Способы управления эмоциональной средой организации

Эмоциональная составляющая в управлении персоналом

Какие типы мышления можно развивать?

  • Стратегическое — способность к многомерному моделированию и перспективному видению (важный навык для управленческой команды).
  • Системное — способность смотреть на организацию как на систему, рассматривать себя как элемент системы, включенный в связи с другими элементами (важный навык эффективного руководителя).
  • Аналитическое — способность разложить целое на составляющие(важный навык эффективного руководителя).
  • Креативное — способность смотреть на вещи под разными углами, с разных перспектив, находить новые ракурсы, искать новые возможности, принимать нестандартные решения (важный навык для многих руководителей и сотрудников, которые не ограничены рамками должностной инструкции).
  • Эмоциональное — способность замечать эмоциональный фон в себе и в окружающих, понимать природу эмоций, уметь выбирать свою реакцию и влиять на эмоции других людей (важный навык в управлении персоналом, лидерстве, управлении коммуникацией с внутренним и внешним клиентом).
  • Речевое — мышление вовремя речи и речь вовремя мышления, способность легко и ясно доносить свои мысли до слушателей (необходимый навык в презентациях и публичных выступлениях, в продажах, переговорах, при проведении совещаний).

Если вы вспомните продуктивных людей в различных сферах деятельности, на разных уровнях организационной лестницы, то наверняка у всех вы найдете одну общую черту, которая по — разному проявляется. Чаще всего это люди, которые излучают радость и удовольствие, с ними приятно вести дела, они гибко реагируют на потребности коллег и клиентов, они умеют изменять свои эмоции и влиять на эмоции других, они привносят позитивную энергию в то, с чем имеют дело.

И это аспекты эмоционального мышления. Именно оно как лакмусовая бумажка определит, кто преуспеет, а кто- нет, кто всегда недоволен, а кто счастлив, кто умеет строить длительные отношения с коллегами, руководителем, клиентами, а кто только ожидает к себе особого отношения, ни капли не заботясь о других.

Ожидания от персонала

Для начала давайте обратим внимание на то, что ожидается от сотрудника и от руководителя в бизнесе, кроме технического выполнения функциональных задач. То есть нас интересует социально — психологический аспект работы человека в организации.

Что руководитель ожидает от сотрудника:

  • принимать адекватные решения в рамках своего функционала;
  • заботливо и профессионально общаться с клиентами;
  • эффективно решать проблемные ситуации;
  • продуктивно взаимодействовать с коллеги;
  • регулировать свое эмоциональное состояние.

Что ожидается от руководителя:

  • эффективно ставить задачи, обучать, мотивировать, поддерживать;
  • принимать адекватные решения;
  • регулировать свое эмоциональное состояние;
  • эффективно решать проблемные ситуации;
  • корректно давать обратную связь;
  • развивать и вдохновлять свою команду.

Потребности персонала

Приходя в компанию человек всегда соотносит то, что от него ожидают со своими потребностями. Каковы же потребности любого человека, приходящего в организацию? Если обобщить различные концепции по этому поводу и просто обратить внимания на свои внутренние ощущения, то практически каждому из нас хочется

  • продуктивно выполнять свою работу;
  • быть оцененным по заслугам;
  • иметь право на ошибку;
  • иметь право высказывать свое мнение, предлагать идеи;
  • получить поддержку, при необходимости;
  • общаться с позитивными коллегами;
  • быть на своем месте и чувствовать себя комфортно.

Если совместить потребности и ожидания, то связующим звеном между ними, станет присутствие эмоционального мышления и осуществление эмоционально адекватного взаимодействия.

3 уровня взаимодействия

В ежедневной деятельности мы взаимодействуем друг с другом на 3х уровнях:

  • ментальном (обмен идеями, задачами, информацией),
  • эмоциональном (распознавание, выражение, изменение эмоционального состояния- своего, клиента, партнера),
  • физическом (рукопожатие, дружеские объятия, похлопывания по плечу).
Читайте также:  Продолжите эмоциональный словарь праздник трагедия радость страдание

Последние открытия в области нейропсихологии мозга показывают, что когда человек испытывает удовольствие, радость, приятные эмоции, выделяется серотонин, который приводит в действие наиболее высокий уровень ментальной активности. Это значит, что человек может повысить свою продуктивность, генерировать творческие идеи, быстрее справляться с задачами, качественно выполнять свою работу, обучившись поднимать эмоциональный тон.

Когда сотрудник сталкивается с эмоционально окрашенными ситуациями — с жесткими сроками, трудной задачей, требовательным клиентом , внезапными изменениями, авторитарным руководителем или «террариумом единомышленников», большим вызовом для него становится сохранить эмоциональную целостность и быть продуктивным. Просто чаще всего люди не знают, как эти управлять.

Японцы приходят друг к другу с поклонами, подарками и благодарностями, и никто не удивляется: уважать и признавать друг друга – это норма поведения в их культуре.

Американский психолог Эрик Берн определили это как «психологический кислород»: психологическая потребность человека в поглаживаниях. Он выделяет четыре типа поглаживаний:

  1. позитивные (благодарность, похвала) и негативные (критика);
  2. безусловные (за личность: «ценю тебя как прекрасного человека») и условные (за действия: «вы отлично справились с этим проектом»);
  3. внутренние (хвалить и благодарить себя) и социальные (других);
  4. физические (обнять, похлопать по плечу, пожать руку) и психологические (слова и невербальное одобрение).

Обычной платой за низкий уровень эмоциональной компетентности является

  • недовольства, обиды, раздражения (часто под маской»у меня все отлично»)
  • плохие, поверхностные отношения
  • неприятие со стороны коллег
  • торможение в рабочих процессах
  • конфликтные ситуации
  • скрытый (или явный) саботаж
  • увольнение сотрудников (говорят «приходят на работу, а уходят от руководителя»)

Как же руководитель или специалист в компании может избежать подобных результатов? Для этого важно вывести на осознанный уровень понимание, что происходит с ним и коллегами на эмоциональном уровне, какова природа этих эмоций и как ими управлять. А то, что мы осознаем, мы можем либо изменить, либо принять, либо поменять к этому отношение. У человека всегда есть выбор!

Таким образом эмоциональное мышление — это инструмент достижения успеха для тех людей, профессии которых относятся к сфере «человек- человек»: руководители, продавцы, менеджеры проектов, HR- менеджеры, тренеры, РR- менеджеры и т.д.

Повышая эмоциональную осознанность, сотрудник сможет:

  • сохранять продуктивное состояние в течении дня;
  • адекватно реагировать на вызовы в работе;
  • стать более уравновешенным;
  • перестать обвинять, раздражаться, выплескивать негатив;
  • выстраивать продуктивное взаимодействие с клиентами, подчиненными, коллегами;
  • создавать и поддерживать долгосрочные отношения;
  • стать эмоционально целостным.

Эмоциональное мышление — это рабочий навык, который существенно усилит как руководителей так и специалистов вашей компании. А успех любой компании во многом зависит от эмоционального состояния сотрудников!

Источник

Эмоциональный менеджмент: что это и как ему научиться

IQ сейчас не в моде. Давно признано, что эмоциональный интеллект имеет куда большее значение в достижении успеха в жизни. И одним из важнейших компонентов EQ является эмоциональный менеджмент – способность распознавать и контролировать свои эмоции. В статье вы узнаете, почему на нас так сильно влияют эмоции, что мешает ими управлять и как все-таки взять под контроль свои эмоциональные реакции.

Что такое эмоциональный менеджмент и зачем он нужен

Эмоциональный менеджмент – это способность осознавать, принимать и контролировать свои (а также чужие) эмоции. По сравнению с животными, мы обладаем более рациональным мозгом, способным к абстрактным логическим рассуждениям. Тем не менее, в отличие от Шерлока Холмса, мы не можем руководствоваться в своих решениях только чистым разумом. Хотим мы этого или нет, эмоции все равно влияют на нас. И чем просто поддаваться им, лучше понимать, как они на нас воздействуют и как мы можем управлять ими в свою пользу. Именно для этого и нужен эмоциональный менеджмент.

Кроме того, эмоции – это одна из важнейших составляющих межличностных коммуникаций, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в достижении практически любых целей. То, как вы умеете управлять эмоциями при общении с другими людьми, может стоить вам многого. Как в позитивном, так и в негативном аспекте.

Эмоции и мозг

Почему эмоции так сильно влияют на нас и почему так сложно управлять ими? Все это имеет непосредственное отношение к структуре мозга, которую мы никак не могли бы изменить. И поэтому нам нужно к ней приспособиться.

Эмоции и интеллект контролируют разные участки мозга, которые в чем-то даже конкурируют между собой. За эмоции отвечает лимбическая система – это более глубокая и древняя структура, чем кора. Она относится к подсознательной, неконтролируемой части центральной нервной системы. В животном мире эмоции это не просто страх или радость. Это – средства для выживания. Страх заставляет бежать или сражаться; радость говорит, что вы на правильном пути к осуществлению инстинктов. Именно поэтому эмоции – это простые, непосредственные, но вместе с тем сильные реакции на внутренние или внешние стимулы. Животное должно покориться их велению.

Еще одна важная особенность, которая поможет в освоении эмоционального менеджмента – связь эмоций с памятью. Это очень тесная связь. Если что-то плохое случалось с вами ранее, ваш эмоциональный ответ на тот же стимул, вероятно, будет таким же сильным. Лимбическая система действует очень просто. У нее есть ряд признаков, по которым она соотносит конкретную ситуацию с тем, что уже было. И в соответствии с этим она выдает эмоциональную реакцию, также основанную на прошлом опыте.

Как вы понимаете, жизнь куда более сложная штука, чем это кажется нашей лимбике. И очень часто она попадает впросак. В отличие от интеллекта, который и позволил нам стать доминирующим видом. Понимание этого очень важно в эмоциональном контроле. Вам необходимо научится распознавать истинные причины возникновения тех или иных эмоций, и тогда вы сможете управлять ими.

Как контролировать эмоции

Можно выделить два основных аспекта управления эмоциями, над которым вы должны работать.

Первый – это ситуативный менеджмент. Он пригодится, если вас совсем неожиданно захватывает какая-то эмоция, и вам срочно нужно с ней справиться. Второй – это стратегический менеджмент. Далеко не всегда вы сможете справиться с эмоцией с первой попытки и избежать определенной реакции в будущем. Поэтому вам придется работать над собой в течение длительного периода времени.

Эмоциональный менеджмент – это не одноразовая акция, а ежедневный стиль жизни. Однако чтобы научиться стратегическому менеджменту, следует сначала освоить ситуативный, так что давайте немного разберемся, как именно им овладеть.

Ситуативный менеджмент

Ситуативный менеджмент предполагает две достаточно простые, но очень эффективные практики:

1 Остановитесь. Пожалуй, это самое трудное в эмоциональном менеджменте, но это первое, что нужно предпринять, если вас захлестнули эмоции. Далеко не всегда это сработает, но других вариантов нет. И если не получается сделать это простым волевым усилием, попробуйте быстро переключиться. Например, на свое дыхание.

Да, можно выполнить банальные 10 глубоких вдохов. Или же последовать технике «Квадратное дыхание». Сделайте вдох в течение 5 секунд, затем задержите дыхание на 5 секунд, потом выдыхайте на протяжении 5 секунд и вновь остановитесь на 5 секунд. Повторите это несколько раз.

Параллельно с этим сразу же начинайте искать причины своей эмоциональной реакции. Ваша главная задача – отключить лимбическую систему и заставить работать кору. Обдумывание ситуации как раз поможет с этим.

2 Понизьте уровень энергии. Древний возбужденный мозг не захочет сдаваться так быстро. Далеко не всегда вам необходимо устранять эмоции вообще. Иногда просто достаточно снизить накал страстей. И вот как это можно сделать.

Во-первых, необходима физическая активность. Она позволяет переключить внимание и выделяет химические вещества (эндорфин дофамин), которые помогут вам почувствовать себя лучше.

Во-вторых, требуется интеллектуальная активность. Музыка, соцсети, книги, фильмы, разговор с другим человеком – подойдет все, что загрузит ваш рациональный ум по полной.

Теперь же несколько слов о стратегическом менеджменте.

Стратегический менеджмент

Реализуя стратегический эмоциональный менеджмент, вы будете работать над собой всегда – даже когда ничего не чувствуете. Это скорее рефлексивная методика, которая учит по-другому воспринимать свои эмоции и реагировать на ситуацию иначе.

1 Наблюдайте за своими эмоциями и ищите их причины. Одна из причин, почему люди так плохо управляют эмоциями – склонность к слишком поспешным выводам. Неопределенность некомфортна, и мы в считанные секунды идентифицируем саму эмоцию и ее причины. Мы включаем ту самую «быструю», эмоциональную думающую систему, которая приводит к торопливым и неверным выводам.

Так что как только вы слегка остынете, постарайтесь погрузиться в себя поглубже. Задайте себе следующие вопросы:

  • Как я отношусь к этой ситуации, что я чувствую?
  • Почему у меня возникает такая реакция?
  • Что я должен делать с этим?
  • Какой эффект это окажет на меня и на других людей?
  • Что в связи с этим чувствуют другие люди?
  • Насколько мои действия соответствовали моим ценностям?
  • Что мне нужно делать, чтобы исправить это?

Мы должны научиться наблюдать и понимать эмоции, которые испытываем, не принуждая себя делать что-либо с ними. Это помогает нам сохранять равновесие. Нет необходимости мгновенно отвергать ситуации или эмоции только потому, что они неприятны. Не все неприятное плохо. Если мы можем оставаться объективными, мы способны превратить то, что кажется неудобным, во что-то продуктивное.

2 Практикуйте осознанность. Уже из самого термина можно понять, что осознанность – это отличный способ включить разум. Стараясь быть активным участником настоящего момента, мы с меньшей вероятностью попадаем в ловушку старых идей или воспоминаний, которые не имеют реального отношения к тому, что имеет место быть в настоящее время. Нам не нужно называть все, что происходит сейчас, хорошим или плохим. Мы должны приучить себя смотреть на происходящее через призму: «Прямо сейчас эта ситуация такова, какова она есть». Это не позволит лимбической системе мгновенно реагировать всплеском эмоций.

Эмоции являются продуктом древней, животной части мозга, и мы никак не можем избавиться от их влияния. Управление эмоциями не означает полный контроль над ними. Мы лишь учимся перенаправлять их энергию в другое русло или же, изучая причины их появления и свои реакции, предотвращать их возникновение. Это предполагает работу в двух направлениях – тактическом (ситуативном), когда мы быстро ликвидируем проявления эмоции, и стратегическом – когда мы анализируем свое поведение и меняем условия, которые приводят к возникновению тех или иных эмоций. Поразмышляйте об этом.

А чтобы быстро научиться управлять эмоциями и вообще работать с ними, можете пройти наш курс «Эмоциональный интеллект», где мы собрали огромное количество советов и рекомендаций на эту тему. До встречи на курсе и удачи вам!

Источник

Читайте также:  Чувство голода с подташниванием
Оцените статью