Стенические это эмоции которые повышают

Стенические и астенические эмоции

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам — кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции — на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.

Стенические и астенические эмоции играют большую роль в спортивной деятельности. Первые наблюдаются при правильной тренировке и особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем всех жизненных сил, стремление к победе, к преодолению препятствий, чувство эмоционального возбуждения, получившего характерное название «спортивной злости».

Астенические эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции.

Источник

СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ» в других словарях:

эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в … Большая психологическая энциклопедия

Эмоции, онтогенез эмоций — Эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждать, волновать». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭМОЦИИ — [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

Стенические чувства — (эмоции) переживания, повышающие активность личности военнослужащего … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Читайте также:  Как научно называется депрессия

Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

ЭМОЦИИ — (от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний… … Российская педагогическая энциклопедия

Эмоции — – общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция. * * * (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — (англ. asthenic emotions; от греч. а отриц. частица + sthenos сила) окрашенные отрицат. эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т. п. При переживании А. э. человек сутулится, дыхание становится медленнее… … Большая психологическая энциклопедия

Эмоция — Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия

Болевой порог — Болевой порог это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, один и тот же уровень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в сильной боли… … Википедия

Источник

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ» в других словарях:

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — (от греч. asthenes – слабый) – форма негативных эмоций, выражающихся в подавленности, унынии, печали, нелокализованном страхе. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, в т. ч. в конфликтной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в … Большая психологическая энциклопедия

Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

Эмоции, онтогенез эмоций — Эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждать, волновать». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭМОЦИИ — [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

ЭМОЦИИ — (от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний… … Российская педагогическая энциклопедия

Эмоции — – общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция. * * * (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — (от греч. sthenos сила) эмоции, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т. п.). При переживании С. э. дыхание становится глубоким и легким,… … Большая психологическая энциклопедия

Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия

Эмоция — Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия

Источник

Стеничные и астеничные эмоции.

Эмоции — это выражение отношения человека к конкретной ситуации.

Эмоции можно рассматривать и сточки зрения того, вызывают ли они активное и пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы – стенические (от греч.«стенос» — сила) и астенические («астенос» — слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т. д. Астеническиеэмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность. Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться, как и в стенической, так и астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы.

Читайте также:  Дефицит витаминов при стрессе

Например: страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы. У другого же страх мобилизирует физические и умственные силы, делает его находчивым и сообразительным, действия – быстрыми и точными. Да и радость бывает разной. Бурная радость – эмоция стеническая, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Радость тихая и спокойная обычно расслабляет.

Эмоции качественно и количественно различаются по знаку, модальности, интенсивности, длительности, осознанности, происхождению, воздействию на деятельность и поведение человека, уровням развития и проявления, произвольности и т.д.

По влиянию на поведение и деятельность человека эмоции бывают стеническими – активизирующими жизнедеятельность организма, побуждающими к действию, — и астеническими – угнетающими и подавляющими жизненные процессы в организме.

Первые — это те, которые благотворно влияют на организм, созидают, дают вдохновение. Они несут исключительно хорошую энергетику. Астениченые же эмоции разрушают (гнев, ярость), отнимают все силы (страх), негативно влияют на человека, его настроение и даже состояние организма.

Источник

Влияние эмоций на активность

Влияние эмоций на активность. Принято различать стенические и астенические эмоции (Э.Кант). Стенические эмоции как бы мобилизируют энергетические ресурсы, повышают активность и поддерживают некоторое время деятельность в напряженном режиме; астенические эмоции, напротив, снижают уровень активности. Примеры стенических эмоций — гнев, ненависть, любовь, воодушевление, надежда. Примеры астенических эмоций — печаль, отчаяние, страх, разочарование, смущение. Полагают, что стенические эмоции сопровождаются выбросом в кровь адреналина, астенические эмоции — норадреналина (Лайкен, 1961).

Эмоции и напряженность. Различают, наконец, эмоции покоя и эмоции ожидания. Эмоции покоя переживаются с ощущением расслабленности, умиротворения, опустошенности, потери сил. Мотивационный компонент у эмоций покоя отсутствует, внешняя деятельность ослабевает или прекращается. Внутренняя активность сосредоточена на анализе своего душевного состояния и попытках спланировать, как выйти из него. Эмоции покоя возникают, если цель достигнута, если нет никакой цели, так как прежняя дискредитирована, или индивиду стало ясно, что препятствия на пути к цели для него непреодолимы. Эмоции ожидания переживаются с ощущением внутреннего напряжения и возникают при приближении к цели, при необходимости скорее сделать начатое, при затягивании ожидания нужного человека, какого-то иного объекта, при окончании паузы в бою и т. д. Такие эмоции обычно возникают и в ситуации конфликта между противоположными желаниями, побуждениями. Типично появление эмоций ожидания в ситуации выбора. Таких ситуаций множество, но, по К.Левину (1935), существует три основных типа конфликта:

Долгое пребывание в напряжении может вызвать нервное истощение. Что это и как с ним справиться?
  • ситуация выбора «из двух зол меньшего». Например, согласиться на рискованную операцию или предпочесть консервативное лечение, когда шансы на выздоровление очень невелики и там и там. Это наиболее травматичный вид конфликта;
  • ситуация выбора типа «и хочется, и колется». Вначале обычно перевешивает желание. С приближением цели становится все более явной и невыгодная сторона дела. Если ошибочное решение все же принято, затрачены немалые усилия, цель осталась недостигнутой, индивиду остается только одно: каким-то образом оправдать свой неудачный выбор и найти в нем преимущества, которых на самом деле нет. Если, например, после колебаний индивид решился все же пройти ритуал посвящения в секту или банду, то позже он будет превозносить эту секту или видеть в банде весьма милое сообщество. Подобные ошибочные действия ведут к внутренним негативным переменам, патологическому развитию личности. Это самый частый вид конфликта и нередко весьма чреватый неблагоприятными последствиями;
  • ситуация «буриданова осла», когда предстоит выбор между двумя одинаково привлекательными возможностями. Например: очень красивая невеста из бедной семьи или богатая невеста, но дурнушка; умный и порядочный жених или жених успешный и богатый, но глуповатый и весьма непорядочный. Такой выбор нередко влечет впоследствии драматические последствия, если индивид не утвердился в подлинных ценностях жизни.

Формы проявления эмоций. Это аффект, страсть, настроение и ситуативные реакции.

Аффект — бурное и относительно кратковременное (в пределах часа-полутора) проявление какой-либо эмоции, возникшей в ответ на важное и неожиданное для индивида изменение жизненной ситуации. Аффект может развиться в силу болезненных причин или в результате особых психологических приемов воздействия на человека. Аффект характеризуют:

  • появление в связи с причинами, которые актуальны только на данный момент; аффектов при воспоминании о чем-то или в ответ на представления о будущем не возникает (исключением являются психиатрические пациенты);
  • обобщенность — абсолютное господство одной эмоции и ее усиление под влиянием разного рода привходящих обстоятельств;
  • приближающаяся к предельной интенсивность эмоции аффекта, что замерить, правда, сложно;
  • наличие признаков нарушения самовосприятия: обычные эмоции воспринимаются индивидом «как состояния моего Я», а эмоции аффекта — как «состояния, происходящие во мне» (А.Н.Леонтьев);
  • изменения состояния сознания — разные степени его сужения с концентрацией внимания преимущественно или исключительно на ситуации, повлекшей аффект;
  • ослабление или утрата самоконтроля: не пациент контролирует эмоцию, а аффект всецело или в значительной степени владеет им; это как бы симптом аффективного овладения;
  • снижение способности или утрата способности продуцировать интерпретации, оценки и решения, противоречащие императиву аффекта;
  • импульсивность поведения, связанная с ослаблением или параличом процессов мотивации: пациент делает то, что первым приходит ему в голову, недостаточно или вовсе не взвешивания последствия своего поведения;
  • частичная или полная конградная амнезия на период аффекта;
  • приближающаяся к максимальной интенсивность соматовегетативных проявлений эмоции, что может повлечь немедленным или отставленным образом телесные нарушения;
  • относительно острое развитие и окончание аффекта, иногда внезапное начало и столь же внезапное завершение пиковой фазы аффекта;
  • наличие опустошения, расслабленности, прострации или сомноленции по окончании аффекта;
  • нарушение критической оценки содеянного в период аффекта; нередко пациент относится к содеянному так, будто совершил это не он, а кто-то другой, что также указывает на патологию самовосприятия;
  • полное несоответствие поведения индивида в период аффекта его личностным качествам, как если бы действовал не он сам, а некая его субличность;
  • наличие в некоторых случаях психотических включений в период аффекта, выпадение болевой чувствительности, а также иных видов элементарной чувствительности. Развитию аффекта могут способствовать органические повреждения мозга, скрытые психические заболевания, злоупотребление психоактивными веществами, соматические заболевания, нарушения или дефицит сна, расстройство питания, расстройство личности. Эмоции аффекта различны, но обычно ими являются гнев, страх, отчаяние, изумление, экстаз. Из расстройств поведения наиболее часты и потому особенно важны агрессия, аутоагрессия, ступор, беспорядочное бегство, разрушение предметов. Иногда поведение внешне напоминает вполне упорядоченное, как бы заранее продуманное, но тем не менее являющееся неадекватным. У стариков, детей и даже подростков собственно аффектов, по-видимому, не наблюдается или они встречаются редко.
Читайте также:  Восстановление эмоционального фона после депрессии

Термины «аффект», «аффективный» в психиатрической литературе нередко и неточно используются как синонимы терминов «эмоция», «эмоциональный» и, что не очень хорошо, такое словоупотребление часто никак не оговаривается.

Страсть — интенсивное, стойкое и недостаточно контролируемое чувство с концентрацией внимания, мыслей, эмоций и поведения исключительно на объекте страсти. Страсть часто граничит с эмоциональной одержимостью, ослепляет человека и причиняет индивиду и объекту страсти немалые страдания (отсюда и производится термин «страсть»). Страсть целиком определяет круг возникающих в связи с нею эмоций и действий, не оставляя индивиду возможности разумного выбора. При ненависти, например, это враждебные проявления, злорадство, гнев, презрение, отвращение, месть. При любви — радость, восторг, восхищение, нежность, тоска при разлуке, ревность, ссоры, споры, мрачные мысли и взрывы воодушевления, периоды охлаждения или даже враждебности, которой она иногда завершается. Любовь у индивидов с метапотребностями отличается духовной близостью, рядом с которой все прочее отодвигается на второй план. Говорят, нигде человек так ярко не проявляет себя, как в любви и на войне. Любовь может стать и вершиной счастья, и бездонной пропастью падения.

Видов страсти множество. Не все они являются источником страдания, как это укоренилось в массовом сознании и даже зафиксировано в термине. Каковы люди, таковы и их страсти. Обычно человеком владеет одна какая-то страсть. Любая страсть сопровождается туннельным эффектом — сужением сферы сознания, психической активности и восприятия мира вокруг некоего центра притяжения эмоций, мыслей и действий. Поэтому страсти могут значительным образом деформировать личность, проявляться неадекватным и даже странным поведением. Бывает и иначе: «страсть превращает глупца в мудрого, а мудреца лишает разума». Во многих культурах издавна созданы барьеры для зарождения и проявления страстей. В Таиланде, например, к запретным причислено более 100 страстей. Страсти впервые формируются, по-видимому, в юности, к старости они затухают и нередко становятся объектом осуждения. Осуждается при этом именно страсть, а не сама личность, происходит как бы отчуждение страсти, если она владела индивидом и с нею были связаны серьезные проблемы.

Источник

Оцените статью