Средний уровень эмоционального интеллекта описание

Тест эмоционального интеллекта, МЭИ (Манойлова)

Результат теста

низкий ⇒ средний ⇒ высокий уровень

нормы авторов методики (n=719)

Расчеты ▾

Шкала Сырой балл Формула Стен M SD Ж Среднее
E1 Осознание своих чувств 2 3 6.99 3.46 3.5–10.4 (Ж) #
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
E1 2 -20–0 1–1 2–3 4–5 6–7 8–8 9–10 11–12 13–13 14–20 3
E2 -3 -20–-14 -13–-11 -10–-8 -7–-6 -5–-3 -2–0 1–2 3–5 6–8 9–20 5
E3 5 -20–-2 -1–0 1–2 3–4 5–6 7–7 8–9 10–11 12–13 14–20 5
E4 -4 -20–-7 -6–-5 -4–-3 -2–-1 0–1 2–3 4–5 6–7 8–9 10–20 3
EQ 0 -20–-12 -11–-6 -5–-1 0–5 6–11 12–16 17–22 23–28 29–34 35–80 4

Содержательная интерпретация

1. Интегральный показатель

Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.

Шкала 1. Осознание своих чувств и эмоций

Развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.

Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка психолого – педагогических знаний, осознание своих способностей, высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию и как выглядите в глазах окружающих. Развитая рефлексия – процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души.

Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.

Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.

Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.

Низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.

Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствии склонности к самонаблюдению. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.

Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями

Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.

Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя.

Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению.

Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.

Низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.

Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.

Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей

Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.

У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.

Сопереживание – уподобление эмоциональному состоянию партнерам по общению и взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим.

Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.

Благодаря способности к прогнозированию Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию.

Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.

Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.

Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей

Высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.

Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого.

У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям.

Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность присущая Вам характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.

Вы способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению.

Источник

Определение и признаки уровня эмоционального интеллекта. Как оценить это значение?

Всё чаще в популярной психологии можно услышать о важности эмоций. Часто встречается словосочетание «эмоциональный интеллект».

Мы расскажем, что это такое, какие уровни эмоционального интеллекта бывают и когда стоит их определять, а также узнаете какие факторы и причины влияют на его развитие.

Когда возникает необходимость определить это значение?

Эмоциональный интеллект – это умение понимать свои и чужие эмоции и действовать с учётом этой информации.

Если вы испытываете проблемы в какой-либо из этих сфер, нужно оценить уровень своего эмоционального интеллекта:

  • осознание причин своих состояний, понимание целей и желаний;
  • саморегуляция, контроль реакций;
  • мотивация к действиям;
  • понимание чувств других, выстраивание отношений в паре или группе.

Задуматься об умении понимать собственные чувства стоит, если вы обнаружили у себя такие проблемы:

  • депрессия;
  • прокрастинация;
  • профессиональное выгорание;
  • психосоматические болезни.

Некоторые компании при приёме на работу определяют уровень эмоционального интеллекта кандидатов. Это делается для того, чтобы найти лучших работников. Кандидаты с развитой рефлексией и эмпатией лучше работают в команде, из них выходят более эффективные менеджеры.

Так как эмоциональный интеллект помогает выстраивать коммуникацию, важно понимать степень его развитости у тех, кто работает с людьми:

  • врачи;
  • учителя;
  • руководители;
  • специалисты по подбору персонала;
  • психологи.

Факторы и причины, влияющие на его развитие

Эмоциональный интеллект начинает формироваться в детстве. Психологи говорят, что для его развития нужны особые условия.

  1. Пример взрослых. Ребёнок наблюдает за тем, как взрослые выражают и называют чувства, решают конфликты.
  2. Анализ ситуаций, которые возникают в компании других детей: как они поддерживают друг друга, спорят, делятся игрушками и т. п.
  3. Беседы со взрослыми о том, какие бывают эмоции.

На развитие эмпатии влияют и личные качества:

  • чувствительность;
  • скорость мышления;
  • особенности темперамента.

Некоторые учёные говорят о том, что замешаны и биологические причины. Например степень развития эмоционального интеллекта родителей и работа правого полушария мозга.

Что значит: определение, описание и признаки

Низкий

Признаки низкого уровня эмоционального интеллекта:

  • непонимание чувств других людей;
  • склонность все рационализировать;
  • обвинение других излишней чувствительности;
  • обвинение посторонних в своих бедах;
  • склонность спорить и отказ принять чужую точку зрения;
  • склонность скрывать собственные чувства;
  • сложности с поддержанием дружеских или любовных отношений;
  • перфекционизм;
  • внезапные всплески агрессии, приступы грусти и усталости.

Из видео узнаете о признаках низкого эмоционального интеллекта:

Средний

Средний показатель определяется по таким признакам:

  • умение отличать эмоции друг от друга;
  • умение проживать противоречивые чувства (например, любовь к кому-то и раздражение на него);
  • возможность выбирать реакцию, которая будет наиболее эффективна в данной ситуации.

Высокий

Люди с высоким уровнем:

  • знают и могут описать большой спектр чувств;
  • интересуются другими людьми;
  • способны адаптироваться к изменениям;
  • умеют говорить «нет»;
  • умеют бескорыстно отдавать и радоваться за близких;
  • удовлетворены жизнью;
  • не подвержены резким изменениям настроения из-за действий других людей;
  • умеют переключаться с одного дела на другое;
  • не подвержены перфекционизму.

Рекомендуем посмотреть видео о признаках высокого эмоционального интеллекта:

Как оценить такой показатель?

Для определения и оценки этого уровня разработаны разные методики. Мы покажем некоторые из них.

Методика диагностики МЭИ М.А. Манойловой

В этом тесте испытуемые отвечают на 40 вопросов. Каждому утверждению нужно поставить оценку от 1 до 5, по такой шкале:

  • 5 — всегда;
  • 4 – чаще всего;
  • 3 – иногда;
  • 2 – редко;
  • 1 – никогда.

Тест можно пройти тут.

В результате определяются уровни:

Как проверить с помощью теста Холла?

В этом тесте вы получите не общую оценку, а отдельные показатели разных составляющих эмоционального интеллекта.

Тест определяет такие показатели:

  • эмоциональная осведомленность – понимаете, какие эмоции вы испытываете прямо сейчас и почему;
  • управление своими эмоциями – способность контролировать эмоции и использовать их в своих целях;
  • управление эмоциями других людей – умение влиять на настроение других людей;
  • эмпатия – умение сопереживать и сочувствовать, понимать, что чувствуют другие люди;
  • самомотивация – умение замотивировать себя на какое-либо действие.

Тест можно пройти тут.

Теперь вы убедились, что развивать свой эмоциональный интеллект крайне важно. На его развитие больше всего влияет т, в каких условиях рос человек. Определить степень его развития можно с помощью тестов. Это делается, если человек испытывает психологические трудности, или при поиске лучших кандидатов для работы с людьми.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Источник

Читайте также:  Только человеку свойственны эмоции чувства
Оцените статью