Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
навыки общения и эмоциональный мир дошкольников | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28,
Россия, Белгородская область, г. Белгород,
Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Тимашова Раиса Михайловна, педагог-психолог.
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников
Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.
Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.
Предлагаемые конспекты можно использовать воспитателям и психологу ДОУ.
1.Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
2.Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
3.Создать обстановку индивидуального и группового взаимодействия.
4.Оказывать помощь в осознании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.
Тема занятия «Знакомство»
Возрастная группа : старшая группа
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.
- Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
- Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
- Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
- Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.
- Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
- Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
- Развивать мимическую мускулатуру.
- Воспитывать у детей культуру общения.
- Развитие толерантности детей
Виды деятельности: игровая, двигательная
Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.
пособие « Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.
Участники встают в круг и берутся за руки.
Психолог: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами! предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»
Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).
А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»
Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза, дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.
Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).
Психолог: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие артисты. Будете изображать эмоции героев.
Рано утром на рассвете
И котята и утята,
и жучки и паучки…
Ты один не умывался,
и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки…
— Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?
Вдруг какой-то старичок
Нашу муху в уголок
Муха криком кричит,
А злодей молчит
Вдруг откуда-то летит,
А в руке его горит
То-то стало весело
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра…
— Кому легко было изображать героев? Кому трудно?
Хороводная игра «Если нравится тебе…»
Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)
Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)
Если нравится тебе, то скажи «хорошо».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает психолог).
Релаксация. Прогулка в лес.
— Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).
— Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.
Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?
Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересн
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы уходя.
Тема занятия « Я радуюсь »
Возрастная группа : старшая группа
Цель: формирование у детей представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость посредством интеграции разных видов деятельности.
- Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
- Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
- Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
- Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
- Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
- Совершенствовать умение определять причинно-следственные связи.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать у детей культуру общения.
- Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.
- Развитие толерантности детей
Виды деятельности: продуктивная, игровая, двигательная
Методы и приёмы: словесные (стихи, объяснение, беседа), практические (рисование), игра (хороводная), релаксация.
Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги А4, разделенный на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями, «диск музыкой,
Ход встречи. Приветствие.
— Ребята, я рада встрече с вами, я рада вас видеть. Начнем занятие.
Покажите своё настроение, улыбнитесь друг другу.
Детский сад – наш добрый дом,
Хорошо нам будет в нем.
Вместе будем мы играть,
— Каждое утро в нашем детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.
* мимическая (с использованием соответствующих пособий);
— улыбнитесь, как солнышко;
— нахмурьтесь, как тучка;
— рассердитесь, как два барана, столкнувшись на мостике;
— изобразите испуганного зайчика;
— на расслабление и напряжение рук – упражнение «Ладошка-шарик»: дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка, солнышко (пальцы в стороны, напряжены) дождик (пальцы расслаблены).
— голосовая разминка «У меня все получится!»: Детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.
Хороводная игра «Если нравится тебе…»
Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)
Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)
Если нравится тебе, то скажи «хорошо».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
(После игры все дети садятся за столы.)
— Дети, сегодня у меня прекрасное настроение, мне приятно, я радуюсь … И я подумала о том, как много разных ситуаций могут вызвать у нас такие чувства. Они могут быть особыми для каждого человека, но есть такие, которые вызывают положительные эмоции у многих или даже у всех людей. Мне интересно: когда бывает радостно именно вам? Предлагаю нарисовать четыре ситуации, когда вы ощущаете радость. Пусть каждый из вас сделает четыре рисунка, которые являются продолжением фразы «Я радуюсь, когда…».
— А теперь мы узнаем о том, чему радуется каждый из нас. Покажите, что вы нарисовали, и расскажите, когда вам приятно и вы испытываете чувство радости.
(Рисунки каждого ребенка вывешиваются на стенд, и каждый ребенок рассказывает о своих ситуациях). Оказывать поддержку детям, затем в конце вывешиваю свой рисунок. Прокомментировать стенд, показать общность и индивидуальность продемонстрированных ситуаций.
Психолог : рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду (совершает поочерёдные волнообразные движения вперёд). Они ныряют вместе и по очереди (выполняют одновременные и поочерёдные волнообразные движения рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
Источник
«Путешествие в Страну эмоций». Конспект НОД для детей старшей группы по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Светлана Демченко
«Путешествие в Страну эмоций». Конспект НОД для детей старшей группы по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Путешествие в Страну эмоций».
Цель: Раскрыть многообразие эмоционального мира.
1. Познакомить с эмоциями: радость, злость, грусть.
2. Учить передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
3. Продолжать развивать способность замечать и понимать эмоциональное состояние другого в литературных и музыкальных произведениях, по сюжетным иллюстрациям, схематическим изображениям.
4. Развивать эмпатию, воображение.
• Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с разнообразными эмоциями людей.
• Индивидуальные беседы с детьми о настроении, причинах его изменения.
•Беседа воспитателя с детьми на тему: «С каким настроением сегодня пришли дети в детский сад».
-шаблоны цветка по количеству детей
-ИКТ (мультимедийный проектор, экран, презентация, магнитофон)
-релаксирующая музыка «Пение птиц»
Ход занятия.
У меня ребята письмо от Белоснежки. Она просит помочь гномам вспомнить все эмоции: они не умеет удивляться, бояться, радоваться и даже злиться! С ними даже не интересно играть.
Сегодня я хочу предложить вам путешествие в увлекательную страну под названием «Эмоции». Вы готовы (Ответы детей)
Мы соберем эмоции и отправим Белоснежке.
— Надо повернуться к тому кто стоит справа, назвать его ласково по имени и пожелать всего хорошего и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего»
Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам надо вспомнить что такое эмоция, какие есть эмоции. (Ответы детей).
Да! Молодцы! Эмоция – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
На чем туда можно добраться? Не забывайте, что страна сказочная.
Я предлагаю вам отправиться в путь на ковре-самолете.
Занимайте места и в путь. Почему же наш ковер не взлетает? Мы забыли сказать волшебные слова.
Энике-бенике, коврик лети
В страну волшебную нас отнеси
Ребята, держитесь крепче! Посмотрите вокруг, что вы видите? Например, я вижу вдалеке птиц, а вы? (ответы детей)
Какие вы молодцы, сколько всего вы увидели.
Наш ковер пошел на посадку. Скорее говорим слова.
Энике-бенике коврик спустись
В стране волшебной мы появись.
Итак, мы с вами приземлились в стране Эмоций, и очутились возле домика гномика Смешинка. Ребята на этой полянке все улыбаются, веселятся, и смеются! Здесь живет вот такой веселый гномик! Гномик предлагает нам с ним поиграть! Давай же поиграем с веселым гномиком (СЛАЙД 1)
Это гномик – Весельчак
Рассмешить ему пустяк
Где мы слышим только смех
Радость он несет для всех.
Психогимнастика: «Ручеек радости» (звук ручейка)
— Дети сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, положите руки на колени ладошками вверх.
-представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. представьте себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка переливается друг другу по кругу, через ваши руки.
Вы мысленно передаете друг другу радость.
— Как здорово, когда у всех такое веселое настроение.
Вот и первая эмоция которую мы отправим Белоснежке. (Смайлик).
Ой кажется не у всех такое настроение?
Посмотрите ребята, какой гном? (сердитый, злой)
Мы уже с вам попали к гномику «Злости»(СЛАЙД 2)
Жил на свете злобный гном,
Думал только об одном,
-Все враги вокруг живут,
-Его в гости не зовут,
Забика звали гнома,
Он сидел всё время дома,
Недовольный вечно гном,
Думы только об одном.
Упражнение: А что же нужно сделать, чтобы он стал добрый?
(предположения детей)
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Вот и вторая эмоция, которую мы отправим к Белоснежке.
— Следуем дальше! Вот нас встречает еще один житель сказочной страны, но он тоже какой-то не веселый. Как вы думаете какой гном?
Дети: грустный, печальный! (СЛАЙД 3)
Гномик грустный сидит на поляне-
Гномик устал, гному хочется к маме!
Гномик, гномик не грусти —
Лучше с нами пошали
Нас тут много, ты один,
И грустить тебе мы не дадим!
Воспитатель: Ребята, как же нам развеселить гномика?
Физминутка:Обратите внимание на экран и выполняйте движения:
Сколько покажу кружков, столько выполни прыжков.
Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас.
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Ты присядешь столько раз, сколько домиков сейчас.
Воспитатель: Вот и еще одна эмоция!
Воспитатель: Следуем дальше. Ребята смотрите какой красивый цветок на полянке! Какой цветочек, ребята (грустный, печальный) А почему он печальный как вы думаете? (он совсем один у него нет друзей)
Так давайте ему поможем развеселиться. (СЛАЙД 4)
(Предлагают детям шаблоны цветов и цветные карандаши.)
Вот наш цветочек уже и улыбается!
Воспитатель: Но, увы, ребята нам пора возвращаться. Попрощаемся с жителями страны эмоций, помашем им рукой! Занимайте места на нашем ковре – самолете. (СЛАЙД 5)
Скажем волшебные слова
Энике- беники ковер поднимись
Энике-беники в группу вернись!
Упражнение «На облаке»
Давайте спокойно ляжем на ковер спиной. Закроем глаза и послушаем пение птиц.
Включается аудиозапись аутотренинга, дети располагаются свободно на ковре, воспитатель помогает расслабиться.
А теперь можете открыть глаза и сесть. Мы в детском саду.
Подошло к концу наше приключение.
Кто ребята скажет где мы с вам побывали?
Кому мы помогали искать эмоции?
Какие эмоции мы передали Белоснежке
Спасибо! Вы сегодня молодцы. До свидания.
Конспект НОД Развитие речи, социально — коммуникативное развитие, аппликация «Страна дружбы» Цель: • формирование представлений детей о дружеских взаимоотношениях. Задачи: Образовательные: • формировать представления детей взаимоотношениях.
Конспект НОД «Неизведанное рядом» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 5–6 лет Цель: Познакомить с понятиями «устье», «исток», «русло» Задачи: Знакомить детей с наличием водоемов, находящихся в Павловском районе.
Конспект НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Секрет дружбы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Конспект НОД в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «На улицах города» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Алёнушка» города Слободского Кировской.
Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Буратино на дороге» Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Тема: «Буратино на дороге» Цель: обеспечение.
Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми старшей группы Программное содержание: -Уточнить и обобщить представления детей о труде взрослых, профессиях (повар, швея, учитель, врач, парикмахер, летчик,.
Методическая разработка «Социально-коммуникативное развитие», раздел формирования основ безопасности для детей средней группы Асмик Давтян Методическая разработка «Социально-коммуникативное развитие», раздел формирования основ безопасности для детей средней группы.
НОД для группы детей 2–3-Х ЛЕТ «Покормим птиц зимой» (образовательная область» социально-коммуникативное развитие) Программное содержание: Обучающие задачи: Побуждать детей вступать в диалог с воспитателем; понимать простые по форме и содержанию вопросы.
Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность СЛАЙД №1 Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных.
Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет По данным психолого-педагогических исследований, формирование навыков межличностного общения следует начинать уже в период младшего дошкольного.
Источник