Способы формирования нравственных чувств

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Светлана Гомзякова
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, средикоторых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Средством нравственного воспитания дошкольниковявляется собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

-соответствие метода цели и задачам воспитания;

— гуманный характер метода;

— реальность метода;

— подготовленность условий и средств для использования метода;

— избирательность отбора метода;

— тактичность применения метода;

— планирование возможного результата воздействия метода;

— терпение и терпимость педагога при использовании метода;

— преобладающая практическая направленность метода в нравственном

воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.

Источник

Средства и методы нравственного воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие нравственного воспитания

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям их народа и всего человечества.

Чтобы сформировалось любое нравственное качество, необходимо, чтобы этот процесс протекал осознанно. В связи с этим особое значение приобретают знания, на базе которых у ребенка будет идти формирование представлений о сущности нравственных качеств, их необходимости и преимуществах овладения ими.

Иными словами, ребенок должен иметь желание овладеть тем или иным нравственным качеством, то есть у него должны возникнуть мотивы его приобретения. Появление мотива предполагает отношение к качеству, которым формируются социальные чувства.

То есть, механизм нравственного воспитания состоит из знаний и представлений, на которые наслаиваются мотивы, следом идут чувства и отношения, навыки и привычки, а заканчивается все определенным поведением и поступками. Все это формирует нравственное начало.

Читайте также:  У моего парня постоянно нет настроения

Главной особенностью механизма нравственного воспитания выступает отсутствие взаимозаменяемости, так как каждый из механизмов важен и не может исключаться или заменяться на другой.

В дошкольной педагогике принято выделять три категории задач нравственного воспитания:

  • формирование нравственного поведения, то есть элементарных навыков организованного и дисциплинированного поведения, а также положительных взаимоотношений и самостоятельности;
  • формирование нравственных чувств и отношений, т. е воспитание первых гуманных чувств: доброты, заботливости, внимательности, доброжелательности, а также качеств, требующихся в современном обществе (данная группа задач отличается подвижностью, она формируется на основании исторического этапа и конкретных условий жизни общества);
  • формирование нравственного сознания включает формирование первых нравственных убеждений, которые должны превратиться в регуляторы действий и поступков человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Средства нравственного воспитания

Средства нравственного воспитания разбиты на несколько групп:

  • художественные средства состоят из художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кино, диафильмов и пр. Данная группа важна в связи с тем, что она помогает эмоционально окрашивать познаваемые моральные явления. Дети живо и эмоционально воспринимают сказки, которые читают, стихи и рассказы, рассматривают иллюстрации к произведениям. Художественными средствами наиболее эффективно можно сформировать у детей моральные представления и чувства;
  • природа – значимое средство воспитания чувств и поведения, так как она предоставляет возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о ком-то, кто слабее, кому нужна помощь, защитить его;
  • собственная деятельность детей: игровая, трудовая, учебная, художественная. Эти типы деятельности необходимы для воспитания практики нравственного поведения;
  • общение — выполняет роль корректировщика представлений о морали и нравственности;
  • атмосфера, в которой живет и растет ребенок: доброжелательная, насыщенная любовью, или напротив, жестокая и безнравственная. Обстановка, которая окружает ребенка, является незаменимым средством воспитания чувств, представлений и поведения.

Выбор средств воспитания основывается на ведущей задаче, возрасте детей, уровне их общего и интеллектуального развития, а также этапе развития нравственных качеств.

Методы нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания разделяют на три группы:

  • методы формирования нравственного поведения, состоящие из приучения, упражнений, руководства деятельностью;
  • методы формирования нравственного сознания, состоящие их убеждения, разъяснения, внушения и беседы;
  • методы стимулирования чувств и отношений, включающие поощрение и наказание.

Эффективность от применяемых методов можно ожидать только при соблюдении следующих условий:

  1. Любой метод или группа методов должны быть гуманны, не должны унижать ребенка или нарушать его права. Это касается детей любого возраста – от младенческого до совершеннолетия.
  2. Методы должны быть реальным, осуществимыми, требующими логического завершения.
  3. Методы не должны применяться однотипно и шаблонно, одинаково ко всем детям и во всех ситуациях. Если это условие не соблюдается, то метод убеждения может стать назиданием и перестанет приносить ожидаемых результатов.
  4. Методы воспитания должны применяться тактично. Дети не должны понимать и чувствовать, что их воспитывают. Наилучший эффект предоставляется опосредованным воздействием, а это большое искусство, которым педагоги овладевают только если умеют бережно относиться к детям.
  5. При подборе методов необходимо предвидеть ряд возможных результатов их влияния на конкретного ребенка. Если педагог не уверен в успехе или считает, что реакция будет слишком бурной – от выбранного метода необходимо отказаться.
  6. Применение методов нравственного воспитание предполагает большое терпение и терпимость. Работая с дошкольниками нельзя рассчитывать на то, что результат будет моментальным и постоянным. Необходимо с пониманием относиться к тому, что результат может быть достигнут не сразу и, возможно, не совсем в том объеме, который ожидал педагог. Например, при развитии правильной речи у детей с заиканием.
  7. В нравственном воспитании детей дошкольного возраста преобладают практические методы, которыми предполагается процесс обучения ребенка определенным способам действия. Например, такой метод может использовать пример поведения взрослого в качестве образца для подражания. Положительные поступки взрослого сами по себе не дают гарантий таких же поступков у детей. Важно грамотно организовывать наблюдение за поступками взрослых, так же как и практику поведения.
  8. Методы нравственного воспитания личности должны применяться не изолированно, а комплексно.

Источник

Методика нравственного воспитания
статья

Скачать:

Вложение Размер
statya_metodika_nravstvennogo_vospitaniya.docx 39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 904 города Москвы

Учебный корпус № 6 « Семицветик»

« Методика нравственного воспитания»

Автор: Воспитатель Саблина Анжелика Евгеньевна

Методика нравственного воспитания . 6

Список использованных источников . 17

Нравственное воспитание – одна из главнейших сторон многогранного движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, возможности ориентироваться на эталон, жить согласованно принципам, общепризнанным меркам и правилам морали, когда взгляды и представления о должном материализуются в реальных поступках и действии.

Формирование растущего человека как развитие развитой личности составляет одну из ключевых задач сегодняшнего общества. Формирование этических норм поведения у ребёнка считается нравственной задачей, которая имеет не только общественную, но и педагогическую важность. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Нравственное воспитание обусловлено тем, что ребёнок вырабатывает самые первые нравственные оценки и суждения, он начинает сознавать, что такое нравственная норма, и вырабатывает своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда гарантирует соблюдение её в реальных действиях. Общественно-нравственное воспитание детей совершается на всём протяжении их жизни, и устанавливающее значение в становлении морали ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт. В процессе нравственного воспитания используются специальные методы.

Цель данной работы заключается в изучении методов, применяемых в процессе нравственного воспитания.

Для достижения поставленной цели следует ответить на следующие вопросы:

— дать определение понятию «нравственное воспитание», ознакомиться с точкой зрения ученых по данному определению;

— рассмотреть основные направления нравственного воспитания

— изучить мнения ученых классификации методологии нравственного воспитания

— проанализировать методы нравственного воспитания

В нашей работе мы обратились к трудам известных ученых: Логинова В.И., Марьенко И.С., Ноткина Н.А. и другие Рожков М.И., Щукина Г.М.

Методика нравственного воспитания

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. «Нравственное воспитание» — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [1] .

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение). Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен.

Выделяют следующие направления нравственного воспитания у детей.

1. Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

2. Воспитание коллективизма. Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

3. Воспитание дружеских взаимоотношений. Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого.

Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.

Методы нравственного воспитания – это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога.

Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.

При помощи методов нравственного воспитания осуществляется:

— целенаправленное воздействие на учащихся,

— организуется и направляется их жизнедеятельность,

— обогащается их нравственный опыт.

Ни один метод нельзя считать универсальным. В работе возникают ситуации, требующие сочетания способов педагогического влияния, которые учитывают особенности возраста, индивидуальности, уровень воспитанности отдельных детей, всего класса (группы) в целом.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста детей и их жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Для достижения успеха важно, чтобы семья, детский сад, школа действовали в едином направлении. Отсутствие консенсуса между ними приводит к раздвоению личности воспитуемого, т.к. ему приходится приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых.

Какой бы метод ни выбрал воспитатель, он будет эффективен лишь при соблюдении условий:

— не унижать ребенка, не наступать на его права;

-применение метода должно быть осуществимо, иметь логическое завершение;

— условия для него готовят заблаговременно;

— недопустимы однотипность, шаблонность;

— от педагога требуется такт, ребенку нельзя чувствовать себя объектом воспитания;

— выбирая метод, ориентируются на степень сложности того качества, которое предстоит сформировать;

— мудрость учителя в предвидении, как может повлиять его воздействие на конкретного воспитанника;

— нравственное воспитание опирается не только на сознание, во главе должны идти практические методы;

— ждать моментального результата не стоит, он также может не совпадать с планируемым, поэтому методы используются комплексно, меняются в зависимости от воспитательных задач, индивидуальности ученика.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как «методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно — репродуктивные и проблемно-ситуативные» [2] . В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) [3] .

В.Г.Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание [4] .

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, – на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) [5] .

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания: убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

— методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

— методы стимулирования поведения и деятельности [6] .

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.

Часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

У рассказа на этическую тему несколько функций:

— служить источником знаний,

— обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,

— служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

— рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

— рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

— беседа должна носить проблемный характер;

— нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов;

— нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения;

— нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание растущего поколения — один из основных вопросов общества. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Источник

Читайте также:  Не чувствую ног когда засыпаю
Оцените статью