- Определение и признаки уровня эмоционального интеллекта. Как оценить это значение?
- Когда возникает необходимость определить это значение?
- Факторы и причины, влияющие на его развитие
- Что значит: определение, описание и признаки
- Низкий
- Средний
- Высокий
- Как оценить такой показатель?
- Методика диагностики МЭИ М.А. Манойловой
- Как проверить с помощью теста Холла?
- Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики
- Что такое эмоциональный интеллект
- Уровни эмоционального интеллекта
- Признаки высоко уровня EQ
- Навыки эмоционального интеллекта
- Тесты диагностики
- Послесловие
Определение и признаки уровня эмоционального интеллекта. Как оценить это значение?
Всё чаще в популярной психологии можно услышать о важности эмоций. Часто встречается словосочетание «эмоциональный интеллект».
Мы расскажем, что это такое, какие уровни эмоционального интеллекта бывают и когда стоит их определять, а также узнаете какие факторы и причины влияют на его развитие.
Когда возникает необходимость определить это значение?
Эмоциональный интеллект – это умение понимать свои и чужие эмоции и действовать с учётом этой информации.
Если вы испытываете проблемы в какой-либо из этих сфер, нужно оценить уровень своего эмоционального интеллекта:
- осознание причин своих состояний, понимание целей и желаний;
- саморегуляция, контроль реакций;
- мотивация к действиям;
- понимание чувств других, выстраивание отношений в паре или группе.
Задуматься об умении понимать собственные чувства стоит, если вы обнаружили у себя такие проблемы:
- депрессия;
- прокрастинация;
- профессиональное выгорание;
- психосоматические болезни.
Некоторые компании при приёме на работу определяют уровень эмоционального интеллекта кандидатов. Это делается для того, чтобы найти лучших работников. Кандидаты с развитой рефлексией и эмпатией лучше работают в команде, из них выходят более эффективные менеджеры.
Так как эмоциональный интеллект помогает выстраивать коммуникацию, важно понимать степень его развитости у тех, кто работает с людьми:
- врачи;
- учителя;
- руководители;
- специалисты по подбору персонала;
- психологи.
Факторы и причины, влияющие на его развитие
Эмоциональный интеллект начинает формироваться в детстве. Психологи говорят, что для его развития нужны особые условия.
- Пример взрослых. Ребёнок наблюдает за тем, как взрослые выражают и называют чувства, решают конфликты.
- Анализ ситуаций, которые возникают в компании других детей: как они поддерживают друг друга, спорят, делятся игрушками и т. п.
- Беседы со взрослыми о том, какие бывают эмоции.
На развитие эмпатии влияют и личные качества:
- чувствительность;
- скорость мышления;
- особенности темперамента.
Некоторые учёные говорят о том, что замешаны и биологические причины. Например степень развития эмоционального интеллекта родителей и работа правого полушария мозга.
Что значит: определение, описание и признаки
Низкий
Признаки низкого уровня эмоционального интеллекта:
- непонимание чувств других людей;
- склонность все рационализировать;
- обвинение других излишней чувствительности;
- обвинение посторонних в своих бедах;
- склонность спорить и отказ принять чужую точку зрения;
- склонность скрывать собственные чувства;
- сложности с поддержанием дружеских или любовных отношений;
- перфекционизм;
- внезапные всплески агрессии, приступы грусти и усталости.
Из видео узнаете о признаках низкого эмоционального интеллекта:
Средний
Средний показатель определяется по таким признакам:
- умение отличать эмоции друг от друга;
- умение проживать противоречивые чувства (например, любовь к кому-то и раздражение на него);
- возможность выбирать реакцию, которая будет наиболее эффективна в данной ситуации.
Высокий
Люди с высоким уровнем:
- знают и могут описать большой спектр чувств;
- интересуются другими людьми;
- способны адаптироваться к изменениям;
- умеют говорить «нет»;
- умеют бескорыстно отдавать и радоваться за близких;
- удовлетворены жизнью;
- не подвержены резким изменениям настроения из-за действий других людей;
- умеют переключаться с одного дела на другое;
- не подвержены перфекционизму.
Рекомендуем посмотреть видео о признаках высокого эмоционального интеллекта:
Как оценить такой показатель?
Для определения и оценки этого уровня разработаны разные методики. Мы покажем некоторые из них.
Методика диагностики МЭИ М.А. Манойловой
В этом тесте испытуемые отвечают на 40 вопросов. Каждому утверждению нужно поставить оценку от 1 до 5, по такой шкале:
- 5 — всегда;
- 4 – чаще всего;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Тест можно пройти тут.
В результате определяются уровни:
Как проверить с помощью теста Холла?
В этом тесте вы получите не общую оценку, а отдельные показатели разных составляющих эмоционального интеллекта.
Тест определяет такие показатели:
- эмоциональная осведомленность – понимаете, какие эмоции вы испытываете прямо сейчас и почему;
- управление своими эмоциями – способность контролировать эмоции и использовать их в своих целях;
- управление эмоциями других людей – умение влиять на настроение других людей;
- эмпатия – умение сопереживать и сочувствовать, понимать, что чувствуют другие люди;
- самомотивация – умение замотивировать себя на какое-либо действие.
Тест можно пройти тут.
Теперь вы убедились, что развивать свой эмоциональный интеллект крайне важно. На его развитие больше всего влияет т, в каких условиях рос человек. Определить степень его развития можно с помощью тестов. Это делается, если человек испытывает психологические трудности, или при поиске лучших кандидатов для работы с людьми.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
Источник
Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики
80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.
Что такое эмоциональный интеллект
«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.
Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и мотивацию людей.
В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в общении.
Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.
Уровни эмоционального интеллекта
Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.
Всего оно проходит 4 этапа:
- Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
- Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
- Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
- Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.
Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.
Признаки высоко уровня EQ
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:
- обладают богатым эмоциональным словарем;
- интересуются другими людьми;
- открыты изменениям;
- умеют отказывать;
- умеют отдавать, не ожидая награды;
- наслаждаются своей жизнью;
- высыпаются;
- никому не позволяют портить себе настроение;
- умеют переключаться;
- не стремятся к совершенству.
Навыки эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:
- Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
- Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
- Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
- Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.
Тесты диагностики
При изучении интеллекта человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.
Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:
- Благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка.
- Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
- Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
- Самообладание: импульсивность, саморегуляция, стрессоустойчивость.
- Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.
Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.
Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Также высчитывается общий балл и уровень EQ.
Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций. Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос) – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать. Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.
- Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
- Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
- Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
- Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
- Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
- Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
- Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
- Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
- Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
- Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
- Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
- Я умею успокаивать людей.
- Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
- Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
- Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
- Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
- В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
- После огорчения я быстро прихожу в себя.
- Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
- Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
- Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
- Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
- Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
- Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
- Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
- Я могу поднять настроение кому угодно.
- Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
- Я легко перенимаю настрой другого человека.
- Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
- Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.
- Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
- Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.
К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:
- SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
- ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
- самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
- самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
- выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
- социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
- самооценка чуткости.
- Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.
Послесловие
Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.
Источник