«Господи! Дай мне терпение выдержать то, что я должен выдержать, силу изменить то, что я должен изменить и разум, чтобы отделить одно от другого»(Молитва царя Давида).
Нередко к неврологу на прием приходят люди, пережившие в недавнем прошлом тяжелый стресс — смерть близкого человека, переезд из другого города или страны со сменой всего окружения, развод, предательство друга, гибель любимого домашнего животного, потерю работы, тяжелую болезнь или операцию, оставившие серьезные последствия, и др.
У разных людей — и стрессы разные: у одного дом сгорел — он погоревал недолго и отстроил новый, другой не может прийти в себя несколько лет после гораздо менее серьезной потери. Адаптация у всех происходит по-разному. Но ее нарушения нередко сочетаются с психосоматическими расстройствами.
Пациенты, страдающие от не пережитой до конца реакции горя, по разным причинам не хотят идти к психологу или психотерапевту — не верят в лечение словом, боятся раскрыть душу перед незнакомым человеком или считают, что их плохое самочувствие никак не связано со стрессом и стремятся найти другую причину. Они могут месяцами ходить от одного врача к другому (с подобными пациентами часто сталкиваются гастроэнтерологи , кардиологи , аллергологи , а иногда и хирурги), так и не находя облегчения своему состоянию, потому что причина их страданий лежит в сфере не физической, а психологической, душевной.
Самая частая жалоба — бессонница. Им трудно заснуть, сон может быть прерывистым, пациент просыпается в 4-5 часов утра и дальше не может заснуть, хотя на работу нужно вставать в 7.
Головная боль — тоже нередкий симптом. У пациентов могут быть тупые, ноющие и давящие, монотонные головные боли умеренной интенсивности (хотя могут быть и более сильные боли), иногда они ощущают тяжесть в голове, несвежесть, трудности сосредоточения внимания, ухудшается память и работоспособность.
Некоторые пациенты замечают, что стали более раздражительны, тревожны, или, напротив, более вялы и апатичны.
Порой пациент жалуется на головокружение, которое ощущается внутри головы, подобные головокружения могут возникать приступообразно в метро, лифтах, самолетах, крупных супермаркетах или просто при выходе на улицу из дома.
Очень часто у больных могут наблюдаться постоянные боли в поясничном, грудном или шейном отделе позвоночника. И, несмотря на небольшие и неопасные изменения, выявленные при рентгенографии или томографии позвоночника, применение разных лекарственных и нелекарственных методов лечения (таблетки и инъекции, физиотерапия, массаж, иглорефлексотерапия и др.), боль никак не проходит.
Только при тщательном и доверительном расспросе удается выяснить, что пациент подавлен случившейся психологической травмой, у него часто (или постоянно) плохое настроение, он разучился радоваться жизни, как раньше, не видит перспектив в сложившейся ситуации.
Опытный врач понимает, что стресс способствует снижению адаптационного резерва организма, и у пациента могут обостряться также другие хронические заболевания — например, язвенная болезнь , хронический панкреатит, псориаз или ревматоидный артрит. Стресс провоцирует возникновение сахарного диабета 2 типа, эссенциальной артериальной гипертензии, аутоиммунного тиреоидита и др. заболеваний.
Но у нашего больного все обследования крови, мочи, УЗИ, гастроскопия и другие обследования в норме или изменены незначительно и не могут объяснить плохое самочувствие пациента.
В лечении пациентов, имеющих нарушения адаптации и психосоматические расстройства вследствие неразрешенной реакции горевания, необходимо оказание не только фармакологической, но и психологической помощи.
В многопрофильной клинике ЦЭЛТ работают высококвалифицированные опытные специалисты. Вы можете обратиться за помощью к врачу-неврологу, психоневрологу, психологу. Своевременное обращение к специалисту — это залог вашего будущего здоровья. Мы всегда рады помочь!
Источник
В предыдущих статьях рубрики «Кабинет психолога» мы предлагали врачам-диетологам применять в работе различные методы для повышения ответственности и самостоятельности пациентов в вопросах здоровья. Использовать для этого свою психологическую позицию Взрослого, выводить на Взрослую позицию пациента, задавать открытые нейтральные вопросы о факте, содержательно аргументировать. В этот раз мы поговорим о специфических ситуациях, в которых стоит поступать иначе. Речь идет о работе с пациентами, пребывающими в стрессовом состоянии. Когда больной находится в стрессе, он не слышит аргументов. Он услышит их потом — когда состояние крайнего эмоционального напряжения ослабнет. Но сейчас, в этот момент, ему не нужны даже самые умные рекомендации — ему необходимы поддержка и принятие.
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом. Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Вальтер Каннон (Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (fight-or-flight response).
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал использовать термин «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций. По Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». Таким образом, источники стресса воздействуют на человека, преломляются через его физиологические и психологические фильтры, давая на выходе самые разнообразные реакции — от агрессии до глубокой подавленности.
Мы видим именно эти проявления и можем учитывать их при выборе способа взаимодействия с пациентом, вне зависимости от того, по какой именно причине он вошел в состояние стресса (см. рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие с пациентом
У пациента множество стрессов в дополнение к тем, которые обычно испытывают здоровые люди. Это и плохое самочувствие, и нахождение в лечебном учреждении, и тревога за оставленные на время болезни дела. Мы подробно рассмотрим специфический стресс, который испытывают пациенты, узнавая о своем заболевании и проживая стадию изменений в своей жизни. Логика этого стресса не так очевидна, а последствия могут быть особенно разрушительными.
Для разбора переживаний и поведения пациента воспользуемся моделью Элизабет Кюблер-Росс. В 1969 г. она описала пять стадий адаптации пациента, узнающего о своем заболевании. Изначально ее исследование и книга «О смерти и умирании» были посвящены стадиям горя при возникновении смертельного заболевания, однако в дальнейшем ее исследования и работы других врачей показали, что эти стадии, в принципе, соответствуют нормальным чувствам человека, узнающего о том, что он заболел и теперь его жизнь изменится.
Вот пять стадий горя, о которых писала Кюблер-Росс:
Важно понимать, что эти стадии являются защитными механизмами, поэтому не надо пытаться их разрушать, нужно помочь пациенту их прожить.
Эти стадии не идут в точности линейно. Пациент может возвращаться к уже прожитым стадиям, а то и подолгу застревать на какой- то из них.
Давайте рассмотрим поведение пациента и задачи врача на каждой из пяти стадий.
«Я не могу в это поверить», «Такого не бывает», «Не со мной!», «Только не снова!»
Это зачастую временная защита, которая дает нам время собрать информацию об изменениях перед тем, как переходить на другие этапы. Это начальная стадия оцепенения и шока. Мы не хотим верить, что изменения происходят. Если мы притворимся, что изменений нет, если мы отдалимся от этого, то, возможно, оно исчезнет.
Задача: на этой стадии бесполезно пытаться вывести пациента на Взрослую позицию и аргументировать свои рекомендации. Это лишь усилит его отстраненность и оцепенение. Основная задача этого этапа — поддержка. Словами, чувством уверенности, сочувствием, кивками, интонацией. И как бы ни спешил врач, пациенту необходимо дать время прийти в себя. Если оцепенение затягивается, лучше сделать паузу и отложить содержательную часть беседы.
«Почему я? Это несправедливо!», «Нет! Я не могу это принять!»
Когда мы осознаём, что изменения реальны и коснутся нас, наше отрицание переходит в злость. Мы злимся и обвиняем кого-то или что- то в том, что с нами происходит.
Что интересно, наша злость может быть направлена совершенно в разные стороны. Люди могут злиться на вас, на самих себя, даже на Бога. Люди начинают цепляться к мелочам.
Задача: на этой стадии также бесполезно выводить пациента на Взрослую позицию и аргументировать свои рекомендации. Он не услышит ваших слов, пока не выплеснет свою злость. Нужно внутренне принять право пациента на подобные переживания. А чтобы снизить уровень его гнева, стоит показать, что вы понимаете его чувства. И дать ему время, чтобы пройти эту стадию в своей реакции.
«А если я сделаю так, то мне можно будет это?», «Давайте не буду есть это, а вместо этого не буду отказываться от этого», «Я все сделаю, ведь я тогда выздоровею?»
Бурные эмоции отступили, и пациент цепляется за соломинку.
Задача: поддержка, поддержка, поддержка. Соломинкой, которая удержит пациента и не даст ему откатиться назад, могут быть и слова врача «да, будем делать, искать, пробовать, что подойдет вам лучше всего…», и теплый понимающий взгляд, и слушание. Не давайте лживых надежд — впоследствии разочарование только ухудшит ситуацию. Просто поддержите его на этом этапе проживания изменения жизненного статуса.
«Я так несчастен, разве меня может что-то беспокоить?», «К чему попытки?»
Когда мы понимаем, что торг не дает результатов, приближающиеся перемены становятся реальными. Мы понимаем все потери, которые повлекут за собой перемены, и всё, что нам придется оставить. Это толкает людей в состояние подавленности, депрессии, отсутствия энергии.
Задача: в чистом виде эта стадия присутствует у пациентов со смертельными заболеваниями. Душевное состояние тех, кто подавлен из-за известия о возникшем хроническом заболевании, которое изменило его образ жизни, но самой жизни не угрожает, корректируется гораздо быстрее. От врача по-прежнему требуется поддержка, однако пациента уже пора мотивировать на требуемые от него действия.
«Все будет хорошо», «Я не могу победить это, но я могу хорошо подготовиться к этому».
Когда люди понимают, что борьба с переменами не дает результатов, они двигаются к стадии принятия. Они еще далеки от возвращения к нормальному эмоциональному фону, скорее покорны. Они уже готовы видеть перспективы и начинать влиять на них.
Однако этот этап может стать радостнее, если врач покажет, как искать и находить новые решения, возможность влиять на ситуацию, и поможет ощутить личностную реализацию в том, как пациент справляется с полученным от судьбы вызовом. Для этого не всегда нужны специальные коммуникативные инструменты, зачастую достаточно вашего внутреннего понимания происходящих с пациентом изменений. Это поможет пациенту ощутить надежду — на то, что у происходящего есть смысл. Элизабет Кюблер-Росс писала, что надежда — это важная нить, связующая все стадии.
Когда вы почувствуете, что пациент принял ситуацию и готов к самостоятельному движению, можно возвращаться к тем способам воздействия на него, которые, мы надеемся, уже стали для вас привычными: психологической позиции Взрослого, выведению на Взрослую позицию пациента, задаванию открытых нейтральных вопросов о факте, содержательному аргументированию.
Успеха вам, уважаемые врачи, во взаимодействии с пациентами!
В последующих номерах журнала мы разберем еще один чрезвычайно важный аспект управления стрессом — профессиональный стресс доктора и что с ним делать.
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
Источник