- МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методика «Страна эмоций» Т.В. Громова
- Страна эмоций
- Методики диагностики уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»
КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»
КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА
Методика «Страна эмоций» разработана для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:
1. Диагностика эмоционально—волевой сферы ребенка:
- определяются эмоции, являющиеся наиболее проблемными для ребенка;
- выявляется уровень развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрацин ребенка;
- выявляется способность ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности;
- определяются наиболее эмоционально значимые для ребенка сферы жизнедеятельности (взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность и т.д.).
2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
- создание условий для осуществления ребенком рефлексии собственных чувств и их отреагирования;
- дифференцирование эмоции по степени интенсивности переживания;
- создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера.
Методика «Страна эмоции» состоит из 20 картинок (каждая представляет собой образ эмоционального состояния в трех вариантах по степени выраженности), а также методических рекомендаций по работе с ними.
Особенности данной методики обусловлены спецификой психологической работы в начальной школе. При разработке и использовании различных форм и методов психологической помощи детям младшего школьного возраста необходимо учитывать не только саму проблематику, но и возрастные особенности детей, т.е. опираться на те психологические навыки, которые у ребенка сформированы, и создавать оптимальные условия для развития тех, которые еще нуждаются в формировании. Ребенок младшего школьного возраста чаще всего не способен осознанно участвовать в коррекционной работе, поскольку пока не может четко обозначить суть испытываемых им трудностей в эмоциональной сфере. Поэтому для повышения эффективности подобной работы чаще всего применяется игровая форма, что вполне соответствует возрастным особенностям младших школьников. Кроме того, часто используются упражнения, задействующие воображение, фантазию школьника. Развивающий эффект подобных методов описывался неоднократно (И.Я. Медведева, Т.Л. Шншова, Д.Ю. Соколов, О.В. Хухлаева и др.).
Одной из важнейших характеристик дошкольного и младшего школьного возраста является особая значимость отношений со взрослым (в данном случае роль значимого взрослого берет на себя психолог). Для ребенка очень важен контакт с понимающим, безусловно принимающим его взрослым, проявляющим внимание к его внутреннему миру. Сама форма методики «Страна эмоций» подразумевает построение доверительных отношений между психологом и ребенком. Данная методика носит личностный характер, и ее эффективное применение невозможно без принятия всех чувств ребенка, стремления не осудить его, а понять и помочь справиться с трудностями. Эта особенность методики наиболее сильно проявляется в коррекционной работе и еще раз доказывает значимость построения искренних, доверительных и принимающих отношений между психологом и ребенком.
Методика «Страна эмоций» ориентирована на развитие осознавания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, а также различать их по степени интенсивности переживания, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право испытывать чувства, причем как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самопринятия ребенка. Методика позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначения трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам. В процессе работы с методикой психолог предоставляет ребенку возможность получить (может быть, впервые) опыт самоанализа, осознавания своих чувств, их присвоения, а значит — контроля над ними. Переживание подобного опыта способствует личностному росту ребенка, развитию его эмоциональной сферы.
Необходимо обратить особое внимание и на то, что в младшем школьном возрасте особенно остро стоит вопрос адаптации детей к новым социальным условиям, закладываются возможные основы успешности в школе или же устойчивой дезадаптации. Изменение социальных условий, появление в жизни ребенка новых норм и правил, возникновение необходимости построения отношений с новыми, незнакомыми, но очень значимыми для ребенка людьми (одноклассниками, учителем) являются стрессовыми для младшего школьника. При этом ребенок еще не владеет достаточными навыками саморегуляции, не может управлять своими чувствами, а возникающие вследствие этого трудности, в свою очередь, оказывают влияние на учебный процесс, что порождает новые стрессы
Источник
Методика «Страна эмоций» Т.В. Громова
«Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.)
«Страна эмоций» — психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка. Данная методика содержит стимульный материал в виде авторских рисунков. Забавные сказочные персонажи помогут ребенку познакомиться со своими эмоциями и подружиться с ними. Методика имеет широкий спектр применения, может быть использована как в индивидуальной, так и групповой работе. Рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»
Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.
Для выполнения задания необходимы:
· набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
· набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);
· набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках — белое пятно;
· набор изображений лиц (веселых и грустных).
1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.
2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:
а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;
б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский суд, у мальчика (девочки) веселое лицо;
в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;
г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.
Психолог задает ребенку вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.
3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.
· Имя ребенка идет с мамой в детский сад.
· Имя ребенка с детьми на прогулке.
· Имя ребенка на занятиях.
· Имя ребенка играет с детьми в группе.
· Имя ребенка поет в музыкальном зале.
· Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.
· Имя ребенка играет дома.
Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит рассказать ребенка, почему у персонажа такое лицо.
После проведения обследования психолог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60% ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.
Источник
Страна эмоций
В дошкольном детстве соблюдение прав ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Мы, педагоги, нередко сталкиваемся с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Эти проблемы подтолкнули меня к поиску новых форм работы с детьми.
С этой целью мною совместно с педагогом-психологом учреждения был разработан и апробирован практический курс “Страна эмоций”. В основу курса был взят нетрадиционный подход к сказке.
В процессе слушания ребёнок получает различную информацию. Во – первых, он узнаёт ЧТО или О ЧЁМ говорится. Во – вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорится, т.е. с каким эмоциональным отношением. Эмоциональный контекст речи созвучен её логическому смыслу и значительно его усиливает. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность.
Практический курс “Страна эмоций” разработан для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:
1. Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка:
2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
Данные занятия ориентированы на развитие осознания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право, испытывать чувства, причем как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самовосприятия ребенка. Это позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначенных трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам.
На каждом занятии присутствуют сказочные персонажи, каждый из которых соответствует эмоциональному состоянию, как положительному, так и отрицательному.
Предлагаемый состав эмоций (как отрицательных, так и положительных) может изменяться и дополняться в процессе работы
В процессе коррекционно-развивающей работы даже самые “вредные” эмоции преподносятся в виде забавных и неопасных персонажей; ребенок дистанцируется от них: я не “жадный”, а “я встречал Жадину – Недамку”.
Свою работу по данному направлению я проводила под руководством педагога – психолога ДОУ. Нами были выбраны совместные формы работы.
Формы работы педагога и педагога-психолога:
- Изображение, проигрывание поведения выбранного персонажа. Здесь большую роль играет преувеличение качеств конкретного персонажа, проявлений его сущности в поведении.
- Сочинение сказки, главным героем которой является выбранный персонаж. Взрослый принимает активное участие в сочинительстве, направляя сюжет сказки. Эта сказка заранее ориентирована на счастливый конец.
- Рисование выбранного персонажа. Нередко дети сами хотят нарисовать данного персонажа, но уже таким, каким его видят они. Если такого желания не возникает, можно задать вопрос: “Как ты думаешь, а как может выглядеть твоя Лень? Попробуй вспомнить и нарисовать его”.
Цель: Формирование у дошкольников старшего дошкольного возраста способности осознавать и принимать свои эмоции, вступая с ними в непосредственный контакт, узнавая их и знакомясь с ними заново, изучая и исследуя.
Занятия: в игровой форме.
Правила проведения занятий:
Оценка успешности занятий:
- беседы;
- наблюдение;
- рисование.
- Отзывы родителей.
Многолетний опыт в данном направлении позволяет сказать, что умение распознавать и принимать свои эмоции, рождает у детей духовную близость и доверие, даёт свободу и право на выражение переживаний, обогащает и расширяет диапазон средств, расцвечивающих его чувственный мир новыми яркими впечатлениями.
Литература:
- Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль. 1996г.
- Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. Ярославль. 1997г.
- Чистякова М.И. “Психогимнастика”.М. Просвещение.1995г.
- Использовали материалы лекций и рекомендации педагогов университета им. Р. Валленберга.
- Громова Т.В. “Страна эмоций”, М. УЦ “Перспектива”, 2002 г.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. и др. “В мире детских эмоций”, М. Айрис Пресс, 2004 г.
- Под ред. Дьяченко О.М. “Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей”, М. Пр. 1991г.
- Л.М. Шипицына и др. “Азбука общения”. СПб. Детство-пресс, 1998 г.
Источник
Методики диагностики уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника
Методики диагностики уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей. Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
• 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;
• 1 балл – изображено человеческое лицо;
• 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 0 баллов; • Средний: 1 – 2 балла; • Высокий: 3 – 6 баллов
Проективная методика «Три желания».
Цель . Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей. Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!». Обработка результатов.
• 0 баллов – рисунок отсутствует;
• 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;
• 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».
Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 0 – 3 балла
• Средний: 4 балла
• Высокий: 5 – 6 баллов
По окончании рисования с детьми была проведена беседа. Выяснилось, что для детей этого возраста характерны одинаковые желания: «Учиться в школе на одни пятёрки»; «Чтобы мы переехали на новую квартиру». Почти все девочки хотят приобрести вещи лично для себя (серьги, куклу, часы, ролики, котёнка и т.д.). Интересен диалог психолога с мальчиком, который показывает высокий уровень развития эмоционального интеллекта:
– Первое моё желание – чтобы у мамы был мешок денег.
– Почему? Ей не хватает денег?
– Да, и потому что она много работает.
– А второе желание? – Чтобы у папы был мешок денег.
– Почему? Ему тоже не хватает денег и он тоже много работает?
– Да. – И третье желание?
– Ну, чтобы у меня тоже был мешок денег.
– А зачем тебе деньги?
– Я бы хотел купить сотовые телефоны двоюродным сестре и брату.
– Для чего им нужны сотовые телефоны?
– Они уже взрослые и встречаются со своими любимыми. Я думаю, что им трудно без сотовых телефонов.
– Я смотрю, у тебя ничего для себя не осталось, даже своих денег. Ты вообще чего-нибудь желаешь для самого себя?
– Да, я бы хотел для себя приобрести компьютер. Но я думаю, что после того, как куплю сестре и брату телефоны, у меня останется мало денег. Не хватит.
Методика представляет собой системный вариант, который базируется на нескольких проективных техниках, в частности «Тест предпочитаемого животного», описанного испанским психиатром Хосе Пигемом и «Тест метаморфоз» Жаклин Руайер (Франция). В СНГ методика в данной модификации применялась Н.Я. Семаго в работе с детьми г.Москвы и Московской области. За период работы с данной методикой было обследовано более 2000 детей. [119; C .261-273]. Ценность данной методики состоит в том, что она очень четко выявляет проблемные зоны и позволяет сформировать представления о скрытых, часто неосознаваемых потребностях, защитах и опасениях, а также стратегиях самопредъявления (Бланк 5)
Проведение методики состоит из следующих этапов:
Ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Если бы тебе предложили на время превратиться в какое-либо животное, позволив выбрать, какое животное ты бы выбрал? Каким животным хотел бы побыть?»
После ответа ребенка, задавался вопрос «Почему именно этим животным?»
Аналогичным образом предлагались вопросы в категориях: растения, мебель, вещь, игрушки.
2. Негативный выбор
На этом этапе ребенку задаются противоположные вопросы: «В какое животное ты бы ни за что не захотел превращаться?»
После выяснялось, почему ребенок дал такой ответ. Процедура охватывает вопросы по всем обсуждаемым на первом этапе категориям.
Процедура оценки и анализа результатов:
Защитные выборы – представляют собой те, в которых объект превращения оказывается максимально защищенным, минимально уязвимым. Характерные ответы (выборы предпочтения): «драконом – он в железном панцире, его не убить», динозавром – он такой огромный, ему никто не страшен», «кактусом –он колючий, его не трогают», «розой – она красивая и колется, ее не сорвать», «ценной вазой – она стоит в музее, ее не трогают и не разобьют».
Среди выборов отвержения: «жабой — ее легко затоптать», «бабочкой – они беззащитные», «зайцем – на него охотятся», «травой- ее топчут», «ромашкой (подснежником) – ее срывают», «стулом (табуреткой) – они ломаются».
Подобные ответы демонстрируют повышенный уровень тревожности, в том числе социальной, неуверенность в своих силах, ощущение незащищенности.
Агрессивные выборы – предполагают, что объект превращения агрессивен и представляет угрозу для окружения. Характерные ответы: «лев(тигр, леопард) – они самые сильные, могу всех победить», «волк – он злой, сильный, его боятся». «Нож – им можно порезать», «топор – он может все разрубить» и.т.п.
Характерные ответы отвержения – «заяц, он слабый, не может дать сдачи», «червяком – на него можно наступить, а он ничего сделать не может, чтобы не наступали».
Данные выборы отчасти, по своей направленности совпадают с защитными выборами. У авторов данной модификации методики, не отражены достаточно четкие критерии их дифференциации. Однако, при более глубоком анализе ответов, можно обнаружить, что часть из них связана с мотивом «не может ответить агрессией на агрессию». Поэтому ответы подобного типа, были включены нами в данную группу.
Демонстративные выборы – выражают потребность находиться в центре внимания, привлекать к себе внимание. Обоснованием выбора становились внешние признаки объекта превращения (красивый, ценный, престижный).
Среди выборов предпочтения наиболее часто встречаются следующие:
«Кошечка (котик) – она красивая», «Роза – это самый лучший цветок», «Брильянт – он самый ценный».
Среди выборов отвержения наиболее часто объекты отвергаются по причине своей внешней непривлекательности, обыденности, также звучит тема старых, заброшенных вещей («жаба – она мерзкая», «трава – ее везде много, ничем не интересна», «старый ботинок на мусорнике – он отвратительный» и т.п.)
Самоутверждающие выборы – ориентированы на подчеркивание и утверждение собственной значимости, самоценности, независимости. В аутентичном варианте методике не производится разделения по принципу самоутверждения в социуме и ценностного самоутверждения. Однако, мы сочли необходимым ввести эти подварианты ответов, так как в процессе работы с детьми, стало очевидно наличие этих двух различных тенденций.
Ценностные самоутверждающие выборы , подчеркивают потребность в самостоятельности, независимости, свободе выбора. В связи с этим, в них часто проявляются мотивы полетов, парения в воздухе, устойчивости (от внешних воздействий).
Наиболее часто среди предпочтительных самоутверждающих выборов в ответах детей встречаются следующие: «птица – летает, где хочет», «дуб – он мощный», «перекати-поле – оно везде катается, не стоит на месте», «марсоходом — он сам решает, куда ему ехать».
Среди выборов отвержения, наиболее часто отмечаются ответы, связанные с темой зависимости, беспомощности, униженности: «глист – противный, сам ничего не может, паразитирует только», «носки(трусы) – грязные, неприятно», «погремушкой – ее бестолковые дети грызут, швыряют».
Социально-иерархические выборы отражают тенденцию к желанию доминировать, управлять, оказывать влияние на других с помощью не столько личных качеств, сколько своего положения. «Лев – это царь зверей», «медведь – он самый главный в лесу», «робот – он всех выше и сильнее», «игрушечный генерал – он командует солдатиками», «часы – они всех подгоняют».
Выборы отвержения, напротив, связаны с низким «социальным положением» – «койотом – над ним все смеются», «крысой – ее все гоняют, по углам прячется», «шапкой бомжа – она такая же, как и ее хозяин».
Социально одобряемые выборы – как правило, отражают альтруистическую направленность мотивов ребенка его ориентацию на социальные нормы. В ответах, как правило, звучат мотивы пользы: «собака – она помогает человеку», «холодильник – он самый важный в хозяйстве», «диван – от него много пользы», «мухоловка – не хочу маленьких насекомых обижать».
Для выборов отвержения характерны ответы: «долгоносик (колорадский жук) – это вредитель», «крапива – это сорняк, от него нет пользы», «сломанная табуретка – не ней нельзя сидеть» и т.п.
Негативистичные выборы характеризуют как протестные, связанные либо с негативным отношением к процедуре тестирования, либо, как своего рода защитную, протестную позицию (к навязываемым социальным нормам и предпочтениям). Основной лейтмотив подобных высказываний звучит как «отстаньте от меня», «не трогайте меня», «а я буду делать наоборот».
Поэтому среди выборов предпочтений, можно отметить такие, наиболее характерные: «розетка – чтобы меньше лезли», «муравей – они работать любят, а я – нет», «какашкой – чтоб от меня все отстали».
Негативистичные выборы отвержения представлены неприятием того, что общепринято считать красивым, полезным, приятным: ««розовым зайчиком – таким гламурным, что аж противно», «чашкой – все лапают постоянно», «стулом – на нем сидят постоянно и давят-давят».
Также встречались ответа, которые сочетали несколько мотивов к тому или иному выбору: «белочка – они хозяйственные, красивенькие, пушистые» — очевидно наличие выбора по критериям «социального одобрения» и «демонстративности».
«Кабан – некультурные, еще их режут» — «социального одобрения» и «защиты», «телевизор – он показывает, всегда интересно, из-за него всегда спорят, что смотреть» — «социального одобрения» и «демонстративности». Учитывая, что именно второй мотив оказывался более значимым (так как первый, всегда отражал социально одобряемые тенденции), он и засчитывался как основной.
Методика «Что – почему – как» .
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек: «Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»Текст для мальчиков: «Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь. В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов . Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.
Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера). Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?
• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».
• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;
• 2 балла – конструктивное решение проблемы. Варианты конструктивного решения: — старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям; — старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо; — старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться. «Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»
• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.
• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».
• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются» Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?
• 0 баллов – ответ отсутствует.
• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».
• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека. Уровни развития эмоционального интеллекта: • Низкий: 0 – 2 балла; • Средний: 3 – 4 балла; • Высокий: 5 – 6 баллов.
Методика – «Страна эмоций (Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.)
«Страна эмоций» — психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка. Данная методика содержит стимульный материал в виде авторских рисунков. Забавные сказочные персонажи помогут ребенку познакомиться со своими эмоциями и подружиться с ними. Методика имеет широкий спектр применения, может быть использована как в индивидуальной, так и групповой работе. Рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»
Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.
Для выполнения задания необходимы:
набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);
набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках — белое пятно;
набор изображений лиц (веселых и грустных).
1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.
2 . Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:
а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;
б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский суд, у мальчика (девочки) веселое лицо;
в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;
г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.
Психолог задает ребенку вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.
3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.
Имя ребенка идет с мамой в детский сад.
Имя ребенка с детьми на прогулке.
Имя ребенка на занятиях.
Имя ребенка играет с детьми в группе.
Имя ребенка поет в музыкальном зале.
Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.
Имя ребенка играет дома.
Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит рассказать ребенка, почему у персонажа такое лицо.
После проведения обследования психолог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60% ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.
Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3—7 лет, в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:
Кто изображен на картинке?
Как он себя чувствует?
Как ты догадался об этом?
Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?
Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?
Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?
При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника — и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.
Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.
Что ты не любишь?
З. Когда тебе весело?
Что ты делаешь, когда тебе весело?
Когда тебе грустно?
Что ты делаешь, когда тебе грустно?
Когда тебе страшно?
Что ты делаешь, когда тебе страшно?
Когда ты злишься?
Что ты делаешь, когда злишься?
Когда ты удивляешься?
В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.
Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:
природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);
предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»);
нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);
ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);
деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);
недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).
Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:
адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);
несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);
неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.
Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:
ответ краткий («Я люблю играть»);
ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;
ответ развернутый и подробный.
При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.
Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников
Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических методик: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом, дерево, человек».
Комплексное применение методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников.
В рисуночных методиках, в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:
рисунок начинается с изображения ног и ступней;
фигура человека на рисунке очень маленькая;
в рисунке присутствуют облака;
у нарисованного человека покатые плечи;
в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).
О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.
Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя скорее всего, он достоверен только для правшей, т. е. для детей с ведущим левым полушарием.
Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать:
штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний);
штриховка, выходящая за контуры фигуры;
стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);
предпочтение красных тонов.
Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры — показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.
Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:
выполнение изображения короткими штрихами;
наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;
изменчивый нажим карандаша;
отсутствие изображения шеи.
Анализируя выполнения ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки.
О высокой самооценке свидетельствуют:
крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);
сильный, уверенный нажим;
длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.
На уровень низкой самооценки указывают:
расположение рисунка в нижней части листа;
слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);
изображение несоразмерно маленького туловища;
отсутствие изображения ног.
Показатели противоречивой самооценки
(высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):
расположение человека в верхней части листа;
изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);
уход от выполнения задания — ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;
штриховка ног, преувеличенный размер обуви.
Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.
Анкета для родителей
«Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»
(фамилия, имя, возраст__________________________________________)
Источник