Стадии эмоционального состояния умирающего действия медсестры

Сестринское вмешательство на различных стадиях горя пациента

Стадия Сестринское вмешательство
I стадия — стадия «отрицания» («нет не я», «это не рак», «не может быть! это ошибка!»). Человек ищет другие, более обнадеживающие мнения, диагнозы. Для ряда пациентов стадия отрицания является шоковой и носит защитный характер. У них возникает конфликт между желаниями узнать правду и избежать тревогу Выяснение своих чувств по отношению к смерти, так как личное неприятие и страх могут быть перенесены на умирающего. Просят пациента описать на бумаге свои чувства, опасения, страхи. Это способствует психологической переработке этих эмоций. Важно сидеть у кровати больного (уменьшается его чувство заброшенности); внимательно слушать и сопереживать больному (уменьшает чувство изоляции, способствует построению взаимоотношений); держать руку, касаться плеча (физическое прикосновение некоторым больным приносит чувство комфорта и демонстрирует заботу о них). Информирование больного. Поощрение вопросов (правильная информация может уменьшить беспокойство и прояснить ситуацию). Однако если у пациента отмечается выраженная реакция отрицания и он не желает знать о смерти, говорить об этом нельзя. Не мешать больному, «мост» к человеку должен строиться от него, а не от себя
II стадия — гнев — «отрицание» + «протест» («почему я?», «не может быть!», «это ошибка!»), может сочетаться с агрессией, которая преобладает, приводя к поискам причины («кто виноват?», «его погубили!», «отравили», «облучили», «просмотрели и вовремя не определили болезнь!»). Осознав, что он действительно умирает, его охватывает гнев, обида, зависть к живущим. Возникает крах надежд, планов. Как только пациент осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом. Пациент раздражителен, требователен, его гнев часто переносится на семью или медицинский персонал Признание права пациента испытывать гнев, что вызывает ощущение поддержки и взаимопонимания (дать больному «выплеснуться»). Работа с пациентом должна быть построена так, чтобы он перевел гнев в позитивное русло (постановка целей, принятие решений, борьба с болезнью). Это поможет больному повысить чувство собственного достоинства, держать эмоции под контролем и ощущать поддержку со стороны медицинского персонала. Целесообразно дать больному «выплеснуться»
III стадия — «просьба об отсрочке» («еще не сейчас», «еще не­много»). Человек ищет способы продлить жизнь, пытается договориться с Богом, с врачами. Дает обещания измениться. Иногда пациент пытается совершить сделку с собой или другими и выиграть дополнительное время на жизнь Обеспечение поддержки (возможность обратиться к кому-либо и быть понятым помогают пациенту справиться со своими чувствами). Не следует призывать пациента стойко переносить несчастье, держаться и быть сильным.
IV стадия — «депрессия» («да, это со мной, я умру», «нет выхода, все кончено»). Когда человек понимает, что выторговать жизнь не удается, возникает чувство безнадежности, горя, отчаяния. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает стадия депрессии. Признаками депрессии являются: • постоянное плохое настроение; • потеря интереса к окружающему; • чувство вины и собственной неполноценности; • безнадежность и отчаяние; • попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде Пациента вовлекают в привычный для него жизненный уклад (сокращает время, проводимое в размышлениях). Уделяют пациенту достаточное количество времени и общаются с ним (уменьшает чувство изоляции и способствует взаимопониманию). Стараются держать под контролем чувство боли (комфортное состояние увеличивает желание пациента взаимодействовать с другими и уменьшает тенденцию к уединению). Пациента настраивают на обсуждение вопросов вины и потери,что поможет уменьшить чувство вины и возможные мысли о наказании за прошлые действия. Предоставляют пациенту необходимое личное пространство (при туалете, купании). Это поддерживает чувство собственного достоинства. Необходимо разделить переживание
V стадия — «принятие» («пусть будет», «никуда не денешься, значит — судьба»). Человек вынужден смириться со своей судьбой и спокойно ожидает окончания жизни. Эмоционально-психологическое состояние пациента на стадии принятия претерпевает принципиальные изменения. Человек подготавливает себя к смерти и принимает ее как факт. На этой стадии происходит интенсивная духовная работа: покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворения. «Я будто заново открыл жизнь, включая и самого себя», — говорят многие пациенты Поддерживают контакт, даже если пациент не хочет общаться (уменьшение чувства изоляции). Продолжают контроль за болевыми ощущениями (поддерживает состояние покоя и умиротворения на финальной стадии). Оказывают духовную поддержку. Это помогает пациенту переосмыслить свою прожитую жизнь, если необходимо – покаяться в общении; информации; совете; утешении; обсуждении лечения и прогноза; беседе о чувствах и профессиональной психологической поддержке. Необходимо поддержать пациента, здесь важно дать больному возможность и время пройти эту ста­дию в хосписе или на дому в присутствии работников хосписной службы

Очень важно распознать, в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.

В процессе взаимоотношений между родственниками и медсестрой возникают определенные проблемы. Оказание психологической помощи семье умирающего человека является важной частью паллиативного лечения, которая предназначена поддержать семью и после его смерти. Показано, что человек, семья, переживающие смерть родного, близкого человека, проходят стадии горя (траура). Медсестра должна учитывать их при построении плана паллиативной помощи

Стали траура (по DOYLE 1990)

Стадии Протяженность Характеристика
1. Облегчение Несколько дней Следует непосредственно за смертью, чувство нереальности и оглушения — «я никак не могу это представит»
2. Ослабление напряжения Около трех недель Разрешение практических проблем (на­пример, исполнения завещания, вопро­сы страховки, пенсии)
3. Отказ Три-четыре месяца Ощущение покинутости, не увереннос­ти, жалости к себе и самокритика («как же жить дальше? «Как я со веем этим справлюсь?»)
4. Воспоминания 12-15 месяцев Попытка снова воспроизвести радостные чувства и события прошлого. Визуаль­ные и слуховые галлюцинации попыт­ки совершения суицида
5. Начало новой жизни Интенсивные занятия домом, участком, хобби, встречи с друзьями «жизнь продолжается», но дни рождения, праздники день смерти все еще болезненны

Повышенного внимания требует человек, находящийся в третьей, и особенно в четвертой стадии траура.

При планировании и осуществлении ухода в хосписе основной акцент делается на решение настоящих и потенциальных проблем пациента. Наиболее часто встречающимися проблемами являются кахексия, спутанность сознания, боль, одышка, кашель, тошнота, рвота, анорексия, запор, понос, кожный зуд, отеки, асцит, сонливость, бессонница, пролежни, раны, снижение чувства собственного достоинства и значимости, чувство вины перед близкими (детьми), депрессия, изоляция и самоизоляция, страх смерти, наркотической зависимости.

Читайте также:  Как выжить при стрессе

Уход за больными в условиях хосписа предусматривает обучение родственников пациента приемам ухода. Медсестра доступно объясняет и показывает им, что и как делать, разъясняет последствия несоблюдения рекомендаций по уходу. Активное привлечение членов семьи позволяет добиться лучших результатов и справиться с чувством вины, беспомощности и бесполезности, которые нередко возникают у родственников безнадежно больного человека. При осуществлении контроля за симптомами медсестра уделяет большое внимание профилактике их возникновения, немедикаментозным методам лечения, включая психотерапию и диетотерапию.

При уходе за пациентом медсестра особое внимание уделяет состоянию кожи, глаз, полости рта пациента для предупреждения развития пролежней, конъюнктивита и стоматита.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Уход за умирающими. Часть 1

Советы медицинской сестре

Обзор. Часть 1.

  • Понимание проблемы;
  • Медицинская сестра помогает решать проблемы пациента;
  • Медицинская сестра работает в команде;
  • Медицинская сестра должна поддерживать положительный настрой ;
  • Медицинская сестра должна заботиться и о себе.

Когда искать профессиональной помощи для себя?

  • Если вы испытываете тяжелое беспокойство или депрессию, чувствуете перегрузку, или не знаете обратиться за помощью;
  • Если взаимодействие между вами и вашим пациентом нарушается;
  • Если вы работаете с больным с алкогольной или наркотической зависимостью, патологическими пристрастиями или просто с конфликтным больным.

Что может делать эффективно работающая медсестра?

  • Работайте и общайтесь с пациентом;
  • Уважайте религиозные воззрения вашего пациента;
  • Помогайте пациентам решать их проблемы;
  • Работайте с коллегами;
  • Работайте с семьей и друзьями больного;
  • Позаботьтесь о своих потребностях и чувствах.

Возможные трудности

  • «Он не хочет говорить о чувствах»;
  • «Что делать, если она говорит о таких вещах, о которых я не хочу и слышать?»;
  • «Она не последует моему совету»;
  • «У меня нет времени для себя»;
  • «Если я это не сделаю, то кто же еще это сделает?»;
  • «Я ненавижу просить других о помощи!»;
  • «Человек, которому помогаю я, не примет помощи ни от кого больше».

Планирование и корректировка планов

  • Используйте те стратегии, которые представлены в этом руководстве;
  • Будьте реалистичны в своих ожиданиях, когда делитесь чувствами с другими;
  • Будьте реалистичны в ожиданиях от самого себя;
  • Просите помощи до того, как сорветесь.

Понимание проблемы

Медицинская сестра помогает пациентам решать их проблемы.

Уход за больным — это всегда решение проблем. В течение всей жизни мы сталкиваемся с проблемами, но запущенный рак — это всегда вызов, и для медсестры, и для человека, за которым она ухаживает.

Есть некоторые рекомендации, которые мы предложим в этой статье, но все-таки, потребности определяют пациент, его семья и друзья, а также человек, который осуществляет уход. То есть к решению тех или иных проблем конкретного пациента надо подходить индивидуально.

Запомните: ответственность несете и вы, и пациент. И вы не являетесь людьми, которые просто следуют инструкциями, вы — люди, которые принимают решения и действуют.

Вы работаете в команде

Хорошо организованная паллиативная помощь требует работы в команде, в которую входят разные специалисты. Это медицинские сестры, врачи, социальные работники и другие работники службы паллиативной помощи. Большой вклад в общее дело дают члены семей и друзья пациентов, а также волонтеры хосписа. Как правило, именно у медицинских сестер складываются тесные и личные отношения с больными, и медсестра играет ключевую роль в мотивации пациента к участию в лечении или паллиативной помощи. Эти отношения помогают понять и интерпретировать чувства пациента, желания и потребности человека, который так тяжело болен. Медсестра обычно первой узнает о многих физических и эмоциональных проблемах, первая пытается их решить, и часто будет тем человеком, который налаживает взаимодействие с другими членами команды и планирует помощь.

Как член команды, медсестра обязана работать в сотрудничестве с другими специалистами, чтобы решить проблемы ухода за больным. Вам нужно собрать и систематизировать факты, разработать план решения проблем, а затем выполнить этот план, поддерживая совместную работу с другими членами команды. Следует учиться вырабатывать оптимистичное, но в то же самое время, реалистичное отношение к проблемам пациента, и по возможности, его надо и информировать, и вовлекать в то, что вы делаете.

Как научиться позитивному подходу?

Делайте упор на положительные стороны вашей работы. Например, успешные специалисты всегда говорят о том, как важно для них помогать людям, которые оказались в трудной ситуации. Другие рассматривают работу с духовной точки зрения «Я думаю, что это мое предназначение от Бога». В любом случае, такая работа обогащает жизнь, а кто-то рассматривает ее, как трудную задачу, которую интересно решать. К тому же, многие считают, что такая деятельность — это ответ на то, что им самим когда-то помогли.

У работы медицинской сестры много преимуществ. Она дает чувство удовлетворения, и уверенности в себе, уважения от больного и его семьи, и часто у медсестры выстраиваются близкие доверительные отношения с теми, кому она помогает. К тому же, это позволяет открыть в себе внутренние резервы, о которых вы даже не подозревали.

Болезнь может стать источником изоляции, а может стать поводом открыть двери для новых друзей и отношений. Это происходит, когда пациенты общаются между собой, встречаются в группах поддержки, общаются с волонтерами, с членами семей других больных, и часто оказывается так, что те члены семьи, которые были далеко друг от друга, становятся очень близкими.

Позаботьтесь о себе

Уход за пациентом с далеко зашедшим онкологическим заболеванием может быть и трудным, и тяжелым, но чем больше вы заботитесь о своих собственных потребностях — отдых, пища, радости, расслабление — тем лучше вы сможете помогать.

Ваши цели

Быть эффективным членом команды, который работает не только с пациентом, но и с другими специалистами, членами семьи, и друзьями,помогает решить вопросы ухода за больным на дому.

Когда искать профессиональную помощь для себя?

Многим медицинским работникам требуется помощь. Некоторые обращаются к друзьям и к семье, но многие хотят профессиональной психологической помощи. Однако, даже с посторонней помощью бывает очень трудно работать с больным с запущенным онкологическим заболеванием. Когда же обращаться к психологу?

Вы испытываете сильное беспокойство или депрессию.

  • Взаимодействие и общение между вами и пациентом нарушается или становится болезненным и трудным:
    Стрессы, которые возникают при уходе за пациентом с далеко зашедшим злокачественным новообразованием, оказывают большое психологическое и эмоциональное давление на персонал, на плечи которого ложится еще и большая физическая нагрузка. Если уровень беспокойства и стресса повышается до такой степени, что вы не можете открыто говорить о важном, то нужно обращаться к психологу;
  • На ваши отношения с пациентом влияет злоупотребление им алкоголем, употребление наркотиков или имевшийся ранее конфликт:
    Иногда пациенты, к сожалению, напиваются, осыпают персонал оскорблениями, и от этого возникают серьезные проблемы. Это дает сильные и очень глубокие негативные чувства, и в такой ситуации лучше обсуждать ее с психологом с самого начала;
  • Вы беспокоитесь и не уверены, справитесь ли вы со всеми проблемами пациента (особенно это касается помощи на дому):
    Это частая проблема. Обратитесь за помощью к медицинским сестрам и социальным работникам в хосписе, которые имеют опыт такой деятельности. Они помогут вам принять правильное решение;
  • Вы не знаете, куда обращаться за организацией дополнительной помощи пациенту на дому:
    Позвоните в хоспис, если его нет поблизости, напишите по электронной почте, расскажите о своих опасениях. Персонал хосписа обычно знает, что делать, к тому же, там, как правило, имеют информацию об организациях паллиативной помощи в вашем городе;
  • Вам нужно знать, как объяснить пациенту все «за» и «против» дома сестринского ухода или хосписа;
  • Вы плохо себя чувствуете, ощущаете опустошенность и одиночество.
Читайте также:  Возьми мои чувства возьми мои мысли

Что вы можете сделать для поддержки пациента

Вот шесть шагов к организации эффективной паллиативной помощи:

  1. Работайте и эффективно общайтесь с пациентом;
  2. Поддерживайте его духовные потребности;
  3. Помогите пациенту завершить нужные дела;
  4. Работайте с другими медицинскими работниками;
  5. Работайте с семьей и друзьями пациента;
  6. Позаботьтесь о собственных потребностях и чувствах.

Работа с пациентом и эффективное общение

Это очень важная и сложная задача. Человек, за которым вы ухаживаете, должен справляться с физическими проблемами, которые ему доставляет болезнь, с побочными эффектами лекарств, а также физиологическими и социальными проблемами, которые неизбежны при далеко зашедшем раке. Порой это затрудняет участие пациента в каких-либо делах. Несмотря на это — ваша основная задача — как можно чаще и больше привлекать пациента к каким-то простым действиям. Вам придется поддерживать пациента в том, как он будет эмоционально справляться с прогнозом заболевания, и тут можно сделать следующее:

  • Помочь вашему пациенту принять, что у него — запущенное онкологическое заболевание:
    Некоторые пациенты с далеко зашедшими злокачественными новообразованиями просто отрицают реальность — этого не может быть, говорят они. Это может, и хорошо, если это позволяет им жить более или менее нормальной жизнью. Однако, это может быть и опасным — они избегают лечения и принимают вредные снадобья, или голодают.
    Иногда за отрицанием прячется желание пациента защитить тех, кого он любит, от того, что на самом деле происходит. В этом случае еще раз скажите пациенту, что вы готовы выслушать его — это может быть трудно для вас обоих.
    Поддерживаете желание пациента жить настолько нормальной жизнью, насколько это вообще возможно. Однако, если вы видите, что этим пациент может себе навредить — остановите его и объясните, что на самом деле происходит. Очень важно предупредить обращения пациентов к шарлатанам, чьи снадобья только вредят больному и сокращают срок его жизни;
  • Создайте вокруг пациента атмосферу, которая поможет ему делиться своими чувствами:
    Говорите на важные и сложные темы, выбрав для этого правильное время и место, иногда приходится молчать, если пациент находится в кризисе, или в семье имеет место конфликт.
    Четко обозначайте то время, когда вы собираетесь навещать пациента, говорить с ним, и без серьезного повода не нарушайте договоренности. Порой приходится прямо говорить: «Если вы хотите обсудить со мной этот сложный вопрос, то я готова». Однако не надо настаивать — ведь именно в отсутствие психологического давления люди раскрываются, особенно когда они видят кого-то, кто настроен разделить их чувства;
  • Поймите, что мужчины и женщины общаются по-разному и делайте поправку на эти различия:
    Хотя имеется множество исключений, в нашем обществе женщины более открыто говорят о чувствах, чем мужчины. Порой медработники ловят себя на мысли, что дают совет пациентке, а она на самом деле она хотела поддержки и понимания. И особенно трудно бывает медсестре-женщине, с пациентом-мужчиной, который не приучен делиться страхами и чувствами, иногда сложно понять, что же по-настоящему важно для этого человека;
  • Будьте реалистами и учитесь гибко подходить к тому, с чем вам придется соглашаться при общении с пациентом:
    Зачастую пациентам с далеко зашедшими злокачественными заболеваниями хочется поделиться, и они не всегда всем этим делятся с одним и тем же человеком. Позвольте пациенту говорить о том, что ему хочется, с тем, с кем он хочет. Если пациент не говорит вам всего, то ничего страшного, если он поделится с кем-то еще. Также стоит помнить о том, что в течение жизни у каждого человека вырабатывается собственный стиль общения, и что за один день его поменять невозможно. Некоторые люди, как мужчины, так и женщины, никогда не говорили о своих чувствах. Постарайтесь это принять — возможно, такой человек никогда не сможет поменяться.
    Делиться чувствами — это не значит только говорить. Человек с запущенным раком может чувствовать себя более комфортно, если пишет о своих чувствах или выражает их в какой-то деятельности. Он или она могут выражать свои чувства и невербальными способами — позы, жесты, прикосновения, или просто — просить вас, чтобы вы были рядом;
  • Помогайте пациенту справиться с беспокойством и депрессией:
    Люди с запущенными опухолями могут беспокоиться — их тревожат медицинские процедуры, их заболевание, их будущее. Их тревога также может быть побочным действием лекарств, или даже действием опухоли на организм.
    Многие люди чувствуют депрессию во время болезни. Очень важная роль медсестры в данном случае — своевременно направить пациента к нужному специалисту, особенно когда депрессия только-только начинается.

Когда вы и ваш пациент не можете придти к согласию по важным вопросам

Помните, что не всегда между вами и человеком, за которым вы ухаживаете, может быть согласие. Вам иногда придется даже спорить, делиться мнениями — но это — нормальная жизнь, и не всегда люди думают одинаково. В этом случае могут быть полезны следующие советы:

  • Открыто объясняйте свои потребности:
    Иногда вам приходится просить делать пациента то, что облегчает нагрузку на вас — например, вы просите сообщать о боли, когда она только начинается, а не тогда, когда она уже будет очень тяжелой. Эти ситуации могут привести к конфликту, и вам стоит помнить о том, что не всегда разрешение конфликта делает всех счастливыми. Иногда вам придется уступать, а иногда это приходится делать вашему пациенту;
  • Предложите «попробовать» или «мы будем делать это всего 10 минут» — то есть предлагайте определенный временной интервал:
    Если вам захочется, чтобы ваш пациент сделал что-то новое, например, согласился на новую кровать или определенный режим лечения, и он или она сопротивляется, попросите пациента «попробовать всего на 10 минут», или, скажем, в течение недели, и затем вместе оцените ситуацию. Это позволяет пациенту самому делать выбор и не чувствовать принуждения. Если пациент не хочет писать завещание или общаться с нотариусом, попросите его по крайней мере подумать, что он хочет там написать и обсудите это;
  • Правильно выбирайте «повод повоевать»:
    Спросите себя — что на самом деле важно? Вы спорите только ради спора, чтобы выйти победителем? Или вам хочется все контролировать? Вы можете сберечь и силы, и собственный ресурс, пропуская мимо ушей мелкие конфликты, и оказывая влияние на то, что действительно очень важно;
  • Позвольте пациенту принимать все те решения, которые он или она действительно может принять:
    Хорошим примером этого может стать ситуация, когда родственники пациента, которые живут далеко от него, хотят устроить его в дом сестринского ухода. Хотя, конечно, родственникам от этого станет безусловно легче, это может быть совсем не то, чего хочет сам больной. Если пациент хорошо осознает все последствия, например, что будет, если он, находясь в одиночестве, упадет, сможет ли он добраться до телефона и попросить о помощи, а потом принимать решение. Если не принимать во внимание то, что ваш пациент — свободный и взрослый человек, и имеет право принимать все решения относительно себя, это сделает человека беспомощным и ему будет очень трудно справляться со своей тяжелой болезнью;
  • Поддерживайте духовные поиски своего пациента.
Читайте также:  Эмоциональный фон понижен это

Духовные вопросы — это фундамент нашей жизни, это вопросы, которые рано или поздно задает себе каждый человек. Почему мы здесь? Что такое — «правильная жизнь»? Что происходит после смерти? эти серьезные вопросы становятся особенно важными в конце жизни. И как медицинская сестра, вы можете поддержать пациента в его размышлениях и поисках ответов на эти вопросы.

Ответы на духовные вопросы получить не всегда легко. Есть люди верующие, которым поддержку и ответы на эти вопросы дает религия, поэтому надо всячески поддерживать пациента и помогать ему в реализации его религиозных потребностей. Для тех, кто обеспокоен неизвестностью, мы можете тоже сделать очень много — поговорить с ними о тревожащих вопросах, и показать, что их страх — вполне естественный и понятный. Иногда бывает полезно сказать, что не на все духовные вопросы удается найти ответы. Также бывает хорошо расспросить пациента о том, что ему помогало и поддерживало до болезни, и что помогает и поддерживает сейчас.

Профессионалы, например, священники или психотерапевты, которые имеют определенный опыт работы с умирающими людьми, могут оказать вашему пациенту огромную помощь — но только в том случае, если он или она хочет их помощи. Духовные вопросы — вещь очень личная, и поэтому лучше всего задать вопрос о том, чью помощь нужно предлагать — самому пациенту. Если привести к нему кого-то, кого он не хочет видеть, то это вызовет, а не разрешит проблемы. Дайте пациенту знать, что вы с удовольствием поможете организовать визит священника или психолога, но не будете настаивать на том, чтобы вообще кто-то приходил. Не думайте, что каждый священник одинаково хорошо умеет общаться с умирающими людьми, и если вы видите, что у пациента возникают проблемы, посмотрите в ту сторону. Иногда бывает полезно пообщаться с хосписом или со службой паллиативной помощи, чтобы они посоветовали, кто может оказать по-настоящему эффективную помощь. Обычно очень опытны в общении с тяжелыми больными священнослужители, которые работают в больницах, они обычно охотно помогают всем обратившимся.

Если пациент испытывает серьезные душевные терзания, обратитесь к психиатру или к священнику, который имеет опыт работы с людьми в депрессии. Также, научитесь слушать! Часто именно разговор с понимающим человеком помогает справиться с тяжелыми мыслями, так как пациент видит, что вы с уважением относитесь к его чувствам и переживаниям. Человек, страдающий далеко зашедшей злокачественной опухолью, возможно, захочет вспомнить, какова была его жизнь, поговорить о прошлом, о том, что его беспокоит. Любому, кто занимается уходом за умирающими, важно помнить, что самое важное умение — это слушать и слышать — это главное, что вы можете сделать для вашего пациента. Четко покажите пациенту, что вы готовы с ним разговаривать, и обсуждать то, что он или она хочет. Если вам очень трудно выслушивать о всех проблемах, которые беспокоят вашего пациента, найдите кого-то, кто сможет взять часть этой нагрузки на себя — священника, члена семьи больного, его друга, или кого-то еще.

Для людей, для которых религия очень важна и придает смысл как жизни, так и смерти, важно знать, что их веру не будут осуждать. Иногда такие люди хотят поговорить о том, что им в жизни дала вера, и как это для них важно. Вам нужно быть очень осторожными — ведь чужие религиозные воззрения могут значительно отличаться от ваших собственных. Однако, всегда можно сказать, что хотя вы относитесь к другой конфессии, вы уважаете и принимаете религию вашего больного. Часто пациентам помогает послушать духовную музыку, принести какой-то культовый предмет или пригласить своих знакомых или друзей на молитву.

Делитесь свой точкой зрения и чувствами, если вы видите, что пациент этого хочет. Выслушивать другого человека порой бывает очень важно — умирающий отвлекается от своих тяжелых дум, и порой такие люди дают тем, кто за ним ухаживает, по-настоящему ценные советы. Вдобавок это превращает вас из работника, который осуществляет уход — в живого человека. Иногда можно почитать пациенту вслух духовную литературу, что поможет ему решить какие-то нерешенные проблемы. Это чтение поможет также поделиться собственными чувствами.

Мы можете быть обеспокоены собственными мыслями — ведь быть рядом и заботиться об умирающем человеке нелегко. Это может быть связано с тяжестью состояния больного, страхами — что случится с этим человеком после смерти, страхами своей собственной смерти, и вопросами о смысле жизни. Это надо обсуждать со священником, психологами, опытным персоналом хосписа, так как они сами все это пережили и переживают. Также можно поговорить об этом с друзьями или членами семьи. Иногда с каким-то конкретным человеком это обсуждать легче, чем с другими. Если кто-то отказывается вам помочь, ищите другого человека, который вас поймет, и, по крайней мере, сможет вам посочувствовать.

Источник

Оцените статью