Страх это эмоция или эмоциональное состояние

Ощущения опасения, страха или ужаса – это проявление чувств или эмоций

На протяжении многих веков ученые стремятся познать тайны психологического поведения личности. До сих пор некоторые вопросы в отношении психики остаются нерешенными. Одной из не до конца познанных областей в психологии является проявление человеком чувств и эмоций. Путать эти понятия недопустимо, поскольку их определения имеют существенные различия. Давайте более подробно рассмотрим: что же такое страх — это чувство или эмоция?

Чувства и эмоции: отличия

Чувства — это психологические устойчивые переживания человека, которые не зависят от определенной ситуации. С самого рождения у ребенка начинает формироваться комплекс чувств, который на протяжении всей жизни обогащается, пополняется, совершенствуется и сопровождает человека до самой смерти. Классификация чувств до настоящего времени не имеет определенной схемы. И все же ученым удалось выделить главные категории чувств:

  • Высокие — это чувства человека по отношению к социуму. Самыми распространенными из них являются любовь, влюбленность, дружба, ненависть, а также патриотические, такие как любовь к Отечеству, малой Родине. Это категория самых длительных чувств, которые могут сопутствовать человеку всю жизнь.
  • Нравственные — это прежде всего совесть человека, его моральные ценности. Формируются в раннем возрасте.
  • Практические — это чувства, относящиеся к трудовой деятельности человека. Например, чувство долга, ответственности, исполнительности.
  • Чувства, связанные с интеллектом. К этому разряду относятся любознательность, умение анализировать, строить логические цепочки, делать соответствующие выводы.
  • И, наконец, эстетические чувства.

Эмоция — это психологический всплеск определенных переживаний личности под влиянием той или иной ситуации. Носит временный характер и сопровождается химическими изменениями в организме человека (например, выброс адреналина в кровь). Яркими примерами проявления эмоций можно назвать:

  • Проявление интереса к какому-либо предмету, явлению и т. д.
  • Радостные ощущения от происходящих событий в жизни человека.
  • Удивление.
  • Сострадание к определенным людям или категориям людей.
  • Страдание (душевные муки, переносимые человеком под воздействием неблагоприятных ситуаций).
  • Злобу.
  • Испуг, страх или ужас.
  • Стыд.

Главным отличием этих двух понятий является зависимость эмоции от определенной ситуации. Эмоция также носит временный характер. Например, дружба — это чувство или эмоция, разобраться несложно. Дружба испытывается человеком длительный период (иногда всю жизнь), можно определенно сказать, что это чувство. Или, к примеру, стыд — это эмоция, так как она возникает ситуационно и длится непродолжительное время.

Страх — эмоциональное состояние

Наверное, в мире не существует ни единого человека, который бы не испытывал это чувство. На протяжении длительного времени ученые пытались изучить влияние эмоции на психологическое состояние личности. Для того чтобы ясно представлять природу страха, необходимо знать четкую формулировку понятия страх, его определение.

Страх — эмоциональное состояние, характеризующееся угрозой реальной или надуманной опасности. Чувство опасения, страха свойственно каждому человеку. И это нормально. Ведь если страх не перерастает в различные виды фобий, он полезен. Это защитная реакция организма на угрожающую опасность. Например, если люди боятся попасть в аварию, они всегда аккуратно и внимательно ведут себя за рулем автомобиля. Но если страх преследует человека постоянно, эмоция превращается в фобию, а это уже психическое расстройство, с которым нужно бороться либо самому, либо, если это уже невозможно, прибегнуть к помощи профессиональных психологов или даже психиатров.

Классификация по видам

Существует несколько классификаций эмоции страх. Первая классификация делит эту эмоцию на три категории:

  1. Страхи социального происхождения. Это страхи, связанные с окружающими людьми и жизнью в социуме. К примеру, страх за своих родных. Или боязнь высказывать свое мнение публично, что-то радикально поменять в своей жизни, ухудшить собственное материальное благополучие.
  2. Следующая категория — это страхи перед природными явлениями. К ним относятся боязнь воды, высоты, замкнутого или открытого пространства, различных природных катаклизмов, например, грозы.
  3. Последняя категория — страхи, заложенные в сознание личности в детстве.

Можно систематизировать и по продолжительности:

  1. Испуг. Это самая короткая по продолжительности эмоция на внешние раздражители. В зависимости от ситуации испуг может перерасти в страх, а может пропасть совсем, если угроза устранена или не подтвердилась.
  2. Ужас. Это длительное чувство страха, во время которого личности очень трудно контролировать свои эмоции и поступки. Быстро может преобразоваться в паническое состояние, когда человек вообще перестает что-либо понимать и адекватно реагировать.
  3. Тревога. Затяжное обостренное чувство опасности, зачастую выдуманной. Как правило, приводит к психическим расстройствам.

Причины появления

Возникновение того или иного вида страхов строго индивидуально и зависит от особенностей характера личности, ее возрастной категории, социального статуса или принадлежности к женскому либо мужскому полу.

Психологи выделяют следующие группы причин появления страха:

  • Врожденные. Это подсознательная боязнь, контролируемая инстинктом самосохранения. Формировалась эта эмоция у людей с древности, когда опасности природы угрожали здоровью и жизни. К примеру, страх перед дикими животными заставлял человека вести себя осторожно. При здоровом психическом состоянии эта эмоция не опасна.
  • Приобретенные. Случаи из прошлого личности, которые несли в себе реальную угрозу. Память хранит остатки пережитой сильной эмоции, что является причиной появления страха перед подобной ситуацией в настоящем. Например, страх попасть в аварию.
  • Выдуманные. То есть боязнь того явления или ситуации, в которой сам человек не находился, а только слышал от других людей или видел по телевизору. К этой группе относятся боязни землетрясений, сверхъестественных сил и т. п.

Жизнь человека протекает неравномерно. Как говорится, за «белой полосой» следует «черная». То есть люди периодически испытывают то ощущение счастья, то опустошенность, то неопределенность или безнадежность. В сложные периоды, когда нервная система находится в крайнем напряжении, могут возникнуть чувства страха, тревоги, ужаса и даже паники. Следует выделить и некоторые факторы, негативно влияющие на психику и провоцирующие появление страха:

  • Во-первых, наиболее подвержены страхам люди, родившиеся и выросшие в неблагоприятной семейной обстановке (пьянство родителей, побои, запугивание, тирания).
  • Во-вторых, уже сложившаяся семейная жизнь не приносит удовлетворения (финансовые проблемы, не сложившиеся отношения с супругом, болезни близких, трудности на работе). Невозможность вовремя построить семейную жизнь также является мощным катализатором для появления боязни или тревоги (в большей степени подвержены женщины).
  • В-третьих, генетическая предрасположенность.
  • В-четвертых, женщины по своей природе очень мнительны, поэтому проявление этой эмоции у них наблюдается гораздо чаще, чем у мужчин.
  • В-пятых, как ни странно, но от телосложения человека зависит психическое состояние. Полные люди реже испытывают эмоцию страха, чем люди с худощавой фигурой.
  • В-шестых, некоторые личности имеют склонность ставить перед собой невыполнимые или завышенные задачи, которые заведомо не могут быть выполнены. Когда появляются первые неудачные результаты, возникают и первые признаки тревоги и страха. Затем под влиянием этих негативных эмоций такие люди не могут сосредоточиться и только усугубляют свое и так неблагоприятное положение. Как следствие, возникновение различных фобий и депрессионных состояний, из которых порой очень трудно выбраться без помощи медицинских специалистов.

Симптоматика проявления страха

Поскольку по определению страх является негативной эмоцией, то его проявления могут выражаться определенными физическими и психическими признаками. Различают два вида симптомов: соматические и психические. К первым относятся:

  • возникновение тахикардии (учащенного биения сердца);
  • болезненные ощущения в груди;
  • повышенное давление;
  • появление ощущения озноба или, наоборот, потливости;
  • приливы тошноты, иногда рвота;
  • головокружение;
  • ухудшение зрения и слуха, а также координации движений;
  • в критических случаях может случиться обморок;
  • у детей наблюдается неконтролируемое мочеиспускание.

Психические признаки включают в себя:

  • ощущение «кома в горле»;
  • затруднение дыхания (не хватает воздуха);
  • страх умереть;
  • потеря реальности;
  • повышенная возбудимость, проявления агрессии;
  • ухудшение состояния памяти;
  • невозможность сосредоточиться.

Способы преодоления тревожности

В незапущенных случаях с проявлением тревожности можно справиться самому. Психологи разработали несколько вариантов, снижающих или вовсе устраняющих чувство тревожности. Они помогают человеку выявить причины возникновения тревоги, разобраться в себе, а затем устранить все факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние. В результате человек освобождается от ненужной негативной эмоции и живет полноценной, наполненной радостью жизнью. Если самому все же не удается справиться с проблемой, следует незамедлительно обратиться к специалистам.

Итак, что, по мнению профессиональных психологов, нужно предпринимать в первую очередь для устранения необоснованных страхов:

  • Существует метод арт-терапии. Он заключается в изображении своих проблем на бумаге. Затем этот листок требуется сжечь.
  • Важно научиться полностью отвлекаться от негативных эмоций посредством занятия каким-нибудь другим делом.
  • Необходимо обязательно выяснить природу страха, вспомнить, с какого момента он появился, что являлось причиной возникновения. Подробное описание на бумаге несет в себе более глубокое осознание своей проблемы. Расписав по пунктам все свои переживания, тревоги и страхи, листок нужно сжечь.
  • Рекомендуется делать дыхательное упражнение «Вдыхаем силу, выдыхаем слабость». Упражнение заключается в том, что при вдохе происходит подсознательное наполнение человека храбростью и смелостью, а при выдохе уходят тревога и слабость. Выполняя упражнение, следует полностью расслабиться.
  • Ни в коем случае нельзя избегать своих страхов, нужно пробовать их преодолеть. К примеру, вы боитесь собак. Почитайте специальную литературу про этих животных, изучите их поведение, причины агрессии. Затем попробуйте погладить встреченную вами собаку под присмотром хозяина. Таким образом вы постепенно приблизитесь к своей цели избавиться от боязни.
  • При испуге и панике сделайте 10 глубоких вдохов-выдохов. Это поможет успокоиться и вернуться в состояние равновесия.
  • Иногда полезно поговорить с собой вслух. Проговаривание проблем помогает лучше их осознать и найти выход из сложной ситуации.
  • Злость помогает отвлечься от тревоги. Поэтому найдите способ вызвать в себе это чувство.
  • Смех хорошо помогает справиться со страхом, панической атакой, тревожностью. Посмотрите юмористическую передачу, почитайте анекдоты, посетите веселые и шумные компании.
Читайте также:  Вспомогательные чувства это чувство

Лечить страхи можно и с помощью лекарственных растений. К ним относятся валериана лекарственная, мята, боярышник, плоды калины, овес, ромашка аптечная.

Ведение здорового образа жизни, правильное питание и режим дня, занятия спортом и активный отдых влияют на эмоциональное состояние людей. Также можно овладеть техникой медитации.

Источник

Психология страха

В новом пособии профессора Ильина подробно изложены все основные вопросы психологии страха. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено многообразным разновидностям и проявлениям страха. В конце книги приведены подробный список литературы, полный список фобий, а также многочисленные методики изучения страха. Книга ориентирована на преподавателей, студентов, а также представителей различных специальностей – психологов, педагогов, врачей, спортивных тренеров, работников силовых ведомств, сотрудников МЧС. Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 «Педагогическое образование».

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение (краткий исторический обзор изучения проблемы страха)[2]
  • Глава 1. Страх и боязнь
  • Глава 2. Страх как эмоциональное состояние

Из серии: Мастера психологии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология страха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Страх как эмоциональное состояние

2.1. Что такое страх

Страх — это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. К аффективным страхам относятся робость, ужас, паническое состояние, испуг.

Страх ассоциируется с тревожным настроением, робкими или застенчивыми типами личности [377, 378].

Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях; это, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах, точнее — боязнях, можно судить только по ряду косвенных признаков — таких, как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и чтения книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.

Внешние проявления сильного страха описаны еще Ч. Дарвином [82, 83]. У человека дрожат ноги, руки, нижняя челюсть, срывается голос. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в спокойном состоянии («у страха глаза велики»), нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Брови почти прямые и кажутся несколько приподнятыми. Внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, имеются горизонтальные морщины на лбу.

По данным П. Экмана и У. Фризена [377], если из всех этих проявлений присутствует только положение бровей, то это свидетельствует либо о предчувствии страха, беспокойстве, либо о контролируемом страхе. Рот открыт, губы напряжены и слегка растянуты. Это придает рту форму, близкую к овальной.

К. Д. Ушинский дал яркое психологическое описание сильного страха: «Действие страха именно потому и ужасно, что он, останавливая деятельность души, в то же время приковывает ее внимание к предмету страха. В эти минуты, по меткому выражению народной психологии, мы ни живы, ни мертвы: мы не живем потому, что деятельность нашей души остановлена, а деятельность есть жизнь нашей души; мы не умерли еще потому, что чувствуем во всей силе эту страшно мучительную остановку жизни» [276, с. 403].

Изменяется и поведение. У одних появляется оцепенение, дрожь, сосредоточенность и заторможенность, в отдельных случаях с угнетением психики и с безучастностью к окружающему (пассивно-оборонительная форма страха). У других обнаруживается двигательное возбуждение, говорливость, отвлекаемость внимания, трудность сосредоточения. У. Чарлзуот [363] отмечает, что наряду с избеганием или отстранением от пугающего объекта могут наблюдаться и осторожные попытки его исследования.

Наблюдается общая скованность, иногда доходящая до оцепенения конечностей, ноги становятся ватными, также может появиться сильный тремор (дрожание рук). Нарушается координация движений.

Дж. Боулби [348] указывает и на такие признаки страха, как настороженный и напряженный взгляд, направленный на объект, в сочетании с полным отсутствием движений, съеживание, стремление к контакту с потенциальным защитником. Он отмечает, что многие, если не все, реакции из синдрома страха, как правило, возникают одновременно или последовательно; события, вызывающие одну из этих реакций, как правило, вызывают и другие (но не обязательно все).

При страхе затормаживаются процессы восприятия, оно становится более узким, сфокусированным на каком-то одном объекте. Мышление замедляется, становится более ригидным, т. е. теряет гибкость, скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности. Ухудшается память, сужается объем внимания. Все это свидетельствует об ослаблении у человека самоконтроля, он с трудом владеет собой. Люди, описывая свои ощущения, говорят, что «замирает сердце», «перехватывает дыхание». Иногда сильный страх сопровождается потерей сознания.

Считается, что наиболее надежным и точным индикатором страха является мимика. При выраженном страхе брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко слегка приподнято, в результате чего белок глаза между веком и зрачком обнажается. Углы рта резко оттянуты, рот приоткрыт.

Женщины несколько лучше распознают эмоцию страха по выражению лица, чем мужчины [76]. Так, эту эмоцию распознали 86,1 % женщин и 78,6 % мужчин.

Страх заражает так же, как насморк, и всякий раз делает из единственного числа множественное.

Субъективно страх может переживаться как предчувствие, неуверенность, как полная незащищенность, ненадежность своего положения, как чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза (физическая и психологическая) своему существованию.

По данным С. А. Зобова [116], на эффективность действий в ситуациях угрозы оказывает влияние эмоциональная реактивность (эмоциональность): чем она выше, тем в большей мере снижается эффективность. При обучении плаванию негативное влияние высокой эмоциональной реактивности резко проявилось при освоении субъектами глубокой части бассейна. Негативное влияние высокой эмоциональной реактивности усугубляется факторами новизны, неожиданности и внезапности воздействия опасного раздражителя.

Смерть от страха ожидания страха

«Вот он!» — закричал Вий и уставил на него железный палец, и все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный, грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха…

«Безумец! — Здесь Родерик Ашер вскочил, бешено выкрикивая как бы в последнем смертельном усилии: Безумец! Говорю вам, что она стоит сейчас за дверью!»

И, как если бы эти слова были заклинанием, порыв ветра распахнул двери, а за ними стояла высокая, окутанная окровавленным саваном фигура леди Мадпены Ашер. Одно мгновение оставалась она на пороге, трепеща и шатаясь; затем с горестным воплем тяжело упала на руки брата и в своей бурной, на этот раз окончательной агонии увлекла его в своем падении уже мертвого — жертву ужаса, предугаданного им перед этим…

Это сказки, поэтический вымысел. Но возможно ли что-либо подобное в действительности? Каждый из нас испытал хотя бы раз в жизни, какое сильное чисто физиологическое действие способно произвести в нас предвидение опасности: лицо бледнеет, сердце начинает биться ускоренно и неровно, пот выступает на лбу и т. д. Все эти явления относятся к числу так называемых вегетативных реакций, которые в подобного рода случаях наступают не в ответ на реальное раздражение или впечатление, а на одно только вероятностное предвидение их. Может ли, однако, совокупная вегетативная реакция на предугадываемое будущее достигнуть такой силы, чтобы действительно оказаться причиной смерти?

Читайте также:  Как побороть депрессию от бесплодия

Полковник де Роша, живший в Париже на рубеже XIX и XX веков и известный в то время своими исследованиями в области гипноза и внушения, сообщил в печати о следующем случае.

Надзиратель одного парижского лицея своим поведением вызвал к себе ненависть со стороны студентов, и они решили отомстить ему. Несколько студентов схватили его, заперлись с ним в темной комнате и стали производить над ним суд, причем перечислили все его преступления. Присудили обезглавить его. Принесли топор и плаху и объявили осужденному, что ему остаются только три минуты на то, чтобы покончить все земные расчеты и приготовиться к смерти. По прошествии этого срока ему завязали глаза, принудили его стать на колени, обнажили ему над плахой шею, и один из участников этой жестокой забавы нанес ему мокрым полотенцем удар по спине. После этого присутствующие с хохотом предложили ему подняться. К их великому удивлению и испугу, приговоренный не двинулся с места: он был мертв.

Следует обратить внимание на тот факт, что изменения физиологических функций при переживании страха различны у лиц с различным уровнем смелости. У трусливых во многих случаях наблюдается снижение частоты сердечных сокращений, а если наблюдается повышение, то в значительно большей степени, чем у лиц с высокой степенью смелости.

Важно подчеркнуть, что повторное попадание трусливых в ту же опасную ситуацию увеличивает вегетативные реакции, в то время как у смелых эти реакции снижаются [123]. Лишь при многократном повторении опасной ситуации у трусливых вегетативная реакция уменьшается, что свидетельствует об адаптации этих людей к данной ситуации.

2.2. Причины страха

Исследователи отмечают различные причины, вызывающие страх. Дж. Боулби [348] считает, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, матери для ребенка). Дж. Грэй [391] пишет, что страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но что бывают и беспредметные страхи, т. е. не связанные ни с чем конкретным.

Рис. 2.1. Причины страха

Дж. Боулби выделил две группы причин страха: природные стимулы и их производные (рис. 2.1). Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы. Дж. Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он связывает это с тем, что как в детстве, так и в старости вероятность опасности болезни при одиночестве значительно возрастает. Кроме того, такие природные стимулы страха, как незнакомость и внезапные изменения стимуляции, значительно сильнее пугают на фоне одиночества.

К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние. К последним он относит влечения и гомеостатические процессы (потребности), а также когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении. Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано С. Речменом [462], результатом исключительно научения (например, сигнал воздушной тревоги). С этой точкой зрения не согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии — рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли. Речмен возражает против концепции травматического обусловливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин [86]). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного.

2.3. Функции страха

Страх может влиять на человека различно; в одном случае может привести к гибели, в другом — к спасению.

Французский врач Ален Бомбар, который ради эксперимента на выживаемость в одиночестве пересек Атлантический океан в спасательной шлюпке, пришел к выводу, что главной причиной гибели людей в море является чувство обреченности, страх перед стихией. «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас погубила не жажда. Раскачиваясь на волнах под жалостные крики чаек, вы умерли от страха!» — писал А. Бомбар. [8] Страх часто парализует волю, т. е. способность сопротивляться обстоятельствам.

Отмечено, что страх сказывается на личностном развитии ребенка; наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональное заторможение, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.

Однако страх может иметь и положительное значение. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов и холодок «под ложечкой» при испуге относятся к эффектам адреналина: кровь, необходимая в минуту опасности мышцам, отливает от кожи и желудка. Все остальные реакции, сопровождающие страх у человека и животных, также были изначально полезны: волосы, «встававшие дыбом» от ужаса на голове, должны были напугать врага. Во-вторых, страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. Особенно хорошо запоминается то, что вызывает страдание и страх, а боль и страдание чаще всего воспроизводятся именно как страх. Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое помогает индивиду избегать потенциально опасных ситуаций. В-третьих, когда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения. В частности, эта эмоция развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты индивида от угрозы со стороны биологической или социальной среды. Именно в этом случае целесообразно реагировать на расширенный круг сигналов, чья полезность еще не известна. И хотя такая реакция избыточна и неэкономна, она предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

В. А. Андрусенко [20] выделяет (как и у всех эмоций) следующие функции страха: оценочную, синтезирующую, сигнализирующую, организующе-дезорганизующую, эвристическую. В этом перечислении сомнение вызывают синтезирующая и организующе-дезорганизующая функции. Например, неужели природа создала эмоцию, чтобы дезорганизовывать поведение человека и животных? Очевидно, что автор путает два понятия: функция и роль. Функция показывает, для чего предназначена эмоция, а роль означает, какое влияние может оказывать эмоция на поведение человека, наподобие того, что гром и молния могут напугать человека, но они возникают в природе не для того, чтобы вызвать страх.

В. Н. Гуляихин и Н. А. Тельнова [80] предлагают иной перечень функций страха: мотивационная, адаптивная, оценочная, сигнально-ориентационная, организационная, социализирующая, мобилизационная, прогностическая, смыслообразующая. К сожалению, и в этом случае авторы отождествили функции и роль страха.

Мотивационная функция связана с побуждением к поиску безопасной среды существования, с избеганием опасности и предупреждением возникновения опасных ситуаций.

Адаптивная функция, по мнению авторов, отражает получение опыта переживания страха в данной ситуации и более осторожное поведение.

Мобилизационная функция связана с мобилизацией энергоресурсов и силы воли для преодоления опасной ситуации. Известны многие случаи, когда при страхе люди проявляли такую физическую силу и быстроту бега, которые в обычной ситуации были недостижимы, несмотря на все старания.

Оценочная функция — это оценка степени опасности и защищенности от нее. Выделение этой функции в описанном авторами виде вызывает сомнение, так как оценивает ситуацию человек с помощью своего интеллекта, а не с помощью эмоции. Поэтому более правомерно говорить не об этой функции страха, а о следующей.

Сигнально-ориентационная функция: страх является сигналом, предупреждающим об опасности, ориентирующим человека на определенный вид поведения, связанного с самосохранением.

Организационная, или упорядочивающая, функция связана, по мысли авторов, с повиновением и послушанием из-за страха.

Социализирующая функция: трансляция для общества моделей поведения. Страх подавляет проявление социально неприемлемых качеств и способствует формированию социально необходимых качеств человека. Выделение этой функции, по сути, дублирует предыдущую функцию (страх перед наказанием). Кроме того, переход с биологической позиции рассмотрения страха на социальную означает «перевод стрелок» с функций страха на их роль в организации поведения. Это замечание можно отнести и к следующим «функциям», выделенным авторами.

Читайте также:  Собаки чувствуют души умерших

Прогностическая функция дает возможность в ряде случаев прогнозировать типичные варианты поведения людей. На самом деле сделать это довольно трудно, учитывая наличие трех вариантов проявления страха: ступора, бегства и «боевого возбуждения» (агрессии). Для такого прогноза необходимо знать психологические особенности человека.

Смыслообразующая функция способствует, как пишут авторы, формированию новообразований в структуре личности (изменение картины мира, переосмысление мировоззрения, формирование новых смыслообразований). Конечно, если постоянно бить ребенка, то можно изменить у него отношение к людям и вообще к своему существованию, но это случаи, когда человек использует страх, а не страх появляется, чтобы человек изменил свои взгляды на мир.

Таким образом, в данном перечислении функций страха речь идет о его роли в организации поведения, которое связано с восприятием и оценкой ситуации, прогнозированием последствий. Кроме того, в функции зачислены и те роли, которые может играть эта эмоция в организации поведения человека. Функция же страха одна — защитная, т. е. адаптивная, реализуемая через сигнализацию об опасности и мобилизации энергетических резервов организма, помогающих избежать опасности.

2.4. Факторы, влияющие на возникновение страха и его интенсивность

Некоторые факторы способствуют возникновению страха. К ним относят: 1) контекст, в котором происходит событие, вызывающее страх [495]; как отмечают Г. Крейг и Д. Бохум, «сто лет назад дети боялись волков и медведей; пятьдесят лет назад — гоблинов и привидений, теперь их кошмары населены пришельцами из космоса и роботами-убийцами» [157, с. 370]; 2) опыт и возраст человека [347,391,397,405]; 3) индивидуальные различия в темпераменте или предрасположенностях [252, 253, 363, 408]. Так, Н. Д. Скрябин выявил, что величина и качество вегетативных и нейродинамических сдвигов при страхе зависит от того, насколько у человека развито самообладание (смелость). У лиц, склонных к трусливости, частота сердечных сокращений при оценке ситуации как опасной может не повыситься, а снизиться, а вместо покраснения лица наблюдается его побледнение. Трусливые характеризуются меньшей устойчивостью баланса нервных процессов, и наиболее характерен для них сдвиг его в сторону торможения (в отличие от смелых, у которых баланс чаще сдвигается в сторону возбуждения).

Е. А. Калинин [136,137] в качестве детерминант страха у спортсменов отмечает недолеченную травму, недостаточный опыт выступления в ответственных соревнованиях, длительный перерыв в выступлениях.

2.5. Физиологические механизмы возникновения страха [9]

Страх — это древнейшая эмоция, поэтому мозговые структуры, связанные с возникновением этой защитной реакции, находятся в более старых, центральных областях головного мозга — так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур. Считается, что миндалина участвует в выборе поведения путем «взвешивания» различных эмоций, порожденных конкурирующими потребностями, например страха и чувства долга, страха и стыда и пр.

Установлено, что имеются две отдельные мозговые структуры, одна из которых запускает реакцию страха, а другая — бегства. В опытах на крысах выяснилось, что разрушение перегородки мозга усиливает страх перед неизведанным пространством и снижает двигательную активность, а удаление миндалевидного комплекса приводит к прямо противоположному результату. Это наблюдается в ситуации так называемого открытого поля, где сталкиваются страх перед неизведанным пространством и потребность в его освоении. Разрушение перегородки у крыс ведет к усилению страха перед открытым полем и снижает двигательную активность. Разрушение миндалевидного комплекса дает прямо противоположный результат. В. М. Смирнов [257] в исследованиях на пациентах клиники неврологии, у которых с медицинскими целями были вживлены в головной мозг микроэлектроды для того, чтобы раздражать участки мозга слабым электрическим током, подтвердил значение миндалин в возникновении страха у человека. При раздражении лимбикоретикулярной системы появлялся страх, причина которого была не понятна субъекту или же связана с эмоциональной реакцией на соматические сдвиги.

Зарубежные исследователи отмечают, что при раздражении миндалины регистрируются галлюцинации, страх, тревога и висцеральные ощущения в желудке, причем интересно, что эти эффекты зависели не столько от локализации электродов, сколько от личностных особенностей больных. Субъекты, сообщавшие о страхе, имели высокий индекс по шкале психастении теста MMPI.

Исследование американских нейрофизиологов дает основание предполагать, что чувство страха формируется в основном в правом полушарии мозга. Например, демонстрация фильмов разного содержания в правом и левом поле зрения с помощью контактных линз показала, что правое полушарие преимущественно связано с оценкой неприятного, ужасного, а левое — с приятным и смешным [375]. Анализ ЭЭГ дает сходную картину: оказывается, что при положительных эмоциях сильнее активируется фронтальная область левого полушария, при отрицательных — фронтальная область правого. При этом париетальная область при любых эмоциях сильнее активируется справа.

Хотя эмоция страха определяется в первую очередь процессами, происходящими в подкорковых структурах, с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) можно зарегистрировать определенные изменения и в коре больших полушарий мозга. Так, при формировании эмоции страха, вызываемого ожиданием субъектом болевого раздражения, происходят изменения в ЭЭГ. При этом средняя степень эмоционального возбуждения сопровождается усилением суммарной энергии доминирующей частоты альфа-ритма, а дальнейшее возрастание степени эмоционального напряжения приводит к усилению суммарной энергии более частых и одновременно медленных (2–3 секунды) колебаний.

Проявления эмоции страха у человека связаны с изменением вегетативных функций, направленных чаще всего на мобилизацию ресурсов организма: кровь отходит к мышцам и сердцу. Вследствие оттока крови с периферии тела поверхность кожи становится холодной (в связи с чем часто выступающий на лбу и ладонях пот называют «холодным»).

В мышцы благодаря выбросу в кровь гормона адреналина приходит больше энергоресурсов. Сердце начинает усиленно работать, перегоняя больший объем крови. Появляется поверхностное дыхание, цвет лица сереет, глаза широко раскрываются, зрачки расширяются (отсюда «у страха глаза велики»). Однако могут наблюдаться и противоположные сдвиги, например урежение сокращений сердца, резкое побледнение лица. При сильном страхе может наблюдаться рвота, непроизвольное опорожнение мочевого пузыря и кишечника.

Молодые рекруты, когда приближается сражение, часто бывают вынуждены оставлять строй, а пока остаются в рядах, не всегда бывают приятными соседями для своих товарищей: это непреодолимое действие страха на мускулы их кишок. Каждое сильное и судорожное сокращение кишок сопровождается обыкновенно коликообразными болями, «судорогамижелудка», и испуганный человек очень скоро начинает это чувствовать. Явления, которых я здесь коснулся, более принадлежат к комическим спутникам страха; они по большей части случаются у молодых людей или у стоящих на низкой ступени развития лиц, т. е. утех, кто представляет благоприятную почву для сильных эмоциональных явлений.

Обнаружено участие эндокринной системы в проявлении эмоции страха, а именно снижение выделения полового гормона. При этом наблюдается выделение кортизола корой надпочечников и адреналина (или эпинефрина) медулой надпочечников.

Характер физиологических изменений при страхе (понижение или повышение параметров) зависит от особенностей вегетатики человека, от соотношения симпатической и парасимпатической нервной системы, управляющей функциями организма, связанными с жизнеобеспечивающей деятельностью внутренних органов.

При ожидании сильного звука («выстрела») боязливые обнаруживают большую кожно-гальваническую реакцию (как по высоте пика, так и по общей площади), чем смелые. Кроме того, реакция ожидания у боязливых выражена сильнее, чем при неожиданном «выстреле» (это соответствует поговорке «пуганая ворона куста боится»), в то время как у смелых ожидаемая реакция меньше, чем при неожиданном «выстреле».

Описание различной степени страха у впервые прыгающих парашютистов дано в ряде работ [75, 295]. Уже сама перспектива предстоящего прыжка вызывает у многих изменение состояния. Накануне дня, на который назначен прыжок, появляются беспокойство, сомнения и опасения, сон становится тревожным; артериальное давление, пульс, дыхание, потливость повышены. При посадке в самолет частота сердечных сокращений увеличивается до 120–140 ударов в минуту, появляется резкое побледнение или покраснение кожных покровов, сухость во рту, из-за чего голос становится сиплым, глухим, наблюдается расширение зрачков.

Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам.

Франсуа де Ларошфуко

Для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критических ситуациях. Во-вторых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий, что немаловажно в воспитании детей, приобретении ими опыта, необходимого для жизни. Правда, сохранение в памяти событий, вызвавших когда-то страх, может и осложнять жизнь человеку.

Страх наказания подавляет агрессию [47].

Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

Источник

Оцените статью