Статистика по эмоциональному выгоранию педагогов

Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания

Кристина Альянова
Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания

Продуктивность педагогической деятельности напрямую зависит от эмоционального состояния педагога. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональное состояние отражается не только на деятельности педагога, но и на его личности. При определенных условиях это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания.

По мнению известного российского ученого В. В. Бойко эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Исследователь отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. [1]

Синдром профессионального выгораниявключает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Выражается в том, что человек не может относиться к работе как прежде, появляется ощущение приглушенности, притупленности собственных эмоций, риск возникновения эмоциональных срывов.

Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Увеличивается обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, скрыты, но могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем выразится в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – сомнение в своей экспертной позиции, компетентности в вопросах профессиональной деятельности, недовольство собой, снижение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. [5]

Эмоциональное выгорание складывается под воздействием ряда факторов. Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова среди факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания, называют возраст, стаж работы и удовлетворенности карьерой. Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Наблюдается сложная взаимосвязь выгорания и карьерных устремлений. [3]

В исследовании К. М. Гайдар и О. П. Малютина, посвященном изучению профессионального выгорания преподавателей вузов, в выборку вошли 415 преподавателей из восьми вузов города Воронеж. Возрастной диапазон от 22 лет до 82, стаж работы от 2 до 58 лет.Должностные категории опрошенных распределились следующим образом: 10,5 % – ассистенты, 58,3 % – преподаватели, 25,4 % – доценты, 5,8 % – профессора.

Данные показали, что у каждого второго опрошенного педагога выгорание либо начинается (38,7 %, либо уже имеет место (16,3 %). Так же при проведении исследования выявлено, что среди опрошенных практически нет педагогов с низкой мотивацией на успех (доля низко мотивированных составила всего 4,5 %). Авторы статьи предположили, что эмоциональное истощение и деперсонализация повышаются при более выраженном стремлении педагога увеличить или сохранить максимально высокими свои способности в профессиональной деятельности (мотивация достижения).

Выяснено, что с увеличением возраста педагога следует ожидать снижения у него уровня профессионального выгорания.Аналогично: чем больше его стаж, тем уровень выгорания ниже. По полученным данным сделан вывод о том,что этот процесс особенно замедляется у преподавателей старше 53 лет. Объяснен этот факт тем, что, начиная с этого возраста, преподаватели уже, во-первых, не столь обременены семейными проблемами, связанными с несовершеннолетними детьми, и, во-вторых, обрели значительную уверенность в своем профессиональном потенциале. Всё это стабилизирует их психологическое состояние и позволяет сосредоточиться на работе. [3]

Читайте также:  Как чувствовать себя самой красивой

В работе Грозы И. В. под названием «Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание» выборку составило 25 педагогов с диапазоном стажа от 1 года до 20 лет, возраст педагогов от 22 лет до 45.

В результате исследования по методике В. В. Бойковся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.

I группа. Возраст от 22 до 29 лет. Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.

II группа. Возраст от 28 до 32лет. Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.

III группа. Возраст от 31 до 39 лет. Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% — с формирующимся и 8% — с несформировавшимся синдромом.

IV группа 41-45 лет. Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.

V группа. 46 лет. Стаж работы более 20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания зависит от множества факторов, таких как индивидуальные особенности личности, возрастные кризисы, наличие брака, детей, материальная обеспеченность. Не менее важным фактором, как показывает статистика является стаж работы педагога и его возраст. Больший процент педагогов находящихся в стадии формирования, или же уже с сформировавшемся синдромом эмоционального выгорания приходится на молодых специалистов и специалистов имеющих стаж работы от десяти до пятнадцати лет.

1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] : / В. В. Бойко.М: ИИД «Филинъ», 1996. с. 472.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] : 2-е изд. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб. : Питер, 2008. с. 258.

3. Гайдар К. М. /Особенности профессионального выфгорания преподавателя высшей школы в современных условиях/ Гайдар, Малютина // Вестник Воронежского государственного университета.Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №2. с. 26-29

4. Гроза И. В. / Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание// Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. с. 63-54

5. Орел В. Е. Феномен «выгорания»в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, с. 90-101.

Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: 1. Актуализировать.

Тренинг для педагогов по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Тренинг для педагогов по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Подготовила Недосекова Фануза Зямиловна, педагог-психолог.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Семинар «Синдром эмоционального выгорания педагогов» «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагогов». Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки.

Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания. Задачи: • познакомить преподавателей.

Читайте также:  Как научиться давать волю эмоциям

Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Источник

Исследование: более 75% российских учителей испытывают профессиональное выгорание

В России более 75% учителей испытывают симптомы профессионального выгорания, у 38% оно находится в острой фазе. Об этом «Таким делам» сообщили в пресс-службе Яндекс.Учебника .

Опрос проводился в рамках программы « Я Учитель » осенью 2020 года. Под профессиональным выгоранием авторы исследования имели в виду «хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой». Выгорание наблюдается у педагогов независимо от их стажа.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин отметил «Ъ», что исследование «Яндекса» говорит скорее не о профессиональном выгорании, а о «невероятной усталости учительства». Он сказал, что весной 80% учителей жаловались на возросшую нагрузку. Это было связано с необходимостью быстро освоить новые технологии, а также с трудностями при их использовании.

Фрумин сказал, что на эмоциональное состояние педагогов повлияло и то, что многие из них относятся к группе риска по заражению COVID-19. Кроме того, для учителей во время пандемии не были предусмотрены стимулирующие выплаты, как у врачей.

Руководитель направления продвижения сервиса «Яндекс.Учебник» Ирина Савицкая сообщила, что учителя часто недовольны своей карьерой, поскольку в сфере образования нет «понятных карьерных лифтов». Пандемия могла усугубить ситуацию, поскольку возросла нагрузка на педагогов. «Им приходилось перестраивать учебный процесс и очень много общаться с родителями», — пояснила она.

Больше текстов, фотографий и новостей — в нашем Телеграме.

Пришлите нам свою новость в чат-бот в Телеграме.

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  1. Значение настоящей публичной оферты
    1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в разделе 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на реализацию уставных целей Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
    2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте в сети Интернет: takiedela.ru, sluchaem.ru, 365.nuzhnapomosh.ru, beznadege.net, nuzhnapomosh.ru, https://nuzhnapomosh.ru/donate/.
    4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
    5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
    6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
    7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
  2. Существенные условия Договора
    1. Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором.
    2. Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
  3. Порядок заключения Договора
    1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
    2. Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования «пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
        При получении безадресного пожертвования на расчетный счет по реквизитам, Фонд самостоятельно конкретизирует его использование, исходя из статей бюджета, утвержденных Советом фонда, являющихся неотъемлемой частью деятельности Фонда либо направляет их на расходы на административные нужды Фонда в соответствии с Федеральным законом №135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
      2. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
    3. Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    4. Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае, предусмотренном п. 3.2.2. — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
    5. Фонд обязуется использовать полученные от Донора денежные средства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в рамках своей уставной деятельности.
  4. Прочие условия
    1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, уставными целями деятельности Фонда, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты.
    2. Донор имеет право на получение информации об использовании пожертвования. Для реализации указанного права Фонд размещает на сайте:
      1. информацию о суммах пожертвований, полученных Фондом, в том числе о суммах пожертвований, полученных для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      2. отчет о целевом использовании полученных пожертвований, в том числе для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      3. отчет об использовании пожертвований в случае перемены целей, на которые направляется пожертвование. Донор, не согласившийся с переменой цели финансирования, вправе в течение 14 календарных дней после публикации указанной информации потребовать в письменной форме возврата денег.
    3. Фонд не несет перед Донором иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
    4. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Реквизиты Фонда

    Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

    Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
    ИНН: 9710001171
    КПП: 770401001
    ОГРН: 1157700014053
    р/с 40703810701270000111
    в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
    к/с 30101810845250000999
    БИК 044525999

    Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

    Источник

    Читайте также:  Матрица судьбы темперамент 2
Оцените статью