- Способности позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально выразительную форму изложения материала
- Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- Самое популярное
- План лекции:
- 1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование
- 2. Структура педагогической деятельности
- 3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
Способности позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально выразительную форму изложения материала
Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты.
Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание – означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально-значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность. Эти качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции, и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.
В профессиограмму педагога включают также педагогические способности — определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. К основным педагогическим способностям относятся: гностические (способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений); академические (способности к профессиональному росту и самосовершенствованию; связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки); дидактические (способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися); коммуникативные (способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей); речевые (способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли); экспрессивные (способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала); перцептивные (способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации, проявляющиеся в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние), в том числе эмпатия (способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника); суггестивные (способности эмоционально-волевого влияния на личность, способности к внушению); конструктивные (способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами); организаторские (способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся); творческие (способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии); педагогическая интуиция (способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения); способности к саморегуляции (возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией).
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
План лекции:1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование 1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснованиеПедагогическая деятельность — это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. 2. Структура педагогической деятельностиВыделяют три компонента педагогической деятельности:
Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности. 3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процессаВ «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.
4.Психологические требования к личности учителяК личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.
К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.
Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки. 5. Проблемы педагогического общенияПедагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения — по задачам, по средствам, по результату. 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельностиГоворя об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими. 7. Психологические особенности педагогического коллективаА.С. Макаренко писал: «. я не представлял и не представляю, можно ли воспитать. детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей — членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива. Источник: И.Н.Логвинов, С.В.Сарычев «10 избранных лекций по педагогической психологии» Источник |