17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления
На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.
Основные методы для оратора:
- Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.
У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.
Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».
Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.
- Подбирайте эмоционально окрашенные слова.
Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.
Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.
Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?
- Используйте содержательные аналогии и фигуры речи.
Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.
Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.
- Рассказывайте истории.
Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.
- Используйте юмор.
Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить. Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.
На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.
- Используйте наглядность.
Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.
Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?
– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.
– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.
В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.
Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.
Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.
Дополнительные методы для оратора:
- Перед выступлением проводите анализ аудитории.
Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.
- Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.
Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.
Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?
– Уделяет ей внимание.
– Берет что-то на заметку.
– Увлекается словами оратора и следует его советам.
Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.
Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.
Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.
- Будьте искренни.
Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.
Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.
Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.
- Модулируйте голос под стать эмоциям.
– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.
– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.
– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.
- Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.
Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера. Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.
Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.
Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.
- Поддерживайте зрительный контакт.
Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.
- Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.
Выйдите из-за кафедры.
Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.
Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой, то делайте это правильно.
Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.
- Устраняйте эмоции-помехи.
Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:
– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.
– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.
– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.
– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.
- Избегайте больных тем.
Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.
В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.
Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.
Источник
Управление эмоциональным состоянием
Ораторское мастерство — это набор навыков, в числе которых значительное место занимает навык управления эмоциональным состоянием. Очевидно, что эмоция как средство коммуникации, способна влиять на аудиторию оратора. Способность человека сопереживать определяет то, что оратор способен используя нужную ему эмоцию, устанавливать определённую, нужную ему атмосферу в аудитории.
Вопрос «Как управлять эмоциональным состоянием?» — тема многих научных статей, однозначного мнения так и не сложилось. Например, есть утверждение, что эмоции — это эволюционно более ранний механизм регуляции поведением личности, чем разум. При рождении, мы получаем базовый набор эмоций, который на первых порах — единственное средство коммуникации младенца с внешним миром. Это определяет то, что человек сначала чувствует эмоцию, потом уже проявляет поведенческие характеристики. Поэтому считается, что разумом влиять на эмоции невозможно. В свою очередь Уильям Джеймс в своей работе «Что такое эмоции» раскрывает связь между эмоциональным состоянием и телесным поведением, и показывает, как применяя движения тела, мы можем управлять своими эмоциями: «Если мы представим себе некоторую сильную эмоцию и затем постараемся удалить из сознания переживания всех тех телесных симптомов, которые ей свойственны, окажется, что ничего не осталось, нет никакого «психического материала», из которого эта эмоция могла бы образоваться, и что сохраняется, лишь холодный расчёт».
Мой взгляд на управление эмоциональным состоянием заключается в том, что диапазон контроля над эмоциями просто огромен. Эмоциями, которые развились до состояния аффекта (мы часто даже не понимаем, что это произошло), уже управлять и контролировать очень затруднительно, а вызвать в себе нужную эмоцию очень просто.
Некоторые эмоции неуправляемы при любой подготовке, а некоторые эмоциональные состояния мы можем контролировать легко. Прежде всего, необходимо дать определение управлению эмоциональным состоянием. Люди чаще всего под управлением эмоциями понимают управление уже возникшими эмоциями, а на самом деле это дело куда более объёмное, в которое входит предотвращение эмоционального запуска, изменение способа протекания эмоционального состояния, а также прекращение эмоциональных переживаний.
На эту тему можно ещё дискутировать очень долго. А пока разберёмся, что нужно знать начинающему оратору об эмоциональном состояние.
За эмоциональное обучение в организме отвечает мозжечковая миндалина. Уже при рождение мы легко используем базовые эмоции, сигнализируя о нашем состояние, для нас это элементарно. Актёры, дипломаты, ораторы и другие люди, прошедшие подготовку по управлению эмоциональным состоянием, владеют собой гораздо лучше, чем люди, которые такой подготовки не прошли. По сути, умение контролировать эмоции для оратора — это, прежде всего, навык, который даёт способность при необходимости подчинить свои эмоции велениям собственного разума.
Существует несколько методик развития навыка управления эмоциональным состоянием:
- Первый способ: эмоциональный опыт. Суть которого — расширение круга эмоциональных ситуаций, вследствие чего происходит обучение человека через получения эмоционального опыта. Получение опыта может происходить в результате расширения круга общения. Расширение круга общения является методом обучения эмоциональному контролю, поскольку новые психологические и социальные контакты позволяют человеку проявлять, а соответственно и обучаться, более широко применять свои эмоциональные состояния. Например, чем больше у оратора публичных выступлений, тем лучше развит навык управления эмоциональным состоянием.
- Второй способ управления эмоциями: сосредоточение. Задача оратора — сознательно исключить не нужные эмоции и добиться полной концентрации на эмоции, имеющей решающее значение. Способ строится на моторной регуляции организма и предполагает вовлечение тела в физическую активность, свойственную той или иной эмоции. Например, в грусти нам трудно вызвать у себя приятные переживания. Но если нам удаётся сосредоточиться на деятельность или события, которые вызывают у нас веселье или счастье, то вероятность того, что мы преодолеем грусть, резко возрастёт. Для активизации необходимой эмоции большое значение играет изменения телесных проявлений. Хотим получить радость, значит, проявляем радость телесно, улыбаемся, используем подходящие жесты и мимику.
- Третий способ управления эмоциями: перенос. Способ связан с переносом одних эмоциональных ситуаций на другие. Коллеги народного артиста Абдулова А. вспоминают, что перед своими выступлениями Александр обязательно устраивал скандал с любым подвернувшимся человеком. Таким образом, он эмоционально настраивался на публичное выступление. Применение такого способа требует индивидуального подхода, тут необходима изобретательность, выдумка. Поиск конкретных методик всегда зависит от личности оратора, и уровня её зрелости.
- Четвёртый способ: проигрывание роли. Заключается в том, чтобы сыграть роль другого человека, либо выдуманный образ, в процессе общения. Сыграть роль — это означает вести себя также, как образ, употреблять те же слова и интонации, злиться и смеяться так же, как человек, которого вы играете. Дело в том, что у каждого из нас, в глубине души таятся актёрские способности. Попробуйте играть роль таким образом, чтобы переживать то, что испытывает изображаемый вами персонаж.
Эти способы позволяют получить и эффективно применять навык управления эмоциональным состоянием, без которого ораторское мастерство постичь очень не просто.
Сегодня для оратора EQ (эмоциональный интеллект) становится основным критерием профессионализма. Оратору или тренеру уметь управлять своими эмоциями — это просто необходимость. Если мы не управляем эмоциями, эмоции управляют нами.
Источник