- Статья:Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании. статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности
Статья:Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Эмоциональная выразительность — это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Об эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевчук Наталья Анатольевна
Педагог дополнительного образования —
МБДОУ « ДС № 73-ЦРР»
Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Привлечение к миру общечеловеческих ценностей, установление первых отношений с людьми, безусловно, оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, не общего психофизиологического развития дошкольникам. Возникают противоречия между возрастающими требованиями общества к уровню развития личности ребенка и качеством образовательной деятельности в детском саду.
Подчеркивая значение формирования в ребенке способности выражать свои чувства, оценочное отношение к себе, окружающему миру, событиям и явлениям фактам в нем происходящим, находя для этого соответствующую форму, можно определить обоснование развития его эмоциональной сферы, в частности работы над эмоциональной выразительностью.
Эмоциональная выразительность — это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным. Эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от уровня развития мимики, степени развития пластики тела человека, использования им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека.
Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».
Особая роль в эмоциональном развитии ребенка-дошкольника отводится искусству. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
Искусство танца — средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.
Специфика танца состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передается без помощи речи, средствами движений и мимики. Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность.
Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей.
Кроме того, занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на психологическое здоровье детей. Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Поэтому так важно научить каждого ребенка не только понимать хореографический язык, но и пользоваться им для самовыражения.
Моя идея направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребенка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, подготовить к дальнейшей социализации в обществе. Активная деятельность детей в танце позволяет оптимально развивать качества личности. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Эффективность идеи заключается в широком использовании игрового метода проведения совместной с детьми деятельности. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.
Важным является взаимосвязь нравственной сферы и интеллектуальной посредством игр с танцевальными движениями и пластических этюдов. Главной задачей является, научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), которые используются в танце для образного воплощения – сначала на материале простейших упражнений и этюдов, а затем в развернутых сюжетных танцах, и музыкально – пантомимических спектаклях, в импровизации детьми собственных танцевальных композиций.
При слушании музыки, дети передают свое отношении к музыке и чувствам через движение своего тела. На занятиях хореографией учатся слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.
Занятия хореографией являются дополнительным источником здоровья детей, радости, положительных эмоций, содействуют повышению трудоспособности, разрядке умственного и психологического напряжения, значит одним из условий их успешной подготовки к учебной деятельности.
Возможность раннего знакомства детей 5 – 7 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них эмоциональной выразительности в танце – сущностная основа моей идеи.
Основная используемая литература:
1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. – М., 1973.
2. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.
3. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. – 120с.
4. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
5. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
6. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. — Мн. – Национальный институт образования. – 2005.
8. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
Источник
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности
Елена Сосновская
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности.
Дошкольное детство-начало жизни. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителя, воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно понять обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того,что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, у них еще задета и эмоционально-личностная сфера, недостаточная сформированность эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляционной и тонкой моторики, — все это снижает коммуникативные возможности детей. Эти дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период формирует ситуативно-деловую форму общения с другими детьми.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении. Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Эти два взаимосвязанных навыка — умение контролировать свои эмоции и умение общаться наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.
Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы этого воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и остаются на долгие годы. Большую роль в эмоционально-коммуникативном воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развить такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали художественное воздействие на развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасном, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей, духовное обогащения ребенка.
А что может духовно обогатить среду ребенка? Это народное творчество. В течение многих веков оно любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют, ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В настоящее время все больше внимания уделяется приобщению детей к истокам национальных традиций.
Народное творчество, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является.
Организационное приобщение детей к искусству, ремеслу и традициям народа имеет большое значение для социального развития, эстетического, нравственного, трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Через художественно-эмоциональное творчество у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.
Методическая разработка «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок» Методическая разработка на тему: «Развитие.
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр» Опыт работы на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально – ритмических игр» Музыкальный руководитель.
Развитие технических способностей старших дошкольников средствами лего-конструирования Педагогические чтения. Январь 2018 Доброе утро уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие технических способностей старших дошкольников.
Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством.
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой» выполнила воспитатель.
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает.
Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание.
Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Надо ли знакомить маленьких детей с творчеством? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным.
Выступление на ГМО. Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Дошкольный.
Источник