Способы измерения темперамента свойств нервной системы

Методы исследования темперамента

Вы будете перенаправлены на Автор24

Темперамент — это совокупность психических качеств, обусловленных генетикой человека. Эти качества зависят от особенностей ВНД (высшей нервной деятельности).

Учение о темпераменте

Аспекты темперамента исследовались И. П. Павловым. В соответствии с его теорией индивидуальные особенности поведения, как и динамика психической деятельности, находятся в зависимости от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основа индивидуальных различий в нервной деятельности представляет собой проявление и соотношение двух основных свойств нервных процессов (возбуждение и торможение).

Ученый установил в своих опытах 3 свойства, характерных для процесса возбуждения и торможения:

  • Силу этих процессов;
  • Уравновешенность;
  • Сменяемость (степень подвижности).

Сила нервных процессов выражается с помощью способности нервных клеток к перенесению длительных или кратковременных процессов возбуждения и торможения, что в целом способно предопределять работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Для слабых нервных систем характерна неспособность нервных клеток испытывать долговременное и целенаправленное возбуждение и торможение. Если происходит воздействие очень сильного раздражителя, то клетки начинают быстро переходить в состояние охранительного торможения. Вывод ученого состоит в том, что в слабых нервных системах клеткам присуща низкая работоспособность, поэтому их энергия быстро заканчивается. При этом для слабой нервной системы характерна большая чувствительность (она дает реакцию даже на слабые раздражители).

Важнейшее свойство ВНД представлено уравновешенностью нервных процессов, которая представляет собой сбалансированное соотношение между возбуждением и торможением. У некоторых индивидов процессы взаимно уравновешиваются, а у некоторых такое равновесие отсутствует.

Готовые работы на аналогичную тему

Комбинация перечисленных свойств нервных процессов возбуждения и торможения стала основой определения типа ВНД. В соответствии с сочетанием силы, подвижности и уравновешенности принято различать 4 базовых типа высшей нервной деятельности.

Лабораторные методы исследования темперамента

К числу основных психологических методов исследования темперамента относятся:

  • Лабораторные исследования,
  • Метод наблюдения,
  • Комплексные методы,
  • Естественный метод.

Самым популярным в исследованиях темперамента, включая его понимание по Павлову, является метод лабораторного эксперимента. По мнению его сторонников, этот метод дает возможность максимального освобождения от маскирующего воздействия прошлого опыта.

В рамках метода лабораторного эксперимента появляется возможность более точного измерения реакций. Особенно это имеет значение при получении соответствующих временных характеристик, предназначенных для оценки энергетических параметров поведения.

Только в условиях лабораторных исследований специалисты могут измерить непроизвольные реакции, которые не поддаются сознательному контролю субъекта. Именно данные реакции позволяют раскрыть подлинные особенности темперамента.

Значение условий, которые типичны для лабораторного эксперимента, подчеркнули исследователи, занимающиеся изучением типов нервной системы. Если обратиться к диагностике темперамента, то для лабораторного метода присущи некоторые недостатки. Основной из них заключается кратковременности измерений и потребности в большем временном интервале. Это означает, что результаты, по которым рассматривают темперамент, могут быть случайными, поскольку физиологический механизм этой категории очень сложен.

Другие виды исследования темперамента

Кроме лабораторного метода широко популярными в последнее время стали комплексные (полифункциональные) исследования. При их осуществлении одновременно используются измерительные приемы, многочисленные показатели свойств темперамента в ходе регистрация соответствующих реакций. Данные исследования берут за основу дорогую аппаратуру, поэтому от экспериментатора требуется основательная подготовка.

Многие специалисты, особенно занимающиеся анализом темперамента людей в детском возрасте, для диагностики предпочитают использовать естественный эксперимент. Для него характерны основные черты экспериментального метода, но, наряду с этим, он более близок к методу наблюдения, давая возможность осуществлять детальный контроль условий и процесса.

В качестве примеров естественного эксперимента могут выступать исследования темперамента ребенка в процессе подвижных игр. В педагогической практике самый подходящий метод диагностики темперамента и других психологических особенностей учащихся, представлен наблюдением. Тем не менее, для определения темперамента и других личностных аспектов, недостаточно простого наблюдения за поведением ребенка. Если педагог замечает, что дети быстро выполняют порученное им действие, движутся с большей или меньшей энергией, то на основе многих подобных наблюдений с известным приближением судит о соответствующих особенностях темперамента.

Читайте также:  Человек всегда способен назвать свои эмоциональные состояния да или нет

Успешный способ познания темперамента представлен лишь направленным наблюдением, которое происходит так, что с его помощью действительно регистрируются формы поведения. В них в большей или меньшей степени проявляются аспекты темперамента. Осуществление подобных наблюдений, особенно людьми, которые не имеют специальной подготовки, прежде всего, облегчается с помощью схемы наблюдения. Она включает определенную программу наблюдения и указывает явления и формы поведения, а также ситуации, на которые необходимо обратить особенное внимание.

Еще один эффективный метод представлен тестированием. Широкое распространение имеют «Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы» Я. Стреляу, опросник Айзенка из 57 вопросов об особенностях поведения, тест «Определение преобладающего темперамента» Белова, помогающий выявить смешанные типы темперамента (с преобладанием одного из них).

Источник

Диагностика свойств нервной системы, типов темперамента

Темперамент – совокупность индивидуальных, природных качеств (свойств) человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности личности.

Основные свойства темперамента: активность, реактивность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, эмоциональность, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия.

Методы диагностики темперамента

Опросник Айзенка. Предназначен для диагностики свойств личности, в которых проявляется темперамент человека: 1. Нейротизм – эмоциональная неустойчивость, нестабильность, что проявляется в тревоге, волнении, плохом самочувствии, перепадах настроения, нервности и беспокойстве. 2. Экстраверсия – направленность личности на внешний мир, что проявляется в большей общительности, импульсивности, гибкости, инициативности, социальной адаптированности и малой настойчивости. 3. Интроверсия – направленность на собственный внутренний мир, что проявляется в склонности к самоанализу, настойчивости, наблюдательности, но при этом большей социальной пассивности. 3. Формы (варианты) опросника Айзенка, в которых еще определяется психотизм – склонность к асоциальному поведению, высокая конфликтность.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. Русалов). Назначение: определение свойств темперамента, проявляющихся в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сфере личности и определение общего типа темперамента. 1-4 – основные типы (С, Х, Ф, М); 5 – смешанный высоко эмоциональный; 6 – смешанный низко эмоциональный; 7 – смешанный высоко активный; 8 – смешанный низко активный; 9 – неопределенный тип.

Опросник Стреляу. Назначение: диагностика основных свойств нервной системы: силы процессов возбуждения и торможения, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и подвижности нервных процессов.

Опросник Смирнова. Назначение: диагностика свойств темперамента: экстраверсии — интроверсии, эмоциональной уравновешенности – возбудимости, темпа реакции – активности – ригидности.

Опросник Белова «Формула темперамента». Назначение: самоидентификация типов темперамента и определение их по формуле.

Соотношение свойств нс, типов темперамента и черт характера

(с преобладанием процессов возбуждения);

(с преобладанием процессов торможения);

Высокий уровень активности, энергичность, резкость, быстрота и сила движения, порывистость и вспыльчивость, подверженность эмоц. срывам, речь быстрая, выразительная, сбивчивая.

Характер: целеустремленность, напористость, увлеченность, несдержанность, нетерпеливость, склонность к резкости, конфликтность.

Высокий уровень активности, энергичность, быстрота и живость движений, работоспособность, выразительная мимика, быстрый темп речи.

Характер: жизнерадостность, общительность, отзывчивость, легкомысленность, поверхностность, разбросанность, ненадежность.

Низкий уровень активности, недостаточная энергичность, медлительность, инертность, невыразительная мимика, спокойное и ровное настроение, постоянство чувств и отношений, психическая устойчивость, с трудом переключается с одного вида д-ти на другой, речь спокойная, замедленная.

Характер: терпеливость, самообладание, надежность, невозмутимость, не конфликтность, старательность, пассивность, отсутствие активного стремления к цели, замедленность в принятии решения.

Низкий уровень активности, низкая энергичность, замедленные движения, сдержанная мимика, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, высокая эмоц. чувствительность, глубина и устойчивость эмоций.

Характер: мягкость, человечность, доброжелательность, чуткость, застенчивость, ранимость, мнительность, замкнутость, не решительность, предусмотрительность.

Тест MMPI многофакторный личностный Опросник, предназначенный для диагностики патологий характера (количество вопросов более 600). В Опроснике 10 основных шкал: 1. Шкала ипохондрии (данная шкала выявляет тип личности, которая может чрезмерно зацикливаться на телесных ощущениях, болезнях, такие люди слишком пристальное внимание уделяют своему здоровью, нередко склонны «ныть» по этому поводу и находить у себя симптомы различных заболеваний); 2. Шкала депрессии; 3. Шкала истерии (определяет склонность человека к использованию симптомов физических заболеваний в качестве средства решения проблем); 4. Шкала психопатии (определяет тип личности, склонный к асоциальному поведению, к чрезмерной конфликтности – социопатический тип); 5. Шкала мужественности/женственности (определяет степень выраженности женских или мужских черт характера); 6. Шкала паранойи (определяет тип личности, склонной к подозрительности, чрезмерной мнительности и к образованию сверхценных идей); 7. Шкала психастении (определяет тревожно мнительный тип личности, склонной к сомнениям, колебаниям); 8. Шкала шизофрении (определяет шизоидный (аутический) тип личности); 9. Шкала гипомании (определяет тип личности, склонной к неоправданно повышенному настроению); 10. Шкала социальной интроверсии (замкнутость, отгороженность, ограниченность социальных связей).

Читайте также:  Доброго утра моя любимая радость

Источник

Основные методы диагностики темперамента и свойств нервной системы

Теппинг-тест (моторная проба) Е.П. Ильина

С помощью моторной пробы исследуется работоспособность, динамика которой свидетельствует о силе или слабости нервной системы.

Стимульным материалом являются: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги, разделенные на 8 равных прямоугольников.

Инструкция к тесту: «По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы, в 8-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».

Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.

После проведения теста подсчитываются все точки в каждом квадрате и выстраивается график, показывающий утомляемость нервной системы.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

  • Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
  • Стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы;
  • Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  • Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;
  • Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.

Опросник Я. Стреляу

Методика разработана польским психологом Я. Стреляу. Опросник предназначен для измерения трех основных характеристик нервной деятельности.

Результаты обрабатываются по 3 первичным шкалам: сила нервной системы по возбуждению, сила нервной системы по торможению, подвижность, и 1 вторичной шкале — уравновешенность.

Вопросник содержит 134 вопроса. Может применяться для подростков и старше.

Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б. М. Смирнова

Позволяет оценить выраженность таких свойств темперамента как: экстраверсия — интроверсия, ригидность — пластичность, эмоциональная возбудимость — эмоциональная уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокая — низкая)). Имеется контрольная шкала (искренность) для оценки надежности ответов испытуемого.

Читайте также:  Отличного настроения смайлики гифки

Содержит 48 вопросов. Может применяться для подростков и старше.

Опросник структуры темперамента В. Русалова (ОСТ)

Разработан В. М. Русаловым. Методика предназначена для комплексной оценки индивидуальных особенностей человека. Теоретической основой методики служили концепции Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына и П. К. Анохина.

8 шкал (по 4 шкалы для объектной и субъектной сферы): эргичность, пластичность, темп, эмоциональность. Имеется контрольная шкала — искренности ответов. По результатам также могут быть рассчитаны 10 индексов-показателей темперамента человека.

Содержит 105 вопросов, варианты ответов «да» или «нет». Разработаны две эквивалентные формы: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до 55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 12 до 17 лет.

Вопросники Г. Айзенка

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом — изначально они имели иное содержание.

В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности».

Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.

EPI-взрослый вариант — 56 вопросов (формы А и В — 2 шкалы: экстра — интроверсия — нейротизм)

EPI-детский вариант — 60 вопросов (2 аналогичные шкалы) с рекомендациями по коррекционной работе

EPQ-101 вопрос (3 шкалы: экстра-интроверсия — нейротизм — психотизм).

EPP-S-200 вопросов: 3 фактора и 10 первичных шкал: экстра-интроверсия (общительность, активность, напористость) — нейротизм (тревожность, неполноценность, подавленность) — психотизм (склонность к риску, импульсивность, безответственность), шкала лжи.

Во всех опросниках: варианты ответов испытуемого «да», «нет»; имеется контрольная шкала, выявляющая тенденцию давать социально желательные ответы.

Опросник темперамента Д. Кейрси

Методика является модификацией личностного опросника И. Майерс и К. Бриггс (MBTI). Она позволяет диагностировать четыре типа темперамента, предложенные Д. Кейрси на основе четырех диагностических шкал: экстраверсия-интроверсия, ощущение-интуиция, мышление-чувствование, планомерность-импульсивность. В результате сочетания различной выраженности диагностических шкал получается 16 психологических типов.

Содержит 70 пар утверждений, из которых испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящий для него вариант.

Предназначен для исследования взрослых людей.

Источник

Оцените статью