- Страх естественное чувство человека
- Физиология страха
- Что в этот момент происходит с физиологией:
- Психология страха – виды страха
- Австрийский ученый и психиатр Зигмунд Фрейд разделил страхи на 2 группы:
- Похожую классификацию дал психиатр Гарольд-Ирвин Каплан, разделив страхи на:
- Профессор Юрий Щербатых выделил 3 основные группы страха:
- Врач-психотерапевт Андрей Курпатов, так же, подразделяет страхи на 3 группы:
- Психологи-современники, изучающие сегодняшние фобии людей выделяют 10 распространенных страхов:
- Психология страха
- Можно выделить несколько элементов, связанных со страхом:
- Психология страха – как избавиться от страха:
- Страх естественное чувство человека
Страх естественное чувство человека
Страх – естественный индикатор опасности, запускающий инстинкт самосохранения. Без него ни один живой вид не мог бы существовать, так устроена биологическая система организмов. Но страх – эмоция многогранная, умеет принимать замысловатые формы и выражения, чем отравляет жизни людей. Психология страха – то, что мы подробно обсудим в данной статье. Выясним наглядно, почему люди боятся и что происходит с человеком, когда он испытывает страх.
Иррациональное чувство тревоги – форма такого страха, ощущается как давящее чувство неопределенности, негативное предчувствие. Психологи окрестили наше время «веком тревоги». Понимать природу страха и уметь работать со своими тревожными состояниями самостоятельно – то, чему следует учиться каждому.
Известный врач-психотерапевт и основатель школы методологии Андрей Курпатов говорит о том, что избавиться от страха не так уж трудно, как кажется. Достаточно знать — как он возникает, как действует и где прячется. Главное, в работе со страхом – понимать зачем от него избавляться. Если хочется в момент успокоить свои нервы, то хорошего, длительного эффекта не будет, если желание— освободить себя для радостной и счастливой жизни – непременно будет успех.
Физиология страха
При возникновении опасной ситуации тело и мозг мобилизуют свои способности, чтобы избежать угрозы и увеличить способность к борьбе и защите.
Что в этот момент происходит с физиологией:
- Вырабатываются гормоны стресса – кортизол, адреналин, норадреналин;
- Активизируется симпатическая нервная система;
- Увеличивается мышечная сила, скорость реакции, порог боли;
- Частота дыхания и сердцебиения увеличивается;
- Повышается кровяное давление и потоотделение;
- Сужаются кровеносные сосуды;
- Становится медленнее или полностью прекращается пищеварение;
- Расширяются зрачки;
- Повышается уровень сахара;
- Мгновенные рефлексы становятся быстрее;
- Возникает туннельное зрение.
После такой реакции организму требуется отдых и время на восстановление. Регулярная нагрузка такого рода ведет к истощению и болезням.
В повседневности мы чаще сталкиваемся с эмоциональными опасностями, чем с физическими, но мозг не видит разницы. Для него опасность представляют проблемы на работе, ссоры в семье, негативные события в мире. Головные импульсы реагируют по заданным параметрам защиты от опасности и человек испытывает на эмоциональном уровне страх и тревогу, на физиологическом весь спектр разрушающих реакций.
Вот почему страх, тревога и стресс так вредны для организма.
Психология страха – виды страха
С развитием психологии в 19 веке феномен страха начали изучать с научным подходом.
Австрийский ученый и психиатр Зигмунд Фрейд разделил страхи на 2 группы:
Похожую классификацию дал психиатр Гарольд-Ирвин Каплан, разделив страхи на:
- Конструктивные;
- Патологические.
Объединяет эти классификации идея о том, что, в первую группу входят страхи перед реальной угрозой смерти и вреда здоровью. Эта боязнь служит инстинкту самосохранения и уберегает человека от опасностей и рисковых поступков. Вторая группа иррациональных страхов – негативно влияет на эмоциональную жизнь человека влечет за собой психические болезни.
Профессор Юрий Щербатых выделил 3 основные группы страха:
- Биологический. Страх за свое существование, перед прямой угрозой смерти или потери здоровья;
- Социальный. Боязнь потери социальной значимости, места в обществе, его негативной оценки;
- Экзистенциальный. Страхи, связанные с философскими вопросами о жизни, времени, смерти, судьбе, правильности выбора и другими подобными иррациональными не существующими в реальном образе проблемами.
Врач-психотерапевт Андрей Курпатов, так же, подразделяет страхи на 3 группы:
- Страх смерти. Беспокойство за собственную жизнь, здоровье, безопасность;
- Страх конфликтов «потери лица». Страхи, связанные со взаимодействием с другими людьми;
- Сексуальные страхи. Беспокойства, связанные сексуальными отношениями.
Эти виды классификаций не единственные, но связаны основополагающей идеей 2-х или 3-х видов основных страхов, которые делятся на многочисленные подвиды – фобии. Существуют различные типологии страхов: по форме проявления, причине возникновения, возрасту людей и пр. Психология общества и отдельного человека постоянно меняется вместе с миром и укладом жизни.
Психологи-современники, изучающие сегодняшние фобии людей выделяют 10 распространенных страхов:
- Страх смерти – танатофобия;
- Страх одиночества и изоляции;
- Боязнь неудачи и отвержения;
- Страх авиаперелетов— аэрофобия;
- Страх перед терроризмом;
- Боязнь заболеть раком – канцерофобия;
- Страх отношений и близости;
- Страх нищеты;
- Ужас от высоты;
- Страх природных катаклизмов.
Психологи сходятся в одном – хотя эмоция страха негативная, в небольших количествах она необходима и полезна для установления границ между безопасным и угрожающим. Страх становится проблемой, когда выходит за рамки реакции на событие в моменте и проявляется в виде иррациональных тревожных состояний и фобий.
Психология страха
Исследования в области страха проводились многочисленными психологами и учеными, использовались различные методы: психоаналитический подход, бихевиористический, экзистенциональный.
Можно выделить несколько элементов, связанных со страхом:
Отто Ранк и другие ученые видят первый страх человека в родовом травматизме. Отделение от матери и страх, связанный с этим, обнаруживается во всех неврозах взрослого человека. Бихевиористический подход к изучению страха, так же, говорит о роли первых годах жизни индивида в обретении страхов. Именно там появляется комплекс физических и эмоциональных реакций на стимул – страх, в дальнейшем он либо подкрепляется, либо развенчивается.
- Бессознательное
Психоаналитический подход к изучению страха говорит о том, что механизмы проявления страха лежат в бессознательном. Впервые об этом заговорил З.Фрейд, утверждая, что неудовлетворенное либидо переводится в страх и вытесняется в бессознательное. Как говорил психоаналитик О. Фенихель «Человек боится того, чего он бессознательно желает».
Человек вспоминает о страхе, когда оказывается в ситуации, провоцирующей эти страхи, не будь таких ситуаций, о своем страхе человек не вспомнил бы. Память и бессознательное устроены так, что избегают ситуаций, в которых страх может возникнуть, таким образом, не дают возможности столкнуться с ним «лицом к лицу» и побороть его усилием осознанной воли.
- Индивидуальные особенности
Ученые выделяют физиологические и личностные особенности человека, как фактор возникновения страхов. Это может быть слабость нервных процессов в головном мозге, предрасположенность, недостаточный уровень физической и эмоциональной зрелости.
Как работать со страхом и тревогой
Прежде всего надо отличать оправданный, здоровый страх, от иррационального и болезненного. Психология страха позволяет это сделать. Если волнение и тревога возникают по причине возможной, а не реальной опасности, эмоции гипертрофированны и быстро переходят в бесконтрольную панику, а логические доводы игнорируются, то речь идет о фобии. Если инцидент повторяется, присутствует в жизни человека на регулярной основе, необходимо учиться избавляться от этих эмоций.
Следующий шаг на пути избавления от страхов – признать, что это проблема. Тревожное состояние или фобия имеют свою корневую причину, рефлекс повторного появления и способ угасания. Психологи предлагают различные методики работы с фобиями, тревогой, паническими атаками в зависимости от глубины деструктивного влияния на жизнь человека.
Психология страха – как избавиться от страха:
- Боль. Чувство физической боли замещает негативные эмоции без смещения полярности. В кино, в момент панической атаки или истерики героя часто бьют по лицу, «отрезвляюще». Можно щипать кожу или царапать ногтями, этот негуманный с первого взгляда метод действительно работает и на время возвращает человека в адекватное состояние;
- Ритмичные действия тела и сознания. Танцы в такт музыке, движения под внутренний счет от 1 до 10. Цикл действий, который объединяет внимание и телодвижения, поможет отвлечься от тревоги.
- Дыхательная гимнастика. Восстановление баланса кислорода и углекислого газа в легких снимает приступ панического удушья и учащенного сердцебиения. Задержка дыхания после нескольких глубоких вдохов и выдохов способна снизить степень тревоги. Также полезно медленное дыхание диафрагмой на счет.
- Монотонная работа. Еще один вариант отвлечения сознания от тревожных мыслей – занять голову циклом действий, требующих внимания. Посчитать предметы в комнате, вспомнить и продекламировать стих, расставить книги по алфавиту.
Разные способы борьбы с панической атакой можно чередовать и использовать в цикле друг за другом.
Психологи и психиатры и ученые сходятся во мнении, что страх и фобии имеют огромное негативное влияние на эмоциональное состояние человека и на его жизнь в целом. Этой проблеме необходимо уделять внимание. К счастью, психотерапия имеет в своем багаже множество методик для успешного избавления индивида от душевного недуга. Психология страха достаточно изучена, чтобы психологи могли помочь пациентам.
Источник
Страх естественное чувство человека
Когда-то я прочитала книги известного американского писателя Нила Доналда Уолша “ Беседы с Богом”. Тогда их было только три. Сказать, что они перевернули мое представление о жизни и мироздании – значит ничего не сказать. Иногда было впечатление, что все это написано именно для меня и со мной говорят со страниц книги. Если их просмотреть, то каждая страница вся в маркерах и моих пометках. Недавно я проводила ревизию своей библиотеки и, как водится, застряла в ней надолго. Не знаю, почему, мне на глаза попалась глава, которую я хочу здесь привести, ничего не добавляя от себя.
“Ваш ум может принимать и в действительности принимает решения по крайней мере на одном из трех внутренних уровней: уровне логики, уровне интуиции и уровне эмоций, а иногда и на всех трех вместе. При этом возникает потенциальная возможность для еще более глубокого внутреннего конфликта.
А внутри одного из этих уровней—уровня эмоций —есть еще пять уровней. Это пять естественных чувств: печаль, гнев, зависть, страх и любовь.
Внутри каждого из них есть два последних уровня: любовь и страх.
Пять естественных чувств включают любовь и страх, но любовь и страх являются основой всех чувств. Три оставшиеся из пяти естественных чувств являются производными от этих двух.
Проблемы возникают, когда какое-либо из пяти естественных чувств искажается. Тогда оно становится гротескным, и в нем невозможно увидеть производное от любви, а тем более от Бога, который есть Абсолютная Любовь.
Печаль —естественная эмоция. Это та часть тебя, благодаря которой ты можешь сказать: “Прощай”, когда тебе не хочется прощаться; выразить — вытолкнуть на поверхность, запустить —грусть внутри себя, когда ты переживаешь какую-либо потерю, будь это потеря любимого человека или контактной линзы.
Когда ты можешь выразить свою печаль, ты от нее избавляешься. Дети, которым разрешают грустить, когда им грустно, становясь взрослыми, совершенно нормально относятся к грусти, и поэтому обычно быстро с ней расстаются.
Для детей, которым говорят: “Тихо, тихо, не плачь”, в зрелом возрасте плач становится проблемой. Ведь им всю жизнь советовали, приказывали не плакать. Поэтому они подавляют свою печаль.
Постоянно подавляемая печаль становится хронической депрессией, очень неестественной эмоцией.
Из-за хронической депрессии происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Гнев — естественное чувство. Это инструмент, благодаря которому вы можете сказать: “Нет, спасибо”. Он не обязательно должен оскорблять, и он вовсе не должен причинять вред другому человеку.
Когда детям разрешают выражать гнев, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к нему, и поэтому обычно очень быстро с ним расстаются.
Дети, которых заставляют почувствовать, что гнев —плохое чувство, что его выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать его, став взрослыми, будут иметь проблемы с правильным отношением к своему гневу.
Постоянно подавляемый гнев становится злобой, очень неестественной эмоцией.
Из-за злобы происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Зависть — естественное чувство. Именно это чувство заставляет пятилетнего малыша хотеть достать до дверной ручки, как его сестра, или покататься на ее велосипеде. Зависть — это то естественное чувство, которое заставляет вас хотеть сделать еще одну попытку, стараться лучше, упорно продолжать добиваться своей цели до ее достижения. Завидовать совершенно нормально и естественно. Когда детям разрешают выражать зависть, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к ней, и поэтому обычно очень быстро с ней расстаются.
Дети, которых заставляют почувствовать, что зависть — это плохо, что ее выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать ее, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своей зависти.
Постоянно подавляемая зависть становится ревностью, очень неестественным чувством.
Из-за ревности происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Страх—естественное чувство. Все дети рождаются только с двумя страхами: страхом падения и страхом перед громкими звуками. Все остальные страхи — это просто условные рефлексы, которые воспитывает в ребенке окружающий его мир и которым учат его родители. Цель естественного страха — воспитать осторожность. Осторожность помогает сохранить телу жизнь. Она произрастает из любви. Любви к своему Я.
Дети, которых заставляют почувствовать, что страх — плохое чувство, что его выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать его, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своему страху.
Постоянно подавляемый страх становится тревогой, очень неестественным чувством.
Из-за тревоги происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Любовь — естественное чувство. Когда ребенок может ее выражать и получать свободно и естественно, без ограничений и условий, без запретов и смущения, он не нуждается больше ни в чем. Ведь радость свободно выражаемой и получаемой любви самодостаточна. Но любовь, которой ставились условия и ограничения, которая деформирована правилами и законами, ритуалами и запретами, любовь, которую контролируют, которой манипулируют и которую сдерживают, становится неестественной.
Дети, которых заставляют почувствовать, что их естественная любовь — плохое чувство, что ее выражать нельзя и что, фактически, им не следует ее даже испытывать, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своей любви.
Постоянно подавляемая любовь становится страстью к обладанию, очень неестественным чувством.
Из-за страсти к обладанию происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Таков порядок вещей. Если подавлять естественные чувства, они превращаются в неестественные реакции и рефлексы. Большинство людей подавляет в себе большую часть естественных чувств. А ведь они — ваши друзья. Они — ваш дар. Это ваши божественные инструменты, при помощи которых вы можете построить свою жизнь.
Эти инструменты даются вам при рождении. Их предназначение —помочь вам преодолевать жизненные пороги”.
Нил Доналд Уолш » Беседы с Богом. Книга 3″
Что Вы об этом думаете? Я считаю, что, если бы нас так воспитывали, мы не бегали бы по психологам так часто. Да и вообще избежали бы многих неприятностей в жизни. Но это мое мнение.
Источник