаница»

      Необходимо, стоя в кругу, взяться за руки в центре круга закрытыми глазами. Открываем глаза и распутываемся, чтобы снова встать в круг.

      2. Упражнение «Медвежата»

      Каждый ребенок превращается в маленького медвежонка. Медвежонок находится в берлоге, но подул холодный ветер, и он свернулся в клубочек. Согрелся и развернулся, потянулся и зарычал.

      3. Упражнение «Насос и мяч»

      Один из участников — насос, другие – мячи. Сначала мячи стоят, раздутые, обмякнув всем телом. Когда насос надувает мяч, участники начинают распрямляться, раздувают щеки, поднимают руки. Но мячи снова сдуваются, когда ведущий вытаскивает шланг из насоса. Теперь дети издают звук «ш-ш-ш» и снова обмякают. Ведущий меняется.

      Цель: развитие умения распознавать эмоции другого человека.

      Детям выдаются изображения людей в различных эмоциональных состояниях. Они определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный и т.д.

      2. «Мимическая гимнастика»

      Предлагаем выполнить ряд заданий: сморщить лоб, поднять брови (удивление), сдвинуть брови и нахмуриться (сержусь), расслабить брови и закатить глаза (равнодушие), расслабиться и улыбнуться (веселье), расслабить веки, лоб и щеки (лень, дрема)

      3. Рисуем эмоции пальцами

      Предлагаем обвести свои ладошки и закрасить их пальчиковыми красками так, как хочется. Фон бумаги тоже закрашиваем, делимся впечатлением о настроении рисунка у автора, автор рисунка подтверждает или уточняет настроение своего рисунка и себя.

      4. Упражнение на расслабление «Лимонад»

      «Давайте представим, что у нас в руках лимоны, нам нужно выжать из них сок, чтобы получить лимонад. Давим, давим – сильно сжимаем кулачки. Расслабляемся, встряхиваем руки»

      Цель: развитие умения проговаривать свои негативные чувства и адекватно их проявлять в общении с другими.

      1. Чтение сказки «Маша и медведь» и ее обсуждение, как можно проявлять гнев, обиду, учиться ее проговаривать словами, а не таить в себе

      2. Рисунок «Рычащий медведь»

      Рассказ о своем медведе, который расстроен.

      3. Подведение итога занятия. Необходимо продолжить предложение «Сегодня я узнал…»

      — Сказка «Маша и медведь»

      — Стаканчики под воду

      Цель: знакомство с методами снятия эмоционального напряжения, эмоционального раскрепощения

      1. Создаем рисунок «Белый медведь»

      Дети рисуют маску белого медведя.

      2. Упражнение «Белые медведи»

      Выбираются два белых медведя, кто будет ловить в свою берлогу других участников. Медведи из берлоги выходят со словами: «Медведи идут на охоту»

      3. Упражнение «Походка»

      Участникам предлагают изобразить походку разных зверей и людей – медведя, зайца, утки, льва, клоун в цирке, старика, маленького ребенка.

      4. Просим завершить фразу «Моя эмоция сейчас…»

      — Стаканчики под воду

      «Общение со словами и без слов»

      Цель: ознакомление с невербальной речью – жестами, мимикой, ее ролью в жизни человека.

      «Давайте представим, что у вас в парах один участник – это зеркало, а второй – человек перед зеркалом. Человек перед зеркалом может причесываться, показывать гримасы, а зеркало повторяет. Потом меняемся ролями»

      Предлагаем детям изобразить что-нибудь жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом. Можно, например, сказать: «Ты забыл шапку, а на улице очень холодно», «Принеси мне стакан воды, я хочу пить»

      3. Изобрази сказку

      Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-то всем знакомую сказку или мультфильм. И изображает ее без слов. А другая группа отгадывает.

      Цель: развитие умения расслаблять речевой аппарат

      Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у») Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены)

      2. «Рот на замочке»

      Поджимаем губы так, чтобы их не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы, они стали мягкими и ненапряженными.

      Губы вытягиваются, как при звуке «и», затем возвращаются на место.

      Представьте, что разгрызаете твердый орешек, крепко сожмите зубы. Теперь разожмите и расслабьте.

      5. «Сердитый язык»

      Язык упирается в верхние губы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу, потом расслабляется, как будто спит.

      Язык прижимается к щеке и надавливает на нее, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно в таком положении, и мы возвращаем его на место. Расслабляем язык и отдыхаем.

      Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой.

      8. «Волшебный сон»

      Ребенок находится в позе покоя, спокойно лежит. Взрослый говорит: «Сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза. Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание, наступает «Волшебный сон»

      — Спокойная музыка природы

      Цель: развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела; формирование произвольных мимических движений

      Идем по сюжету сказки «Золушка», выполняя задания.

      1. Упражнение «Чистка кастрюли»

      Делаем движения, аналогичные мытью и чистке кастрюли. Расслабляемся, «стряхивая» усталость.

      2. Упражнение «Моем пол»

      «Смачиваем» тряпку в ведре, отжимаем, бросаем тряпку на пол и стряхиваем кистями. Уточняем у детей, где больше всего есть напряжения в руках.

      3. Упражнение «Горе Золушки»

      Детям предлагается почувствовать горе Золушки, когда она хочет поехать на бал, но не может, и горько поплакать. Затем расслабиться и прикоснуться пальцами к лицу, голове, погладить себя и пожалеть, как если бы это была Золушка.

      4. Упражнение «Мыши и кони»

      Психолог объясняет, как ведут себя мыши и кони. Мыши беспокойно бегают, шевелят «усами». Как только все слышат команду «кони», превращаются в коней: бьют копытом, спина прямая, голова высоко поднята.

      5. Упражнение «Бал»

      Дети танцуют, пока не услышат «бой часов». С боем часов они прячутся и замирают, прислушиваются к звукам в своем сердце

      6. Упражнение «Примерка»

      Участники сидят в кругу, и, вытянув поочередно ноги, напрягают их. Какое-то время удерживают это положение, затем расслабляют ногу.

      7. Упражнение на расслабление

      Все сидят в кругу расслабленно и шепотом произносят: «Мое лицо спокойное, мои щеки теплые, руки и ноги наполнены легкостью, мое дыхание спокойное и ровное, я отдыхаю, мне удобно и спокойно»

      — Медленная и подвижная музыка

      «Положительные и отрицательные чувства»

      Цель: развитие слуховой памяти, расширение представлений детей о чувствах и эмоциях

      1. Знакомство со сказкой «Различные чувства».

      2. Упражнение «Коллективный рисунок чувств»

      Каждый участник изображает то чувство из сказки, которое ему больше запомнилось или понравилось.

      — Сказка «Различные чувства» (И.В.Ганичева. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми )

      — Карандаши или восковые мелки

      Цель: развитие согласованности движения тела, формирование произвольных мимических движений

      1. Упражнение «Догонялки»

      Дети идут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек (мягкий модуль синего цвета), взбираются на холмик (подушка с гранулами), скатываются с него и снова идут. Когда выключается музыка, дети останавливаются и прислушиваются к своим ощущениям в теле: усталость, покалывание, боль, приятные ощущения тепла

      2. Упражнение «Женя потерялась»

      Женя испугалась, что потерялась. Ведущий говорит детям, что при испуге тело становится напряженным, затем дети садятся и «плачут». После «плача» все расслабляются.

      3. Упражнение «Ваза»

      Участникам предлагается сделать «вазу»: встать тесным кружком, вытянуть руки вверх, прогнуть спину и потянуться назад. Как только звучит музыка, «ваза» разбивается (дети разбегаются и танцуют), музыка умолкает – вновь «ваза» цела.

      4. Подведение итога занятия

      Психолог спрашивает детей, что больше всего понравилось в сказке.

      — Сказка «Цветик – семицветик»

      «Цветик –семицветик». Продолжение занятия

      Цель: развитие согласованности движения тела, формирование произвольных мимических движений, активизация творческого мышления, воображения и фантазии

      1. Вспоминаем, что произошло с девочкой Женей на прошлом занятии. Сегодня мы узнаем о ее дальнейших приключениях.

      2. Упражнение «Северный полюс»

      Включается музыка с шумом вихря, ветра. «Как Женя попала в летнем платьице на Северный полюс, так и мы все оказываемся рядом с ней и замерзаем. Напряжены наши руки, ноги или расслаблены, как чувствует себя наши шея, лицо? А теперь вам тепло, уютно, приятно. Присядьте, расслабьте шею, плечи, руки, освободите их от напряжения и холода. Тело мягкое, спокойное»

      3. Упражнение «Оранжевый лепесток»

      Ведущий предлагает по кругу с чувством превосходства произнести фразу Жени, когда она захотела игрушки, как у других детей во дворе: «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои»

      4. Упражнение «Игрушки»

      «Сейчас мы превращаемся в игрушки. Представьте себя игрушкой и покажите, как вы будете двигаться, какие звуки издавать»

      5. Упражнение «Веселье»

      Женя загадывает последнее желание, чтобы Витя был здоров. Все дети танцуют и прыгают так, как делали это Витя и Женя, когда желание исполнилось

      6. Упражнение «Мой цветик-семицветик»

      Предлагаем детям нарисовать свой цветик-семицветик и загадать желания.

      — Музыка с шумом ветра

      — Краски, кисти, бумага

      «Учусь быть отзывчивым»

      Цель: формирование у ребенка умения замечать эмоциональное состояние других людей, развитие умения находить адекватные способы реагирования

      1. Пальчиковая гимнастика

      Делаем фигурки лисы, рыбки, волны, камней и водорослей, которые будут участниками нашей сказки.

      2. Чтение эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» и ее обсуждение.

      3. Драматизация сказки.

      4. Подведение итога занятия. Необходимо продолжить предложение «Сегодня я узнал…»

      — Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

      — Игрушки для постановки сказки

      «Управляю своими эмоциями»

      Цель: тренировка полученных знаний в практических ситуациях

      5. Предлагаем ребятам проиграть ситуаций:

      · Тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее.

      · Ты очень обидел своего друга. Попроси у него прощения.

      · Ты участвовал в соревновании и занял 1 место, а твой друг был в конце. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

      · Ребята из вашей группы играют в интересную игру. Ты пришел в детский сад позже, игра уже началась. Попроси, чтобы ребята взяли тебя в игру. Что ты будешь делать, если ребята не захотят тебя принять?

      6. Упражнение «Комплимент»

      По кругу говорим соседу что-нибудь положительное о его личных качествах, внешности, умениях, поведении. В ответ нужно сказать: «Спасибо, я тоже думаю, что я…»

      7. Подведение итога занятия. Необходимо продолжить предложение «Сегодня мне понравилось…»

      — Листочки с заданиями

      «Управляю своими эмоциями»

      Цель: формирование чувства единения с группой, умение договариваться друг с другом о своих интересах в общем деле.

      Упражнение «Я через 5 лет»

      Необходимо объединиться в группы и создать спектакль о том, какими вы станете через 5 лет

      Каждый рисует себя на листе А5, затем группой рисуем большой дом. В этом доме размещаем свои портреты, кто и где хотел бы жить в этом доме.

      — Стаканчики для воды

      «Я – король своих эмоций»

      Цель: оценка умений регулировать и управлять своими эмоциями

      1. Упражнение «Эмоциональная угадайка»

      Необходимо угадать эмоцию, изображенную на картинке.

      2. Упражнение «Волшебный мешочек».

      Это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и вытяните карточку.

      Там будут карточки-смайлики с разными эмоциями. Расскажите, какая у вас эмоция? Когда вы ее чувствовали в последний раз? Покажите, что можно сделать, когда у вас такая эмоция

      3 Заполнение тестов «Дерево», «Кактус».

      4 Подведение итога занятия. Необходимо продолжить предложение «Сегодня мне понравилось…»

      — «Эмоциональная угадайка» Ю.Б.Гиппенрейтер

      — Мешочек со смайликами-эмоциями

      1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет), М.: Книголюб, 2004

      2. Гиппенрейтер Ю.Б. Психологические игры и занятия с детьми. Развиваем эмоциональный интеллект – 2-е изд. – М.: Издательство АСТ, 2020

      3. Грабенко Т.М. Просто о важном. Цикл книг. Серия третья «Герои проявляются»: игры, дошкольное и начальное образование. – Сергиев Посад: ООО «Все для вас – Сергиев Посад», 2016

      4. Грабенко Т.М. Просто о важном. Цикл книг. Серия вторая «Эмоциональная жизнь продолжается»: игры, дошкольное и начальное образование. – Сергиев Посад: ООО «Все для вас – Сергиев Посад», 2016

      5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003

      6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок – 2-е изд., исп. И доп. – СПб.: Речь, 2016

      7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.

      8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, комуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997

      9. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия\ сост.Т.В.Селищева. – Волгоград: Учитель.

      10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

      11. Мастерская сказок для детей\ Т.Зинкевич-Евстигнеева, А.Зинкевич – Москва: Издательство АСТ, 2019

      12. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение \ авт.-сост. Е.Р.Соколова. – Волгоград: Учитель.

      Методика самооценки «Дерево»

      Цель: определение положения респондента в социуме.

      Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, мы не предлагаем ребенку вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

      Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.

      Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в детском саду и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.

      Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

      Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д.Лампена, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных от взрослых, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

      Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 — характеризует установку на преодоление препятствий

      № 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку

      № 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

      № 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

      № 9 — мотивация на развлечения

      № 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

      № 8 — характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

      № 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация

      № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

      Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

      Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

      Графическая методика «Кактус»

      Автор М. А. Панфилова

      Цель: исследование аффективной сферы ребенка.

      Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения рисунка в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: Этот кактус домашний или дикий? Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? Кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

      При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение, размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Важно учитывать характеристику «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристику иголок (размер, расположение, количество).

      Наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности

      Отрывочность линий, сильный нажим

      Эгоцентризм, стремление лидерству

      Крупный рисунок, центр листа

      Неуверенность в себе, зависимость

      Маленький рисунок, расположение в низу листа

      Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

      Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

      Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

      Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

      Наличие украшений, цветов, мягких линий и форм

      Наличие на рисунке других кактусов или цветов

      На рисунке изображен один кактус

      Стремление к домашней защите, чувство семейной общности

      Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

      Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества

      Дикорастущие, «пустынные» кактусы

      Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

      Курс профессиональной переподготовки

      Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

      Курс повышения квалификации

      Нейропсихология детского возраста

      Курс повышения квалификации

      Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе

      Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

      Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

      Источник

      Читайте также:  От печали до радости добронравов пегова
    Оцените статью