Эмоциональное развитие младших школьников
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Эмоциональное развитие младших школьников – для чего оно необходимо? Почему именно на музыкальных занятиях? Что значит эмоционально одарённый человек – внешне экспрессивный, жизнерадостный или испытывающий бурю эмоций? Каковы критерии? И наконец, что означает сам термин эмоциональная сфера? На эти вопросы попытаюсь ответить в своём выступлении.
Итак, обычно, говоря об эмоциях, мы, в первую очередь, имеем ввиду их внешние проявления или же эмоциональные состояния, такие как радость, грусть, гнев, удивление и др. По внешним проявлениям эмоций мы составляем для себя портрет человека – насколько он эмоционально открыт и улыбчив. Отчасти это верно, поскольку внешние проявления эмоций напрямую связаны с эмоциональными состояниями, и даже сами могут их формировать. Об этом говорят труды многих исследователей, напр., Выготского, Ч. Дарвина, Л.С.Рубинштейна. На самом же деле эмоциональная сфера гораздо шире и сложнее и представляет собой «сложную и постоянно изменяющуюся систему субъективных реакций личности на окружающую действительность».
Традиционно исследователи выделяют следующие виды эмоциональных процессов у человека: эмоциональный тон ощущений, эмоции (эмоциональные состояния), эмоциональные свойства личности, чувства.
Самый высокий уровень развития эмоциональной сферы – это чувства (интеллектуальные, нравственные и эстетические). И именно они нас интересуют больше всего. Именно развитие чувств в идеале становится целью в педагогике.
Об этом пишут многие педагоги – новаторы. Ещѐ Ж.Ж. Руссо (1712–1778) видел основную цель воспитания в сформированности сердца, суждения и ума, и именно в таком порядке. И.А.Сикорский: «Умственное развитие в лучшем смысле этого слова невозможно без единовременного развития чувства, или – как обыкновенно выражаются – сердца. Только осердеченный ум обеспечивает человеку возможность понимания того, что происходит вне его, и того, что совершается в нем самом – в его интеллектуальном и нравственном развитии»
Василий Александрович Сухомлинский отмечал особую значимость эмоционального развития: «Есть такое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Это качество воспитывает музыка и песня…» А музыку называют «школой чувств», т.к. музыка – самый эмоциональный вид искусства. Таким образом, воспитывая эстетические чувства на музыкальных занятиях, мы непосредственно развиваем эмоциональность детей. Так каковы же критерии эмоционального развития, как мы определим портрет эмоционально одарённого ребёнка? Обратившись к исследованиям, мы обобщили такой портрет в следующих критериях:
1) дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний объекта (художественное произведение, человек);
2) широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, способность к эмпатии;
3) уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
4) умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние;
5)проявление интереса к эстетической деятельности.
Д. Гоулмен – современный американский исследователь к этим качествам – добавляет ещё способность распознать своё чувство и умение управлять своими эмоциями и вводит понятие «эмоционального интеллекта». По его мнению, эмоциональный интеллект важнее в жизни умственных способностей, даёт возможность рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым.
Современная же система образования направлена в основном на приобретение теоретических знаний.
Итак, музыкальные занятия необходимы для эмоционального развития. Но часто детям скучно становится на таких занятиях, дети, живущие в современном мире, часто не готовы к восприятию классической музыки. Для успешного же обучения необходим в первую очередь интерес, увлечённость. Каким образом активизировать эмоциональную сферу детей на музыкальных занятиях? Из своего собственного опыта и изучения методической литературы выделили следующие организационно-дидактические условия:
1) Включение в активную творческую деятельность в ходе выполнения игровых заданий.
Напомню, что мы говорим о младших школьниках. Для этого возраста характерна подвижность, им очень сложно усидеть на всех у роках на одном месте. Пусть на уроке царит синтез актёрства и пластики, пения и танца
( пластическое интонирование, театрализация, ролевые игры (игра в дирижёра и оркестр), изобразительное выражение эмоционального восприятия (рисование, карточки настроений), инструментальное и вокальное музицирование.
При этом главной деятельностью на занятии остаётся хоровое пение, поскольку голос – самый доступный и самый богатый по своим возможностям музыкальный инструмент. Именно в хоровом пении дети учатся слушать друг друга, подстраивая свой голос в унисон, учатся эмоциональному окрашиванию и интонированию.
2) Отбор содержания обучения с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой эмоционального развития младших школьников.
Очень важен выбор репертуара на занятиях: необходимо включать народные и классические произведения, чередуя их с современными песнями, яркими и образными, способными заинтересовать детей. Распевание тоже должно быть увлекательным, игровым, образным, напр. по совр. методике А. Евтодьевой, где каждая распевка – маленькая театральная сценка – музыкальный диалог двух персонажей, сопровождающаяся иллюстрацией.
3) Обогащение содержания обучения за счёт введения ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу детей
Применение приёмов из психогимнастики, пропевание упражнений, напр. скороговорок с разными настроениями, применение карточек настроений помогает научиться определять эмоциональное состояние.
4) Организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанная на единении эмоционально-ценностных отношений
В первую очередь, это доверительные отношения, положительный настрой.
Участие в проектной и концертной деятельности помогает детям научиться управлять своими эмоциями, самореализоваться.
Рассмотренные условия стали основой для экспериментальной программы, результативность которой мы решили проверить. Подобрали методы исследования под каждый критерий. Напр., уровень развития эмпатии проверили используя методику «неоконченных рассказов» Т.П. Гавриловой, умение адекватно интерпретировать эмоциональные состояния человека – с помощью методики Г.А. Урунтаевой «Определение эмоций по фотографиям», для изучения воздействия музыки – метод «семантического дифференциала» Т.А. Барышевой и др. В контрольной группе занятия проводились по традиционной программе, в экспериментальной – по нашей программе, включающей перечисленные условия.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали более успешные показатели по всем критериям у экспериментальной группы. Наиболее успешным оказалось развитие умения отражать двигательно-экспрессивными средствами своё эмоциональное состояние и способности интерпретировать эмоциональные образы художественных произведений.
Это позволяет сделать следующие выводы:
1. Эмоциональное развитие личности составляет важнейшее условие её реализации, найти гармонию в себе и окружающем мире;
2. Музыкальные занятия могут и должны стать
средством эмоционального развития детей.
3. При выполнении рассмотренных организационно-дидактических условий развитие эмоциональной сферы младших школьников становится более успешным.
Источник
Формы, методы и средства развития эмоционально-волевой сферы младшего школьного возраста
Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Рассмотрим основные факторы, обеспечивающие развитие эмоционально — волевых качеств у младшего школьного возраста. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть своё чувство неполноценности, привнести значимый вклад в развитие человечества.
Огромное значение имеет умение ребенка определить свое место в детском коллективе. Поступив в школу — интернат , ребенок сталкивается с окружающими его людьми – воспитателями и детьми. Ребенок учится общаться. Он становится участником общественной жизни. Он сталкивается с другими детьми, имеющими часто негативный жизненный опыт, обладающими сильной или слабой волей. Они действуют на волю и чувства ребенка, преобразовывая и обогащая их. В зависимости от того, какую позицию займет ребенок, в нем могут развиваться как хорошие, так и плохие качества: настойчивость, стойкость, решительность или малодушие, трусость и др. Сам ребенок также ответно действует в процессе коллективной детской жизни на окружающих его сверстников [1, с. 12].
Участвуя в общей жизни своей группы, живя ее интересами, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами коллектива, своего маленького общества. Это влияет на формирование их воли в будущем. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к сдержанности, решительности, уверенности в себе, разоблачения его негативных качеств.
Учитывая подражательный характер действий в младшем школьном возрасте, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, учителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него. Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Поэтому те люди, которые осуществляют процесс реабилитации, обязательно будут примером для растущего, впечатлительного маленького человека, а он, считая себя взрослым или мечтая им стать, будет копировать поведение окружающих взрослых [4, с. 72].
Для развития эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возраста, находящихся в школе — интернат , используются все доступные педагогические формы, методы и средства.
Форма − это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом.
Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности [7Error: Reference source not found, с. 116].
1) Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания. Главное здесь — обмен информацией, обсуждение проблем. Неблагополучная семья – это одно из негативных явлений, которое подвергает эмоциональная сферу ребенка огромным перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность, жестокость. Причина этого, прежде всего, кроется в отсутствии позитивного вербального общения ребенка и родителей. Внутрисемейное общение часто заключаются либо в грубые окрики, содержащие нецензурную брань, либо в полное отсутствие интереса к ребенку.
Дети младшего школьного возраста, поступающие в школу — интернат , часто не слышат и не относят к себе словесное обращение воспитателя. Вовлечь ребенка в беседу достаточно сложно. Еще сложнее пытаться получить ответ на поставленный вопрос, так как ребенок растерян, и пытается угодить своим ответом.
Мы часто наблюдаем эмоциональную нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации. Такие дети не всегда искренни в проявлении эмоций. Они улыбаются, чтобы угодить воспитателю, старшим детям, при попытке получить желаемое.
Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции – отсутствие возможности выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к окружающим его «успешным» взрослым и детям [1, с. 164].
Одновременно с этим у детей сохраняется высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные поучения резко снижают интерес к занятиям и порождают отрицательное отношение к общению. Поэтому организуя беседы, занятия воспитатель учитывает психологические особенности детей, пытается всегда получить положительный эмоциональный отклик ребенка, дает возможность высказать свою точку зрения, даже если она противоречит общепринятым нормам.
2) Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Основная их цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Творчество представляет ребенку неограниченные возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я». К основным видам творчества относятся: рисование, музыка, театрализованная деятельность, сочинение историй.
Рисование — творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Музыка используется также в качестве средств коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. В подборе музыкальных произведений нами учитывается ситуация, при которой используются музыкальные средства. Именно музыка пробуждает в ребенке внутренние мотивы и эмоциональный отклик. Приобщение к музыке проходит не просто. Проживая в неблагоприятных условиях, где во время «застолий» родителей звучит шансон, песни с нецензурными словами, дети становятся, эмоционально глухи к классической музыке и музыке для детей. Но дети остаются детьми. Они с удовольствием участвуют в хоровом пении, заучивают детские песни.
Не менее сильно на развитие эмоционально – волевой сферы влияет чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего. Приобщение к художественной литературе способствует воспитанию сочувствия и сострадания. К сожалению, дети, поступающие в школу — интернат , отличаются эмоциональной холодностью, чужие переживания не воспринимаются ими и не находят эмоционального отклика.
Театрализованная деятельность — специальное воздействие на ребенка с помощью участия в театрализованных постановках сказок. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения. Большое значение театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей проявляется в том, что те или иные образы, и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью обыгрываемой роли, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу. Театрализованная деятельность, это синтез театра музыки и танца.
Использование танца в театральных постановках помогает осознанию собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне, помогает снять напряжение. Сочинение историй, рассказов для постановок осуществляется в совместной деятельности с воспитателем, детьми и является продуктом совместного творчества. Используется для оживления чувств ребенка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка.
3) Трудовые формы. Положительно воздействует на детей совместная работа, различная деятельность, любой труд. В школе — интернат есть множество таких обычных дел, как убрать в комнате, заправить за собой постель, поухаживать за младшими детьми, помыть посуду, убрать со столов, сходить на утреннюю зарядку, вовремя сесть за выполнение домашнего задания. Если ребенок справляется с этим заданиями, воспитатель должен поощрить его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку. Это и будет конечным результатом достижения целей, приучит ребенка к жизни по знаменитой пословице «Без труда не выловить и рыбку из пруда».
Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как труд. Воля формируется в преодолении трудностей. Но ведь не случайно слово «труд» и «трудности» происходят от одного корня. Поэтому чрезвычайно важно, что в процесс адаптации включается ежедневный труд, который приносит удовлетворение ребенку, дает возможность видеть продукт своей деятельности [3, с 73].
Таким образом, каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач. Трудовая деятельность — это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Разновидностями труда в младшем школьном возрасте выступают бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию. В процессе трудовой деятельности ребенок испытывает эмоциональное удовлетворение от результата деятельности, имеет возможность оказать помощь другим детям. Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств через умение закончить начатое дело даже тогда, когда это требует определенных усилий при выполнении физических нагрузок.
Негативным явлением последних лет является то, что дети, проживающие в неблагополучной семье, не имеют представления о профессиональной трудовой деятельности родителей, как об общественно важной обязанности гражданина, родителя, члена трудового коллектива. Часто в таких семьях родители и дети живут на государственные пособия, доходы от случайных заработков. Соответственно, у детей формируется стереотип о неважности ежедневного труда. Большую роль в преодолении этого стереотипа играет развитие волевых качеств, как залога будущей трудовой и профессиональной деятельности растущего человека.
4) Игровые (досуговые) формы работы. Учёные придают детской игре большое значение в развитии произвольного поведения. Подвижные, развивающие смекалку игры производят сдвиги не только в умственном и эмоциональном развитии ребенка, но и в выработке или преобразовании его воли. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать своё нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях.
Исследования Эльконина показали, что игра стимулирует развитие рефлексии и произвольности у детей. Возможность посмотреть на себя со стороны, услышать мнение сверстников о степени успешности выполнения той или иной игровой роли позволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной. Точно так же коррекция со стороны участников игры помогает детям лучше выстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами [8, с. 182].
Наряду с названными выше формами, для развития эмоционально-волевой сферы в школе — интернат используются разнообразные методы, помогающие развивать эмоционально-волевую сферу. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.
С помощью методов воспитатель может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства детей младшего школьного возраста, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта.
Все многообразие методов, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, можно объединить в три группы:
1. Методы организации. Наиболее широко в развитии эмоционально-волевой сферы у детей в школе — интернат используются такие методы, как убеждение и упражнение. Убеждение и упражнение обеспечивают понимание детьми задач и способов осуществления определенных действий, последовательности выполнения операций, а также типичные приемы их использования.
Особенность использования этих методов заключается в том, что воспитатель имеет дело с детьми, у которых по каким либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведение ребенка, что способствует формированию убеждений.
Убеждения − твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение − это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения воспитатель воздействует на сознание, чувство и волю. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу. Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности ребенка, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт.
Органическая часть убеждения — это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочные, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.). Более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста, инее делай этого иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизанной гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению, они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально — педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед ребенком задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности [7, с. 338].
Убеждение может реализовываться через такие методы в педагогике; как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. В конечном итоге убеждение — это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Любое явление, действия друзей, взрослых ребенок оценивает через призму своего опыта.
Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и повторений. Одно из необходимых упражнений, способствующих воспитанию воли ребенка, создание строго определенного и правильного режима, т.е. распорядка его жизни. Недаром говорят, что воля − это организованный труд. Если ребенок из неблагополучной семьи рос без определенного режима, порядка занятий или не придерживался их, то в будущем для него будет характерно отсутствие способности к волевому усилию. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве.
Следует также отметить, что в школе — интернат дети вынуждены придерживаться установленного режима и выполнять предписанные правила. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение общественных норм заставляет ребенка соблюдать правила поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.
Другим упражнением по проявлению воспитанниками организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания воспитателя во время выполнения заданий на дом.
Развитие волевых качеств невозможно в том случае, если оно не подкрепляется позитивным эмоциональным откликом со стороны ребенка. Часто, при встрече со сложностями в выполнении домашнего задания, у детей младшего школьного возраста следует негативная эмоциональная реакция: плач, разбрасывание школьных принадлежностей, отказ от выполнения задания. Специально организованные ежедневные упражнения по выполнению домашнего задания, поиску дополнительных материалов для подготовки, способствуют формированию и волевых качеств, и навыков, и привычек.
2. Методы стимулирования мотивации и активности детей. Любая деятельность протекает эффективно, если у ребенка есть желание ее выполнять, имеются мотивы, побуждающие его быть активным. В целях подкрепления волевых усилий ребенка действовать применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются: соревнование, поощрение и наказание.
Соревнование — метод, в основе которого лежит стремление детей и подростков к соперничеству и самоутверждению. Вовлечение детей в борьбу за достижение лучших результатов стимулирует их быть более активными, инициативными и ответственными. Соревнование может быть индивидуальным и групповым. В процессе его организации следует соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность и сравнимость показателей.
Поощрение − способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного ребенка или группы детей. Его стимулирующая роль проявляется в том, что в нем содержится признание того образа действия, который избран ребенком. Переживая чувство эмоционального удовлетворения, ребенок испытывает прилив сил, уверенность, желание выполнять действие и дальше [77, с. 339].
Наказание — это такое воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения, принятым в обществе. Средствами метода наказания являются замечание, выговор, порицание.
Применение наказаний в процессе реабилитации требует от специалиста такта и определенного мастерства. Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования активности ребенка является исключением и может быть оправдано лишь в экстремальных ситуациях.
3. Методы контроля. Ч резвычайно важно, чтобы у детей сформировались основы самоконтроля, позволяющие ему самому оценивать успешность выполняемых действий.
Наряду с понятием метод существует также понятие методический прием.
Прием — это элемент метода. Он не имеет самостоятельной задачи и подчиняется той, которую преследует данный метод. Например, при использовании метода рассказа можно применить такой прием, как повторение одной и той же мысли, чтобы обратить на нее внимание.
Приемы и методы в процессе развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста, выступают как единое целое. Оно может осуществляться в индивидуальной или групповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае воспитатель работает с группой детей, которые взаимодействуют не только «с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.
Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возникать у ребенка в присутствии других детей. Индивидуальные пути развития эмоционально-волевой сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым дети не имеет доступа. Он не знает, откуда приходят его мысли и чувства. Самое мощное влияние на последующее развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней нахождения детей в школе — интернат формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям [2, с. 26].
В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организации занятий по развитию эмоционально-волевой сферы в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития. Кроме специально организованных занятий, которые могут проходить в виде, учебного занятия, воспитатели используют и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских.
В основе развития эмоционально – волевой сферы лежит систематическое преодоление трудностей в повседневной, обыденной жизни.
Особое внимание в школе – интернат уделяется физическому воспитанию. Часто дети бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой − физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления. В младшем школьном возрасте дети с удовольствием занимаются спортом, любят игры высокой подвижности. Успехи в спортивных играх позволяют детям компенсировать недостатки в учебной деятельности, получить эмоциональное удовлетворение. В младшем школьном возрасте дети искренне радуются победе в соревнованиях, и до слез расстраиваются от поражения [1, с. 57].
Процесс развития эмоционально-волевой сферы протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд [Error: Reference source not found, с 54].
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие [8, с.64].
Особое значение для эмоционального развития ребенка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями, дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. На следующем этапе — игре по правилам — эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие. В процессе игры дети учатся адекватному выражению эмоций, регуляции поведения. Эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами [5, с. 17].
Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста в школе — интернат является одним из главных направлений. Оно происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности — игры, учения, труда. Для решения этой задачи используются все известные педагогические средства, формы и методы.
Список использованной литературы
Барсукова Т.В. Применение игровой терапии в процессе реабилитации беспризорных детей.// Беспризорник. 2003. № 3. С. 48 −52.
Блынская Л. Социальная адаптация детей и подростков в трудовой деятельности// Социальная педагогика. 2003. № 1. − с.
Вайнер М.Э. Дети. Эмоции. Школа. Обнинск, 2001. 183 с.
Мухтарова Г.Т. «Проект «Инфоурок» 2014
Никольская И.М. Психологическая защита у детей/ И.М.Никольская – СПБ.:«Речь»; 2008. 125 с.
Подласый И.Л. Педагогика начальной школы. М.: Академия, 2004. 222 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия». 380 с.
Тарасова Л.Е. Общая психология. Конспект лекций. Издательство : Высшее образование, 2008 г. 190с.
Источник