Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 42.
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 42.
Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно…» является одним из ярких образцов любовной лирики в русской литературе XIX века. Оно посвящено Софье Миллер, впоследствии ставшей супругой поэта и его музой на долгие годы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Средь шумного бала, случайно…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.
История создания – Стихотворение написано в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.
Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.
Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части – читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.
Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий».
Метафоры – «тайна покрывала черты».
Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели».
Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий».
История создания
В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.
На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.
Знакомство со столь незаурядной женщиной настолько впечатлило поэта, что он сразу же написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Однако перед Толстым стояла серьезная преграда – его избранница оказалась замужем. Прежде, чем Софья Миллер получила развод, влюбленным в течение семи лет пришлось быть главными героями сплетен и пересудов. Но, несмотря на все преграды, Софья и Алексей обвенчались, и прожили в счастливом браке 20 лет. Миллер стала для поэта не только любимой супругой, но и музой, всегда вдохновлявшей его на написание новых произведений.
В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.
Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.
Композиция
Произведение состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.
Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.
Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стихотворение приобретает особую возвышенность и музыкальность.
Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя.
Средства выразительности
В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.
В стихотворении встречаются метафоры (« тайна покрывала черты »), сравнения (« дивно звучал, как звон отдаленной свирели »), инверсия (« часы одинокие», «стан тонкий »), но больше всего в произведении эпитетов (« шумный», «мирской», «звонкий »).
Источник
Алексей К. Толстой средь шумного бала. случайно
История возникновения стихотворения так же романтична, как романтично рождение любви.
По одной версии на балу в петербургском Большом театре (Каменный театр) камер-юнкер Алексей Толстой (33-ти лет от роду) появился случайно — по долгу службы он сопровождал цесаревича Александра, будущего императора.
Как водится на балах-маскарадах, дамы были в полумасках, оставляя открытыми только глаза. Девушка с печальными серыми глазами, красивой фигурой и мелодичным голосом привлекла внимание Толстого. Она изящно вальсировала, остроумно отвечала на вопросы, показывая добрый нрав и образованность . Толстому было с ней так интересно, что к концу бала прекрасная незнакомка совершенно его покорила.
По другой версии, на балу с Софьей Андреевной Миллер познакомился не Толстой, а Иван Сергеевич Тургенев. Девушка в маске заинтриговала Тургенева, и он договорился с ней о свидании. Сцену знакомства на балу Тургенев в красках расписал своему другу Алексею Толстому. Тот заинтересовался и уговорил Тургенева взять его на свидание. Пришли вдвоём.
Увидев некрасивое лицо 24-х летней Софьи Андреевны, восторги Тургенева вмиг улетучились. Позже, вспоминая о той встрече, он скажет — у неё было «лицо чухонского солдата в юбке». Во время свидания разочарованный Тургенев откровенно скучал, а Толстой, наоборот, с удовольствием беседовал с Софьей Андреевной. Он не видел ни её широкого узкогубого рта, ни курносого носа, ни скорбно опущенной линии бровей — он наслаждался общением и находил девушку очаровательной.
Чувства к воображаемому образу казались Толстому реальными, он погрузился в них с головой. Через несколько дней влюблённый вылил свои чувства в стихотворении «Средь шумного бала».
Позже, в разговоре с другом и родственником А. М. Жемчужниковым, Толстой называл её «милой, талантливой, доброй, образованной, несчастной и с прекрасной душой».
По третьей версии — Толстой и Тургенев пришли на тот бал-маскарад вместе. Разница состояла в том, что Тургенев разочаровался в Софье Миллер, а Толстой — наоборот, в неё влюбился.
Исторические факты свидетельствуют, что только через 12 лет после первой встречи Алексей Константинович и Софья Андреевна обвенчались.
Существует мнение, что все эти годы они любили друг друга взаимно, но, детально знакомясь с подробностями биографии Алексея Константиновича, я стала сомневаться в ответной любви Софьи Андреевны.
Считается, что если женщину любит порядочный, и, главное, знаменитый мужчина, то вокруг неё сразу начинают петь ангелы, и она преображается, переходя на сторону добра, ведь хороший человек непременно любит себе подобного, у добрых и хороших «злых жён» не бывает. К сожалению, бывает.
Хороший, добрый, умный и талантливый Алексей Толстой любил Софью Миллер, поэтому она по умолчанию должна была иметь положительные душевные качества, например, любить мужа и помогать ему в его делах. Кое-кто из литературоведов считает, что Толстой якобы без поддержки Софьи Миллер не написал бы ни строчки.
Биографы сходятся в том, что Софья Андреевна была широко образована, читала и говорила на четырнадцати или шестнадцати языках (когда сумела!), умела вести и поддерживать разговор на любые темы, прекрасно пела, разбиралась в литературе и музыке . это, конечно, большой плюс для женщины, но образованность, манеры и поведение не синонимы счастливой любви.
По данным, почерпнутым из разных биографических источников, я сделала вывод, если кто из этой пары и любил, так это был Толстой, а Софья лишь позволяла себя любить. Возможно, в начале их романтического знакомства она пробовала отвечать на чувства Алексея Константиновича, но увлечение не любовь, оно — кратковременно и непрочно.
Мои сомнения возникли под влиянием некоторых фактов.
1.
Влюблённый Толстой, несмотря на то, что Софья была замужем, пришёл в дом Миллеров и сделал Софье предложение руки и сердца. Если бы она его любила, то воспользовалась бы этим обстоятельством и решительно ушла от нелюбимого мужа (вспомним Анну Каренину), но она не ушла, хотя отношения с мужем у неё были к тому времени чисто формальные. Значит, и Толстой ей не очень нравился.
2.
Когда муж Софьи, кавалергард-полковник Лев Фёдорович Миллер, воевал в Крымской войне, она закрутила роман с писателем Григоровичем, хотя знала о чувствах Толстого: она получала от него частые романтические письма с признаниями в любви и посвящением ей стихов. Наверняка она знала, что слухи о её связи с Григоровичем неминуемо дойдут до влюблённого Толстого и причинят ему боль и страдания, но . нелюбимого не жалко!
3.
А.М. Жемчужников вспоминал беседу с матерью А.К.Толстого, Анной Алексеевной, которая призналась ему, что огорчена «привязанностью» сына к Софье Андреевне, что «глубоко возмущена» её «лживостью и расчетом» и относится к её искренности «с полным недоверием».
Анна Алексеевна знала, что говорила. В обществе за Софьей Миллер укрепилось мнение, что у неё недостойное для приличной девушки прошлое.
Дело в том, что у юной (незамужней) Софьи был роман с князем Григорием Вяземским, от которого она родила ребёнка. Вяземский не захотел узаконить их отношения, из-за чего между ним и братом Софьи произошла дуэль, в результате которой брат был убит.
Родственники замяли некрасивую историю, а рождённую девочку записали, как ребёнка брата. Имя Бахметевых вроде не замаралось, да и Софью поскорее выдали замуж (за Льва Миллера), но след этой истории лёг тёмным пятном на репутацию Софьи Андреевны. Не потому ли Жемчужников добавил: «Чутко материнское сердце».
4.
Будучи замужем за А.К.Толстым, Софья Андреевна обращалась к нему только по фамилии, например: «Какие глупости ты говоришь, Толстой.» Муж её раздражал, и она этого не скрывала. Пренебрежительно относилась к его творчеству, говорила, например, что даже Тургенев пишет лучше! Скучала в обществе мужа и ездила развлекаться в Европу, тратя семейные деньги на роскошь, в то время, как их имения разорялись.
Но любовь . любовь к этой женщине всё равно жила в сердце поэта:
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Все, что не ты, – так суетно и ложно,
Все, что не ты, – бесцветно и мертво…. /А.К.Толстой/
5.
Граф Алексей Константинович был удачлив в жизни, казалось, ничто не могло омрачать его дни — жил, любил, творил, обладал могучим здоровьем, мог на охоте выйти на медведя в ножом в руках . почему же в последние годы Толстой страдал сильным расстройством нервов? Может, причина смерти Толстого (в 58 лет) не в случайной передозировке успокоительного лекарства, а осознанное действие самоубийства?
Софья Андреевна была ещё и хорошей актрисой — «на людях» показывала себя скромной, заботливой и любящей супругой, и у посторонних складывалось мнение, что Толстой и Миллер — счастливая пара.
Биографы ставят Софье Толстой (Миллер)в заслугу то, что она редактировала рукописи мужа и занималась его издательскими делами. Думаю, биографы приписали Софье Миллер достоинства другой Софьи Андреевны Толстой — супруги Льва Николаевича Толстого, которая, действительно, везла на себе воз редакторских забот. Точно так же поступала и третья Софья Андреевна Толстая — жена С.А.Есенина; она тоже принимала активное участие в издательских делах мужа.
А то, чем занимались две Софьи Андреевны, легко приписать и третьей .
Талантливым людям нелегко жилось в России, поэтому чуткие, умные и, главное, любящие жёны, были для них «приютом и отдохновением». Увы, Алексей Константинович был лишён душевного приюта, хотя он до конца своих дней оставался романтиком, храня преданность, верность и любовь избраннице своего сердца.
Конечно, он ощущал холодность подруги жизни, и это сильно его огорчало, но воспоминание о первой встрече на балу помогало залечивать душевные раны:
«В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю. «
Вот эти: » в часы одинокие ночи люблю я, усталый, прилечь» и «и грустно я так засыпаю» — не дают мне покоя. Я сочувствую и сострадаю этому большому, доброму, мягкому и ранимому человеку . наверняка Толстой понимал разницу между Софьей настоящей и Софьей воображаемой.
Наблюдательная и мудрая Фаина Георгиевна Раневская как-то заметила: «Женщина умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги? «
А вот мужчина может! И может потерять голову только из-за красивых ног, но и из-за красивых глаз, особенно, если они печальные, как у дамы в полумаске. Эти глаза, очи, и пробудили в душе доброго, отзывчивого и впечатлительного Алексея Константиновича Толстого интерес к их обладательнице.
Красивым мы называем то лицо, в котором соразмерны все его составляющие, они дополняют друг друга, соединяются в целое и создают неповторимую прелесть лица. Гораздо чаще бывает, что черты лица по отдельности красивы и выразительны, но вместе друг с другом не сочетаются, и можно любоваться только, например, носом, губами или глазами. Вспомним, как описывал Лев Толстой некрасивое лицо княжны Марьи в «Войне и мире»:
«. глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. «
В такие глаза немудрено влюбиться!
Лицо Софьи ниже глаз было скрыто полумаской-«тайной» /Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты/. Верю, Толстому понравились её глаза /»Лишь очи печально глядели»/, ему понравился её «тонкий» стан, (а на что ещё смотреть?), слышал, как Софья умело шутила, остроумно отвечала на вопросы, искусно поддерживала беседу /»А голос так дивно звучал», а смех её был, «Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал» — что-то видел, что-то слышал, как мало надо, чтоб влюбиться! Остальное дорисовало поэтическое воображение.
Никто не знает ни сроков рождения любви, ни её причин: как говорил Пушкин о Татьяне Лариной: «Пришла пора — она влюбилась!» Пора пришла и к Алексею Толстому, и он влюбился в незнакомку в «тайне», как прыгнул «в омут с головой».
В человеке всегда живёт предрасположенность к любви; это та благодатная почва, в которой одно-единственное зёрнышко (красивые ноги, глаза или голос) произрастает в большое чувство.
Примечательно, что Иван Тургенев тоже имел возможность оценить глаза, стан и голос Софьи, но для Тургенева глаза не стали «печальными очами», стан, хоть и гибкий, не произвёл впечатления, а голос не вызвал ассоциаций ни со свирелью, ни с морской волной. Более того, увидев лицо Софьи Миллер без маски, Тургенев сделал «фи», прикрыв своё разочарование (как воспитанный человек) скучающим видом.
А Толстой . Толстой был во власти своего чувства. Воображение рисовало ему облик нежного существа и заставляло вспоминать минуты первой встречи: «А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моём сердце звучит.»
Мужчины чаще всего однолюбы. Алексей Константинович подсознательно чувствовал, что его первая и единственная любовь — это подарок судьбы, и она всегда должна оставаться подарком, от которого получаешь и радость, и силы, и душевную благодать!
Как бы то ни было, Софья Андреевна Миллер была для Алексея Константиновича музой творчества, героиней его любовной лирики, за что ей низкий поклон.
Благодаря ей (вернее,благодаря Любви к ней поэта), мы имеем возможность наслаждаться стихами Толстого и слушать песни и романсы на эти стихи, например, такие широко известные, как «Не ветер, вея с высоты», «То было раннею весной», «Не верь мне, друг», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Колокольчики мои, цветики степные» и многие другие.
И среди них особое место занимает стихотворение «Средь шумного бала», к которому многие композиторы написали музыку, самая известная из них принадлежит Петру Ильичу Чайковскому.
Иллюстрация: Алексей К. Толстой и Софья Толстая (в девичестве Бахметева, в 1-м замужестве Миллер)
Коллаж Мита Пе.
Источник