Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Эмпатия, нейротизм, экстраверсия

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования уровня развития эмпатических способностей, эмоциональной устойчивости и степени выраженности экстраверсии-интроверсии в юношеском возрасте. Нейротизм увеличивает рациональную и эмоциональную составляющие эмпатии, но препятствует созданию благоприятной атмосферы общения. Экстраверсия способствует развитию общих эмпатических способностей, интроверсия опирается на установки в эмпатии.

ABSTRACT

The article describes results of a research on empathy development and emotional stability development level and degree of manifestation of extraversion/introversion in adolescence. Neuroticism increases rational and emotional components of empathy but inhibits creating a favorable environment for communication. Extraversion facilitates developing of empathy in general. Introversion relies on empathy elements of the mindset.

Эмоциональная сфера личности в юношеском возрасте характеризуется большей устойчивостью чувств и эмоций, нежели в предыдущий возрастной этап, определенную значимость приобретает интимно-личностное общение. Особой способностью отражать эмоциональное состояние собеседника выступает эмпатия – одна из ведущих способностей межличностного общения, умение соучаствовать, сочувствовать, воспринимать ситуации с позиции другого человека. Специальными эмоциональными средствами для достижения такой цели и выступают: сопереживание и сочувствие [1, с. 169]. Психофизиологические характеристики экстраверсии-интроверсии, а также уровень нейротизма могут оказывать существенное влияние на формирование общих эмпатических способностей в юношеском возрасте.

Целью исследования стало изучение уровня развития эмпатических способностей, степени эмоциональной устойчивости-неустойчивости и экстраверсии-интроверсии в возрасте юности. Респондентами исследования выступили юноши, в количестве 34 человек, и девушки (34 человека соответственно), средний возраст участников составил 18 лет, всего было опрошено 68 человек.

Методы исследования: опросник Г. Айзенка по определению темперамента [6, с. 176]; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко [6, с. 673]; математические методы статистической обработки данных (χ2–критерий Пирсона, r–критерий Спирмена).

С помощью опросника Г. Айзенка (результаты исследования представлены в Таблице 1) были исследованы такие психологические свойства молодых людей, как нейротизм, эмоциональная устойчивость, экстраверсия и интроверсия, задающие определенный тип личности. Дополнительная шкала «лжи» (среднее значение по данной шкале 1,11±0,47) позволяет сделать предварительное заключение о достоверности полученных в ходе исследования результатов.

Шкала «нейротизм» (среднее значение по данной шкале 13,0±5,1) фиксирует эмоционально-волевую стабильность или аффективную возбудимость, устойчивость-неустойчивость, свойственную человеку в той или иной степени, в зависимости от вегетативной нервной системы, отвечающей за поведение в стрессе, возникновение агрессии или тревоги.

Тревожность, как психическое свойство, определяют склонностью к переживанию тревоги, как эмоционального состояния, возникающей в ситуации неопределенной опасности и характеризуют низким порогом ее возникновения [3, с. 260].

Таблица 1.

Средние показатели параметров по опроснику Г. Айзенка

Примечание: * – различия распределений по χ2–критерию Пирсона статистически достоверны с p≥0,05; ** – различия распределений по χ2–критерию Пирсона статистически достоверны с p≥0,01.

В процентном соотношении: 56% опрошенных ближе к показателям «нейротизма», характеризующего эмоциональную нестабильность личности, тогда как 44% респондентов имеют значения по шкале соответствующие «эмоциональной устойчивости», способствующей достаточному контролю своих аффективных проявлений.

Такие лица легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно свободно и адекватно ориентируются в ситуации, вырабатывают оптимальную стратегию своего поведения и социализации, а также обладают высокой эмоциональной устойчивостью [4, с. 186].

Шкала «экстраверсия-интроверсия», в концепции Г. Айзенка, относится к базовым чертам личности и характеризует множество психических свойств от общительности-замкнутости, оптимизма-пессимизма до заносчивости-застенчивости и импульсивности-обдуманности в действиях. В процентном соотношении количество экстравертов и интровертов среди респондентов соответственно: 48% к 52% (среднее значение по данной шкале 12,0±4,0). Склонность интровертов к тщательному планированию, регламенту и четкой организации деятельности, контролю своих эмоциональных проявлений и т.д. свидетельствует об инертности и ригидности психических процессов.

Неготовность или неспособность перестроить собственную схему активности, стойкая инертность заданных установок, стереотипность мыслительных процессов, недостаточная гибкость поведения – все это является признаками психической ригидности личности. Выделяя следующие виды ригидности, исследователи, в качестве критериев используют основные психические процессы: эмоциональные – тем самым обозначая эмоциональную или аффективную ригидность; познавательные – когнитивную или интеллектуальную ригидность; волевую – мотивационную или поведенческую ригидность [2, с. 109].

Уровень развития эмпатических способностей в юношеском возрасте был исследован с помощью одноименной методики В. В. Бойко. Данная методика позволяет определить выраженность и степень использования в эмпатическом общении ряда критериев, необходимых перцептивных составляющих. Результаты исследования продемонстрированы в Таблице 2.

Таблица 2.

Средние показатели параметров по методике В.В. Бойко

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Работа поддержана грантом РГНФ No 07-06-00050a

Введение

Понятие «темперамент» (позднее латинское слово temperamentum – надлежащее соотношение частей, стали использовать как перевод греческого temperamentum — слияние, смешивание) было введено Гиппократом, и его содержательную сторону составляло обобщение данных наблюдения динамики лечения разных пациентов: одни пациенты обладали большей силой сопротивления лечению, другие – меньшей, у одних выздоровление протекало быстрее, у других – медленнее [9]. Согласно современным взглядам, «темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения и эмоциональности человека. Темперамент проявляется [20] уже в раннем детстве. «Механизмы формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структур индивидуальности уходят корнями в недра темперамента» [9, стр. 111]. При этом подразумевается, что свойства темперамента представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека [17]. С позиций дифференциальной психологии темперамент рассматривается как базовый аспект индивидуальности, обусловленный «преимущественно биологическими свойствами человеческого организма», вместе с тем, темперамент может быть определен и как компонент более высокоорганизованных структур интегральной индивидуальности (интеллекта и характера). Таким образом, в воззрениях на проблему темперамента можно выделить два основных круга изучаемых вопросов. Один из них охватывает проблему биологических основ темперамента, а другой – его психологических составляющих.

Читайте также:  Почему не чувствую вкус жидкости

Идея взаимосвязи темперамента и биологических свойств организма по-разному отражалась на разных исторических этапах. В гуморальной теории Гиппократа и Галена разные типы темперамента соответствовали преобладанию в организме той или иной особой жидкости. Кречмер и Шелдон связывали типы темперамента с конституциональными особенностями строения тела. Выдающийся вклад в разработку этого вопроса внес И.П. Павлов, указавший на функционирование нервной системы как на биологическую основу темперамента. Согласно Павлову, тип темперамента зависит от различных комбинаций свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности. Развивая идеи школы И.П.Павлова, Теплов и Небылицин предположили, что биологические основы темперамента коренятся в так называемых «общих свойствах» нервной системы, т.е. свойствах лобных отделов мозга. В современных зарубежных работах, посвященным основам темперамента, характеристики последнего ставятся в соответствие с функционированием отдельных мозговых структур, или, пользуясь терминологией Теплова и Небылицина, с «частными» свойствами нервной системы (Русалов). По Айзенку, выраженность таких черт темперамента как экстраверсия и интроверсия связана с уровнем активации ретикулярной формации, а нейротизма – с активностью лимбической системы. Дж. Грей, ученик Айзенка, описывает имеющие отношение к свойствам темперамента три системы эмоционального реагирования и соответствующие им мозговые системы, объединяющие различные структуры мозга [4]. Эти мозговые системы, по Грэю, включают структуры и области коры, среднего мозга и лимбических структур, а также связи между ними. Следует также отметить, что гуморальный подход в изучении темперамента не был полностью отброшен и получил современное преломление в исследованиях взаимосвязи действия катехоламинов, кортизола и основных нейромедиаторов со свойствами темперамента. (Нейман, [13]).

Согласно специальной теории индивидуальности Русалова [17], основу формально-динамических свойств психики составляет общая конституция как интегрированная совокупность всех биологических свойств человека [17, 25]. Общая конституция индивида составлена из частных конституций. К последним относятся функциональные (нейродинамическая, физиологическая и биохимическая) и морфологические (телесная и хромосомная) конституции индивида. Вклад этих систем неравноценен, и наибольшее влияние оказывают системы более высокого порядка, т.е. свойства нервной системы.

Что касается психологических составляющих темперамента, то, как отмечает Русалов [18], до сих пор отсутствует единый общепринятый перечень психологических свойств, относящихся к категории темперамента. К основным свойствам черт темперамента относят их относительную стабильность и сопротивляемость внешним воздействиям. При этом свойства темперамента не остаются строго неизменными, но развиваются в определенной последовательности, обусловленной закономерностями созревания высшей нервной деятельности. Кроме того, свойства темперамента могут претерпевать некоторые изменения под влиянием возможной смены видов деятельности индивида.

Согласно регулятивной теории темперамента Стреляу [20], темперамент составляют относительно стабильные черты личности, которые в обобщенном виде представляют, главным образом, формальные аспекты реакций и поведения (энергетические и темпоральные характеристики). Традиция описания свойств темперамента через формальные характеристики восходит к Канту, предложившему рассматривать типы темперамента как различные сочетания переменных: «сила-слабость», «эмоции» и «активность». В современных концепциях темперамента энергетические и регулятивные характеристики рассматриваются как принадлежащие к разным классам. При этом активность, интенсивность, скорость и пластичность рассматриваются как энергетические характеристики, а эмоциональную чувствительность, тип реагирования при фрустрации и стрессе, а также общий фон настроения, считаются регулятивными характеристиками. Потребности и желания зарождаются в свойствах темперамента и затем дифференцируются под влиянием как эволюционно-адаптационных программ, так и социально-значимого содержания [9]. Дж. Грэй считает эмоциональность главной характеристикой темперамента. Эмоциональность рассматривается им как сложная характеристика, связанная с активностью трех систем: системы торможения поведения, системы «борись/убегай», системы приближающего поведения. Согласно специальной теория индивидуальности Русалова, темперамент рассматривается как комбинация четырех свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

В зарубежной психологии наиболее известным и эмпирически обоснованным является подход к изучению темперамента Г. Айзенка [7]. Преимущество теории Айзенка состоит том, что она опирается «на огромный, более чем тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт личности как экстраверсия- интроверсия и нейротизм…» [19] Экспериментальные исследования, проведенные в том числе в лаборатории Айзенка, показали, что формальные характеристики, такие как скорость образования условного рефлекса, сенсорные пороги, скорость и точность выполнения, явились основными критериями, по которым экстраверты отличались от интровертов [20].

Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента [7]:

Холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт. Радражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.

Меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

Сангвиник — эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик — эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

Многочисленные исследования показывают, что динамические проявления личностных свойств коррелируют со свойствами темперамента [9, стр. 66]. В то же время, являясь фундаментом структуры индивидуальности, темперамент выполняет важную адаптивную функцию. Наличие таких устойчивых свойств личности как, например, активность, эмоциональность (а также других свойств темперамента), дает возможность максимально оптимизировать энергетические затраты. Темперамент сам выступает как регулятор поведения и связанных с ним внутренних процессов.

Механизмы психической защиты (МПЗ) представляют собой психические маневры, которые направлены на поддержание самооценки и сохранение состояния внутреннего равновесия [30, 32]. МПЗ оказывают существенное искажающее влияние на восприятие субъектом окружающего мира, самого себя и других людей.

Психическая защита, или механизм психической защиты, определяется как некая совокупность внутренних маневров, целью которых является ослабления или устранение любого изменения, угрожающего целостности и «биопсихологической» устойчивости индивида [8]. Впервые термин «защита» З. Фрейд ввел в неопубликованной при его жизни работе «Проект научной психологии». Психическая защита, прежде всего, направлена против влечений, а также представлений, аффектов и ситуаций, которые с ними связаны. Фрейд различает «нормальную» и «патологическую» защиту. В результате патологической защиты «Я» оказывается контаминировано первичными процессами, тогда как «нормальная» защита, устраняя неприемлемый импульс из сознания, сохраняет упорядоченность вторичных процессов в «Я». Начиная с 1926 [24] года, защиты становятся одной из центральных тем в психоаналитических работах. В 1936 году А. Фрейд определила понятие «механизм психической защиты» (МПЗ),впервые описав действие таких МПЗ как вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда бывшего (или аннулирование), проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимация [22]. Согласно А. Фрейд, субъектом и объектом МПЗ является «Я» [11, 22]. Источники угрозы для него могут исходить из трех областей: внешняя реальность, влечения Оно и требования Сверх-Я. Психоаналитические представления о МПЗ выдержали проверку временем и оказались полезными не только в психоаналитической и психотерапевтической практике [32]. В настоящее время конструкт «психическая защита» используется в теоретических построениях и эмпирических исследованиях когнитивной психологии, нейропсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания у медицинского работника профилактика

Перечень и типология защит, предложенных Вэйлантом [37, 38], получили довольно широкое признание. Определение МПЗ, предложенное Вэйлантом, было принято в американском классификаторе DSM-IV [5, 28]. Вэйлант отмечает следующие пять характеристик МПЗ: 1. защиты являются основными средствами регуляции влечений и аффекта; 2. МПЗ бессознательны; 3. защиты отличны друг от друга; 4. защиты часто являются признаком психиатрических синдромов, однако они динамичны и обратимы; 5. защиты могут служить адаптации, но могут быть и патологичными.

Изучение взаимосвязи структуры темперамента и МПЗ также необходимо для прояснения теоретических положений о биологической обусловленности МПЗ. Так, Крамер [30] считает, что механизмы защиты коренятся в биологически заданных моторных рефлексах. Моторные аспекты поведения младенца могут рассматриваться как прототипы защит. В процессе развития происходит интернализация моторных реакций и формирования их идеаторных репрезентаций, которые, в свою очередь, являются «зародышами» МПЗ. С этими положениями хорошо согласуются рассуждения З. Фрейда, в которых он уподобляет вытеснение моторной реакции бегства. При вытеснении отводятся энергетические вклады, или катексисы, репрезентатов (мыслей, воспоминаний, аффектов) конфликтных влечений [8].

Влечения в рамках психоаналитической теории рассматриваются как элементарный и базовый элемент психического аппарата. Влечения «расположены» на границе между психикой и телом, являясь психическими представителями физических процессов, связанных с потребностями организма. В ранних работах Фрейда упоминается два класса влечений: влечения «Я» и сексуальные влечения. Влечения «Я» являются отражением в психическом мире процессов, связанных с самосохранением организма. И влечения «Я», и сексуальные влечения являются врожденными и коренятся в телесной конституции индивида. Что касается сексуального влечения, то врожденным является и общая закономерность его развития, в ходе которого оно проходит через стадии оральной, анальной, а также инфантильной генитальной, прежде чем прийти к взрослой генитальной сексуальности. Основным источником сексуального возбуждения являются эрогенные зоны и некоторые психофизические состояния. Эрогенные зоны получают стимуляцию как от периферических рецепторов, так и от импульсов из ЦНС.

Влечение понимается как процесс нарастания возбуждения, оно является той исходной переменной величиной [27], которая вызывает ответ со стороны систем психического аппарата, направленный на регуляцию гомеостаза. Влечение, или поток возбуждения, в психическом аппарате, берущий начало в эндогенном раздражении, направляется к объекту (внешнему или внутреннему), который может принести удовлетворение. При достижении удовлетворения этот поток иссякает. У младенцев после неоднократного повторения опыта возникновения и разрядки связанного с телесной потребностью возбуждения в психическом аппарате, в мнемонической системе формируются и закрепляются воспоминания об актах кормления и ухода, подразумевающие взаимодействие с внешними (и внутренними) объектами. Так постепенно формируются более сложные психические образования – желания. Желание характеризуется и как структура, и как процесс. Как структура желание представляет собой «взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающую под воздействием возбуждения, вызванного влечением» [27, стр. 84]. С позиций метапсихологии желание понимается как процесс, в ходе которого возбуждение, поступающее из соматического источника, активирует воспоминания об опыте удовлетворения, что влечет за собой появление определенного паттерна возбуждения. Таким образом, желания содержат структуры базовых отношений между субъектом и объектом.

Силам влечения противостоит вытеснение. Вытеснение, согласно Шмидт-Хеллерау, «равнозначно «вычитанию» части силы влечения, за счет которого величина возбуждения, вызванного влечением, сокращается и становится подпороговой» [27, стр. 86]. Цензура, связанная с вытеснением, подобно желанию и влечению, представляет собой более сложное образование, чем вытеснение. Шмидт-Хеллерау рассматривает цензуру как негативную связь между образом объекта и двигательным образом.

Кроме того, темперамент связан не только с динамическими параметрами влечения, но и с миром внутренних репрезентаций [34]. Так, в диссертации И.Н. Трофимовой [см. 9] показано, что экстраверсия положительно коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации объектов оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как более пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные. Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем рассматривать вопрос об эмпирическом исследовании влияния свойств темперамента на индивидуальный профиль МПЗ.

Первые десятилетия развития психоанализа совпали с самыми первыми шагами в создании теорий и разработки методов исследования в психологии личности. Хотя в рамках психоаналитического подхода Вильгельм Райх [15]и предпринял попытку связать МПЗ со свойствами характера, все же эмпирические исследования взаимосвязи МПЗ и черт личности, характера, темперамента, прежде всего, требовали надежных и валидных методов.

Читайте также:  Как распознать тяжелую депрессию

По-видимому, идея взаимосвязи темперамента и МПЗ имплицитно содержится в концепции Кречмера. Кречмер соотносит телесную конституцию с типом темперамента, и его, в свою очередь — с заболеванием [9]. Так, астеническое (лептосоматическое) телосложение Кречмер представляет как свойственное шизотимическому типу и больным шизофренией. Циклотимики, по Кречмеру, обладая пикническим телосложением, склонны к маниакально-депрессивному психозу, тогда как атлетическому телосложению соответствует иксотимический тип и склонность к эпилепсии. Конечно, как справедливо отмечал Стреляу [20], концепция Кречмера положила начало традиции необоснованно полагать, что каждый здоровый человек носит в себе зародыш психического заболевания, причем определенного типа, детерминированного его природным конституциональным складом. Выводы, сделанные Кречмером, сейчас могут быть признаны экстремальными и не согласующимися ни с результатами исследований, ни с данными клинических наблюдений за пациентами, страдающими от психических расстройств. Однако мы, видимо, вправе ожидать, что темперамент задает склонность к преимущественному использованию той или иной констелляции защитных механизмов, что, отчасти, находит подтверждение в наблюдениях Кречмера. Переводя идеи Кречмера на язык современной психологии, оперирующей понятиями защиты, можно предположить следующее. Шизотимическому типу темперамента более свойственно использование таких защит как изоляция, диссоциация, расщепление, проективная идентификация, проекция. Для циклотимиков характерно чередование идеализации и обесценивания, высокая напряженность отрицания, направление агрессии против себя, аннулирование. Иксотимики же более охотно прибегают к замещению, проекции.

В настоящей работе использованы теоретические и методические подходы Плутчека [16, 35] касаемые защитных механизмов, и Айзенка [2, 26]- в вопросах изучения темперамента.

Согласно Плутчеку, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Защиты начинают действовать в случае, когда переживание и/или выражение некоторой эмоции может иметь для индивида негативные последствия. Концепция МПЗ Плутчика базируется на его психоэволюционной теории эмоций, в которой постулируется наличие дериватов 8 базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали, принятия, отвержения, ожидания, удивления. Базовым эмоциям соответствуют 8 защитных механизмов: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.

Одним из положений теории Плутчека является то, что формирование МПЗ происходит постепенно и на разных этапах онтогенеза появляются разные защиты. Отсюда следует различие между так называемыми «примитивными» защитами, формирующимися на более ранних этапах развития, и более «зрелыми», соответствующими более поздним этапам. К наиболее примитивными защитным механизмам в теории Плутчека относятся отрицание, регрессия и проекция. Такие же механизмы как интеллектуализация, компенсация, реактивное образование появляются на более поздних этапах развития и соответствуют более высоким уровням развития личности.

В настоящем исследовании проверялись следующие гипотезы:

1. Черта темперамента «экстраверсия», по сравнению с «нейротизмом», в меньшей степени связана с напряжением МПЗ.

2. Примитивные МПЗ в большей степени связаны с чертами темперамента, чем МПЗ высшего порядка.

3. Разным типам темперамента будут свойственны разные профили МПЗ.

Методы

В исследование приняли участие студенты московских ВУЗов и служащие предприятий n=439. Средний возраст 23,4 года. Испытуемым предлагалось заполнить две методики: опросник Г. Айзенка (русскоязычный вариант EPI) и тест-опросник Р. Плутчека (русскоязычный вариант LSI) .

Опросник Life Style Index Р. Плутчека Тест-опросник [16] для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты был разработан Р.Плутчеком в соавторстве с Келлерманом и Контом в 1979 году. Восемь шкал опросника предназначены для оценки 8 защитных механизмов: отрицания, регрессии, компенсации, проекции, вытеснения, замещения, интеллектуализации, реактивной формации. Ответы на пункты опросника даются в дихотомической шкале «верно»-«неверно».

Опросник Г. Айзенка Опросник [14] состоит из 57 утверждений, ответы на которые даются в дихотомическом формате шкалы «Да»-Нет». В опроснике содержатся три шкалы: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Показатель по шкале лжи, равный 4-6 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции испытуемого давать на вопросы социально желательные ответы. Показатель экстраверсии характеризует индивидуально-психологическую ориентацию личности либо преимущественно на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир. Средний балл по этой шкале составляет 11-14. При баллах от 0 до 10 человек относится к полюсу интроверсии, от 15 до 24 – экстраверсии. Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной стабильности до выраженной эмоциональной лабильности. Средний балл по шкале нейротизма равен 12-13. Показатель от 0 до 11 баллов свидетельствует об эмоциональной устойчивости, 14-24 балла – эмоциональной неустойчивости.

Статистический анализ проводился с помощью пакета STATISTICA 6.0. Для обработки данных применялись следующие статистические критерии: Манн-Уитни, угловой критерий Фишера. Для корреляционного анализа применяли ранговый критерий Спирмена. При статистической обработке полученных результатов также использовали метод кластерного анализа К-средних.

Результаты

Для последующего анализа были отобраны результаты тех испытуемых, чьи значения по шкале L опросника Айзенка не превышали 4. Таким образом, после проведенного отбора испытуемых по значениям шкалы L, выборка сократилась до 343 человек.

Методом кластерного анализа К-средних эта выборка была разделена на четыре группы по параметрам методики EPI (опросника Айзенка) «нейротизм» и «экстраверсия». (Рисунок 1). В Таблице 1 приведены средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для 4-х кластеров (групп).

Рисунок 1. Результаты кластерного анализа с помощью метода К-средних (n=343)

Таблица 1. Средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для групп, полученных методом кластерного анализа

Источник

Оцените статью