Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу
статья на тему
Родительское собрание. Лекция «Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника
на здоровье и учебу
Приоритетными задачами начальной ступени обучения являются формирование позитивного отношения к учению, сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей, создание условий для развития и самовыражения индивидуальности каждого ребенка. Эти задачи связаны с общей тенденцией гуманизации образования, в котором наметился переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества.
Иметь возможность учить и учиться с наслаждением — вековечная мечта учителей и учеников. В связи с этим, одной из самых важных задач нашей работы с младшими школьниками явилось создание эмоционально-благоприятных психологических условий для обучения каждого ребенка.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности будет определять ход психического развития. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях — комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе развития младших школьников.
На данный возраст приходится «пик» школьной тревожности; часты случаи неврозов и других невротических состояний школьников.
Данные явления нарушают психическое развитие, вызывают трудности в овладении учебной деятельностью.
Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели – важный фактор профилактики утомления, перенагрузки школьников, оно способствует снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся.
Комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.
Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора (фасилитатор — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), что говорит о его поддерживающей и помогающей функциях.
В нашей жизни стрессовые ситуации играют очень важную роль. Они оказывают влияние на здоровье и поведение человека, его работоспособность, взаимоотношения в семье, в школе, в рабочем коллективе.
Наверно в жизни каждого человека присутствует стресс, так как стрессовые импульсы находятся во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Стрессовые ситуации возникают как на работе, так и дома или в школе. Именно стресс является причиной многих заболеваний и наносит вред здоровью человека, а ведь здоровье – одно из важнейших условий достижения успеха в любой деятельности. Сегодня стресс с большей силой распространяется и на детей. Психологи даже выделили термин “школьный стресс”. В связи с этим, проблема профилактики школьных стрессов в настоящее время стала актуальной. Учителю важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно – воспитательном процессе, а также и пути его преодоления.
У детей проявление стресса во многом отличается от проявления стресса у взрослых. В детстве стресс является частой проблемой и потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети зачастую чувствуют, что они ничего не могут сделать, что-то изменить. Это приводит к потере мотивации ребенка что- то делать самостоятельно. Часто это повышенная возбудимость, агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном предмете. Иногда стресс вызывает физическое недомогание, например, головную боль. Как же определить находится ли младший школьник в состоянии стресса? Для начала, выясните продолжительность проявления стрессовой ситуации. Если ребенок находится в плохом настроении в течение одного дня, то это в какой то мере является нормальным. Но, если же ребенок находится в состоянии напряжения длительное время, например, на протяжении недели и более, то это должно стать поводом для волнения. Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека. Например, когда трехлетний ребенок плачет, капризничает и хватает за одежду маму, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если десятилетний школьник ведет себя таким же образом, то родители и педагоги должны задуматься над его поведением.
Дети младшего школьного возраста нуждаются в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. Так как в этом возрасте учитель, является примером и авторитетом для детей. В любой стрессовой ситуации ребенок смотрит в сторону учителя и ждет от него помощи и поддержки. И если вместо помощи от учителя, ребенок получит равнодушие или порицание, это может оставить большой негативный отпечаток на его психике.
У младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома о плохой отметке, боязнь быть отстающим.
Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса часто проявляются во время открытых уроков, когда у ребенка начинает дрожать голос, речь становится невнятной, кружится голова.
Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого, возраста эмоции. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний. Учитывая эту особенность чувств младших школьников, надо объяснять им учебный материал в наглядной форме и так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта.
Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных, интеллектуальных и эстетических. Участие в жизни школьного коллектива формирует у младших школьников чувство коллективизма и общественной солидарности. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.
Так как же помочь младшему школьнику, который испытывает состояние стресса?
Во-первых, нужно как можно раньше узнать причину возникновения стрессовой ситуации. И лучше всего это можно выяснить во время обычной прогулки, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Зачастую узнать причину беспокойства ребенка позволяют рисунки или игры. Но необходимо подбирать наиболее безболезненный способы вывода ребенка из состояния стресса. В такой ситуации школьный психолог может помочь педагогу, подсказать, как лучше всего вывести ребенка из состояния стресса. Можно предложить ребенку различные физические упражнения, ролевые игры, дыхательную гимнастику, цветотерапию, музыкотерапию. Но самое главное – нужно поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, стараться и как можно больше общаться и проводить с ни время. Ведь детство – это лучшее время для ребенка, а также тот «фундамент», на котором закладываются основы «Личности ребенка». Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.
Учитель может помочь младшему школьнику, наладив отношения с его родителями. Так как родителям важно знать, что воспитательно-образовательный процесс требует очень большого терпения и что каждый ребенок индивидуален и неповторим. К каждому ребенку нужно иметь свой подход. Нельзя, например, требовать высоких результатов в спорте от физически слабого ребенка. Управлять стрессами ребенка учитель может и с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, так как знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Педагог может помочь ребенку справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать стрессовые ситуации.
Правильная и позитивная педагогическая деятельность может повысить способность учащихся противостоять стрессовым ситуациям и уменьшать их последствия. На сегодняшний день учитель начальных классов должен знать всевозможные причины возникновения стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика.
Источник
Статья по теме «Влияние эмоциональной напряженности на успеваемость учащихся в младшем школьном возрасте»
статья (1 класс)
Проблема неуспеваемости относится к вечным вопросам образования и имеет не только практическую, но и теоретическую значимость. Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы. В это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. В результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь. Для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности и уметь или устранить их, или корригировать последствия
..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
по теме «Влияние эмоциональной напряженности на успеваемость
учащихся в младшем школьном возрасте»
Сенкевич Елена Валерьевна
Учитель начальных классов
Проблема неуспеваемости относится к вечным вопросам образования и имеет не только практическую, но и теоретическую значимость.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы. В это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. В результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь. Для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности и уметь или устранить их, или корригировать последствия.
Многие отечественные авторы (3.И. Калмыкова, У.В. Утьенкова; Н.Л. Белопольская и мн.др.) и их зарубежные коллеги (Г. Гросманн, В. Шмитц, Тржесоглава и др.) в качестве одного из основных признаков неуспевающих школьников называют особенности их эмоциональных реакций и незрелость мотивов деятельности
Однако остается практически неосвещенным вопрос о том, какие именно эмоциональные факторы, и каким образом оказывают воздействие на мыслительную деятельность, в частности, на такие ее характеристики как самостоятельность, активность, продуктивность и т.д. Это особенно актуально по отношению к категории неуспевающих младших школьников.
Неуспеваемость в начальной школе как психологическая проблема
Проблема неуспеваемости всегда была одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное к ней внимание педагогов и психологов, теоретиков и практиков, данная проблема остается актуальной. Прежде всего, это связано с тем, что количество детей, имеющих трудности в обучении, не уменьшается.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.
Выделяют несколько видов неуспеваемости: э пизодическая неуспеваемость, устойчивая неуспеваемость по одному предмету, устойчивая неуспеваемость по ряду предметов.
Основными факторами, влияющими на успешность школьного обучения выделяют:
- Семейно-бытовые условия, (плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей).
- Педагогическая запущенность (слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, нерегулярное выполнение домашних заданий, низкий уровень дошкольного воспитания детей, проблемы языка обучения, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей).
- Экологические.
- Школьные факторы риска (интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований).
К внутренним причинам относят: недостатки познавательной деятельности учащихся; недостатки развития мотивационной сферы детей и др.
Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.
Помимо уже перечисленных, к причинам возникновения трудностей в обучении относятся также: индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности (характер, темперамент). Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал); ответственная, требующая эмоционального, нервно – психического напряжения самостоятельная, контрольная работа; ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа; работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; работа в шумной, неспокойной обстановке; работа после резкого замечания, сделанного учителем; работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога; когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой; выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы; недостатки в подготовке ребенка к школе; соматическая ослабленность ребенка; нарушения формирования отдельных психических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС; несформированность произвольной регуляции деятельности; нарушение системы связей и отношений с другими участниками образовательного процесса.
Таким образом, многообразие причин возникновения трудностей в обучении, а часто и их своеобразное сочетание, создает немалые сложности в выявлении факторов снижения успеваемости младших школьников.
К особой группе риска можно отнести:
- часто болеющих
- медлительных
- гиперактивных
- леворуких
- детей из социально неблагополучных семей
- детей, испытывающих эмоциональное напряжение
Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление — естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии.
Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие — только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи — вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. Комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями. В таком случае, крайне вероятно возникновение эмоциональной напряженности.
Эмоциональная напряженность как следствие неуспеваемости ребенка в начальной школе
Прежде чем раскрыть понятие эмоциональной напряженности, необходимо рассмотреть особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
Формирование эмоциональной сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Вместе с тем в настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется следующими особенностями:
— легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
— непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний (радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия);
— готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
— большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
— эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
— свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов ,обозначающих эти эмоции.
Таким образом, особенности эмоциональной сферы младшего школьника являются фактором риска возникновения эмоциональной напряженности в этом возрасте.
Согласно концепции Е.П.Ильина, эмоциональное напряжение относится к категории эмоциональных состояний. Эмоциональное напряжение является формой представленности в сознании человека личностной значимости и оценки происходящих в его жизни событий, степени удовлетворения его потребности. Но, в отличие от них, эмоциональное напряжение определяется как неблагоприятное эмоциональное состояние. Некоторые исследователи, наряду с понятием «эмоциональное напряжение», для обозначения неблагоприятных эмоциональных состояний используют и такие сходные с ним понятия, как «напряжение», «эмоциональная напряженность», «стресс», «психическое напряжение», «физическое напряжение».
Обилие причин, приводящих к эмоциональной напряженности во время деятельности, обусловливает многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, операциональное и эмоциональное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс. Однако какого бы вида ни было напряжение, оно сопровождается выраженной вегетативной и эндокринной реакцией . Длительное напряжение может приводить к патологическим нарушениям сердечно-сосудистой и других систем организма.
Если психическая напряженность обусловлена высоким темпом сенсорной или интеллектуальной деятельности, говорят об операциональной напряженности, а если психическое напряжение возникает вследствие фрустрации — об эмоциональной напряженности. И та и другая характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения). Кроме того, зачастую эти виды психического напряжения сопутствуют друг другу, так что разделить их и выделить в чистом виде бывает трудно.
Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная бездеятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (например, вынужденный перерыв в деятельности). Всякое прерывание деятельности вызывает у человека состояние напряженности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.
Т.А. Немчин выделяет три разновидности состояния нервно-психического напряжения в соответствии с интенсивностью его выражения: слабое, умеренное и чрезмерное. Первая степень называется напряжением лишь условно, так как признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что индивидуум не считает свое состояние эмоционально-напряженным. При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются явные позитивные сдвиги: возрастает внимание, изменяется функция памяти, увеличивается продуктивность мышления, повышается продуктивность, увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок. Н.В. Витт предлагает использовать для обозначения такого вида эмоциональной напряженности термин «эмоциональная активация» . Третья степень нервно- психического напряжения характеризуется признаками нарушений в психической сфере: снижается объем внимания, его устойчивость и способность к концентрации, способность к переключению внимания; снижается продуктивность кратковременной памяти; обнаруживаются негативные сдвиги в способности к решению логических задач; страдает координация.
Степень возникающего напряжения обусловлена также и психологическими особенностями ребенка: мотивационными, интеллектуальными и другими психологическими характеристиками, жизненным опытом индивида, объемом знаний и т.д. «Основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как ребенок воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т.е. субъективному фактору» (Кофт). По мнению Р. Лазаруса, характер ответных реакций на стресс обуславливается такими психологическими факторами как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные способности и пр.
Эмоциональная напряженность может возникнуть у ребенка при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д.
Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность деятельности» (Овчиникова, Пунг)
Как видим, связь эмоциональной напряженности с эффективностью деятельности – взаимная: с одной стороны, трудности, возникающие в деятельности субъекта, могут порождать состояние эмоциональной напряженности, с другой же – возникшее эмоциональное напряжение может явиться серъезным препятствием в осуществлении эффективной деятельности.
Этот вывод особенно справедлив в отношении ребенка младшего школьного возраста. Ребенку необходимо овладеть сложной деятельностью – учебной. Зачастую, в силу разнообразных причин, возникают трудности, связанные с формированием различных сторон учебной деятельности. Эти трудности вместе с возрастными особенностями развития эмоциональной сферы (эмоциональная неустойчивость, невысокий уровень саморегуляции и рефлексии) создают условия для возникновения эмоциональной напряженности, которая в младшем школьном возрасте имеет такие проявления, как повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка и чувство неполноценности, фрустрированность и пр.
Тем не менее, необходимо отметить, что у детей младшего школьного возраста эмоциональная напряженность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, ее можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации .
Источник