- Контроль знаний без стресса: усвоил ли ученик материал
- Зачем вообще нужен контроль знаний учащихся?
- Как учащиеся относятся к контролю знаний
- Основные виды контроля знаний учеников: плюсы и минусы
- Письменный контроль
- Устный контроль
- Контроль в игровой форме
- Когда и какие виды контроля знаний учеников применять
- Контроль знаний учащихся: краткие выводы
- Как учиться быстрее, лучше и не испытывать стресс
- Визуализация
- Мнемотехники
- Интерлинк
- Метафоры
- Диаграммы
- Стикеры на стене
- Акронимы
- Восстановление в памяти
- От общего к частному
- Самооценочный тест
- Избежание разрывов
- Переписывание
- Сделать это интересным
- Правило детского садика
- 5 способов, как контролировать обучение ребёнка на дому
- Что такое семейное обучение
- Способы контроля обучения дома
- Составьте распорядок дня
- Устанавливайте правила
- Учите ребёнка самостоятельности и ответственности
- Подавайте пример
- Регулярно проходите аттестации
- Выводы
Контроль знаний без стресса: усвоил ли ученик материал
Данила Доманин
Ненависть к проверочным и экзаменам объединяет и взрослых, и школьников. Однако отменить любой контроль знаний, особенно учащихся, категорически нельзя. Разбираемся, как безболезненно проверять, хорошо ли школьники запомнили уроки.
Контроль знаний учащихся
Зачем вообще нужен контроль знаний учащихся?
К сожалению, а может быть, и к счастью, без проверок знаний обойтись нельзя. На их основе:
- выстраивается учебная программа;
- анализируется общий уровень знаний;
- составляется модель обучения;
- происходит подбор тех или иных методик обучения.
Контроль знаний учащихся — одно из основных средств для создания цельного, продуктивного и удобного курса для обучения.
Еще контроль знаний учеников — один из методов для повторения и применения изученного материала. Проверка также необходима и учителю чтобы видеть, что происходит в классе, и самосовершенствоваться. Ну и помимо всего прочего, она может укрепить мотивацию школьников и отчасти стать подготовкой к взрослой жизни — ведь мы всегда сталкиваемся с трудностями и стараемся их преодолеть.
Как учащиеся относятся к контролю знаний
«Если я плохо написал тест, то у меня все будет плохо», — в основе отрицательного отношения к текущему контролю у ученика лежит именно этот стереотип. Очевидно, что это проблема психологического характера.
В своей работе я стараюсь изменить мнение о контрольных и экзаменах, пытаюсь объяснить, что это прежде всего нужно тем, КОГО проверяют.
Можно использовать такие аргументы:
- контроль знаний поможет оценить свои сильные и слабые сторон;
- можно продемонстрировать свои знания и умения (для повышения самооценки);
- текущий контроль даст ученику шанс разложить весь материал по полочкам — этому способствует сама подготовка к контрольной или экзамену.
Когда меняется отношения к проверке, она становится не такой уж и страшной. Конечно, здесь нужна психологическая работа с учеником, и прежде всего, ребенка никто не должен загонять.
Пусть основным постулатом станет фраза: «Каждый человек имеет право на ошибку». Не надо отчитывать за оценки, ругать за ошибки и провалы. И уж конечно не стоит основной целью обучения ставить получение положительной оценки — ведь прежде всего важны знания.
Конечно, помимо этого, нужна дополнительная подготовка к экзаменам и побольше практики. Плюс, нервы есть нервы, но с этим уже нужно работать отдельно.
Основные виды контроля знаний учеников: плюсы и минусы
В своей основе, методы контроля можно поделить на письменные, устные и игровые.
Письменный контроль
Самостоятельные и контрольные работы, диктанты, изложения, а также тесты.
Я предпочитаю контрольные работы, а не тесты, потому что вижу, как человек думает и что происходит в его голове при решении задачи. Это позволяет мне понять где он ошибается и в чем. Но и у тестов есть свое преимущество: например, проверять их гораздо быстрее.
Плюсы | Минусы |
---|---|
1. достаточно быстрая проверка большого количества людей | 1. не всегда полная картина, понимает ли материал ученик или заучил его |
2. менее стрессовая обстановка, и в целом определенное спокойствие | 2. работа на дом по проверке |
3. контроль осуществляется только по предмету | 3. в целом неполный анализ знаний, только какие-то аспекты |
4. несложно следить за списыванием |
Устный контроль
Устные экзамены, опросы, физические диктанты и прочее.
Лично я очень люблю опросы и устные экзамены. Они позволяют провести полноценную беседу с учеником и полностью проанализировать его знания. Сразу очевидно, понимает ли он материал или нет.
Плюсы | Минусы |
---|---|
1. полный и детальный анализ знаний | 1. устный экзамен по времени гораздо дольше |
2. попутная проверка коммуникативных навыков | 2. большой стресс для учеников, напрягающая атмосфера |
3. тренировка учеников объяснять материал, а это уже следующий уровень понимания | 3. из-за слабых навыков общения, можно не увидеть четкую картину понимания |
Контроль в игровой форме
Различные игры конкурентного характера.
В целом можно в любой вид проверки, особенно в устный, добавить игровой аспект, различные бонусы и набор баллов за правильные ответы. Я периодически устраиваю «физический бой». Суть проста: делимся на команды, решаем ряд задач, после чего выходим к доске и объясняем задачи, а команды-противники пытаются задать вопросы и пошатнуть уверенность в правильности решения или демонстрируют свое решение.
Плюсы | Минусы |
---|---|
1. легкая и приятная атмосфера | 1. мало информации о знаниях каждого ученика в отдельности |
2. дополнительная мотивация | 2. иногда сложно контролировать такой процесс |
3. тренировка практически всех навыков | |
4. ну и конечно, некое разнообразие |
Когда и какие виды контроля знаний учеников применять
Применение письменной методики контроля знаний учащихся уместно, когда в классе много детей и нужно сформировать некую статистику.
Устные виды контроля чаще применимы в небольших классах, а также часто используются перед началом урока — как повторение изученного материала.
Ну и игровые применяются, чтобы создать интересную и приятную атмосферу в классе, заодно проверив уровень знаний.
В целом, лично я предпочитаю применять все методики при различных обстоятельствах. Во-первых — это разнообразие, что нравится ученикам. Во-вторых — это позволяет тренировать и развивать все качества школьников. В третьих — это дает возможность провести полноценный анализ.
Контроль знаний учащихся: краткие выводы
Чтобы не было стрессовых ситуаций, необходимо:
- Психологически настроить учеников на хорошее отношение к проверкам.
- Чаще практиковаться, чтобы это не было неожиданностью.
- Комбинировать все методики текущего контроля учеников.
Источник
Как учиться быстрее, лучше и не испытывать стресс
Обучение — длительный по времени процесс, а не единичное действие. Необходимо запоминать информацию, понимать суть, применять знания в реальной жизни. И поскольку оно является ключевым в приобретении навыков, нужны работающие методы, которых, к счастью, существует немало. Вы можете чередовать их для того, чтобы выбрать лучшие или использовать несколько методов за один присест. Помните лишь о том, что овладение методом — это тоже обучение и требует практики.
Визуализация
Представьте себя человеком, который развил навык, изучил предмет или достиг успеха в обучении. Как вы себя чувствуете? Горды ли вы результатом? Визуализация — отличный способ получить дополнительную мотивацию.
Мнемотехники
Мнемотехники работают, потому что позволяют превратить учебу в игру. А кто не любит играть? При помощи техник для запоминания можно улучшить не только память, но и творческое мышление, воображение, повысить когнитивные способности.
Интерлинк
Возьмите две идеи или темы и подумайте над тем, как они связаны. Они могут быть соединены как общей картиной, так и деталями. Делая это, вы создаете ментальную карту в своем мозгу, что позволяет обучаться быстрее и эффективнее.
Метафоры
Возьмите сложную идею и попытайтесь придумать простую метафору, описывающую ее суть. Глубинное понимание значительно эффективнее, чем поверхностное — это позволяет мыслить абстрактными понятиями.
Диаграммы
Нарисуйте их или используйте онлайн-сервисы. Они наглядны и порой стоят тысячи слов. Метафорически, диаграмма — это улучшенная версия визуализации.
Стикеры на стене
Многие люди мыслят линейно, записывая одну фразу за другой. Стикеры позволяют развить латеральное мышление и находить самые неочевидные связи и пересечения. Озарения приходят, когда у вас перед глазами или в голове есть несколько несвязанных тем.
Акронимы
Придумайте свой акроним при помощи терминов, которые изучаете — АБВ или RED. Этот способ позволяет объединить несколько идей в одно слово. Вспомнив его, вы также вспомните и все, что зашифровано в нем.
Восстановление в памяти
Простая и эффективная техника, которая многим кажется скучной. В самом деле, зачем периодически останавливать прочтение книги и отвечать вопросы, если можно читать дальше и хвастаться количеством прочитанных книжек? Однако если вы и правда хотите впитать больше информации, придумайте несколько вопросов в конце главы и ответьте на них. Попытайтесь увидеть суть вещей.
От общего к частному
Чаще всего люди обращают внимание на детали, когда учатся. Но забывают, что мелкие правила служат большой цели. Поэтому периодически нужно смотреть на общую картину и понимать, зачем мы делаем то, что делаем.
Самооценочный тест
Делайте тесты по любому предмету, который изучаете: английскому языку, философии, физике и многому другому. Даже само создание теста — это отличный способ проникнуть в суть изучаемого материала.
Избежание разрывов
Когда вы начинаете что-либо изучать, то тщательно запоминаете всю информацию. Спустя какое-то время появляются разрывы («Эту главу можно упустить», «А это я и так понял кое-как»). Эти разрывы мешают дальнейшему продвижению.
Составьте список разрывов. Не изучили неправильные глаголы английского языка, потому что это скучно? Ничего страшного, выделите на них несколько дней и будете собой гордиться. Уйдет лишний страх и вы сможете свободнее оперировать глаголами.
Переписывание
Этот метод позволяет замедлить мышление и полностью сконцентрироваться на текущей задаче. Не понимаете сути новой главы? Тогда перепишите ее, попутно размышляя над каждым словосочетанием. Размышляйте на бумаге, задавайте себе вопросы и отвечайте на них.
Сделать это интересным
Звучит очевидно, но сколько раз вы садились за учебу с ощущением вынужденности? Согласитесь, что скорость обучения значительно падала. Научитесь вводить себя в состояние заинтересованности.
Правило детского садика
Как бы вы объяснили новую тему пятилетнему ребенку? Как сложное сделать простым? Какими словами, образами и метафорами будете пользоваться? Это отличный способ разжевать информацию для себя.
Источник
5 способов, как контролировать обучение ребёнка на дому
Отсутствие контроля — частый страх родителей, только ступивших на путь семейного обучения. Рассказываем, как следить за эффективностью учёбы без ущерба философии семейного образования, которая подразумевает свободу и самостоятельность.
Что такое семейное обучение
В России получать образование можно двумя способами:
- в школах и других образовательных организациях,
- вне школ.
Семейное обучение является формой образования вне школы. Семейное и домашнее обучение — синонимы.
Ребёнок на семейном обучении учится сам, с помощью родителей, репетиторов или онлайн-школ. Он не зависит от образовательных учреждений, так как приходит туда лишь для сдачи аттестаций. Они необходимы для перехода из класса в класс и получения аттестатов государственного образца в девятом и 11 классах. Семья сама выбирает учебники, расписание, регулярность занятий, предметы.
Общий порядок перехода на семейную форму обучения такой:
- Необходимо уведомить об этом департамент или управление образования по месту жительства.
- Затем нужно отчислиться из школы, в которой ранее учился ребёнок.
- После этого прикрепиться к школе, имеющей лицензию и государственную аккредитацию для прохождения аттестаций.
- И наконец, по желанию можно заключить договор об аттестациях.
Философия семейного обучения предполагает стремление к свободе. Именно ради этого многие родители забирают детей из массовых школ.
В традиционной школе детей приучают к шаблонности: написал что-то не в той клетке — минус балл, использовал гелевую ручку вместо шариковой — работа не засчитывается.
Наталья Фукс, мама семиклассницы Лии, делится воспоминаниями о первой неделе на семейном обучении в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»:
«Всё в электронном виде — учебники, литература, тесты, контрольные. Хочешь — пиши конспект в тетради, не хочешь — не пиши. Любой ручкой, в любой тетради. Забегая вперёд, отмечу, что Лийка уже придумала свою систему конспектирования. Работает так, как удобно именно ей. Полная свобода — никаких клеточек справа или слева, отступов на одну линейку и прочей ерунды».
Семейное образование — это отсутствие стресса и нагнетающего контроля, присущего обычной школе. Никто не ругает за ошибки, можно учиться в пижаме, а во время перерывов играть в футбол во дворе. Но нельзя, чтобы ребёнок, осваивающий школьную программу дома, думал, будто не существует вообще никаких правил. Контроль и самодисциплина на семейном образовании так же важны, как и в любом учебном процессе. Хоумскулер должен понимать, что не всегда можно делать только то, что хочется.
Важно не стремиться к тотальному контролю за учёбой. Если постоянно напоминать ребёнку об уроках, проверять каждую написанную строчку и придираться к мелочам, семейное образование ничем не будет отличаться от традиционной школы.
Способы контроля обучения дома
Мы рекомендуем стремиться к тому, чтобы контроль в процессе обучения сводился к минимуму — это существенно облегчит жизнь и учащимся, и родителям. Ниже мы расскажем, что нужно делать, чтобы ребёнок эффективно учился дома, не нуждаясь в постоянном надзоре.
Составьте распорядок дня
Избрав альтернативный путь, родители нередко стремятся расписать день ребёнка по минутам. Ведь в школе он проводил по 5–8 часов. Учебный процесс на семейном образовании, как правило, сокращается вдвое, поскольку не нужно тратить время на дорогу и школьные факультативы. Но чем занять оставшуюся часть дня?
На этот вопрос должен ответить распорядок дня. Планирование — половина успеха на домашнем обучении. Важно не перегрузить ребёнка учёбой. Чрезмерная нагрузка приводит не к суперзнаниям, а к отторжению.
Постарайтесь организовать учебный процесс так, чтобы большинство предметов были интересны ребёнку. Когда ребёнку интересна учёба, пропадает нужда в постоянном контроле за обучением на дому.
Устанавливайте правила
Любой системе нужны правила. Регламентируйте процесс обучения на дому и договоритесь с ребёнком, чтобы он чётко выполнял принятые правила. Например, занятия в первой половине дня, а свободное время — во второй, или перерыв от занятий каждый час, или повторение пройденного материала каждое воскресенье.
Пусть ребёнок заранее знает, какие последствия будут при нарушении договорённостей. И будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций.
Со временем договорённости войдут в привычку. Такая «автоматизация» сильно облегчит контроль обучения ребёнка.
Учите ребёнка самостоятельности и ответственности
Важно разграничивать понятия самостоятельности и ответственности:
- Самостоятельность — это способность выполнять действие без родительского контроля.
- Ответственность — это готовность отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Самостоятельность развивается сама при делегировании ребёнку различных функций. Уже в дошкольном возрасте ребёнок может сам чистить зубы, убирать игрушки. Формирование ответственности, то есть готовности принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — одно из главных приобретений подросткового возраста.
Чтобы развить в ребёнке чувство ответственности:
- чётко объясняйте позитивные и негативные последствия того или иного действия;
- будьте честны;
- предоставьте ребёнку право самому принимать решения.
Подавайте пример
Любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым к сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты: мама не читает книги, но требует этого от ребёнка, папа не занимается спортом, но настаивает, чтобы сын ходил на секции.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» личный пример могут преподнести персональные наставники. Они регулярно общаются с родителями и детьми, помогают ученикам развить навыки самодисциплины, делятся опытом и эффективными техниками обучения и мотивируют ребят. Наставники сами не так давно сдавали ОГЭ и ЕГЭ и знают, что такое предэкзаменационный мандраж. Многие участвовали в олимпиадах. У всех есть навыки правильного составления конспектов, поиска и сортировки информации, запоминания. Наставники с удовольствием делятся этой информацией с ребятами и рассказывают, как можно сделать процесс обучения более живым и увлекательным, чтобы повысить интерес учащихся и уменьшить контроль родителей за учёбой.
Регулярно проходите аттестации
Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта.
Итоговая аттестация (ОГЭ в девятом и ЕГЭ в 11 классе) обязательна для всех. Без этих экзаменов нельзя получить аттестат об образовании.
Промежуточные аттестации на семейном образовании не обязательны, однако, настоятельно рекомендуем сдавать их как минимум раз в год. Аттестации помогают отслеживать прогресс, тренироваться перед грядущими ОГЭ или ЕГЭ и убеждаться в правильности выбора формы образования.
Выводы
В отличие от массовой школы, идеология семейного образования не подразумевает жёсткого и всеобъемлющего контроля за обучением со стороны взрослых. Хоумскулеры стремятся к свободе во всех её проявлениях.
Можно учиться так, как семья считает нужным. Грамотно составленный распорядок дня обеспечит отлаженный образовательный процесс, а регулярные аттестации помогут отслеживать эффективность обучения ребёнка.
Степень контроля и вмешательства в учебный процесс детей определяют сами родители. Но важно помнить, что семейное обучение может контролироваться и внешне. Например, органы управления образования могут заинтересоваться семьёй, если ребёнок перестанет ходить в обычную школу без официального уведомления о переходе на семейное обучение.
Источник