- Приложение N 3. Методика проведения оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком
- Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей
- Типичными признаками патологии могут быть:
- Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:
Приложение N 3. Методика проведения оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком
Приложение N 3 к постановлению
Администрации города Белогорск
30.08.2017N 2118
Методика
проведения оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком
1. Оценка безопасности ребенка
Оценка безопасности — это выявление и оценка средовых и динамических семейных факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью.
Оценка безопасности преследует своей целью выявление ситуаций, в которых необходимо осуществление немедленных интервенций в семью с целью обеспечения безопасности детей.
Еще одной целью оценки безопасности является получение информации, позволяющей выбрать действия, связанные с наименьшим вмешательством в жизнь семьи, которые могут проводиться по месту проживания ребенка, а также успешно защищать его от непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью.
Оценка безопасности требует быстрого и точного выявления факторов, способствующих возникновению угрозы жизни ребенка или риску нанесения серьезного вреда его здоровью. Эти факторы называются непосредственными угрозами безопасности ребенка. Характер непосредственной угрозы безопасности определяется двумя критериями: способностью причинить ребенку серьезный вред и степенью непосредственности угрозы.
Таким образом, цель проведения оценки безопасности — тщательное и своевременное определение детей, находящихся в «опасности»:
— тех, кто недавно подвергся или на данный момент подвергается физическому или сексуальному насилию;
— тех, чьими нуждами пренебрегают;
— тех, кто, возможно, подвергнется всему вышеперечисленному в ближайшее время.
Факторы, требующие рассмотрения при проведении оценки безопасности ребенка: 1. непосредственные угрозы для безопасности ребенка, 2. дополнительные факторы (2а. историческая информация, 2б. детская ранимость) и 3. защитные возможности семьи и ее окружения.
1.1 Непосредственные угрозы для безопасности ребенка.
Угрожать безопасности ребенка может поведение родителей, поведение других членов семьи, обстоятельства, связанные с бытовыми и социальными условиями проживания; так же немедленного вмешательства может требовать состояние здоровья ребенка на момент оценки.
— Ребенок получил серьезный физический ущерб (либо его состояние требует оказания срочной медицинской помощи);
— Родитель или опекун не смогли, не могут или не смогут защитить своего ребенка от опасного поведения других людей (в том числе, членов семьи), имеющих доступ к ребенку;
— Поведение родителя или опекуна, или же другого лица, имеющего доступ к ребенку, грозит нанесением ребенку серьезных травм;
— Поведение кого-то из членов семьи в доме или другого человека, имеющего доступ к ребенку, носит насильственный или непредсказуемый характер;
— Любой член семьи в доме или другой человек, имеющий доступ к ребенку, имеет абсолютно нереальные ожидания от ребенка;
— Члены семьи или другие люди, имеющие доступ к ребенку, используют алкоголь/наркотики. В состоянии алкогольного/наркотического опьянения не способны контролировать свое поведение;
— Неспособность членов семьи (в том числе, из-за симптомов психического или физического расстройства здоровья) позаботиться о базовых потребностях ребенка несет в себе угрозу его жизни и здоровью;
— Бытовые условия опасны для жизни и здоровья ребенка;
— Насилие в семье предполагает серьезную физическую и или эмоциональную угрозу для ребенка;
— Семья отказывается предоставить возможность общаться с ребенком или есть опасность, что семья исчезнет из-под наблюдения социальных служб;
— Родитель или опекун не может внятно объяснить серьезные повреждения у ребенка или плохое физическое состояние;
— Родитель или опекун не хочет или не может удовлетворить серьезные физические или психические нужды ребенка, что способно нанести вред жизни и здоровью ребенка;
— Ребенок, предположительно, подвергается сексуальному насилию или эксплуатации и обстоятельства предполагают угрозу его безопасности.
— При оценке угроз необходимо помнить, что угрозы для безопасности должны быть оценены в соответствии с возрастом и возможностями конкретного ребенка.
Выявление хотя бы одной угрозы для безопасности ребенка является основанием для составления Плана обеспечения безопасности.
1.2 Дополнительные факторы.
В процессе проведения оценки безопасности специалист должен собрать полную информацию о случаях нарушения прав и законных интересов ребенка, которые были ранее выявлены в данной семье.
Наличие случаев жестокого обращения в прошлом позволяет с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать возникновение подобных инцидентов в сходных обстоятельствах в будущем. Поэтому специалист, проводящий расследование сигнала, должен установить причины возникновения случаев нарушения прав ребенка в прошлом в данной семье.
Использование этих данных может помочь интерпретировать вновь полученную информацию и помочь в ее оценке, объясняя происходящее в семье с учетом прошлого опыта.
Анализ причин предыдущих случаев нарушения прав и интересов ребенка в семье может также помочь в определении текущих потребностей семьи и снизить вероятность повторения случаев нарушения прав ребенка в будущем.
Для того чтобы, точно определить уровень непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью ребенка в текущей ситуации, важно знать его возраст, состояние здоровья, состояние и уровень развития.
В большинстве случаев угроза безопасности в семье одинакова для всех детей, однако уровень возможного вреда может варьироваться в зависимости от индивидуальной восприимчивости детей к выявленным в семье непосредственным угрозам безопасности.
Более высокий уровень восприимчивости описывается как степень/уровень уязвимости ребенка перед жестоким обращением. Факторы, которые делают ребенка более уязвимым в отношении жестокого обращения, одновременно повышают риск возникновения таких случаев с этим ребенком. Это связано с тем, что уход за ним сопряжен с большими сложностями по сравнению с другими детьми.
Все дети в возрасте до шести лет (учитывая степень их незрелости во всех сферах развития) обладают повышенной степенью уязвимости перед вредными последствиями жестокого обращения, а детей в возрасте до двух лет следует считать крайне уязвимыми.
К уязвимым группам детей относятся:
— Дети младшего возраста и/или дети со сравнительно невысоким уровнем развития;
— Дети, которые страдают хроническими физическими или психическими заболеваниями;
— Дети, которые отстают в развитии;
— Дети, которые обладают хрупким телосложением или часто болеют;
— Дети, чьи особенности поведения вызывают негативные эмоции у их родителей;
— Дети, которые не в состоянии выразить свои потребности или обратиться за помощью.
1.3 Защитные возможности семьи и ее окружения.
Определение угрозы для безопасности ребенка дает специалисту, который проводит оценку безопасности, только часть информации о том, находится ли сейчас жизнь и здоровье ребенка под угрозой. Для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, специалист должен уметь выявлять защитные ресурсы и возможности родственников ребенка, представителей ближайшего окружения семьи. Выявленные ресурсы необходимо задействовать для уменьшения/нейтрализации непосредственных угроз безопасности ребенка.
Если удается найти и использовать эффективный способ сохранения безопасности ребенка в его семье, появляется возможность не наносить ребенку травму, неизбежно возникающую в результате расставания с близкими людьми. Если защитные ресурсы семьи явно недостаточны для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, специалист должен изыскать другие возможности защитить его до момента завершения расследования и детальной оценки положения дел в семье.
Если действия, проводимые по месту проживания ребенка, не позволяют обеспечить безопасность ребенка, должно быть обеспечено его безопасное размещение вне семьи.
Примеры защитных факторов:
— в семье ребенка или в окружении есть взрослые, которые способны и хотят обеспечить ему безопасность;
— члены семьи готовы предпринять немедленные действия по устранению угроз для безопасности ребенка и/или созданию благоприятных условий в доме;
— доступна немедленная помощь родителям в контроле над факторами, несущими угрозу для ребенка (например, привлечение взрослого, который хочет, может, и будет помогать матери воздерживаться от выпивки и, соответственно, потери способности ухаживать за ребенком);
— кто то из членов семьи, готов взять на себя контроль за ситуацией и своевременно сообщать в случае ее ухудшения;
— семья ребенка осознает опасность и стремится помочь защитить ребенка от опасности.
Список не является полным, каждая ситуация должна быть оценена (и, при составлении Плана безопасности, конкретно описана) исходя из ее индивидуальных особенностей
1.4 Требования к Плану обеспечения безопасности ребенка.
Действия по нейтрализации/минимизации угроз, выявленных в процессе оценки безопасности, призваны защитить ребенка на период расследования сигнала и должны быть изложены в плане обеспечения безопасности. Этот план носит краткосрочный характер, его основной задачей является защита ребенка от нанесения серьезного вреда его здоровью до момента завершения более детальной оценки рисков и оценки ситуации в семье, до реализации долгосрочного плана по защите прав ребенка, который позволит устранить риск жестокого обращения с ребенком уже на постоянной основе.
План по обеспечению безопасности должен обладать следующими характеристиками:
— четко определять угрозы для безопасности ребенка;
— быть строго определенным по времени, с установленными сроками выполнения намеченных мероприятий;
— быть реалистичным (чтобы семья могла выполнить его условия и следовать его рекомендациям);
— включать действия по мониторингу исполнения каждого мероприятия плана.
2. Оценка риска жестокого обращения с ребенком
Процедура оценки риска жестокого обращения заключается в проведении последовательной оценки степени выраженности факторов, способствующих возникновению жестокого обращения с ребенком в семье, а также влияющих на его уязвимость ребенка в отношении жестокого обращения.
Для проведения оценки риска специалист должен использовать следующие документы:
— форма «Форма оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком»;
— пособие «Методическое руководство для заполнения формы оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком».
Взрослые члены семьи имеют право участвовать в проведении оценки риска жестокого обращения, обсуждая со специалистом результаты его оценки по каждому из рассматриваемых факторов. Такой порядок проведения процедуры помогает родителям понять причины вмешательства специалистов в дела семьи, а специалистам продемонстрировать свою поддерживающую профессиональную позицию.
Специалист должен, в случае, если ему необходимо получить дополнительную информацию, провести опрос представителей ближайшего окружения семьи, специалистов, которые работали с членами семьи (врачи, педагоги, социальные работники, и пр.).
Итоговая оценка является интегральной, получаемой специалистом на основании анализа всего объема собранной информации. Не допускается принятие решения на основании статистической обработки результатов.
Результаты оценки заносятся в «Форму оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком».
2.1 Уровни риска жестокого обращения с ребенком.
Уровень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до высокого.
Высокий уровень риска предполагает, что, если органы, уполномоченные принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка, не вмешаются в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то вероятность причинения ему серьезного вреда является значительной (вплоть до нанесения увечий и летального исхода).
Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.
Средний уровень риска предполагает, что, если ребенок останется в семье, то ему может быть причинен определенный вред. В таких случаях показано вмешательство органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Это означает, что, несмотря на присутствие факторов риска нарушения прав и законных интересов ребенка, в семье применяются конструктивные схемы поведения и присутствуют другие факторы, которые позволяют в определенной степени контролировать уровень риска.
Низкий уровень риска предполагает, что родители в стрессовых ситуациях могут неэффективно выполнять некоторые родительские обязанности: с задержкой удовлетворять отдельные, важные для здоровья и развития потребности ребенка; использовать физические наказания как способ дисциплинирования ребенка; на некоторое время снижать качество ухода за ним и пр.
При этом есть убедительные факты, свидетельствующие о том, что в целом в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей, родители осознают спорность некоторых своих педагогических приемов. В подобных ситуациях вмешательство органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка, не требуется, родителям должны быть даны рекомендации по обращению за психолого-педагогической помощью или они должны быть взяты на психолого-педагогическое и социальное сопровождение.
Факторы риска нарушения прав и законных интересов ребенка должны оцениваться и ранжироваться независимо друг от друга. Общий риск причинения ребенку вреда является результатом взаимодействия всех выявленных факторов. Несколько факторов умеренного риска могут в своей совокупности дать картину высокого риска. Аналогичным образом присутствие одного сильного нейтрализующего фактора или фактора безопасности может снизить риск до низкого уровня.
Оценка риска жестокого обращения с ребенком
Источник
Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей
В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.
А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.
Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.
Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО.
Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.
К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.
Типичными признаками патологии могут быть:
– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;
– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,
– жестокость к другим людям или животным,
– преднамеренная порча имущества,
– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;
– вызывающие провокационные поступки;
Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Гиперактивное поведение
- Демонстративное поведение
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
- Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
- Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
- Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
- Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.
Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:
Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях . Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.
Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.
Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.
Форма проведения занятий индивидуальная.
В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.
- Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции. Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:
- Поведение;
- Взаимодействие и социальные навыки;
- все виды памяти
- координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела
Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.
Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.
3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.
СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»
Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Поведенческих навыков
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться,
Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка.
Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.
Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).
Источник