Способы регуляции эмоций через тело человека

Регуляция эмоций

Что такое эмоция?

Для начала давайте определимся, что такое эмоция. Эмоция — это субъективное оценочное отношение человека к тем или иным ситуациям. Многие психологи разделяют понятия «чувство» и «эмоция». С их точки зрения эмоция направлена на ситуацию в целом, а чувство возникает по отношению к кому-то или чему-то. Я для себя эти понятия не разделяю так проще и клиентам более понятно.
Ниже я привел несколько способов регуляции эмоций (чувств). Эти способы простые и Вы можете пользоваться совершенно легко.

Способы регуляции эмоций

Первый способ – «Принятие чувства»
Во первых надо сказать, что чувство какое бы оно не было, находиться у человека внутри. Вроде бы истина, но мы часто об этом забываем. Когда Вы сами себе скажите — да это мое чувство, то у Вас практически моментально возникнет понимание – если это чувство во мне, то оно мое и соответственно я за него отвечаю. Эта простая логика является очень важной. Дело в том что, человеку свойственно перекладывать ответственность на другого человека – «ты меня обидел», «ты меня злишь», «ты меня радуешь» и т.д. Как только Вы поменяете схему на — «я злюсь на тебя», «я обижен на тебя», «я радуюсь за тебя» и т.д. то Ваше чувство будет вашим и вы возьмете за него ответственность. В этот момент включаться бессознательные защитные механизмы психики, и происходит внутренняя «проработка» чувства. Итак, если Вас что — то беспокоит:
1. Спросите себя — «что я сейчас чувствую» и получите ответ, например — «я злюсь». В этот момент вы отделяете себя и свою злость от объекта злости (уже половина дела);
2. Проговорите про себя фразу – «Я беру ответственность за мою злость. Эта злость моя».
3. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов

Второй способ – «Проживание чувства»
Это способ очень похож на первый дополнение лишь в том, что Вы плюсом «включаете» фразу – я позволяю этому быть – даете разрешение. Например:
1. «Я обижен» – определение чувства;
2. «Я беру ответственность за свою обиду» – взятие на себя ответственности за чувство;
3. «Я позволяю этому чувству быть во мне» – открытие канала чувства возможность его «проработки» или по другому «проживания». Дело в том что в основном человек испытывает дискомфорт не из за самого чувства а из за «подавление» этого чувства, а по законом физики любое действие вызывает противодействие, то есть чувство усиливается в разы.

Третий способ – «Понимание чувства»
В этом способе помимо понимания чувства и взятие ответственности вы задаете себе «глупый» вопрос – Для чего? Например – «Я расстроен». «Это мое расстройство и я за него отвечаю». Для чего я расстроен? Как правило, это вызовет у Вас улыбку. Ведь по природе чувств «глупо» быть расстроенным. Если расстройство сохраняется, то переходите к следующему способу.

Четвертый способ – «Реализация чувства»
Здесь добавляется вопрос — Чего я хочу? Например — «Я грущу». Для чего мне эта грусть? Чего я хочу? Ответы могут быть разными, например: «грустить дальше» (грустите на здоровье см. «проживание чувства», «хочу что бы меня пожалели», «хочу понять что то важное что выходит через грусть» и т.д. Если чувство — «злость», могут возникнуть желания опасные – «прибить эту сволочь» например. Задайте себе вопрос — «как я могу проявить злость, не прибегая к насилию или оскорблению?» Ответ может быть таким – «стукнуть в стену», например. Стукните на здоровье в стену и по сильнее, что бы штукатурка посыпалась. У одного моего темпераментного знакомого была привычка вышибать дверь в ванной во время злости. Они эту дверь даже и не ремонтировали толком. Все в семье знали — есть дверь. Нормальное такое веселое проявление злости.

Пятый способ – «Убирание чувства»
Этот способ очень эффективен, но он потребует немного воображения.
Этапы данной техники:
1. Определение чувства – Что я чувствую? Например – «Печаль»
2. Определение места, где находиться это чувство в теле. Например — «Где то в области груди».
3. Идентификация чувства – Как выглядит это чувство? (размер, цвет, из чего сделано, теплый или горячий этот предмет, объемный или плоский). Как только чувство превратиться в предмет оно перестанет быть чувством. Например – что-то похожее на кирпич
4. Убирание чувства (предмета из тела) – медленно вытащите этот предмет из тела и «брякните» его где нибудь рядом.
5. Выберите способ уничтожение этого предмета – можете «облить его серной кислотой», можете «кинуть на него ядерную бомбу» или «сжечь в топке паровоза» что угодно главное, что бы эта «штука» была «уничтожена» на молекулярном уровне
6. Если там где был «предмет» осталось пустое место – необходимо провести «зарастание» пустоты телом (мышцами, тканями)

Есть еще множество других способов саморегуляции эмоционального состояния, но это уже в других статьях. Все вышеперечисленные способы регуляции эмоций работают и работают очень эффективно, но в основном с так называемыми бытовыми повседневными эмоциями. На эмоции связанные: с глубинными детскими переживаниями, с зависимостями, с фобиями и прочими более сложными «болячками» данные способы могут оказать более слабое воздействие. Тут нужна психологическая помощь профессионала.

Вы можете записаться ко мне на прием по телефону 8(964)599-69-22 либо написать мне о своей проблеме в раздел — запись

ЛЮБИТЕ СВОИ ЧУВСТВА – ПОЗВЛЯЙТЕ СЕБЕ ЖИТЬ

Источник

Эффективный способ освободить эмоции через тело

Кратко и простыми словами о том, как находить безопасные способы выражения своих эмоций, и чем опасно накопление невыраженных эмоций

Спонтанный танец, ТДТ, или эффективный способ освободить эмоции через тело

Эмоции проживаются телом, первым реагирует тело, и до тех пор, пока эмоция не признана и не отреагирована на телесном уровне, любые слова не имеют силы.

Все эмоции проживаются только телом — мозг в этом случае слабый помощник, мозг — хранилище наших психологических защит.

Эмоции приходят в тело и через тело и выходят, иначе копятся в виде блоков, напряжения и застоя энергии.

Увы, любая словесная терапия бессильна до тех пор, пока тело не отреагирует.

Читайте также:  Депрессия при смене работы

Спонтанное движение в этом случае безопасный путь отреагирования эмоций. Причём порою и радость тоже выражается не в полной мере, а то и вовсе под запретом испытывать радость. А свободный танец — отличный способ прожить и выразить свои эмоции.

Практика свободного движения помогает узнать свои эмоции, почувствовать своё тело и почувствовать себя. А кроме того легализовать все эмоциональные состояния, дать право существования любой эмоции. Например, условно «негативная» эмоция гнев может быть под запретом, а из-за этого и непонятно, как высвобождать гнев, куда его девать, что же делать со своим гневом?! А состояние совершенно естественное и возникающее порою по несколько раз на дню, но подавленная. А подавленный гнев, как и любая другая подавленная эмоция, разрушительно действует на человека. Так что же делать со вспышками гнева?!

Отрицая эмоции энергия уходит на их подавление.

Отказываясь проживать полный спектр своих состояний, увы, человек лишает себя и полного спектра счастья, своей целостности и силы.

Невыраженные эмоции становятся токсичными, они потихоньку отравляют.

Призываю к конструктивным выходам!

Важно находить для себя безопасное пространство и безопасные способы проживания эмоций. Выгуливать свои эмоции на свободе так, чтобы они не оставались внутри человека и не навредили отношениям с близкими, его делу, окружающим его людям.

Например, один из вариантов безопасно проживать эмоции в безопасном прострастве — это работа с телом, танцевание, то, когда есть реальная возможность отреагировать эмоции осознанно, т.е. соединить событие, своё отношение к нему (эмоцию) и реакцию. Это возможно в ТДТ, в танцевании выражая телом, движением. ТДТ — это танцевально-двигательная терапия, спонтанный танец, я этим направлением занимаюсь и развиваю его. Очень эффективно для проживания эмоций.

А безопасное пространство — можно создавать для себя самому, а можно приходить к людям, которые это пространство, на тренинге, на мастер-классы. Я, проводя свои мастерские по работе с телом, мастерские спонтанного движения и ТДТ, очень берегу то пространство, в которое приходят участники, и я помогаю участникам быть вместе, не оценивая других и не оценивая себя, как бы возраждаю в них этот навык, утраченный в процессе социализации.

Вот, что я вкладываю в понятие «безопасное пространство» — это то пространство, где нет места оценки, пространство принятия, пространство, где можно быть, а кроме того место, где безопасно физически, поскольку имеет дело с эмоциями и их отреагированием, важно помнить о физической безопасности, чтобы в порыве эмоционального накала не навредить себе. Это моё понимание безопасного пространства, и именно это я стараюсь создавать на своих мастер-классов для участников, которые ко мне приходят.

Источник

Способы регуляции эмоций через тело человека

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Педагог-психолог общеобразовательного учреждения. Содержание работы от А до Я: системный подход

ВЕБИНАР: Счастливы в браке или, Как сохранить отношения на долгие годы

ВЕБИНАР: Краткосрочные методы работы с психотравмой. Авторская методика оптимизации осознавания

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Саморегуляция эмоций

Дискомфортное состояние человека включает в себя негативные (отрицательные) эмоции по отношению к себе или к другим.

Разделение эмоций на позитивные, негативные и нейтральные является условным. Основанием для такого разделения служит степень комфортности психоэмоционального состояния и его проявлений в поведении для самого человека и окружающих его людей. При таком подходе к негативным (дискомфортным) эмоциям будут относится эмоции, причиняющие дискомфорт самому человеку и/или окружающим.

Важнейшим этапом целенаправленной саморегуляции психоэмоционального состояния человека является осознание своих негативных эмоций и их нейтрализация.

Схема саморегуляции эмоций

Осознание эмоций предполагает постановку человека в позицию наблюдателя. Отделить себя от эмоции помогает техника «Осознание», описанная в притче к занятию. В момент, когда эмоция «захватывает» вас, нужно внутренне остановиться, осознать свою эмоцию, дать ей название (при назывании эмоции важно говорить: «Я чувствую злость» вместо: «Я злюсь»). Это приведет к моментальному эффекту — вы перестанете ощущать себя единым целым с эмоцией. В результате эмоция или совсем исчезнет, или снизится уровень ее переживания вами.

Для регуляции своего эмоционального состояния важно не только понять, какие эмоции и чувства вы испытываете в той или иной ситуации, но и взять на себя ответственность за свои эмоции и чувства, то есть осознать, что в любой ситуации вы можете испытывать нейтральные или даже позитивные эмоции и чувства (например удивление, интерес, чувство юмора и т. п.).

Перейдем к практическим упражнениям, которые помогут вам управлять своими эмоциями.

Упражнение «Регуляция своих эмоций»

1. Вспомните ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции, и кратко опишите ее _______________________

2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете в настоящий момент по поводу этой ситуации___________________

3. Осознайте свою ответственность за свои эмоции и чувства. Запишите, какие нейтральные или позитивные эмоции и чувства вы могли бы испытывать в этой ситуации_____________________________________
.
Опасность негативных эмоций заключается в том, что, с одной стороны, они могут выплеснуться наружу в виде агрессивных высказываний и действий, а с другой стороны, не проявленные вовне негативные эмоции приводят к накоплению энергии и различным психосоматическим заболеваниям (физическим заболеваниям, основными причинами которых являются психологические факторы). Попробуем разобраться, что такое агрессия и как она влияет на жизнь человека.

Информация к размышлению: «Агрессия»

Агрессия (от лат. аggressio — нападение) — это деструктивные действия, поведение, эмоции и чувства человека, причиняющие ему и (или) другим психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб.

По месту проявления (во внешнем поведении человека или во внутреннем мире человека) агрессия делится на два вида:

• внешнюю ― слова, действия, поведение человека;
• внутреннюю ― негативные эмоции, чувства и мысли, которые или не отражены в поведении, или проявляются косвенно (например, в мимике, жестах).

По направленности агрессия также подразделяется на два вида:

Читайте также:  То чувство когда день удался

• агрессию, направленную против других;
• агрессию, направленную на себя (аутоагрессию).

Сочетание двух критериев позволяет выделить четыре вида агрессии (см. рисунок).

Классификация видов агрессии

1. Внешняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, проявляющаяся в поведении человека в виде высказываний и действий, причиняющих другому человеку моральный и/или физический вред. К данному виду агрессии можно отнести: действия, наносящие физический ущерб здоровью людей, имуществу, окружающей среде; высказывания, нацеленные на самооценку другого человека: обвинения, оскорбления, унижения, поучения («Ты должен…», «Ты не прав…»), упреки, насмешки, демонстративное игнорирование и т. п.

2. Внешняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, проявленная в поведении в виде агрессивных действий и высказываний по отношению к себе. Данный вид агрессии может сопровождаться причинением себе физического ущерба (биться головой об стену; шлепать себя по лицу, рукам и т. д.).

3. Внутренняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к другому человеку. Например, к данному виду агрессии будут относиться обида, злость, ненависть, гнев, ревность, зависть, страх, разочарование, отвращение, осуждение, презрение, высокомерие и др.

4. Внутренняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к себе. К данному виду агрессии можно отнести чувство вины, чувство стыда, обиду на себя, чувство самоуничижения, внутреннее самобичевание и т. п.

Влияние негативных эмоций на жизнь человека. Как отмечалось ранее, к негативным эмоциям относятся эмоции, причиняющие дискомфорт самому человеку или окружающим.

Наличие отрицательных эмоций — это сигнал человеку о том, что задеты значимые для него ценности, нарушены его ожидания относительно себя, других людей, явлений и т. п. Негативные эмоции являются симптомом психологического нездоровья, показателем наличия у человека дисгармонии с собой или миром.

Негативное влияние отрицательных эмоций на здоровье человека было доказано экспериментальным путем. Д. Серван-Шрейбер в своей книге «Антистресс» (Серван-Шрейбер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. ― М., 2013. ― С. 82–83.) описывает эксперимент, доказывающий влияние эмоциональных переживаний на функционирование иммунной системы, а именно, на секрецию иммуноглобулина A. Иммуноглобулины A являются первой линией защиты организма от возбудителей инфекций (вирусов, бактерий и грибов). Они непрерывно обновляются на слизистых поверхностях носа, горла, бронхов, кишечника и влагалища — там, где существует постоянная угроза инфекций. В эксперименте добровольцев просили вспомнить какой-либо пережитый эпизод, вовлекший их в состояние гнева. Даже простое воспоминание заставило их сердце биться хаотично. Вследствие утраты баланса на короткий промежуток времени секреция иммуноглобулина A резко снизилась, уменьшив сопротивление возбудителям инфекций в среднем на шесть часов. В том же исследовании позитивные воспоминания привели к увеличению выработки иммуноглобулина A в течение последующих шести часов.

Описанный эксперимент объясняет, как внутренняя агрессия (негативные эмоции) приводит к психосоматическим расстройствам здоровья человека, а в случае затяжного характера негативных переживаний — к серьезным заболеваниям, и показывает важность нейтрализации своей внутренней агрессии для сохранения здоровья.

Ещё одной характерной особенностью агрессии является то, что она функционирует согласно принципу бумеранга (агрессия, отправленная вовне, возвращается отправителю) и принципу «подобное притягивает подобное» (и внутренняя, и внешняя агрессия притягивает агрессию). Иными словами, человек, который ведет себя агрессивно по отношению к окружающим или себе, получает в ответ агрессию со стороны других.

Задумывались ли вы о том, какие отрицательные эмоции и чувства характерны для вас, какой вид агрессии у вас преобладает? Осознать ответы на данные вопросы поможет выполнение следующего упражнения.

Упражнение «Я и агрессия»

1. Опираясь на полученную вами информацию об агрессии, продумайте и запишите на схеме (см. рисунок) примеры агрессивных высказываний, действий, эмоций, чувств, мыслей, характерных для того или иного вида агрессии:

Примеры агрессивных высказываний и действий

2. Запишите характерные для вас агрессивные действия, высказывания, негативные эмоции, чувства, мысли.

Внешняя агрессия по отношению к другому _________________

Внешняя агрессия по отношению к себе _____________________

Внутренняя агрессия по отношению к другому _______________

Внутренняя агрессия по отношению к себе __________________

3. Осознайте, какой вид агрессии наиболее характерен для вас _______________________________________

Комментарий к упражнению. Осознание наличия у себя того или иного вида агрессии — отправная точка для применения приемов саморегуляции. Известно, что признание наличия у себя проблемы определяет половину успеха в ее разрешении. Осознание проблемы позволяет перевести ее в задачу. Можно, например, сказать себе: «Да, я проявляю агрессию по отношению к себе и другим. Но я хочу научиться регулировать свое эмоциональное состояние».

Важно помнить о том, что человека нельзя заставить испытывать негативные эмоции, если он этого не хочет. У него есть право в любой момент своей жизни воспользоваться советом, содержащимся в известном высказывании: «Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней» (например, переключить свое внимание с мысленного прокручивания негативных последствий сложившейся ситуации и поиска ответа на вопрос: «За что?» на обдумывание ответа на вопрос: «Для чего дана эта ситуация, какие потенциальные возможности она открывает?», на осмысление опыта, полученного благодаря этой ситуации, на поиск решения проблемы и т. п.).

Итак, мы познакомились с тем, что такое агрессия, рассмотрели ее виды и влияние на жизнь человека. Теперь постараемся разобраться, откуда берется агрессия и как ее нейтрализовать.

По большому счету, причиной негативных эмоций и агрессии являются неоправданные ожидания человека. Отрицательные эмоции лишь сигнализируют нам о том, что что-то идет не так, как мы ожидали, поэтому нужно избавляться не от отрицательных эмоций, а от причины, вызывающей эти эмоции. Однако если не снять симптом (негативную эмоцию), то до причины агрессии докопаться сложно (по аналогии, если мы испытываем сильную боль, то вначале нужно снять боль, а уже потом устранять причину заболевания). Поэтому саморегуляцию дискомфортного состояния стоит начинать со снятия симптомов — с нормализации дыхания и мышечного тонуса, с осознания и нейтрализации негативных эмоций. И уже после этого переходить к анализу неоправданных ожиданий.

Познакомимся с приемами регуляции своих ожиданий.

Информация к размышлению «Саморегуляция ожиданий»

Регуляция ожиданий предполагает трансформацию негибких (однозначных) ожиданий в гибкие (многозначные) ожидания (см. рисунок).

Схема регуляции ожиданий

Гибкие ожидания могут включать в себя предположения о вероятных путях развития событий, возможных видах своего будущего поведения (в зависимости от того или иного хода развития событий), способах предотвращения нежелательных сценариев развития событий, наличии непредсказуемых факторов, влияющих на ход развития событий и собственное поведение и т. п. Именно благодаря наличию гибких ожиданий человек способен контролировать свои эмоции и выстраивать конструктивные отношения с внешним миром.

Перейдем от теории к практике. Потренируйтесь трансформировать свои однозначные ожидания в гибкие с помощью техники саморегуляции своего отношения к другому человеку. Техника включает в себя совокупность действий человека по регуляции своего дыхания, мышечного тонуса, эмоций, увеличению гибкости ожиданий относительно собственных действий и поведения других людей.
Выполните упражнение на освоение этой техники.

Читайте также:  Психофизиология функциональных состояний эмоций

Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»

1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции и чувства по отношению к другому человеку__________

2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________

3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации______________________________________

В случае необходимости нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха.

4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения, боли или сниженного тонуса мышц (вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус, используя изученные техники _________________

5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно этой ситуации не оправдались, какая человеческая ценность наиболее важна для вас в данной ситуации (список ценностей см. в занятии 1), какой вид субъективного управления вы проявили в этой ситуации (классификацию видов субъективного управления см. в занятии 2).

Для примера проанализируем следующую ситуацию: ваш друг опоздал на встречу к вам, и вы высказали ему свое недовольство в категоричной форме. Вероятно, вы ожидали, что друг придет на встречу вовремя. Если это так, то важной для вас человеческой ценностью является пунктуальность. Так как вы обвинили друга в том, что он опоздал, то вы проявили вид субъективного управления «обвинение других».


6. Возьмите ответственность за свои ожидания: осознайте, что они — продукт вашего мышления, то есть вы сами их создали, а значит, можете их изменить. Предположите и запишите, что вам следует изменить в своих ожиданиях, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния._________________________________________________

7. Представьте себя на месте другого человека в описанной вами ситуации и попытайтесь понять, какого поведения он ждал от вас, какие его ожидания не оправдались, какие ценности для него являются значимыми, какой вид субъективного управления он проявил в этой ситуации.

8. Запишите мотивы действий другого человека, которые могли бы объяснить (в идеале, оправдать) его поведение.
___________________________________________

9. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к другому человеку в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 5–8).
___________________________________________

10. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации в будущем:

Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
___________________________________________

Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________________
Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________________

Комментарий к упражнению. При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к другому человеку. (приложение «Техники для саморазвития»). Эту методику эффективно применять в тех случаях, когда у вас возникнет дискомфортное состояние, связанное с неоправданными ожиданиями по отношению к другому человеку. Данная техника является необходимым условием конструктивного взаимодействия с другими людьми: в агрессивном состоянии невозможно донести до собеседника свои мысли, поскольку он, в первую очередь, реагирует на ваше состояние, и не вдумывается в ваши слова.

Итак, вы познакомились с техникой саморегуляции своего отношения к другому человеку. Если у вас возникли трудности при нахождении мотивов, оправдывающих поведение другого человека, то, вероятно, у вас завышенные требования к определенным значимым для вас ценностям (они превратились для вас в сверхценности). Психологическая практика показывает, что требовательный человек очень часто имеет высокие запросы не только к другим, но и к себе, а следовательно, для него вероятна внутренняя агрессия по отношению к себе.

Осознать свои сверхценности и снять их с пьедестала вам поможет освоение шагов саморегуляции своих ожиданий в отношении значимых ценностей и нейтрализации внутренней агрессии по отношению к себе. Познакомьтесь с техникой саморегуляции своего отношения к себе, выполнив следующее упражнение:

Упражнение «Саморегуляция отношения к себе»

1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас негативные эмоции и чувства по отношению к себе ________________________________________

2. Дайте название эмоциям и чувствам, которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________
3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации. Нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха______________________
4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения (боль, вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус ___________________________
5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно себя не оправдались.
__________________________________________
6. Проанализируйте и запишите, какие ваши ценности вступили в конфликт в этой ситуации; какая значимая для вас ценность победила, а какая — проиграла

7. Осознайте и запишите вид субъективного управления, который вы проявили в этой ситуации.
_________________________________

8. Осознайте свою ответственность за свои ожидания, эмоции и чувства по отношению к себе. Продумайте и запишите, чего вам следует ожидать от себя в подобной ситуации, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния.
_________________________________

9. Осознайте и запишите мотивы, которыми вы руководствовались при выборе победившей ценности: объясните (в идеале, оправдайте) ваши действия в этой ситуации.
_________________________________
10. Осознайте и запишите, какой жизненный опыт вы получили благодаря этой ситуации (что осознали, переосмыслили и т. п.).
_________________________________
11. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к себе в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 8–10).
_________________________________

12. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации.

Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
_________________________________

Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________

Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________

При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к себе (приложение «Техники для саморазвития).

Подведем итоги. В ходе данного занятия вы освоили приемы регуляции своего психоэмоционального состояния, отработали техники нейтрализации внутренней агрессии.

Обратите внимание: для профилактики возникновения негативных эмоций полезно вырабатывать у себя гибкие ожидания. Но, поскольку жизнь непредсказуемое явление, то не менее важно научиться быстро нейтрализовать свою внутреннюю агрессию, возникающую при неожиданном ходе развития событий. Это умение позволяет быть способным ставить и конструктивно решать задачи по исправлению ситуации вместо того, чтобы погружаться в ту или иную негативную эмоцию.

Важно понимать, чем отличается поведение человека, охваченного отрицательной эмоцией, от поведения человека, нейтрализовавшего отрицательную эмоцию. Например, пестовать обиду вредно, а вот сказать человеку о том, что вы испытываете обиду, когда он поступает определенным образом, полезно. Это позволяет предотвратить не устраивающее вас поведение другого человека в будущем.

Источник

Оцените статью