- Как справиться с тревогой перед 1 сентября: советы алтайского психолога
- Как справиться со стрессом перед школой
- Рюкзак, тетради, форма: сколько стоит собрать ребенка в школу в Алтайском крае
- Советы родителям
- Барнаульцы размышляют, нужно ли покупать школьную форму к 1 сентября
- Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
- Три пика школьного стресса
- Первый класс
- Профи для любой задачи
- Пятый класс
- 9–11-й класс
- Три претензии родителей
- Патологическая лень
- Отсутствие интереса к учёбе
- Неорганизованность
- Статья «Как уменьшить стресс у первоклассника?»
Как справиться с тревогой перед 1 сентября: советы алтайского психолога
Редактор, Общество, 8:19, 19.08.2020
Главными помощниками в борьбе со стрессом у детей должны стать родители
Возвращение в школу для многих детей превращается в конец света. В этом году ситуацию обостряет тот факт, что ученики не были в школе почти полгода, и период адаптации может быть сложнее, чем обычно. Детский педагог-психолог краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ирина Филоненко рассказала «Толку», как сохранить спокойствие перед новым учебным годом.
Как справиться со стрессом перед школой
Стресс вызывает любая новая обстановка и все, к чему мы не готовы, рассказывает Ирина Филоненко. Новые правила в новом учебном году и общая напряженность из-за коронавируса только подогревают беспокойство.
Рюкзак, тетради, форма: сколько стоит собрать ребенка в школу в Алтайском крае
Дороже всего родителям обходится школьная форма и другая одежда для ребенка, дешевле всего можно купить канцелярские принадлежности
«В такой ситуации важно подготовиться. Стоит воспринимать это не как что-то страшное, не как проблему, а как перезагрузку, новую задачу», – комментирует педагог-психолог.
Родители, по словам специалиста, – это полноценные участники организации учебы ребенка. Учителя это понимают, а вот родители – не всегда. Мамам и папам важно осознать, что они не только контролеры, но и в первую очередь помощники ребенка. И за две недели, которые остались до начала учебного года, они вполне могут помочь своим детям преодолеть стресс.
Советы родителям
- Благоприятная обстановка дома. Моральная обстановка, которая окружает ребенка, очень важна, рассказывает Ирина Филоненко. Трения между родителями в этот период нужно свести к минимуму: или «сглаживать», или уводить от глаз ребенка, чтобы лишний раз его не нервировать.
- Меньше критики. Сейчас очень важно оставить любую критику и сосредоточиться на похвале. Подбадривать ребенка в дни перед школой крайне важно. Хвалите его в том, что у него хорошо получается, и меньше обращайте внимания на то, в чем он слабее.
- Положительные отзывы о школе и учебной деятельности в целом. Особенно это касается первоклассников. Дети постарше уже в курсе, что из себя представляет школа, а вот малышам положительный образ заведения, где они проведут ближайшие 10 лет, точно не помешает. То же относится и к детям, которые переходят учиться в другую школу.
Барнаульцы размышляют, нужно ли покупать школьную форму к 1 сентября
«А школа-то хоть будет? Форму покупать? Или так и продолжим учиться на дистанте?» – такие вопросы задают друг другу в соцсетях родители школьников Барнаула
- Подчеркивайте положительные качества учителя. Для младшеклассников очень важен авторитет педагога. Все ли я пойму? Какие у учителя будут требования? Со всем ли я справлюсь? Такими вопросами обычно задаются бывшие детсадовцы.
«У детей разного возраста отношение к школе различное. У первоклашек на первом месте – авторитет педагога. У пятиклашек – переходная ступень из начального в среднее звено. Они ориентируются на общение со сверстниками, на одноклассников, как наладить отношения, поддержать диалог.
У старшеклассников уже профессиональные интересы: куда я пойду дальше, на какие предметы сделать акцент, на чем сосредоточиться. Попробуйте найти эти смыслы вместе с ребенком, поговорите о том, что для него важно, чего он боится и чего ждет», – советует специалист.
Перед школой полезно подкорректировать режим дня: раньше ложиться, раньше вставать, чередовать познавательную активность с двигательной. Если ребенок переходит в новую школу или идет в первый класс, специалист советует летом сходить в учебное заведение на экскурсию.
Также перед учебным годом будет не лишним проконсультироваться с педиатром о профилактике заболеваний.
Напомним, в этом году в школы Алтайского края пойдет рекордное количество детей – 280 тысяч человек. По данным регионального минобра, первоклассников в регионе стало больше на 5 тысяч человек.
Источник
Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
Три пика школьного стресса
Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.
В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.
В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы
Первый класс
Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.
Профи для любой задачи
Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.
В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.
Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.
Пятый класс
С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.
Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».
9–11-й класс
Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.
Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.
У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.
Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.
«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться
Три претензии родителей
Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.
Патологическая лень
Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.
Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.
Отсутствие интереса к учёбе
Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.
Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.
Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».
Неорганизованность
Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.
Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».
Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.
Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?
Источник
Статья «Как уменьшить стресс у первоклассника?»
Беседа с родителями первоклассников педагога-психолога
МБОУ «Кирбинская СОШ» Молчановой Г.Н
Тема: Как уменьшить стресс у первоклассника?
У некоторых детей новый учебный год может вызвать стресс, потому что происходят перемены, и они не знают, что их ждет в ближайшее время.
Стресс не всегда считается чем-то плохим. Испытывая стресс, организм вырабатывает адреналин или гормон, освобождающий организм от запасов энергии. Адреналин придает дополнительные силы и мотивирует организм к действию.
Нашим предкам стресс был необходим для выживания, потому что помогал избегать опасных для жизни ситуаций. Между тем в наши дни, когда необходимость в этом уменьшилась, стресс зачастую может стать помехой и даже причиной эмоционального дискомфорта, а также причинить вред здоровью организма в целом.
Констатировать стресс у ребенка не всегда просто. Но существуют признаки, которые могут свидетельствовать о беспокойстве ребенка. Нарушения сна, привычка грызть ногти, боль в животе или головная боль, трудности концентрации, внезапные проблемы с дисциплиной и другие изменения в поведении ребенка могут свидетельствовать о психоэмоциональных изменениях.
Следует понимать, что как взрослым, так и детям необходимо время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Вместе с тем, чтобы избежать нежелательной напряженности, лучше всего уменьшить количество вещей, с которыми ребенок незнаком. В этом случае особое значение имеет коммуникация родителей со своим ребенком.
В качестве иллюстрации могут пригодиться школьные фотографии, или, если это возможно, желательно самим обойти школьную территорию. Стоит рассказать детям о времени своей учебы в школе и поделиться самыми душевными школьными воспоминаниями, что могло бы создать у ребенка позитивные чувства в связи с учебой в школе. Во время этих разговоров родителям особенно важно прислушиваться, чтобы узнать, из-за чего ребенок испытывает беспокойство, и во время разговора помочь первокласснику преодолеть эти страхи.
Для повышения устойчивости ребенка к стрессу, большое значение имеют также физическая активность, достаточный отдых и здоровое питание. Нередко из-за современного образа жизни нам не хватает различных питательных веществ.
Стресс потребляет большие ресурсы организма, поэтому в подобных условиях необходимо обратить внимание на сбалансированное питание ребенка, и в особенности на вещества, которые мы не можем получить только с пищей.
Зачастую в пище не хватает не только витаминов, но и важных для организма минеральных веществ. Одним из таких «лидеров» является магний, который во время стресса потребляется больше всего.
Очень важно заботиться о достаточном количестве магния в питании как детей, так и взрослых, поскольку его нехватка может вызвать нервное возбуждение, мышечные судороги, усталость, уменьшить способность к концентрации, а также повлечь расстройства в питании, что в долгосрочной перспективе может привести к сахарному диабету и другим серьезным заболеваниям. Магний можно получить, если есть орехи, рыбу, фрукты и овощи.
Для того чтобы организм усваивал магний более успешно, пищу следует пополнить витаминами группы В6, которые содержатся в гречке, бананах, печной картошке и других продуктах. Если имеются опасения, получает ли ребенок с пищей необходимые витамины и минеральные вещества в нужных количествах, то можно использовать приобретенные в аптеке витамины и минеральные вещества в концентрированном виде.
Ребенку очень важно соблюдать определенный режим дня (приложение 1). Независимо от того, начинает ли ребенок учебу в первом классе или уже знаком со школой, родителям также рекомендуется оценить и собственный режим дня и уделять ребенку немного больше времени.
Источник