Страх радость гнев темперамент

Страх, гнев, печаль и радость

Мало кто знает, что в основе всех наших переживаний лежат всего 4 эмоции: страх, гнев, печаль и радость. Но как эти эмоции влияют на нашу жизнь и как можем мы на них повлиять? Данная книга будет интересна тем, кто хочет разобраться в себе, своих эмоциях и эмоциях других людей. Тем, кто интересуется современными тенденциями в воспитании детей, а также тем, кто интересуется психологией личности и общения.

Оглавление

  • ***
  • Зачем нам эмоции?
  • Страх, гнев, печаль, радость и производные от них эмоции

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страх, гнев, печаль и радость предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Страх, гнев, печаль, радость и производные от них эмоции

Для того чтобы было проще ориентироваться во всем многообразии эмоций, применяют критерии, по которым их можно различить. Самое основное различие — негативные и позитивные эмоции. Пожалуй, проще всего отличить негативную эмоцию от позитивной: это можно почувствовать даже на уровне комфортно — некомфортно, хорошо — плохо, уютно — неуютно.

Также эмоции могут быть как физиологическими, так и социальными. А еще они различаются по интенсивности, причем у каждого человека различная способность испытывать те или иные эмоции. Это зависит от индивидуальных генетических, физиологических факторов, а также от личного опыта человека.

До некоторого времени считалось, что у человека шесть базовых эмоций: страх, гнев, печаль, радость, а также удивление и отвращение. Однако по последним исследованиям Института нейронаук и психологии Глазго, базовых эмоций не шесть, а четыре. Ученые сравнили базовые выражения лиц людей, переживающих весь спектр эмоций, и пришли к выводу, что выражение лица при удивлении схоже с выражением лица при страхе, а выражение лица при отвращении такое же, как и при гневе. 1 Поэтому базовыми эмоциями, имеющими биологическую основу, по последним исследованиям считаются именно страх, гнев, печаль и радость.

Как вы могли обратить внимание, негативных эмоций у человека в три раза больше, чем позитивных: три негативных и одна позитивная. Дело в том, что человек предрасположен дифференцировать негативные эмоции больше, чем позитивные 2 . Но это не значит, что стремление к переживанию позитивных эмоций ниже, чем к переживанию негативных. Скорее наоборот, позитивные эмоции — сигнал о том, что потребности, которые испытывает человек, достигнуты. Однако для того, чтобы вовремя обнаружить препятствия перед достижением этих потребностей, как раз и нужны эмоции, информирующие об опасности. А способ передачи информации — ощущения, которые возникают у человека при переживании негативных эмоций.

Страх, гнев, печаль и радость — основные эмоции человека. А как же стыд, вина, интерес и другие чувства и эмоции, спросите вы. На четырех базовых эмоциях наш спектр эмоциональной жизни не заканчивается. Все остальные эмоции — производные от четырех основных. Определение, а точнее определения базовых эмоций приведены в первой таблице, основные производные — во второй таблице.

Физиологическая и социальная природа эмоций

Я уже упоминала, что существует два источника происхождения эмоций: физиологический и социальный. Если эмоции физиологические заложены в нас природой и их проявление зависит от генетических и врожденных факторов, то с эмоциями социальными все не так просто.

Если посмотреть глубже на то, как мы переживаем ту или иную эмоцию, можно заметить, что каждая эмоция имеет свое отражение на физическом уровне. Причем у многих эмоций характер выражения примерно схожий.

Например, при переживании негативных эмоций наши мышцы напрягаются, сердцебиение усиливается, дыхание становится учащенным и неровным. Плюс, в зависимости от той или иной эмоции, добавляются некоторые «компоненты»: хочется куда-то уйти и спрятаться при страхе, хочется ударить что-то или кого-то при гневе, хочется плакать при печали, хочется отвернуться при отвращении. Ну а как же единственная позитивная эмоция? Это эмоция радости: на уровне физиологии она выражается через улыбку, чувство тепла во всем теле, желание похлопать в ладоши или попрыгать (взрослые подавляют эту реакцию организма, но ее легко можно наблюдать у детей).

Физиология эмоций: гормоны счастья и опасности

Гормонами счастья в нашем организме заслуженно называют серотонин, эндорфин, дофамин и окситоцин.

Это нейромедиаторы, которые играют очень важную роль в нашем организме, помогают нам оставаться в хорошем настроении, снижают чувствительность к боли, и понижение их уровня в организме связано с депрессией и чувством вины. А если их в организме недостаточно, то плохое настроение или депрессия при наличии определенных психологических предпосылок не заставят себя ждать.

Читайте также:  Цитаты про мелочи счастья про радость

В свою очередь, кортизол — вещество, которое вырабатывается во время опасных ситуаций, когда что-то угрожает благополучию человека или удовлетворению его потребностей. Изменение уровня кортизола напрямую влияет на скачки в настроении.

Наш организм раньше нас реагирует на изменение окружающей среды, точнее на то, как мы окружающую среду воспринимаем.

У каждого человека своя генетика, свой опыт, и в зависимости от этого мы все по-разному воспринимаем одно и то же событие. Кортизол и другие гормоны также изменяются (а точнее, изменяются не сами гормоны, а их уровень) у всех по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей.

Поэтому, когда у вас неожиданно ухудшилось настроение, вас все раздражает и вы не знаете, с чем это связать, знайте — это «прыгает» кортизол.

Вот функции, которые имеют «гормоны счастья»: 3

Недостаток таких веществ в организме способствует переживанию чувства вины, депрессии и других негативных эмоций.

Мы чувствуем себя хорошо, когда получаем награду за что-то, и при этом поднимается уровень дофамина. Мы чувствуем себя хорошо, когда нас уважают, и в организме в это время поднимается уровень серотонина. В построении доверительных отношений помогает окситоцин, а эндорфин дает нам силы, когда мы ранены. Рептильный мозг, который достался нам от животных, высвобождает гормоны счастья на уровне природного начала. Но можно научиться получать еще больше гормонов счастья, если понять весь процесс их работы. Выброс гормонов счастья происходит только тогда, когда наше поведение направлено на продление рода, то есть на выживаемость наших генов. Выброс гормонов счастья также зависит от того, каким образом сложились нейронные пути в головном мозге, отвечающие за включение и выключение этих гормонов. А это, в свою очередь, зависит от того опыта позитивных и негативных эмоций, который вы получили в детстве. Таким же образом строится регуляция гормонов и у животных. Гормоны счастья как бы подсказывают, куда стоит идти, а от чего держаться подальше. Негативные эмоции — важная часть жизни, которая предупреждает нас об опасности, связанной с выживанием. Так, например, изоляция от группы угрожает нашей жизни на животном уровне. Так же негативно влияет на нас и отсутствие партнера, так как это грозит прекращением рода.

Когда животное чует хищника, кортизол дает животному сигнал об опасности и это мотивирует животное убегать с пастбища. Негативные эмоции существуют, так как они помогают сохранить наш род. Когда вам не дают повышение, вы знаете, что это не угроза хищника, но это работает точно так же. Мы ощущаем негативные эмоции потому, что это спасало наших предков-млекопитающих от гибели. Перестроить себя очень сложно, и в первую очередь стоит понять, как можно увеличить выброс гормонов счастья: серотонина, эндорфина, дофамина и окситоцина.

В природе эти нейромедиаторы счастья вырабатываются, в первую очередь, благодаря такому аспекту, как продолжение рода или, если относить это к человеку, любовь. Выработка серотонина, с животной точки зрения, стимулируется таким аспектом любви, как гордость за своего партнера, гордость за то, что ты находишься с ним в отношениях. Животные с более высоким статусом в своих социальных группах имеют больший «репродуктивный успех», поэтому естественный отбор заточил наш мозг на поиск более успешных партнеров, и серотонин — позитивное подкрепление этого поиска. Удивительно, но исследования доказывают, что у различных млекопитающих огромное количество энергии направляется на то, чтобы найти партнера с более высоким статусом.

Доминирование в социуме ведет к большим возможностям для заведения отношений и к большему выживанию потомства. Несмотря на то, что в настоящее время людям не нужно увеличивать численность потомства для выживания, когда представители противоположного пола демонстрируют нам свою симпатию, у нас выделяется достаточное большое количество серотонина. И нам от этого становится хорошо. Возможно, именно поэтому людям так нравится флиртовать.

Снижение количества этого волшебного гормона у здоровых людей приводит к ухудшению настроения, чувству вины и депрессивным состояниям. Но этот процесс также имеет и обратный ход: чувство вины и подавленное настроение провоцируют понижение уровня серотонина, образуя тем самым замкнутый круг: в организме недостаточное количество серотонина — подавленность и усиление чувства вины — количество серотонина еще больше понижается — еще более депрессивное состояние и еще более сильное чувство вины. По последним исследованиям, уровень серотонина у женщин генетически ниже, чем у мужчин, поэтому женщины больше предрасположены к мигреням, депрессиям и перепадам настроения.

Читайте также:  Чудная или чудная какое настроение такое ударение

Как же с этим бороться? В первую очередь, попробуйте себя пересилить и хотя бы час в день искусственно поднимайте себе настроение: улыбайтесь, говорите «спасибо» другим людям, даже если услуга была абсолютно формальной, делайте добрые дела, — все это поднимает настроение и повышает в ваших собственных глазах свою ценность. Тогда и ваш организм почувствует себя совершенно по-другому: вам захочется быть в приподнятом настроении чаще и чаще, так как в хорошем настроении мы более активны, мы успеваем делать больше дел, нам больше хочется общаться с другими людьми. При этом уровень серотонина будет постепенно повышаться, помогая вам чувствовать себя лучше и чаще находиться в приподнятом настроении.

Другой способ повышения уровня серотонина лежит через желудок, а именно через следующие продукты: бананы, сливы, финики, инжир, молоко, томаты, соя, черный шоколад. Так как большинство из этих продуктов растет в южных странах, возможно, именно поэтому жители Южной Европы, Америки и Азии меньше страдают депрессиями, чем жители северных регионов? Но не стоит бросаться собирать чемодан и ехать в жаркие страны, — все эти продукты можно легко купить в магазинах. Так, например, несколько фиников или граммов темного шоколада в день помогут вам меньше думать о плохом и чаще находиться в хорошем настроении.

Однако не стоит забывать о том, что все хорошо в меру, как бы ни хотелось достигнуть абсолютного счастья с помощью нехитрого сочитания продуктов, не стоит забывать об опасностях передозировок. Так, злоупотребление продуктами, которые способствуют выработке серотонина в организме, может повлиять на возникновение состояний изменения сознания — галлюцинаций и шизоаффективных расстройств. Но тем, кто не собирается есть финики или шоколад ведрами, включение в рацион вышеуказанных продуктов вовсе не помешает.

Источник

Страх радость гнев темперамент

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 472
  • КНИГИ 654 643
  • СЕРИИ 25 043
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 762

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Читайте также:  Чайф с горьким чувством вины

Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).

Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по-настоящему нельзя» (с. 12).

При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности. Казалось бы, логичнее излагать материал иным образом – продвигаться от описания частных характеристик к представлению обобщенных, но у такого пути есть свои минусы. В частности, невозможным представляется показать трудность формирования позиций ученых разных поколений по проблеме индивидуальных различий, сложно также было бы осветить не только открытия психологов, но и допущенные ими ошибки.

Книга состоит из пяти частей. В первой рассматриваются различные подходы к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности. Вторая часть посвящена особенностям проявления свойств нервной системы, которые представляют природную основу индивидуальных различий. В третьей части речь идет об индивидуальных различиях в поведении.

В четвертой части осмысливается эффективность деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей. Эта часть состоит из трех разделов. Первый посвящен фундаментальной для дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии проблеме способностей и одаренности, от которых во многом зависит эффективность деятельности индивидуума. Второй раздел касается стилей деятельности и руководства, в которых проявляются индивидуальные особенности человека. Третий раздел содержит богатый эмпирический материал о влиянии типологических особенностей на успешность различных видов деятельности людей. Помимо чисто теоретического значения (проблема соотношения биологического и социального в развитии человека), знание этих фактов имеет и большое практическое значение, так как на их основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей для различных сфер профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Пятая часть учебного пособия касается связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. Этот вопрос мало освещается в специальной литературе. По крайней мере, ни в одной книге, посвященной индивидуальным различиям, об этом даже не упоминается.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемое пособие предназначено тем, кто уже знаком с основами психологии, физиологии нервной системы и психофизиологии. Поэтому у неподготовленного человека при чтении данной книги могут возникнуть некоторые затруднения.

Я старался показать проблему индивидуальных различий не в виде аксиоматичных положений, а осветить ее во всей сложности, не скрывая противоречий, ошибочных суждений, существующих в истории науки, чтобы побудить читателя к раздумьям, к активной мыслительной деятельности и, в конце концов, к обретению собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое число ссылок на литературные источники обусловлено моим желанием придать высказываемым в книге положениям научную обоснованность, аргументированность.

В книге дается приложение, где приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы.

Я надеюсь, что книга окажется полезной для практических психологов, медиков, а также для вузовских преподавателей психологии и будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми психологами. Она вместе с тем может оказаться интересной и для физиологов, изучающих человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Книга также может принести пользу и педагогам, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Источник

Оцените статью