Средства физической культуры для оптимизации работоспособности профилактики нервно эмоционального

Средства физической культуры для оптимизации работоспособности профилактики нервно эмоционального

Утомление – состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство, отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. Переутомление – это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

Принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию работоспособности. Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой. Приступать к ним лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности.

Каждому студенту необходимо осознать благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняется это явление, разными причинами: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие студенты хотели бы заниматься физкультурой в свободное от учебы время, но не знают, как это сделать. Всего 25 минут энергичных физических упражнений в день помогут справиться с утомлением. У большинства учащихся, которые начинают заниматься фитнесом, значительно улучшается общее эмоциональное состояние. Физические упражнения или любая физическая деятельность помогают поднять настроение, повысить мышечный тонус. Активные упражнения заставляют мозг высвобождать естественные вещества – эндорфины. Эти вещества вырабатываются организмом человека и по своему действию близки к антидепрессантам и нейролептикам. Студенты, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они умеют снять эмоциональное напряжение с помощью физических упражнений. Физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека. Систематические занятия физическими упражнениями также оказывают положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, а чередование умственной работы с физической, позволяет добиться высокого результата в учёбе. Физическая культура, являясь процессом планомерного систематического воздействия на студентов, призвана помочь будущим специалистам в формировании общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья [1].

Источник

4. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности ученого процесса

В настоящее время существует множество рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение умственной работоспособности. Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующее:

обеспечение приемов и методов самостоятельной работы без перегрузки и переутомления;

систематическое изучение учебных предметов в семестре, в период зачетов и экзаменов без «штурма».

правильную систему организации труда, питания, сна и отдыха;

создание условий для возникновения положительных эмоций (характер труда, проведение отпуска, каникул и их своевременность);

правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание;

отказ от вредных привычек: употребление алкоголя, наркотиков, курения;

постоянное поддерживание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

Исследования показывают, что ежедневное использование средств физической культуры и спорта создают устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию, что способствует эффективности в учебном процессе. Физические упражнения должны стать основой активного отдыха в сфере умственного труда студентов. Основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения. Это «малые фермы» физической культуры в режиме учебного труда. К ним относятся физкультпауза и микропауза. Физкультпауза – это организованное выполнение физических упражнений, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления, поддержание работоспособности без перенапряжения. Физкультурную паузу следует проводить после 4-х часов учебных занятий в течение 5-10 мин., когда появляются первые признаки утомления. Полезны и микро паузы, обеспечивающие бодрость и работоспособность продолжительность от 1 до 3 мин.

Не менее эффективны ежедневные занятия физической культурой в свободное от учебы время. Одним из таких занятий является утренняя гимнастика в течение 20-30 минут. Она ускоряет приведение организма в рабочее состояние, усиливает приток крови и лимфы, активизирует обмен веществ. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую систему, нервную и дыхательную, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Утренняя гигиеническая гимнастика, дополненная водными процедурами – эффективное средство повышения физической тренированности. Применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний, в отдельных случаях полностью исключает их появление. Водные процедуры – наиболее удобный вид закаливания, так как человек каждое утро встречается с водой при умывании. Учитывается недостаточное время препровождения на воздухе, желательно добираться от дома к воздуху и обратно пешком.

Для оптимизации работоспособности целесообразны учебно-тренировочные занятия ФК и спортом, это могут быть игровые виды, различные единоборства и т.д. Если учебные занятия в вузе проходят в первую смену, то тренировочные занятия целесообразно выполнять до 19-20 часов, а при занятиях во вторую смену до 13 часов.

Выходной или свободный день от учебы должен быть в большей мере насыщен оздоровительно-физкультурными и спортивными мероприятиями. Особенно полезны загородные прогулки, однодневные туристские походы и др. коллективные мероприятия, организуемые на свежем воздухе. Студентам дважды в учебном году предоставлены каникулы (зимние и летние). Использование физической культуры в каникулярный период восстанавливают нарушенные нервные процессы головного мозга и увеличивают умственную работоспособность. Спортивные мероприятия в спортивных оздоровительных лагерях, строительных студенческих отрядах.

Для оптимального внедрения средств физической культуры в жизни студентов, важное место занимает логическая методика их использования.

В практике достаточно случаев когда, решая задачи физической подготовки, забывают о том, что физическое воспитание функционирует в целостной системе других учебных дисциплин. В результате возникают такие ситуации, при которых физическая культура угнетающе действует на учебно-тренировочную активность студентов.

Читайте также:  Такое чувство что живот лопнет

Таким образом, создание благоприятных условий труда, правильное питание, закаливание, организация рационального отдыха, доброжелательное взаимоотношение в коллективе, способствуют укреплению здоровья, в том числе психического.

Источник

Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики утомления и повышения эффективности труда

Работоспособность, утомления и средства повышения эффективности труда студентов.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики утомления и повышения эффективности труда»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА

учебной группы 15-ТЕХ

Соотношение понятий работоспособности и утомления

Классификация видов утомления

Здоровье, как непременная составляющая высокой эффективности труда

Роль физической культуры в жизни человека

Принципы организации труда

Средства физической культуры для повышения эффективности труда

Список использованной литературы

В настоящее время наблюдается существенное ухудшение здоровья студентов. Сравнительное изучение состояния здоровья студентов различных вузов показало, что при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы.

Целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности студента в процессе физической подготовки – это формирование их по заранее спроектированной модели, с помощью адекватных приемов, мер и средств воздействия, специфических для физической культуры.

Кроме того, сама учебная деятельность студента за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со всеми нагрузками. А это, в свою очередь, приводит к истощению и срыву адаптации, что служит основой болезни. Некоторые авторы связывают проблему ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим условиям общества. Тем не менее, нельзя недооценивать мощнейший фактор оздоровления — физическую культуру.

Этот метод базируется на современной концепции формирования личности профессионала, разработанной учеными – педагогами и психологами.

Для достижения поставленной цели, в соответствии со стандартами высшего образования, предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

− понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

− знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

− формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

− овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое и психологическое благополучие, развитие и совершенствование психологических способностей, самоопределение в физической культуре;

− обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую готовность студента к будущей профессии;

− приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе вытекает из общеизвестной истины о влиянии физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Обучение в вузе призвано, прежде всего, оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов. Обучение способствует развитию вербальных структур интеллекта, значительно менее затрагивая глубинные, образные его основы, играющие важнейшую роль при овладении технической профессией.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Производительность труда – мера эффективности труда, напрямую связана с уровнем работоспособности. Работоспособность — потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Работоспособность зависит от морфологических особенностей и функционального состояния организма, от профессионального опыта и характера выполняемой работы, от возраста и состояния здоровья человека. Она неодинакова у различных людей, а у одного и того же человека может меняться в пределах определенного времени. Существуют общие закономерности изменения на протяжении рабочего дня.

Степень реализации работоспособности отражается в производительности труда. Разница между производительностью труда и показателем фактической работоспособности — это естественные резервы работоспособности человека. Для того, чтобы обоснованно решать вопросы повышения работоспособности, необходимо знать и учитывать особенности организации труда на производстве. Приведение в соответствие психофизиологических возможностей человека с условиями его активности служит физиологической основой научной организации труда.

В современных условиях производства уменьшение доли живого труда, относительно общего объема средств производства, не снижает общего значения производительности труда в силу того, что в процессе производства участвует огромная масса овеществленного труда (ЭВМ, поточные линии и др.). Поэтому каждая минута потери времени вследствие пониженной работоспособности или из-за недостаточной двигательной и эмоциональной подготовленности операторов, существенно снижает общественную производительность труда.

При расчетах эффективности применения средств физической культуры и спорта в целях повышения производительности труда правомочно учитывать, главным образом, повышение индивидуальной, а не общественной производительности труда.

Производительность труда и его интенсивность — две стороны единого процесса, направленные на увеличение продукта труда. И в том и в другом случае увеличивается масса продукта. Но если в первом случае стоимость единицы изделий уменьшается, то во втором — остается неизменной.

В любом виде труда наблюдаются три фазы, которые объясняются особенностями работоспособности центральной нервной системы. Таким образом, динамика работоспособности имеет несколько стадий.

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и длится от 10ч20 мин. до 1ч.

Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда [27]. Организм полностью мобилизован для выполнения работы. Этот период оптимальной работоспособности в норме должен быть самым длительным: от 2 до 6 часов, в зависимости от характера труда [30]. К концу этого периода могут наблюдаться элементы утомления, но работоспособность не падает за счет волевых усилий.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Читайте также:  Бады для хорошего настроения айхерб

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов.

Соотношение понятий работоспособности и утомления

Хорошо известно, что современные нагрузки оказывают чрезвычайно вредное влияние на психо-эмоциональное состояние студентов вузов. Страх перед экзаменами, ожидание зачётов, напряжённая умственная работа — всё это в конечном итоге приводит студента к состоянию эмоционального утомления и часто — к стрессу.

Утомление — причина временного снижения работоспособности. Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.

Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте.

Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда.

Состояние утомления имеет свою динамику, усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна). При утомлении может наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом, в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения). В опытах И.М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом.

Процесс утомления вызывает субъективный симптом, усталость. Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием. Этим самым предотвращается «функциональное истощение» корковых клеток головного мозга. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.

С одной стороны, утомление, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху, препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние. С другой стороны, оно ведет к снижению работоспособности человека, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма.

При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление. Предупреждение и ликвидация переутомления заключается в снижении объема и интенсивности выполняемой работы, использовании активного отдыха. Активный отдых наиболее эффективен после работы средней тяжести.

Классификация видов утомления

Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. В.Н. Волков составил классификацию клинических проявлений утомления.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы) умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления;

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности). Проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Различают так же следующие виды утомления:

острое (проявляются в короткий промежуток времени) и хроническое (носит длительный характер, вплоть до нескольких месяцев);

общее (характеризуется изменением функций организма в целом) и локальное (затрагивает какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.)

Физические возможности человека, физиологическая граница интенсивности его труда весьма эластичны и могут быть изменены под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта.

Здоровье, как непременная составляющая высокой эффективности труда

Важнейшее условие высокой работоспособности – здоровье.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Все стороны жизни человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Здоровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью.

Можно определить здоровье как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам. Оно определяет потребности человека, его способность к труду и влияет на гармоническое развитие личности.

Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

При рассмотрении здоровья широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, например, выполнять общественно полезную производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, социальным последствием болезней человека.

В практической медицине принято различать несколько градаций здоровья:

«Практически здоров» — это такое состояние организма, при котором имеющиеся в состоянии здоровья изменения не влияют на трудоспособность в конкретной профессии.

Роль физической культуры в жизни человека

Физическая культура и спорт являются неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящее время нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана со спортом и физической культурой.

Главная цель занятий физической культурой:

— формирование физической культуры личности,

— подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение укрепление здоровья человека.

Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход.

Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.

Читайте также:  Влюбленность это стресс для организма

Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека — на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию

Приобщиться к физической культуре и спорту можно несколькими способами: занимаясь в спортивной секции по любому интересующему виду спорта, принимая участие в занятиях групп здоровья по месту работы или проживания, а также тренируясь самостоятельно. Обилие вариантов дает каждому человеку возможность выбрать тот из них, который удовлетворяет его требованиям и предпочтениям, и позволяет каждому найти идеальный способ поддерживать себя в прекрасной физической форме.

В последнее время особую популярность приобрели именно самостоятельные занятия физкультурой — ими легко заниматься в удобном для человека месте и в удобное время. Но для того, чтобы добиться наибольшего успеха, следует изучить основные теоретические знания в этой области для того, чтобы не получить травму в процессе тренировок.

Эффект занятий физическими упражнениями значительно повышается, если они сочетаются с правильным питанием, режимом дня, приемами психорегуляции, использованием гигиенических оздоравливающих мероприятий – т. е. всем тем, что называют рациональным образом жизни.

Принципы организации труда

Первый принцип. Во всякую трудовую деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.

Второй принцип. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы.

Третий принцип. Нужна привычная последовательность и систематичность деятельности.

Четвертый принцип. Следует правильно чередовать труд и отдых, а также сменять одни формы труда другими.

Пятый принцип. Успешная работа включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы суток.

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека.

Но при этом обязательно следует учитывать, что если физкультурная пауза, как по своей нагрузке, так и по избирательности упражнений не соответствует особенностям труда, его интенсивности и степени утомления, то результат влияния упражнений оказывается отрицательным. Отрицательный эффект проявляется и в том случае, когда производственная гимнастика несвоевременно включается в режим рабочего дня.

Упражнения в течение учебного (рабочего) дня обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения.

Выполнение физических упражнений оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Научно обоснованные комплексы физических упражнений, призванных способствовать снятию физического и умственного напряжений человека в период выполнения им трудовой или умственной деятельности есть производственная гимнастика.

Средства физической культуры для повышения эффективности труда

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Производственная гимнастика или производственная физическая культура (ПФК) — комплексы простейших физических упражнений, включаемые в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья, предупреждения утомления трудящихся. Составляются с учётом особенностей трудового процесса. В практике установились две формы П. г.: вводная гимнастика (подготавливающая человека к рабочему дню) и физкультурные паузы (активный отдых).

Цель производственной гимнастики – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Задачи производственной гимнастики:

подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Физкультурная пауза, как форма активного отдыха, позволяет предупредить утомление и способствует поддержанию более высокой работоспособности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 мин при появлении первых отчетливых признаков наступающего утомления. Обычно это бывает во второй половине рабочего дня, за 2-2,5 ч. до окончания работы. Упражнения для физкультпауз подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса.

Микропаузы активного отдыха — самая короткая форма производственной гимнастики, длятся всего 20-30 с. Их цель — ослабить утомление.

Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, понижению атмосферного давления).
Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Закаливание способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает кровообращение, повышает тонус ЦНС, нормализует обмен веществ, помогает выработать рациональный гигиенический режим.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте, предварительно посоветовавшись с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет определить форму закаливающих процедур и их дозировку. Установлены следующие гигиенические принципы закаливания: систематичность требует регулярного, ежедневного выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций.

Использование физических упражнений как средства активного отдыха. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Несмотря на снижение доли мышечных усилий в современном материальном производстве, производительность достаточно многих видов профессионального труда прямо или косвенно остается зависимой от физической дееспособности исполнителей трудовых операций.

В целом же стабильное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование организма человека, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда [11].

Многообразие форм и методик занятий ПФК свидетельствует о широкой доступности и эффективности используемых в ней упражнений для решения задач оздоровления, напрямую связанных с высокой работоспособностью, высокой эффективностью производства. Внедрение производственной гимнастики не требует капитальных затрат, а ощутимые оздоровительные и экономические результаты занятий можно получить в короткие сроки.

Список использованной литературы

Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М., 1990.

Васильева, О.С. Книга о новой физкультуре / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина. – Ростов н/Д, 2001.

Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. – М., 1987.

Социально-биологические основы физической культуры /Я.Н. Гулько. – М., 1994.

Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинича., М. Гардарики, 2003.

Краснов Е.А. Основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль. Методические рекомендации, — СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2003.

Курс лекций и практические задания по дисциплине. «Теория и методика физического воспитания и спорта»/ Автор-составитель Е.В. Карташова. — Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2011.

Лаптев А.П. Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов физич. культ М.: ФиС, 1990.

Менхин Ю.В., Менхин А.В. М 50 Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Физическая культура: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. завед. / Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

Практические методы повышения производительности труда. — Спб.: 2009.

Источник

Оцените статью