Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Юля Ережова
Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев,-это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил Г.Мюнсберг: «В начале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения.
Прежде чем рассматривать вопрос о развитии и эмоциональной сферы ребенка, необходимо остановиться на тех психологических механизмах, котрые лежат в основе формирования эмоций.
В психологии выделяют три способа появления новой эмоции: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование, эмоциональное обуславливание. Механизм эмоционального заражения не требует значительного времени. Ребенок после однократного предъявления присваивает продемонстрированную ему эмоцию в том случае, если она затронула его эмоциональную сферу. Механизм эмоционального опосредования связан с необходимостью повторения ситуации, в которой происходит ассоциирование, поэтому он требует большого количества времени. Также стоит отметить, что при недостаточном подкреплении зарождающаяся мотивация может ослабиться. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Данный механизм предполагает «создание связи между нейтральными и значимыми объектами в идеальном плане. В воображении возникает переживание, которое постепенно распространяется на реальную действительность». Особую роль при эмоциональном обуславливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это игра, театра, кино и др. Идентификация с ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей расширяет эмоциональный опыт ребенка.
На протяжении среднего дошкольного возраста происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением.
Основными особенностями развития ребенка всреднем дошкольном возрасте является В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в среднем дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр., а изменением отношения между отдельными функциями. Важнейшей особенностью детей среднего дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что складывается новая система психических функций.
возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.
А. Н. Бернштейн утверждал, что «психика формируется в движении». Главным новообразованием во всех сферах жизни и деятельности ребенка является превращение его поведения, оно становится «волевым». Формирование произвольности сопряжено с появлением направленности ребенка на собственное внешнее или внутренние действия, на способ их организации, в результате чего рождается способность управлять собой (А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова.
Итак, у детей среднего дошкольного возраста проявляются особенности формирования эмоциональной сферы:
-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия.
— эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями : желание- представление –действие- эмоция.
— эмоциональные процессы более управляемые.
— развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценкавзрослыми).
— аффект- первое звено в цепочке реакций.
— происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата.
— самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха.
— появляется способность оценивать свое поведение.
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В среднем дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного, компетентного.
Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.
Источник
Эмоционально – волевое развитие детей среднего дошкольного возраста
статья
Эмоционально-волевое развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno_-_volevoe_razvitie_detey_statya.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально – волевое развитие детей
среднего дошкольного возраста
В современной детской психологии рассматривается проблема развития эмоционально-волевых качеств детей среднего дошкольного возраста (4- 5 лет), так как эмоциональное развитие и воспитание ребенка, являются фундаментом, на котором закладывается основа личности человека. Эмоционально-волевое развитие ребенка изучали многие исследователи: С. Л. Выготский, И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Д. Д. Уотсон, К. Левин и многие другие. Это связано с альтернативностью понимания термина «эмоционально-волевое развитие» в разных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. Эмоционально-волевое развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.
Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению построения и бодрости духа.
У детей дошкольного возраста происходит интенсивное физиологическое и психологическое развитие. Тело ребенка претерпевает множество изменений: развиваются и увеличиваются в размерах внутренние органы, увеличивается мышечная масса, усложняется и развивается структура и функционирование головного и спинного мозга. Происходит развитие зрительной, слуховой и кожно-двигательной чувствительности. Все эти процессы влияют на психическое, личностное, эмоциональное развитие ребенка.
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в жизни ребенка. Т. А. Данилина говорит о том, что в этот возрастной период эмоциональные реакции носят импульсивный и непосредственный характер. В раннем возрасте эмоции более выражены, чем в дошкольном детстве. Это связано с тем, что ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоции начинают управлять его поведением. Из – за этого происходит более бурное и непроизвольное проявление эмоций. Взрослый легко может определить эмоции ребенка потому что они проявляются и мимике ребенка, и в его поведении в целом.
А. В. Запорожец считает, что возникновение новых эмоций в дошкольном возрасте, прежде всего связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. К 3 годам у детей появляются эмоциональные реакции, свидетельствующие о наличии эстетического переживания. Изначально ребенок подражает взрослому, который воспитывает в нем эстетическое чувство. Взрослый акцентирует внимание ребенка на эстетической стороне предмета или явления: «Посмотри, как красиво» и т.п. В младенческом возрасте ребенка привлекали блестящие и яркие вещи, но в период дошкольного детства ребенок быстро научается различать красивое и некрасивое и начинает делиться наблюдениями со взрослыми. Ребенок радуется цветам, красивой одежде, красивой игрушке, видит красоту в произведениях искусства.
Занятия и дидактические игры способствуют развитию интеллектуальным эмоциям таких как: удивление, любопытство, уверенность или сомнения в своих суждениях и радость от найденного решения. Познание нового и нахождение ответов на свои вопросы вызывают у дошкольника яркие положительные эмоции. Это подталкивает его к более глубокому изучению окружающего мира.
В дошкольном детстве независимость ребенка распространяется и на его эмоциональную сферу. Эмоциональные состояния ближайшего окружения меньше влияют на эмоции ребенка, чем в младенческом и раннем возрасте. В этом возрастном периоде состояние другого человека может касаться ребенка, если он активно включён в ситуацию возникновения этого состояния или если ребенка знакомят с причинами этого состояния. Из этого следует вывод, что ребенок может поставить себя на место другого человека и пережить его успех или неудачу как свои. А. В. Запорожец пишет, что это новообразование формируется под влиянием личного опыта общения ребенка и его коллективной деятельности, в которую он включен.
Л. И. Божович говорит о том, что в дошкольном периоде ребенок усваивает моральные правила и номы поведения. Изначально ребенок выполняет необходимые нормы поведения ради одобрения взрослым. Благодаря тому, что соблюдение норм приносит ребенку положительные эмоции, то они начинают восприниматься ребенком, как нечто само по себе положительное. Нормы переходят в категорию «надо»: надо поступать так-то. Это является первой моральной мотивационной инстанцией, которой пользуется ребенок. Появляется переживание, по поводу того как необходимо поступать в той или иной ситуации. Р. Н. Ибрагимова считает, что эти переживания являются началом для формирования чувства долга.
Чувство долга влияет на структуру мотивационной сферы ребенка. Оно привносит изменения в систему его моральных переживаний. Из-за этого ребенок не может реализовывать те желания, которые противоречат его моральным чувствам. Ребенок сталкивается с новыми конфликтными переживаниями. Моральные чувства дошкольника могут вызывать у него стыд или недовольство собой, если он поступил плохо или напротив – гордость, удовлетворение, если он поступил хорошо.
Меняются эмоции и при трудовой деятельности ребенка. В основном это вызвано появлением коллективной деятельности. Благодаря этому ребенок начинает испытывать радость от общего успеха, сочувствие усилием товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своей части работы и недовольство, если он подвел коллектив.
В дошкольном возрасте дети стремятся к совестной деятельности со сверстниками. Общение со сверстниками эмоционально насыщеннее, чем со взрослыми. Это вызывает более сильное экспрессивно-мимические проявление соответственно. При общении со сверстниками у ребенка есть больший диапазон коммуникативных действий. Он может спорить, обманывать, навязывать свое мнение, жалеть и прочее. При недостатке эмоциональных контактов со сверстниками эмоциональной развитие ребенка может развиваться значительно дольше.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 512 с.
- Додонов, Б. И. Информационные теории эмоции / Б. И. Додонов // Психологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 45-116.
- Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика : учебное пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
Источник