Способы работы с чувствами

Как работать с чувствами: узнаем “врага в лицо”

Отношения с собой

Как воспринимать смерть?

Для тех, кто прочитал книги «Люди из шкафа»

Молчание – знак согласия?

Дневник вчерашней девочки из шкафа

Как перестать бояться водить машину – пример работы с чувствами

На первых порах, когда чувства слышно и видно, – с ними можно по разному работать. Ответ на вопрос: как работать с чувствами содержится, например, в моих первых и бесплатных книгах. Очень много раскладок и методов в книге о том, как научиться себя любить.

Однако, существуют ситуации (в углубленной работе над собой), когда чувства стали огромной частью тебя и твоей жизнью, и их уже не так то просто определить! Для того, чтобы понимать как работать с гнетущими чувствами, – необходимо знать своего “врага” “в лицо”. Именно с целью наибольшей узнаваемости создана эта статья. Ведь, как известно, – чем лучше ты понимаешь, с кем тебе предстоит справиться, чем более досконально разбираешься в характере своего чувства и чем подробнее описываешь его, – тем эффективнее будет твоя работа.

Но, будь внимателен, уважаемый читатель, – в ответе на вопрос “как работать с чувствами” мы не описываем сейчас, что чувствуем, – об этом написано в другой статье. Мы описываем то, как чувство дает о себе знать. Мы говорим о признаках неизвестного пока внутреннего “жителя”. Данная статья особенно хороша в контексте всех знаний о чувствах и методах работы с ними. Но и в отдельном варианте она принесет читателю пользу.

Из предыдущей статьи получены знания о коварстве чувств: они ощущаются как важная часть себя и умеют выдавать болезненное восприятие за истину. Сегодня мы узнаем, как отделить истину от не истины.

О чем мы вообще сейчас говорим? – может спросит человек, не посвященный в тему. – Представь, уважаемый читатель, что чувство это некое проявление тебя, о котором ты не знаешь. Оно в тебе живет ( и прячется), имеет свой характер, свои черты. Оно является сутью твоих настоящих проблем, всего того, что в жизни не получается должным образом. Оно, – когда очень сильное и болезненное, – как бы расползается на всю твою жизнь (заполняет ее или заполоняет или занимает – как вам угодно) и кажется самой жизнью. И при этом я говорю о том, что с этим нужно и можно работать. Но как работать с тем, что является твоей жизнью, что выдает себя за истину, а иногда (и очень часто) вообще скрывается? – Этой теме и посвящены все недавние статьи.

Все сомнения рождаются от незнания.

Мы не знаем, что спрятано внутри нас.

Каждый, наверняка, слышал сравнение внутренних переживаний с айсбергом?

Та часть айсберга, которая над водой – это видимая часть чувств, легко определяемая. То, основное и большое, что скрыто под водой, и предстоит каждому из нас в себе обнаружить и понять, – спрятано в неисчерпаемых недрах твоей психики.

А наша задача – понять, как составить фоторобот скрытого под водой “преступника”, а следом его выловить и убить.

Как внутри ощущается здоровое чувство и как ведет себя то над чем нужно работать?

Как я уже говорила, здоровые чувства не претендуют на главенство, на приоритет всей жизни. В то время как больные чувства заполняют все пространство внутри тебя и снаружи тебя.

В ранних публикациях я давала два рисунка, характеризующие здоровые и больные чувства:

Но эти иллюстрации показывали поведение чувств с точки зрения восприятия внешнего мира. Рассмотрим теперь подробнее как проявляют себя здоровые и больные чувства внутри их обладателя.

Ранее я описывала эту коварную особенность нездоровых реакций. Примером таких разрушающих эмоций может быть любое неадекватное поведение человека в момент наибольшего переживания на какую либо тему. Так, в недавнем времени с третьего этажа нашего дома выпрыгнул подросток, 17 лет (слава Богу, он остался жив и мы теперь всем домом надеемся на его успешное выздоровление). Причина как никогда банальна: несчастная любовь. Когда я попыталась провести профилактическую беседу со своими детьми, близкими по возрасту известному герою, они мне ответили: “Мама, я что, дурак что-ли, – прыгать в окно из-за девочки!” – И вот здесь важно упомянуть то, о чем я талдычу всем и вся.

Когда ты не включен в больное чувство, – ты способен вести себя адекватно. Но когда твоим миром овладело неправильное восприятие – пагубные поступки видятся “единственным /спасительным/ выходом из ситуации”

При этом один и тот же (вменяемый) человек в одной ситуации будет вести себя адекватно, – потому что не задеты его больные чувства. А в другой ситуации им вдруг овладеет “демон”. Ведь известный мальчик и другие похожие, но вменяемые герои не бросаются каждый день из окна? Они не находятся в постоянном придумывании того как прекратить свою жизнь. Они впали в это состояние только в определенной конкретной очень значимой для них ситуации.

Мои дети в момент беседы не включены в проживание несчастной любви. И они, разумеется, понимают, какие поступки не стоит делать. Но как они себя будут вести, когда их коснется это или другое очень сильное и, например, нездоровое чувство? Оно полностью завладеет сознанием и скажет, что “Без взаимной любви с этим человеком вся моя жизнь не имеет смысла. Нет больше в жизни ничего для меня, кроме этого человека. Нет человека – не нужна жизнь.” – Но разве это может сказать здоровое чувство, которое должно охранять и беречь, защищать своего обладателя?!

Читайте также:  Настроение стихотворения ахматовой мужество

Таким образом мы видим разницу между адекватным и неадекватным восприятием. И это очень важно помнить в тот момент, когда нагрянет ОНО! – Потому что никто кроме самого тебя не способен сохранять собственное здравомыслие и чувство самосохранности в самый сложный момент. Потому что главный в отношениях с собой – ты.

Для полноты знаний необходимо увидеть, как ведет себя нормальное проживание ситуации:

Анализируя эти рисунки, можно понять логику восприятия нами наших чувств. Когда чувство не заполняет все пространство внутри себя и снаружи – его легко узнать. Нездоровое восприятие, которое стремится поглотить все внутри тебя, – узнать и отделить нелегко. Потому что оно практически стало тобой. И это обосновывает всю огромную сложность работы над собой, – когда необходимо выдрать из себя и выбросить такую огромную и значимую часть.

Какой он – мой главный враг?

Я все время говорю про чувства. Но на самом деле речь идет не только про них. Речь идет про весь комплекс переживаний, искаженных восприятий и всего того, что следует из главной несостоявшейся, но очень важной для меня идеи.

Какой главный враг для мальчика, который решил, что нет жизни без взаимной любви с важной для него девочкой? – Попробуем представить историю “в лицах”.

Во главе всего, конечно, стоит очень сильная, чрезмерная любовь. Та самая, которая сама нуждается в любви, но сама при этом, скорее всего, не умеет любить. Она не умеет любить даже себя. И поэтому от нее естественны те “советы”, которые он услышал.

Несостоявшиеся мечты внутри человека словно выключают свет. И вся его жизнь становится как у робота: ничто не имеет значения, ничто не интересно:

В больном восприятии не за что держаться, – потому что ничто, кроме твоего самого главного не имеет значения. Так пагубное чувство об отсутствии главного “выключает свет” по всей остальной жизни – лишает ее красок и радости.

Вместе с отсутствием красок жизни героя, вероятно, постоянно гнетет больная любовь, которая не умеет жить без любви того человека, которого он выбрал. Он погружен во тьму. И ему очень больно, невыносимо так жить. Ему не за что держаться, потому что ничего значимого нет без самого главного.

Но тут приходит “спасительный” глас того же самого чувства, под которым он живет! То есть, понимаете, его пытается “спасти” чувство, которое и рождает внутри самую большую боль. Но, что может посоветовать это проявление? – Конечно, не рождается ничего лучше, чем: “Надо покончить со всем этим. Я не могу больше жить без любви. Моя жизнь и все что в ней есть без этого человека потеряло всякий смысл”.

Но, участник событий не воспринимает такие советы как проявление своей болезни. Он не знает, что возможны вот такие болезни. Он принимает все свои чувства как нечто разумеющееся, как истину, – ведь они как будто приходят сами, извне. Они стоят над ним и управляют его мыслями, настроением, волей, жизнью. Он не отделяет себя от своих чувств потому что живет внутри них и вообще это делать не умеет. Почти справедливо считает чувства частью себя. Только понятия не имеет о том, что эта часть отделяемая! И что он должен управлять этой частью, а не наоборот! И, конечно, он не знает, что такое здоровые чувства, а когда они больные.

Таким образом, мой главный враг:

  1. Приходит сам, как будто извне. Словно встроен в меня автоматически, по умолчанию.
  2. Он имеет свое мнение и умеет со мной “говорить”, давать мне советы.
  3. Он имеет свои желания и потребности и эти потребности – самые важные на свете.
  4. Он (пока я не возьму все в свои руки) как будто даже обладает моей волей.
  5. Воспринимается как нечто разумеющееся, происходящее само собой.

Моя задача в описании врага – это выделение тех мнений, советов, суждений, восприятий, настроений, решений, которые исходят из главной потребности больного чувства!

Ход работы над собой:

Как выделить нездоровое чувство? – Методы составления фоторобота “злодея”

Моя задача в этой работе: определить все признаки врага, описать их и потом в наблюдениях за собой выбрасывать из себя все, что соответствует описанию. Иными словами, я должен вырвать из себя всю ту огромную часть, которую захватило мое больное чувство и остаться без него:

Не нужно в этой работе бояться “умирания себя” (в какой-то части это ведь действительно “умирание” – ведь я лишаюсь своей очень важной части). – Хоть это и сложно, но никто не умрет, – это точно!

Методы составления “фоторобота”:

  1. Сначала врага нужно увидеть. Это в случае с неудачной любовью – все прозрачно и на поверхности. И то – на поверхности для меня, а не для участника событий. А во всех остальных случаях и в каждой ситуации отдельно никто не знает, что именно движет его мыслями, действиями, поступками. С определенной точностью известно только то, что ты очень переживаешь по поводу какой-либо ситуации. Для начала очень важна медитация. Именно она способна вытащить меня из под влияния пагубной потребности, которая захватила в себя все! – Здесь нужно понимать: для того чтобы работать над тем, внутри чего я нахожусь, – нужно суметь встать над этим! Нужно “выйти из рамок себя” и посмотреть со стороны на своего врага. А это умение обретается только в недуманьи – в отделении себя от своего восприятия. Навыки медитации автор главным образом приобрел через труд, описанный в книгах о любви и в “Людях из шкафа“.
  2. Для того чтобы чувство “пощупать”, – ему необходимо дать волю, его нужно выпустить наружу, актуализировать. Но, – в контролируемых тобой рамках. С этой целью можно воспроизвести в своем представлении те ситуации, в которых ты максимально переживаешь о своей проблему, и попробовать уловить, услышать, ощутить то, что рождает твою боль. Немного подробнее о понимании чувств написано в соответствующей статье.
  3. Практическое упражнение по поиску главного врага когда он прячется, – дано в статье о скрытой депрессии (методика определения болевых точек).
  4. Когда определена главная болевая точка – очень важно ей дать подробнейшее описание. Вот оно, составление фоторобота: почувствуй, – какое оно, твое главное переживание? Исследуй его подробнейшим, понятным, простым и приемлемым для тебя образом! – Задавай вопросы, нарисуй его, слепи из пластилина, станцуй, – вырази как угодно (статья о том как можно выражать свои чувства), главное -чтобы ты понял, увидел, ощутил, осознал и, что самое важное, – запомнил – каков твой враг. Здесь необходимо понимать, – исследовать, пощупать можно только то, чего ты не боишься. В этом смысле нужно научиться спокойно жить рядом с той болью, которую влечет за собой это чувство. Здесь так-же очень поможет медитация. Как сказано в одной из частей “Людей из шкафа” – “медитация не дает спасительного ничего, но зато она избавляет от всего от боли, от страха, от переживаний и тем самым позволяет спокойно жить там, где это кажется невозможным. В свою очередь, практика правильного проживания чувства дана в статье о том, как преодолеть голод. Не всегда тебе удастся сразу понять своего врага. – Не отчаивайся. Это значит, что ты еще не готов встретиться с ним лицом к лицу. Но, постепенное преодоление, проживание своего чувства, медитация, наблюдения за собой и за тем, что говорит подсознание однажды принесут свой результат.
  5. Работе с чувствами учат все книги из серии “Люди из шкафа“. Это сказки, направленные на преодоление болезненных переживаний героя. Сюрреализм (жанр повествования), однако не без подтекста. В каждой сюрреалистичной истории даются образы. На основании образов можно определить те чувства, которые за ними стоят. Практическая работа с чувствами (с их определением) так же дана в статье, посвященной расшифровке “Людей из шкафа”, – начните с нее, если ищете бесплатный и короткий путь.
  6. Теперь, когда ты понял, какое оно, – на основании подробнейшего описания своего больного чувства ты можешь опознать его везде, где оно себя проявляет! – Для этого в пристальных наблюдениях за собой, там где улавливается “хвост” или хоть какой-нибудь намек на присутствие известного существа, – ты можешь спросить себя: а не мое ли самое главное чувство проявляет себя в этой ситуации (в этом мнении, в этом вопросе, в этом решении, в этом действии, и так далее)? – И там, где проявляет себя известное чувство ты либо просто не слушаешь его, либо делаешь наоборот, либо делаешь как ты вне этого чувства считаешь нужным. Таким образом ты выходишь из под влияния своего самого страшного врага.
Читайте также:  Чувственное познание основные формы чувственного познания

Источник

Способы работы с чувствами

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы не справлялись с эмоциями? Или даже не могли понять, какие чувства испытываете, почему так реагируете? Может быть, вы не всегда понимаете чувства других и вам сложно выстраивать гармоничные отношения?

А между тем, способность понимать свои эмоции и управлять ими — это ключевая опорная точка на пути к успеху, карьере, популярности и даже к счастливой семейной жизни.

Ученые доказали, что любой человек может научиться управлять эмоциями. Дело практики. И это совсем несложно. Самое главное — как в спорте — тренировки!

Успех зависит от эмоций

Успех человека не всегда зависит от его IQ. Каждый день мы наблюдаем ситуации, когда умные и яркие люди не могут построить карьеру. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, процветают без особых усилий. Ответ на вопрос, почему так происходит, часто связан с EQ — эмоциональным интеллектом.

Наличие диплома и сертификатов не гарантируют успешную карьеру и счастливую жизнь. Умение управлять собой гораздо важнее регалий и достижений.

Эта относительно новая концепция была обоснована в 1995 году доктором философии Гарвардского университета, научным журналистом Дэниэлом Гоулманом. Его книга «Эмоциональный интеллект», можно сказать, потрясла современников. Гоулман рассказал множество примеров и доказал, что именно благодаря способности осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, люди добиваются в жизни того, чего хотят.

К сожалению, очень редко детей учат справляться с гневом или конструктивно решать конфликты. И взрослея, человек не получает высокий коэффициент EQ автоматически. Но мы в силах исправить эту ситуацию. В отличие от IQ, показатели эмоционального интеллекта можно (и нужно!) тренировать и развивать.

Четыре навыка эмоционального интеллекта

Есть четыре основных навыка EQ, которые входят в понятия внутриличностной и межличностной компетенций.

Внутриличностная компетентность — это способность понимать свои эмоции и управлять своим поведением. Сюда входит эмоциональное самовосприятие: то, как мы осознаем свои эмоции и реакции в каждый момент времени. Это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки EQ.

Далее логично следует управление собой. Этот навык проявляется, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций, чтобы эффективно управлять своим поведением, а также эмоциональными реакциями по отношению к людям и к событиям.

Проще говоря, самовосприятие говорит: «Я чувствую гнев!» Управление собой помогает сдержать этот гнев. Или наоборот, если уровень этой компетенции низкий, человек будет мыслить примерно так: «Я чувствую гнев, но я ничего не могу с этим поделать!».

Уоррен Баффет считает, что его успех зависит не от высокого уровня IQ, а от умения управлять своими эмоциями во время сделки. Стоит лишь на миг поддаться эмоциональному порыву — и можно потерять миллионы долларов. Источник.

Межличностная компетентность — это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей с целью улучшить качество отношений. Здесь можно говорить об эмпатии — способности точно улавливать эмоции окружающих и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит.

Читайте также:  Не чувствую запах синусит

И финальный аккорд — управление отношениями: этот навык включает в себя три предыдущих. Человек, у которого высокие показатели по этой компетенции, умеет воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия.

Чтобы донести до человека свою мысль и быть правильно понятым, необходимо развивать все четыре навыка. Управление отношениями повышает качество взаимодействия с людьми во всех сферах жизни.

Стратегия повышения EQ

  1. Начинать необходимо с эмоционального самовосприятия. Это фундамент для повышения всех остальных показателей.
  2. Человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Поэтому, улучшив первый навык, переходите ко второму в «порядке очереди», действуя от внутриличностных компетенций к межличностым.
  3. Выберите стратегию для улучшения одного навыка и продолжайте работу над ним 21 день (именно столько времени необходимо мозгу, чтобы перестроиться на новую привычку).
  4. Через 21 день переходите к следующему навыку.

Сначала тренировки будут непривычными и, возможно, для кого-то сложными… Ведь мы никогда не «качали» эмоции. Но чем дальше, тем больше результатов вы увидите. Главное: продолжайте несмотря ни на что!

Как повысить внутриличностные компетенции

Есть несколько техник, которые помогут выйти на новый уровень эмоционального интеллекта.

Фрирайтинг, или «утренние страницы»

Мое любимое упражнение. Джулия Кэмерон предлагает каждое утро, просыпаясь, заполнять три страницы дневника. Просто писать потоком, пока не закончится место. Это важно делать это еще до того, как ваш мозг полностью проснется, начнет руководить процессом и выносить суждения о написанном.

Фрирайтинг не только повышает самосознание и эмоциональный интеллект в целом, но и помогает отмечать собственный рост. Чем дольше вы это будете делать, тем глубже копнете, тем более интересные инсайты приобретете, тем лучше будете понимать себя и свои эмоции.

Осознание эмоций

Поставьте напоминания в телефоне (3, 4, 5 и больше) и спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом необходимо начать с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Записывать по желанию (но тоже полезно).

Дневник чувств

Задание посложнее, для самых решительных. Ежедневное ведение EQ-дневника поможет вам увидеть источник эмоций, их интенсивность, а также сформировать новые реакции. Итак, начертите таблицу и заполняйте ее по мере появления ярких эмоций. Рекомендуемые графы:

«Почему я…?»

Необходимо сформировать привычку осознавать собственные эмоции в определенные моменты в течение дня. Какие эмоции вы испытываете, когда просыпаетесь по утрам, и почему? Какие чувства охватывают вас перед сном и почему?

В течение дня как можно чаще задавать себе вопрос «Почему я… (гневаюсь, радуюсь, плачу, в восторге и т.д.)?». Также можно поставить напоминание в телефоне и записывать результат рефлексии в небольшой карманный блокнотик.

Как повысить межличностные компетенции

А эти практики помогут прокачаться в сфере отношений с людьми.

«Мне кажется, ты…»

Повысив внутриличностные компетенции, можно переходить к межличностным. Очень важно научиться понимать чувства других людей. Для этого можно начать с простого вопроса: «Мне кажется, ты… (гневаешься, расстроен, доволен, и т.д. — необходимо назвать эмоцию человека, которую он, на ваш взгляд, чувствует). Это так?». Очень важно, чтобы это был именно вопрос, а не утверждение.

Вы делаете предположение, а не выводы. Для вашего собеседника это безопасно, и он может честно либо подтвердить, либо опровергнуть с объяснением, что он чувствует на самом деле.

«А как бы я отреагировал?»

Чтобы научиться эмпатии, нужно уметь ставить себя на место другого человека. Если вы видите непонятную для вас эмоцию или реакцию, спросите себя: «А как бы я отреагировал в этой ситуации?». Представьте, каково этому человеку на данный момент и как вы можете помочь ему справиться с трудностями.

Фильмы без звука

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой других людей без лишних расспросов, смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы все поняли?

Чтение жестов

Научитесь распознавать настоящие чувства других людей, наблюдая за их выражением лица или жестами. Зачастую люди говорят одно, а их лица говорят совсем другое. Старайтесь быть более наблюдательным и обращать внимание на менее очевидные способы выражения эмоций других людей.

Заведите небольшой блокнот-шпаргалку, носите его с собой и время от времени проверяйте свои наблюдения. На эту тему есть множество хороших книг (например, Марка Гоулстона «Я слышу вас насквозь»), и даже сериалы («Обмани меня»).

Обратная связь

Попросите близких друзей или одного «гуру эмоционального интеллекта» (человека, у которого, по вашим наблюдениям, все в порядке с EQ) об обратной связи. Задайте вопрос: «Как люди чувствуют себя в моем присутствии? Нервничают, смеются, злятся, напрягаются?»

Узнайте, что самые близкие думают о вашем эмоциональном воздействии. Человеку самостоятельно сложно осознать собственное воздействие, а окружающие с радостью помогут в этом.

Будьте искренним и открытым

Искренность и открытость идут рука об руку, если дело касается эмоционального интеллекта. Недостаток открытости — это признак слабого EQ. Когда ваш разум открыт для понимания сути конфликта и самоанализа, вам будет легче справиться с возникшей ситуацией, особенно если вы спокойны и уверены в своих силах.

Когда вы станете более открытым для окружающих, у вас появятся новые возможности. Люди не будут бояться говорить с вами честно, опасаясь бурных реакций.

Высокий уровень EQ — это путь к успеху

«Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру», — написал в своей книге Гоулман. И был прав. Поэтому всем вам я искренне желаю прокачать свой эмоциональный интеллект и стать еще более успешными и счастливыми!

Если интересно, еще больше стратегий по управлению собой и отношениями можно найти в книге «Эмоциональный интеллект 2.0».

Источник

Оцените статью