Способность знака восприниматься органами чувств

Способность знака восприниматься органами чувств

Понятие о знаках. Типы знаков

Знаками называют материальные предметы, наделенные свойствами обозначать, заменять другие предметы и явления. Простые примеры помогут понять два важных свойства знака — материальность знака и способность обозначать явления, не связанные непосредственно с природой самого знака.

Будучи материальными явлениями, знаки воспринимаются органами наших чувств. Мы их видим, слышим, воспринимаем и т. д. При этом не просто воспринимаем, а связываем с некоторыми другими явлениями. Например, увидев дым, понимаем, что где-то есть огонь; услышав шум падающих капель, понимаем, что пошел дождь; увидев на кресле или стуле в театральном зале какую-либо вещь, понимаем, что место занято; увидев красный свет светофора, останавливаемся; услышав войдите, входим в комнату, а при нельзя — не входим и т. д. Во всех этих случаях имеем дело со знаками, но знаками разного рода.

В первых двух случаях между воспринимаемым знаком и представляемым им явлением есть прямая связь. В данных случаях знаки детерминированы, т. е. определены, обусловлены тем, что они обозначают. В остальных случаях знаки не детерминированы обозначаемыми явлениями. Так, вещь, указывающая, что место занято, может быть разной (шляпа, платок, книга, газета, программа, бумага и т. п.) и в других ситуациях (условиях) не будет передавать значение «занято». Запрет дальнейшего движения может быть передан и положением жезла регулировщика, и каким-либо другим знаком. Красный цвет означает запрет только в системе знаков, регулирующих движение. Значение запрета движения мог бы передавать и знак другого цвета, если бы мы об этом специально договорились*. Вот в этом-то «если бы» и обнаруживается важное свойство знаков второй группы.

*( Во время автомобильных гонок используется сигнализация флажками и знаком, запрещающим гонщику дальнейшее участие в соревновании, означающим «стоп», служит черный флажок. )

Знаки первой группы, обусловленные обозначаемыми явлениями, представляют собой признаки, симптомы этих явлений. Знаки второй группы не определены свойствами обозначаемых явлений, они условны. Кто-то когда-то условился употреблять эти знаки с определенным значением. Эта «условленность» могла быть и сознательной (договоренность о знаках дорожной сигнализации, азбуке Морзе, системе обозначения тех или иных единиц в физике и т. п.) и стихийной, складывающейся постепенно в процессе совместной практической деятельности людей, когда происходит выделение и отождествление каких-либо явлений действительности и закрепление за ними соответствующих обозначений (см. с. 41 — 43).

Знаки первой группы принято называть безусловными (естественными), знаки второй — условными. Однако условность знаков означает лишь отсутствие прямой, естественной связи между знаком и обозначаемым им явлением. Возникнув в практической деятельности того или иного коллектива, связь знака и обозначаемого им явления закрепляется, становится общепринятой и обязательной, она передается от поколения к поколению. Такой характер имеют знаки языка, и в этом их существенное отличие от знаков, возникших в результате специальной сознательной договоренности. Если система знаков есть результат специальной договоренности, в нее можно по такой же договоренности вносить те или иные изменения. Примером подобных изменений могут быть периодические пересмотры знаков дорожной сигнализации (введение новых знаков, изменение начертаний отдельных знаков и т. п.) или введение новых обозначений для тех или иных физических единиц. Такие системы знаков часто называют искусственными.

Искусственной системой может быть и язык. В истории известны примеры специальных искусственных языков, разработанных отдельными людьми или коллективами. Так, в 1878 г. польским врачом Заменгофом была опубликована разработанная им система искусственного международного языка, названного эсперанто*. Элементы искусственности есть и в современных языках науки, так как в них большое место занимают единицы (прежде всего, это термины), о значении которых специально договариваются. Такие специальные языки входят в состав общенародных языков, значительно более сложных и по характеру их знаковых единиц, и по особенностям организации.

*( Названием языка стал псевдоним автора — доктор Эсперанто, что на языке эсперанто означало «надеющийся». )

Источник

Способность знака восприниматься органами чувств что это

Семиотика – это наука, изучающая свойства знаков и всевозможные знаковые системы. Предметом ее изучения являются знак и знаковые системы – от простых (телеграфный код) до сложных (письменность, шифры).
Знак – это предмет или явление, замещающий какой-либо предмет или явление. Основные функции знаков – обобщение, называние и коммуникация.
Знаками называют материальные предметы, наделенные свойствами обозначать, заменять другие предметы и явления.
Простые примеры помогут понять два важных свойства знака
— материальность знака и
— способность обозначать явления, не связанные непосредственно с природой самого знака.
Будучи материальными явлениями, знаки воспринимаются органами наших чувств. Мы их видим, слышим, воспринимаем и т. д.
При этом не просто воспринимаем, а связываем с некоторыми другими явлениями.
Например,
увидев дым, понимаем, что где-то есть огонь;
услышав шум падающих капель, понимаем, что пошел дождь;
увидев на кресле или стуле в театральном зале какую-либо вещь, понимаем, что место занято;
увидев красный свет светофора, останавливаемся;
услышав войдите, входим в комнату, а при нельзя — не входим и т. д.
Во всех этих случаях имеем дело со знаками, но знаками разного рода.

Материальная, или внешняя сторона – то, чем передается значение, смысл и т. д. По-другому это называется формой, или планом выражения.

Слова человеческого языка являются примерами типичных знаков.
Слова, как и другие единицы языка, имеют материальную и идеальную стороны, или форму и содержание, или означающее и означаемое.
У языкового знака основная материя – звук.
План выражения языковых знаков доступен для восприятия при помощи разных органов чувств: зрение, слух, осязание.
В сознании человека план выражения знака представлен в виде акустического, графического и других образов, что позволяет говорить, о том, что языковой знак связывает не предмет и название, а понятие и образ.
Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Этот последний является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств; акустический образ имеет чувственную природу, и если нам случается называть его «материальным», то только по этой причине, а также для того, чтобы противопоставить его второму члену ассоциативной пары — понятию, в общем более абстрактному.
Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией.

Источник

1.2 Признаки и свойства знака

Реформатский А. А. выделяет несколько признаков, присущих знаку:

— Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

— Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак — член второй сигнальной системы.

— Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

— Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

— Знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Это можно пояснить такими примерами.

Если сравнить кляксу и букву, материальная природа которых одинакова и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характеристики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности — одинаковы важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: а может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это «тоже а», тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а же существует для того, чтобы различать стал от стол, стул,и т. п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы. Дело здесь именно в том, чтознак — это член определенной знаковой системы, для буквы – алфавитной и графической, тогда как любая клякса может «существовать» сама по себе и ни в какой системе не участвовать 1 .

Читайте также:  Чтобы не вернулась депрессия

Термином «знак» охотно и широко пользовался Ф. Ф. Фортунатов, который писал: «Язык представляет… совокупность знаков главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, а, кроме того, в языке существуют также и знаки для выражения чувствований». Фортунатов рассматривает также и знаки для выражения отношений: «… звуки слов являются знаками для мысли, именно знаками как того, что дается для мышления (т.е. знаками предметов мысли), так и того, что вносится мышлением (т.е. знаками тех отношений, которые открываются в мышлении между частями ли мысли или между целыми мыслями.)» 2

Важнейшие свойства знаков

Важным свойством знака является то, что он может обозначать или замещать не единичный объект или конкретное явление, а целое множество объектов или явлений. В связи с этим вводится понятие объема знака. Чем больше конкретных объектов реального мира представляет данный знак, тем больше его объем. Например, слово «дерево» как языковой знак имеет значительно больший объем, чем слово «береза». В данном случае речь идет о денотате знака.

Другим, не менее важным, свойством знака является его способность вызывать у человека представления о характере обозначаемого знаком объекта или явления – концепт знака.

Независимо от того, имеется ли в виду сфера специального, узкопрофессионального общения или же речь идет о передаче информации общедоступной, рассчитанной на самого широкого потребителя, знак, имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла. Преднамеренность – первое из свойств знака. И отсюда же вытекает второе его важнейшее свойство:двусторонность. В самом деле, у знака обязательно должны быть две стороны. Это идеальная, внутренняя (то,что передается, — значение, смысл, или, еще по-другому, семантика) и материальная, внешняя (то,чем передается, — форма).

Материальная сторона знака, его план выражения, может быть самой разной – лишь бы она воспринималась органами чувств: слухом, зрением, осязанием… Подавляющую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. И не случайно те примеры знаковых ситуаций, что приводились выше, имели визуальную, зрительную природу. Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя, конечно же, звук. Это важно подчеркнуть, так как сегодня, в эпоху поголовной грамотности, человек привыкает к письменной форме языка. Привыкает настолько, что зрительный образ слова теснит в нашем сознании образ слуховой. И все же не будем забывать о том, что основная материальная форма существования языка – этозвук, колебания воздуха. На протяжении сотен и сотен тысячелетий человеческий язык существовал исключительно в звуковой форме (еще ему, конечно, помогали жесты), и только в последние несколько тысячелетий этому способу передачи информации сопутствует письменность. Не забудем также о том, что еще совсем недавно целые народы пользовались языком исключительно в его устной, звуковой форме: письменности они просто не знали.

Одни и те же предметы в разных языках называются по-разному. Получается, что в основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция. Мы, то есть коллектив людей, как бы решили придать данной звуковой форме данное содержание; так появляется знак.Конвенциональность – третье основное свойство знака.

Но знак никогда не существует изолированно, сам по себе. Он всегда входит в целую систему, действует на фоне своих «собратьев». Поэтому подписать конвенцию, договориться о содержании знака на практике означает разделить сферы влияния знаков: вот это обозначает то-то, а вотэто – другое…

И конвенциональность знака оборачивается его обусловленностью: каждый знак – член своей системы. Обусловленность – четвертое свойство знака.

Нетрудно показать это и на примере языковых единиц. Так, слова в целом образуют систему, и эта система складывается из множества частных подсистем. Одна из них – названия цветов солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый… Но вот что любопытно: во многих языках русским названиямголубой исиний соответствует одно слово. Например, для немца цвет чистого неба, василька и полоски леса на горизонте будет всеblau. Der Blaufuchs– так по-немецки называется голубой песец (букв. ‘голубая лиса’), а die Blaubeere– черника (букв. ‘синяя ягода’): первая часть в этих немецких словах одинакова… Нет, конечно, при необходимости можно различить данные цветовые оттенки – скажем, при помощи определенийhimmelblau – ‘небесно-голубой’ иdunkelblau – ‘темно-синий’. Однако в огромном большинстве случаев немец скажет простоblau, без всяких уточнений. Не получается ли тем самым, что значение словасиний в немалой степени зависит от того, есть ли в данном языке словоголубой или нет? Если есть (как в русском), то объем его семантики сужается, если нет (как в немецком), то соответственно возрастает… Как писал Велимир Хлебников, «каждое слово опирается на молчание своего противника».

Содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в ее основе конвенцией. Можно сказать, что языковой знак есть производное от языка как целого.

Источник

Язык абстрактен, он не воспринимается органами чувств. Речь всегда конкретна и материальна.

Язык как система знаков

Язык – система знаков.

Наука, которая занимается изучением знаков, называется семиотика (греч. «семиос» — знак). Все, что нас окружает – знаковые системы. Язык жестов, язык Брайля, Язык Морзе,язык гонга, язык свита,музыкальные знаки, язык животных – все это языковые системы.

Человеческий язык тоже является одной из систем знаков.

Разделы семиотики:

1) семантика, изучающая отношения знака и предмета, обозначаемого знаком;

2) синтактика, исследующая отношения между знаками (замещения, объединения и др.);

3) прагматика изучает отношения между использующими знаки и самими знаками (прагмалингвистика, или

Знак– всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством

передачи информации, находящейся вне этого факта.

Языковые системы бывают:

искусственные (напр. ноты)

естественные знаковые системы(человеческий язык)

Человеческий язык – это особенная система знаков, имеющая свойства, которые отличают его от всех

остальных знаковых систем. Человеческий язык – первичная знаковая система. Все остальные зн. системы –

вторичны. Первичность чел. языка проявляется в том, что все остальные системы либо возникли на базе

человеческого языка, или же они могут быть объяснены с помощью человеческого языка. Человеческий язык

возникает и развивается стихийно на протяжении тысяч лет. В человеческом языке примерно 50%

избыточностей. Также в человеческом языке много неточностей. Другие языковые системы таких

неточностей и избыточностей не имеют. Также человеческий язык – открытая система, в то время как другие

системы закрыты: человеческий язык всегда пополняется новыми элементами, а другие знак.системы не

пополняются. (всего существует 7 нот, нельзя ввести 8ую). Человеческий язык – система, с помощью которой

можно описать любое содержание =>универсальность. Язык – общедоступен, он принадлежит всем.

Остальные знаковые системы известны только ограниченному кругу специалистов. Языковая система

Человеческий язык– естественная знаковая система. Естественный язык – знаковая система, возникшая в

результате коллективной конвенциональной деятельности.Антропоцентрический принцип устройства

естественного языка – способность говорящего присваивать язык в виде значений.

Человечество изобрело немало искусственных зн.сист.

Искусственные знаковые системы.

Сама идея искусственной языковой система возникла в древности.Декартговорил о создании философского

языка. Множество различных языков создают языковой барьер. Древние считали это карой за строительство

Читайте также:  Гордость чувство собственного достоинства самоуважение

вавилонской башни и стремились преодолеть языковой барьер. Разные языки предлагали как

межнациональные. Например те, которые использовались большим авторитетом. Но эта идея не была

реализована, потому что это давало бы преимущество только носителям данного языка, а всем остальным нет.

Был другой вариант – восстановление какого-нибудь мертвого языка. Но с тех пор, как эти языки умерли,

человечество претерпело очень много изменений. Язык просто становится неактуальным. Можно создать

искусственный язык. Первым таким языком стал worldspeak(Воляпюк) – Иоганн Мартин Шлейер. Появилось

новое направление – интерлингвистика, которое изучает искусственные языки. После воляпюка появилось

еще больше 10 языков. Все искусственные языки могут быть двух типов: априорные языки – не связанные ни

с одним из естественных языков; апостериорные языки – на базе одного или нескольких естественных языков.

(туда попадает лексика)

Воляпюк

Интерлингва

Эсперанто – создан в 1887 году врачом, а не лингвистом из Польши Заменгофом. Он публикует брошюру на

искусственном языке и подписывает «доктор эсперанто» — Доктор, надеющийся. Надежда на то, что со

временем его язык станет единственным средством межнационального общения. Нужно отметить, что

эсперанто довольно широко используется. Он находится в использовании и ведет себя, как нормальный

естественный язык. Поэтому была создана Международная Академия Эсперанто, которая пытается сохранить

его в чистоте. Также этот язык используется в некоторых учебных заведениях и преподается как

иностранный. Все классические произведения переведены на эсперанто. На эсперанто создаются и

оригинальные произведения. Некоторые ученые используют эсперанто как язык науки. Также это может быть

языком гидов, путеводителей и разговорников. Секрет популярности его в том, что он очень простой, оченьлегок в усвоении и логичен. Эсперанто также используется как рабочий язык некоторых организаций,

например, вегетарианцев. Однако вряд ли этот язык может стать языком международного общения, так как

это противоречит природе.

Язык и речь

С точки зрения Соссюра, язык – это социальное явление, продукт деятельности общества. Это то, чем

мы все можем пользоваться. Но нельзя однозначно сказать какая речь. С одной стороны потому что она

индивидуальна. Речь каждого человека индивидуальна. Он использует свои индивидуальные лингвистическиеприемы. С другой стороны речь не может быть полностью индивидуальна, иначе мы бы перестали понимать

друг друга. Мы используем язык так, как нам говорит традиция. Человек не может сказать больше того, что

есть в социальном языке. Поэтому речь и социальна. С другой стороны, когда мы слышим речь человека, мы

можем составить его портрет, образ и представление о интеллектуальных способностях. Когда мы слышим

речь двух человек, мы можем восстановить социальный контекст. (мама-дочь, шеф-подчиненный). Итог:

язык – социален, речь – индивидуальна и социальна.

Язык абстрактен и потенциален. Язык абстрактен, потому что представляет собой всего лишь набор

знаков и правила комбинации этих знаков. Мы знаем, как оперировать этими знаками (это заложено в

сознании), но в речи бесчисленное множество реализаций этих схем. В зависимости от позиции, от ситуации,

произношение звуков может меняться. Речь всегда привязанак определенной ситуации. Одна и та же схема –

много реализаций. Поэтому язык и потенциальный. Речь в отличие от языка материальна. Иначе она не

смогла бы ни для кого существовать. Стабилен, пассивен и статичен. Активна и динамична, вариативна

Язык как единое целое, и язык с двумя противоположными частями – язык и противоположная ему речь.

«Речь — это индивидуальный акт воли и понимания» — Ф.де Соссюр. Язык – это достояние всего языкового

коллектива, это явление социальное. А социальным язык является в том смысле, что все формы языка

принадлежат всему коллективу. Без языка мы бы просто не понимали друг друга. Но существует язык только

в речи. С одной стороны речь индивидуальна, потому что её порождает конкретный индивид в конкретной

ситуации. Речь не только индивидуальна, но и социальна, потому что она детерминируется правилами

конкретного языка. У каждого человека есть свой индиалект (индивидуальный стиль речи), но исключительно

индивидуального не может быть, так как все индивидуальности мы черпаем в языке. Когда мы слышим

определённый стиль речи, мы можем представить себе, с кем мы говорим, мы можем составить

индивидуальную характеристику этого человека. Речь социальна ещё потому что по речи людей мы можем

представить себе социальный контекст, в котором эта речь имеет место.

Язык– это код. Речь человека понятна тогда, когда мы знаем этот код (единицы этого кода).

Речь – это сообщение на этом коде

Система и структура языка

По количеству знаков.

Система должна быть целостная. Целостность системы обеспечивают связи.

Таким образом, система представляет собой единицы + структуру.

Щерба придумал фразу с так называемыми «чистыми отношениями» (только структура) между единицами. В

Стремится.

Системность языка выражается не только на уровне смысла (план содержания), но и на всех других уровнях

(план выражения): на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях.Из этого можно заключить, что

Язык – система систем.

Виды отношений

Синтагмой (греч.строй) называют некоторое соположение элементов языка в линейной последовательности.

Но синтагматические отношения – более широкое понятие, включающее все виды линейной

последовательности. Они реализуют главную функцию языка – коммуникативную (благодаря синтагматике

язык функционирует как средство общения). СО исторически предшествуют ПО, порождают последние.

Только при сопоставлении разных последовательностей (синтагм) могут быть выявлены виртуальные

варианты, но постепенно и развитие парадигм ведёт к совершенствованию синтагматики языка: в рамках

одних и тех же СО (одной модели) реализуется большее количество членов разных парадигм. СО – это

отношения классов слов (в предложении каждое слово представляет какой-либо класс – глагол, местоимение

и др.). При СО элементы проявляют потенциальную способность к образованию классов – парадигм.

Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка Ф. де

Соссюр писал: «С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в

отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух

элементов одновременно…Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания,

имеющие протяженность, можно назвать синтагмами. Все отношения распространения единицы в пределах ее

уровня можно назвать синтагматикой.

Под парадигмой (греч.образец, модель) в широком смысле понимается любой класс лингвистических единиц,

противопоставленных друг другу по ряду признаков и объединённыхпо наличию у них общего признака

(совокупность вариантов, объединённых инвариантом). Парадигматика –система допускающих структурой

языка вариантов, их которых в речи актуализируется лишь один (из совокупности вариантов фонемы в

каждом конкретном случае реализуется лишь один). ПО – это отношение элементов как членов различных

классов (внутри одного класса!). ПО соединяют члены СО в потенциальный ряд. При ПО элементы

проявляют потенциальную способность сочетаться в линейных последовательностях.

Иерархия — (греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») — порядок подчинённости низших

звеньев высшим. Применительно к языкознанию принцип иерархии означает вхождение единиц низшего

Синхрония и диахрония

Существует два вектора для разведения этих понятий: статика и динамика.

Вектор вертикальный — ось диахронии – изменение языка во времени. Но на этой оси мы можем

рассматривать только один фактор (фрагмент) языка. Берем один фактор и смотрим, как он изменяется с

течением времени. Потом мы можем перейти к другому фактору, но системных знаний мы получить не

Вектор горизонтальный – ось синхронии – на этой оси не учитывается временной фактор. Он означает

сосуществование всех единиц языка, типов отношений и т.д., то есть полное представление о системе

языка, но только в какой-то определенный момент времени.

Соссюра критиковали за такое жесткое разделение динамики и статики. Но ему было важно показать их

различие. Мартине выдвинул идею о динамической синхронии. Он утверждал, что в языке есть некоеконстантное ядро (статичная часть языка), которое обеспечивает выполнение языком определенных

Читайте также:  За чувства вызваны строкой

функций. Также существует периферия, то есть изменчивость языка. Это те единицы языка, которые либо

уходят из него, либо только появляются.

Язык и речь

С точки зрения Соссюра, язык – это социальное явление, продукт деятельности общества. Это то, чем мы

все можем пользоваться. Но нельзя однозначно сказать какая речь. С одной стороны потому что она

индивидуальна. Речь каждого человека индивидуальна. Он использует свои индивидуальные

лингвистические приемы. С другой стороны речь не может быть полностью индивидуальна, иначе мы бы

перестали понимать друг друга. Мы используем язык так, как нам говорит традиция. Человек не может

сказать больше того, что есть в социальном языке. Поэтому речь и социальна. С другой стороны, когда мы

слышим речь человека, мы можем составить его портрет, образ и представление о интеллектуальных

способностях. Когда мы слышим речь двух человек, мы можем восстановить социальный контекст. (мама-

дочь, шеф-подчиненный). Итог: язык – социален, речь – индивидуальна и социальна

Язык как система знаков

Язык – система знаков.

Наука, которая занимается изучением знаков, называется семиотика (греч. «семиос» — знак). Все, что нас окружает – знаковые системы. Язык жестов, язык Брайля, Язык Морзе,язык гонга, язык свита,музыкальные знаки, язык животных – все это языковые системы.

Человеческий язык тоже является одной из систем знаков.

Разделы семиотики:

1) семантика, изучающая отношения знака и предмета, обозначаемого знаком;

2) синтактика, исследующая отношения между знаками (замещения, объединения и др.);

3) прагматика изучает отношения между использующими знаки и самими знаками (прагмалингвистика, или

Знак– всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством

передачи информации, находящейся вне этого факта.

Языковые системы бывают:

искусственные (напр. ноты)

естественные знаковые системы(человеческий язык)

Человеческий язык – это особенная система знаков, имеющая свойства, которые отличают его от всех

остальных знаковых систем. Человеческий язык – первичная знаковая система. Все остальные зн. системы –

вторичны. Первичность чел. языка проявляется в том, что все остальные системы либо возникли на базе

человеческого языка, или же они могут быть объяснены с помощью человеческого языка. Человеческий язык

возникает и развивается стихийно на протяжении тысяч лет. В человеческом языке примерно 50%

избыточностей. Также в человеческом языке много неточностей. Другие языковые системы таких

неточностей и избыточностей не имеют. Также человеческий язык – открытая система, в то время как другие

системы закрыты: человеческий язык всегда пополняется новыми элементами, а другие знак.системы не

пополняются. (всего существует 7 нот, нельзя ввести 8ую). Человеческий язык – система, с помощью которой

можно описать любое содержание =>универсальность. Язык – общедоступен, он принадлежит всем.

Остальные знаковые системы известны только ограниченному кругу специалистов. Языковая система

Человеческий язык– естественная знаковая система. Естественный язык – знаковая система, возникшая в

результате коллективной конвенциональной деятельности.Антропоцентрический принцип устройства

естественного языка – способность говорящего присваивать язык в виде значений.

Человечество изобрело немало искусственных зн.сист.

Искусственные знаковые системы.

Сама идея искусственной языковой система возникла в древности.Декартговорил о создании философского

языка. Множество различных языков создают языковой барьер. Древние считали это карой за строительство

вавилонской башни и стремились преодолеть языковой барьер. Разные языки предлагали как

межнациональные. Например те, которые использовались большим авторитетом. Но эта идея не была

реализована, потому что это давало бы преимущество только носителям данного языка, а всем остальным нет.

Был другой вариант – восстановление какого-нибудь мертвого языка. Но с тех пор, как эти языки умерли,

человечество претерпело очень много изменений. Язык просто становится неактуальным. Можно создать

искусственный язык. Первым таким языком стал worldspeak(Воляпюк) – Иоганн Мартин Шлейер. Появилось

новое направление – интерлингвистика, которое изучает искусственные языки. После воляпюка появилось

еще больше 10 языков. Все искусственные языки могут быть двух типов: априорные языки – не связанные ни

с одним из естественных языков; апостериорные языки – на базе одного или нескольких естественных языков.

(туда попадает лексика)

Воляпюк

Интерлингва

Эсперанто – создан в 1887 году врачом, а не лингвистом из Польши Заменгофом. Он публикует брошюру на

искусственном языке и подписывает «доктор эсперанто» — Доктор, надеющийся. Надежда на то, что со

временем его язык станет единственным средством межнационального общения. Нужно отметить, что

эсперанто довольно широко используется. Он находится в использовании и ведет себя, как нормальный

естественный язык. Поэтому была создана Международная Академия Эсперанто, которая пытается сохранить

его в чистоте. Также этот язык используется в некоторых учебных заведениях и преподается как

иностранный. Все классические произведения переведены на эсперанто. На эсперанто создаются и

оригинальные произведения. Некоторые ученые используют эсперанто как язык науки. Также это может быть

языком гидов, путеводителей и разговорников. Секрет популярности его в том, что он очень простой, оченьлегок в усвоении и логичен. Эсперанто также используется как рабочий язык некоторых организаций,

например, вегетарианцев. Однако вряд ли этот язык может стать языком международного общения, так как

это противоречит природе.

Язык и речь

С точки зрения Соссюра, язык – это социальное явление, продукт деятельности общества. Это то, чем

мы все можем пользоваться. Но нельзя однозначно сказать какая речь. С одной стороны потому что она

индивидуальна. Речь каждого человека индивидуальна. Он использует свои индивидуальные лингвистическиеприемы. С другой стороны речь не может быть полностью индивидуальна, иначе мы бы перестали понимать

друг друга. Мы используем язык так, как нам говорит традиция. Человек не может сказать больше того, что

есть в социальном языке. Поэтому речь и социальна. С другой стороны, когда мы слышим речь человека, мы

можем составить его портрет, образ и представление о интеллектуальных способностях. Когда мы слышим

речь двух человек, мы можем восстановить социальный контекст. (мама-дочь, шеф-подчиненный). Итог:

язык – социален, речь – индивидуальна и социальна.

Язык абстрактен и потенциален. Язык абстрактен, потому что представляет собой всего лишь набор

знаков и правила комбинации этих знаков. Мы знаем, как оперировать этими знаками (это заложено в

сознании), но в речи бесчисленное множество реализаций этих схем. В зависимости от позиции, от ситуации,

произношение звуков может меняться. Речь всегда привязанак определенной ситуации. Одна и та же схема –

много реализаций. Поэтому язык и потенциальный. Речь в отличие от языка материальна. Иначе она не

смогла бы ни для кого существовать. Стабилен, пассивен и статичен. Активна и динамична, вариативна

Язык как единое целое, и язык с двумя противоположными частями – язык и противоположная ему речь.

«Речь — это индивидуальный акт воли и понимания» — Ф.де Соссюр. Язык – это достояние всего языкового

коллектива, это явление социальное. А социальным язык является в том смысле, что все формы языка

принадлежат всему коллективу. Без языка мы бы просто не понимали друг друга. Но существует язык только

в речи. С одной стороны речь индивидуальна, потому что её порождает конкретный индивид в конкретной

ситуации. Речь не только индивидуальна, но и социальна, потому что она детерминируется правилами

конкретного языка. У каждого человека есть свой индиалект (индивидуальный стиль речи), но исключительно

индивидуального не может быть, так как все индивидуальности мы черпаем в языке. Когда мы слышим

определённый стиль речи, мы можем представить себе, с кем мы говорим, мы можем составить

индивидуальную характеристику этого человека. Речь социальна ещё потому что по речи людей мы можем

представить себе социальный контекст, в котором эта речь имеет место.

Язык– это код. Речь человека понятна тогда, когда мы знаем этот код (единицы этого кода).

Речь – это сообщение на этом коде

Язык абстрактен, он не воспринимается органами чувств. Речь всегда конкретна и материальна.

Источник

Оцените статью