Способность слышать видеть чувствовать запахи это

Синестезия: что это простыми словами, примеры, причины

Приветствую Вас, друзья!

Необычные способности и особенности восприятия встречаются довольно часто. Большинству из нас сложно понять их, а иногда и поверить в их существование, но они вполне реальны. Одной из таких особенностей восприятия является синестезия – способность испытывать некоторые чувства иначе, совмещая их между собой. Синестеты видят цвета букв, ощущают «прикосновение» звуков, слышат «мелодию» движения, могут почувствовать «вкус» предмета, прикоснувшись к нему рукой. Давайте изучим синестезию более подробно и узнаем много интересного.

Что такое синестезия?

Синестезия – это нейрологический феномен, заключающийся в том, что у человека связаны два чувства. К примеру, слыша определенные звуки, он может видеть их цвет, ощущать вкус или аромат. Данный термин образован от греческих слов σύν (син) – «вместе» и αἴσθησις (эстезис) – «ощущение». Таким образом, его можно перевести как «совмещенные ощущения», и эта формулировка достаточно точно передаёт суть явления.

При синестезии человек по-особенному воспринимает различные образы: символы, названия, имена, звуки, запахи, телесные ощущения. Такие образы в его восприятии дополняются другими чувствами: запахами, вкусами, цветами, ощущением прикосновения или перемещения в пространстве. При этом дополнительные образы никак не мешают восприятию основной информации. То есть, человек прекрасно осознаёт, что ассоциативное ощущение, которое он испытывает, является лишь дополнением к основному.

У любого человека могут формироваться ассоциации между образами, воспринимаемыми через разные органы чувств, особенно если у него хорошо развито воображение. Эти образы могут быть достаточно отчетливыми, и многие люди используют подобный трюк для запоминания больших объемов информации. Однако в данном случае синестетическая связь отсутствует, это просто ассоциация.

Проще всего объяснить суть синестезии можно на примере её графемно-цветовой формы. Она проявляется в том, что человек видит цвета букв. При этом ему не обязательно всматриваться в каждый символ, чтобы различить его цвет. Весь текст, напечатанный достаточно крупным шрифтом, сразу выглядит для него цветным.

Писательница Патрисия Линн Даффи, обладающая графемно-цветовой синестезией, в одном интервью рассказала, как в детстве она обнаружила, что из буквы «P» можно сделать «R», добавив одну черточку. И она была очень удивлена тем, что жёлтую букву можно превратить в оранжевую одним простым движением.

Для синестета взаимосвязь между образами постоянна. Она возникает сама собой, и ему не нужно прикладывать усилия для выработки ассоциаций. Кроме того, если одна буква для него выглядит зелёной, а другая – сиреневой, то поменять этого он не может. Эти ассоциации возникают в мозге автоматически, и механизм их возникновения пока что изучен недостаточно хорошо.

Как проявляется синестезия?

Человеку, никогда не сталкивавшемуся с данным феноменом, сложно понять, на что похожи эти ощущения. Для синестета же это вполне привычное чувство, никак не мешающее нормальной жизни. Одни образы в его восприятии порождают другие, как правило, более простые. К примеру, сложный образ буквы дополняется более простым образом – дополнительным ощущением конкретного цвета.

Чаще всего дополнение происходит за счёт другого чувства. Например, пациенты сообщают о таких симптомах синестезии как:

  • способность «слышать» звуковой тон цвета;
  • способность «видеть» цвета музыкальных или бытовых звуков;
  • способность «слышать» звуки при наблюдении движения;
  • способность видеть цвета букв и цифр.

Обратите внимание, что последний симптом не подразумевает совмещения разных чувств. И символы, и цвета являются зрительными образами, но обрабатываются они разными участками нашего мозга.

Совмещение различных образов позволяет людям видеть в них необычные закономерности, благодаря чему они часто демонстрируют талант в музыке, живописи и других видах творчества.

Виды синестезии

Пытаясь лучше понять, что такое синестезия и какой она бывает, исследователи обнаружили, что взаимосвязь может возникать между любыми двумя чувствами. У человека, как известно, имеется пять органов чувств: глаза, уши, язык, нос и кожа. При этом список самих чувств несколько обширнее. В него входят:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • вкус;
  • осязание;
  • ноцицепция (чувство боли);
  • термоцепция (ощущение температуры);
  • эквибриоцепция (ощущение положения в пространстве и движения);
  • проприоцепция (ощущение расположения частей тела).

Синестезия – это взаимосвязь между двумя разными чувствами из этого списка либо между разными образами в рамках одного чувства. На сегодняшний день известно более 80 различных вариантов проявления данного феномена. Наиболее распространёнными являются следующие виды синестезии:

  1. Графемно-цветовая. Это смешение образов из разных видов зрительного восприятия. При графемно-цветовой синестезии буквы, цифры и другие знаки получают дополнительную окраску. Это самая распространенная форма синестезии. Нередко благодаря ей люди обладают феноменальной памятью и могут запоминать длинные последовательности цифр, букв или слов.
  2. Хроместезия. Данный вид синестезии иногда называют «цветным слухом», поскольку для человека звуки окрашиваются в определенные цвета. Хроместезия практически всегда сопровождается музыкальным талантом. Многие выдающиеся композиторы обладали (или обладают) такой особенностью восприятия.
  3. Кинестетико-слуховая. Такие синестеты слышат звуки, наблюдая за движущимися предметами. При этом возникающие в их голове звуки обычно никак не связаны со звуками, которые мог бы издавать данный предмет.
  4. Вкусовая. Это очень распространенная форма синестезии, позволяющая человеку чувствовать вкус слов, которые он слышит или произносит, и объектов, которые он видит или к которым прикасается.
  5. Акустико-тактильная. Слыша звуки человек ощущает почти реальные прикосновения к своему телу. Интересно, что обладатели данной формы синестезии часто даже не догадываются, что являются синестетами. Им кажется, что все люди чувствуют нечто подобное.
  6. Пространственная (локализация последовательностей). У таких людей определенные последовательности (чаще всего числовые) выстраиваются в виде определенных пространственных фигур, иногда плоских, а иногда и объемных. Обладатели пространственной синестезии могут отождествлять дни недели, месяцы и некоторые другие понятия с определенными точками вокруг себя. К примеру, четверг – это где-то сзади, а понедельник – справа вверху.
  7. Эмпатия зеркального прикосновения. У людей с данной формой синестезии настолько развита эмпатия, что они физически ощущают воздействия, которые видят со стороны. Это могут быть тактильные чувства, ощущение вкуса, температуры, боли или щекотки. Данная форма синестезии встречается очень редко, но многие люди, даже не будучи синестетами, хотя бы однажды чувствовали нечто подобное.
  8. Мизофония. Данный вид синестезии считается неврологическим расстройством, поскольку оказывает существенное влияние на качество жизни. Проявляется мизофония в том, что определенные звуки вызывают у человека негативные переживания: гнев, отвращение, ненависть и прочее.
Читайте также:  Кокетливое настроение это какое

Интересно, что синестезия носит индивидуальный характер. К примеру, у двух разных людей с графемно-цветовой формой одинаковые буквы окрашиваются по-разному («палитры» не совпадают). При этом у каждого из них связь конкретных звуков и букв обычно сохраняется постоянной на протяжении всей жизни.

Причины синестезии

Несмотря на то, что современная медицина достаточно хорошо понимает, что такое синестезия и как она проявляется, механизмы её возникновения пока что изучены недостаточно хорошо. Существует несколько научных теорий, объясняющих смешение чувств. Наиболее популярными «претендентами на истину» являются три из них:

  • Перекрестные связи между разными отделами ЦНС. Наш мозг представляет собой сложную сеть из миллиардов нейронов, между которыми формируются связи, имеющие разные «веса». Иногда такие связи могут возникать между участками, которые не должны быть связанными. И тогда вместе с образами одного чувства в мозгу начинают активироваться образы другого чувства.
  • Особенности миелиновой оболочки. Миелин – это изолирующее вещество, покрывающее нервные волокна и препятствующее нежелательному взаимодействию нейронов. Если на каких-то участках появляется брешь в миелиновой оболочке, независимые отделы мозга могут контактировать между собой.
  • Врожденная способность. Согласно этой теории, все чувства человека взаимосвязаны от рождения. Но по мере развития разные отделы мозга приобретают специализацию и обосабливаются, в результате чего взаимосвязи между ними ослабевают и полностью исчезают у большинства людей.

Синестезия может быть врожденной особенностью, передающейся по наследству. Интересно, что по мужской линии она передаётся лишь в 10-20% случаев, а по женской – в 60-80%. Также известны случаи, когда синестезия возникала после органических повреждений мозга. К примеру, у одного из самых известных савантов и синестетов современности Дэниела Таммета его способности возникли после перенесенного в 4 года приступа эпилепсии.

Известные синестеты

Исследователи считают, что порядка 4% людей обладают той или иной формой синестезии. При этом среди выдающихся личностей, особенно тех, чья деятельность связана с различными видами творчества, доля синестетов примерно вдвое больше.

Известные исторические личности с синестетическими способностями:

  • Джими Хендрикс. Композитор и музыкант, которого называют величайшим гитаристом в истории, видел цвета нот и аккордов.
  • Мэрилин Монро. Племянница известной актрисы утверждает, что её тётя «видела вибрацию звука». А в её биографии написано, что совмещение чувств давало ей ощущения, которые её коллеги пытались получить через наркотики.
  • Эдвард Мунк. В своих мемуарах художник описывает ситуации, в которых он видел цвета или испытывал странные переживания, глядя на природные явления. Самая известная картина Мунка «Крик» написана под впечатлением от одного из таких переживаний.
  • Вольфганг Амадей Моцарт. Великий композитор видел цвета нот, причем его воображение окрашивало и клавиши, и нотные знаки. Некоторые произведения он записывал на бумаге разноцветными чернилами.
  • Владимир Набоков. Писатель утверждал, что является синестетом и видит некоторые цифры цветными. Он нередко наделял синестезией героев своих произведений либо использовал метафоры, намекающие на его собственные ощущения.

Среди современных знаменитостей также немало синестетов. В частности, таковыми являются:

  • Стив Уандер. Несмотря на то, что музыкант слеп практически от рождения (он ослеп в роддоме из-за врачебной ошибки), он «видит» цвета отдельных нот и аккордов.
  • Дэниел Таммет. Чемпион мира по запоминанию чисел утверждает, что его феноменальная память связана с тем, что каждая цифра порождает в его мыслях определенный образ. В 2004 году он поставил рекорд, запомнив 22 514 цифр числа Пи.
  • Тори Амос (Эймос). Как и многие другие музыканты, певица способна видеть цвета нот и аккордов. По её собственным словам, каждая песня для неё – уникальный цветной калейдоскоп.
  • Синестетами являются актриса Тильда Суинтон (Старейшина в фильме «Доктор Стрэндж»), музыкант Джон Мэйер, писатель Дуглас Коупленд, певец Патрик Стамп и многие другие знаменитости.

Синестезия – это преимущество или недостаток?

Как было отмечено выше, некоторым синестетам удаётся применять свою способность с пользой. Довольно часто синестезия за счёт усиления образов даёт человеку хорошую или даже феноменальную память. Известно, что среди знаменитостей, занимающихся творческой деятельностью, много синестетов. Особенно часто синестезия оказывается полезной для композиторов и художников.

Согласно опросам, многие синестеты воспринимают свою особенность не как странность или патологию, а как дар или скрытую суперспособность, которую они не хотели бы потерять, даже если она никак не помогает в жизни.

Конечно, некоторые формы синестезии могут создавать серьезные неудобства. Но в большинстве случаев она является достаточно безобидной особенностью. И даже если синестет никак не может применить синестезию с пользой, это не повод расстраиваться из-за её наличия. Единственное неудобство заключается в том, что окружающие часто воспринимают её как отклонение от нормы, думая, что это синдром или заболевание.

Можно ли развить синестезию?

Многим людям хотелось бы стать синестетами, поэтому они начинают искать способы, как развить синестезию. Но важно понимать, что данный феномен возникает из-за реальной физиологической связи между разными отделами мозга. И сформировать подобную связь при помощи упражнений или каких-то направленных воздействий невозможно. Таким образом, нельзя специально стать синестетом, не имея естественных предпосылок.

В то же время любой человек может развить ассоциативное мышление, научившись отождествлять одни образы другим. Конечно, взрослому человеку тяжело формировать новые нейронные связи в мозге, создавая нужные ассоциации. И всё же это вполне возможно. К примеру, многие методики по развитию памяти (а точнее – способности к запоминанию) используют устойчивые ассоциации.

Заключение

Синестезия представляет собой интересный научный феномен, ещё раз доказывающий, что каждый человек – это уникальная личность со своими особенностями характера, мышления и восприятия. Она проявляется в наслоении разных чувств, благодаря чему у некоторых синестетов появляются удивительные способности, которые другие люди не могут даже вообразить. Конечно, далеко не всем удаётся применить синестезию с пользой. И всё же большинству синестетов нравятся их необычные способности, и они не хотели бы их потерять.

Источник

ЖизньСинестезия: Почему люди чувствуют запах слов
и видят цвет музыки

И что она может дать всем нам

«Я чувствую, какая музыка на вкус», «Могу представить, как пахнет слово» — звучит странно, но так воспринимают окружающую реальность люди, которых называют синестетами. Для синестетов не связанные между собой на первый взгляд чувственные ощущения объединяются необычным образом. Синестезия для многих остаётся загадочным и полумифическим явлением, но для некоторых смешение сенсорных сигналов — обычная ситуация. Между тем нейробиологи, когнитивисты и люди искусства живо интересуются тем, как объединяются данные, которые мы получаем из разных органов чувств, и какие выводы из этого можно сделать.

Читайте также:  Депрессия у родственников онкобольных

Текст: Ася Потоцкая

Что такое синестезия

Синестезией называют способ восприятия, при котором сигналы одной сенсорной или когнитивной системы отзываются в другой системе. На практике это означает, что человек по-особенному воспринимает символы, имена и названия, собственные состояния (например, эмоции или боль), различные категории. Их дополняют другие ощущения и представления: запах, вкус, цвет, форма, объём, ощущение расположения в пространстве. Дополнительные ощущения не результат чувственного опыта — они приходят ассоциативно: например, синестет может воспринимать число два как фиолетовое или считать, что вторник размещается в его «чертогах разума» справа.

Связывать, например, визуальные образы и слова способны все люди, обладающие живым воображением. Но в случае фантазии речь скорее о художественной метафоре, а сам образ может меняться в зависимости от обстоятельств. Для синестета же ощущения будут постоянными: к конкретному знаку или, например, дню недели будет постоянно приписан свой цвет. Считается, что эти правила устанавливает сам мозг, а решения о связях принимаются бессознательно. У синестета нет рационального обоснования, почему какое-то конкретное слово синее, а не зелёное — просто «он так видит». «Обычно, когда я говорю о цветах букв и слов, собеседники перебивают: „А, понятно, это в детском саду буквы разных цветов показывали“. Но это совсем не так. Цвет букв взялся из головы, тем более что в садик я пришла, уже бегло читая», — рассказывает синестет Ольга Лукинская.

Говоря о количестве синестетов в мире, приводят разные цифры, от 0,05 до 4 % общего числа населения. Синестезию не относят к психическим расстройствам и нарушениям работы мозга — её называют особенностью восприятия или нейрологическим феноменом. В то же время некоторые люди с синестезией говорят, что из-за ярких ощущений может возникать слишком сильное напряжение. «Часто синестезия способствует сенсорным перегрузкам, часто она просто случается и проходит», — говорит синестет Дарья.

У синестета нет рационального обоснования, почему какое-то конкретное слово синее, а не зелёное — просто
«он так видит»

Дополнительные качества предметов и явлений, которые воспринимает синестет, иллюзорны, а ещё субъективны — так что им сложно найти какое-то практическое применение. С другой стороны, синестезию нередко воспринимают как «сверхспособность». Несмотря на то что сами синестеты не всегда смотрят на это так, то, что явления и ощущения непроизвольно объединяются, может помогать создавать художественные образы. Неслучайно синестетами были многие известные люди искусства и науки — к ним относят, например, отца абстракционизма Василия Кандинского, физика Ричарда Фейнмана (который кроме того, что был нобелевским лауреатом по физике, изучал искусство и участвовал в опытах по сенсорной депривации), а из наших современников — Джеффри Раша, Тори Эймос и Aphex Twin.

Впрочем, тут есть разночтения — например, лингвист и исследователь синестезии Антон Сидоров-Дорсо называет синестезию Кандинского мифической: «То богатство переходов между различными „чистыми“ образами, принадлежащими разным сферам чувственности, к которым обращается Кандинский, их замысловатая, интеллектуальная нагруженность говорят скорее о нескончаемой чувственно-символической фантазии художника, чем о наличии у него постоянных соответствий, известных сегодня под термином „синестезия“».

Какой бывает синестезия

В том, что именно считать синестезией, встречаются большие разночтения. Это связано с тем, что термин применяется широко и в него включают множество переживаний, задействующих разные органы чувств и понятия. Одни исследователи называют шестьдесят один вариант этой особенности, другие говорят, что их около семидесяти — и это только те, что были задокументированы и описаны. Новые виды синестезии продолжают открывать до сих пор: люди всё чаще делятся своими переживаниями и обнаруживают, что другие тоже переживают что-то подобное. Некоторые виды довольно экзотичны, например цветовая синестезия на виды плавания — то есть определённые виды плавания у человека ассоциируются с цветом.

Хотя выделяют множество видов синестезии, чаще всего говорят о нескольких. Например, о графемно-цветовой: при ней графемы (буквы, цифры, знаки) или слова ассоциируются с определёнными цветами, а иногда фактурами. «Долгое a английского алфавита имеет у меня оттенок выдержанной древесины, меж тем как французское а отдаёт лаковым чёрным деревом, — писал в автобиографичной «Память, говори» («Другие берега») Владимир Набоков. — В эту чёрную группу входят крепкое g (вулканизированная резина) и r (запачканный складчатый лоскут). Овсяное n, вермишельное l и оправленное в слоновую кость ручное зеркальце о отвечают за белесоватость…»

О графемно-цветовой синестезии рассказывает и Ольга Лукинская: «У меня необычное восприятие букв и слов. Каждая буква и слово — своего цвета. Цвета неяркие, приглушённые. Моя фамилия зелёного цвета, имя — белое с чёрным, причём независимо от того, написаны они латиницей или кириллицей. Цвет связан не со смыслом слов, а именно с буквами — например, „кот“, „cat“ и „gato”“ разных цветов (серый, серо-красный и бело-коричневый), а „развитие“, „development“, „desarrollo“ и „desenvolupament“, хотя и означают одно и то же, окрашены в разные оттенки зелёного».

Фонопсия, или хроместезия, — акустико-цветовая синестезия, то есть способность «видеть» звуки окрашенными в разные цвета. «На концертах оркестр превращался в живописца. Он заливал меня всеми цветами радуги. Если вступала скрипка соло, я начинал видеть золотистый огонь с таким ярким красным оттенком, какого я никогда не видел ни на одном реальном предмете», — сообщал о похожем эффекте писатель Жак Люссейран, который потерял зрение ещё в детстве.

Кинетико-слуховая синестезия — способность «слышать» звуки, глядя на беззвучный визуальный ряд. Как показало недавнее исследование, существует, например, немало людей, способных «слышать» гифки — по словам учёных, это до 20 % людей по всему миру. Больше, чем, как принято считать, существует синестетов в целом.

Мы уверены в опыте, который переживаем, но никто не может гарантировать, что наш красный — это тот же красный, который видит сосед

При акустико-тактильном варианте синестет чувствует тактильные ощущения из-за определённых звуков (например, скрип мела по доске заставляет его чесаться). В случае с лексико-гастической синестезией у человека появляются вкусовые ассоциации от слов или образов — например, название родного города имеет привкус металла. Ещё существует числовая линия — это карта чисел, которая возникает перед мысленным взором человека. Или порядковая лингвистическая персонификация — ситуация, при которой определённая последовательность (дни недели, месяцы, числа или буквы) вызывает ассоциацию с чертами, которые мы приписываем людям. С числами связана и синестезия локализации последовательностей — способность видеть последовательность в виде точек, определённым образом расположенных в пространстве. «Ещё я могу с ходу сказать, сколько в слове букв. Не скажу, что это приносит какую-то огромную практическую пользу, но я очень быстро учусь, отлично запоминаю, а в детстве и подростковом возрасте с удовольствием разгадывала кроссворды, не проверяя, подходит ли слово по числу букв», — рассказывает Ольга Лукинская.

Читайте также:  Чувство полного мочевого пузыря у женщин что делать

Синестезия зеркального прикосновения — способность ощущать то, что физически ощущают другие люди, и непроизвольно повторять чужие движения. Предполагают, что она связана с активностью зеркальных нейронов. В каком-то смысле с ней сталкиваются все люди — например, когда мы начинаем переходить улицу на красный свет только потому, что так сделал пешеход перед нами. «Синестезия зеркального прикосновения — очень редкий тип синестезии, который, кстати, как считается, наиболее распространён в аутичном спектре (диагностика показала, что у меня синдром Аспергера), — рассказывает Дарья. — Я могу почувствовать на себе, кажется, всё, что чувствуют другие люди. Очень яркий пример: несколько месяцев назад прямо передо мной сильно споткнулся мужчина. Я сразу же споткнулась тоже. Никаких предпосылок к этому не было, передо мной не было никаких препятствий. Моё тело просто непроизвольно повторило его движения».

Кроме того, разные типы синестезии могут сочетаться между собой. Например, у Дарьи акустико / визуально / эмоционально / ольфакторно-тактильная синестезия: «При визуально-тактильном виде, например, я могу идти мимо предмета и почувствовать, как прикасаюсь к нему, хотя на самом деле его не трогала. Визуально-гастическую синестезию в последний раз я сильно ощутила, когда была на выставке на „Винзаводе“ и почувствовала вкус во рту, глядя на некоторые экспонаты. Я не могу точно объяснить, каким он был, но было очень неприятно — насколько я помню, я смотрела на имитацию частей человеческих тел. Наверное, самое приятное, что при прослушивании музыки я могу испытывать разные ощущения в теле. Часто эти ощущения скорее приятные — в конечностях или в спине».

Вполне возможно, что существуют типы синестезии, пока не описанные исследователями. Чтобы определить, есть ли у вас синестезия, советуют обращать внимание на «избыточные» ощущения, которые как бы дублируют сенсорную активность — но при этом они строго систематичны, возникают закономерно и непроизвольно. На сайте Российского синестетического сообщества есть анкета, которую можно использовать для самодиагностики.

Почему возникает синестезия

Причины появления синестезии, как и её физический механизм, всё ещё не изучены до конца. Во многом из-за сложностей с определением самого понятия: однозначную основу смешения чувств пока не нашли, но существует несколько теорий. По одной из них между участками мозга, выполняющими разные функции, увеличиваются перекрёстные связи. Например, буквы окрашиваются в определённые цвета потому, что структура, которая задействована в распознавании графем, активизируется вместе с областью распознавания цвета.

Другая версия происхождения синестезии — особенности миелиновой оболочки нервных волокон синестетов, влияющие на взаимодействие между разными участками мозга. Ещё одна точка зрения — что синестетическое восприятие свойственно всем людям от рождения, но по мере развития мозга утрачивается, когда у его структур выстраивается более чёткая специализация. Также есть мнение, что смешанные ощущения на самом деле присущи всем людям — просто не все обращают на них внимание. Недавно появились и сведения, что нидерландские учёные обнаружили гены, которые могут быть связаны с синестезией.

Для определения синестезии придумывают стандартизированные тесты, а некоторые виды активности (например, работу зеркальных нейронов или активизацию зрительной коры при хроместезии) можно увидеть на МРТ. Но у сложных оттенков переживаний синестезии нет нейронных коррелятов, то есть анатомических зон и физиологических состояний, которые можно было бы соотнести с этим процессом. Что и как видится человеку в его внутреннем мире, мы можем знать только по его собственным свидетельствам.

Речь не просто о скепсисе. В основе этого разговора лежит большой философский вопрос: как вообще мы можем определить, имеем ли мы дело с реальным опытом или же с описанием? Мы уверены в опыте, который переживаем, но никто не может гарантировать, что наш красный — это тот же красный, который видит сосед, просто мы пользуемся одним и тем же словом.

Кстати, существует и парадоксальная версия: по предположению невролога и нейропсихолога Вилейанура Рамачандрана, человеческий язык может быть следствием синестезии, которая подарила нам способность к метафорическому мышлению.

Все ли мы синестеты

В пользу того, что синестезия в какой-то мере свойственна всем людям, говорит, например, эффект «буба — кики», открытый психологом Вольфгангом Кёлером. В 2001 году его эксперимент повторили неврологи Вилейанур Рамачандран и Эдвард Хаббард: они предложили испытуемым соотнести две фигуры, резко очерченную и округлую, со словами «буба» и «кики». От 95 до 98 % людей однозначно определяло, кто есть кто (попробуйте и вы, а потом сверьтесь с мнением большинства). Не сговариваясь, мы соотносим их определённым образом, демонстрируя синестезию звуков и геометрической формы.

Судя по всему, задатки синестетического мировосприятия есть у всех. Многие сообщают о синестетическом эффекте в изменённом состоянии сознания, например при сенсорной депривации или медитации. С синестетическими ощущениями связаны многие эксперименты в искусстве, которые стремятся расширить возможности органов чувств и переживаний. Например, светомузыка основана на способности человека связывать звуки со светом и цветом. Ещё в XIX веке Александр Римингтон связал живопись и звук, изобретя световой орга́н. Да и сегодня концерты и вечеринки сложно представить без сочетания музыки и видеоряда — если вам случалось испытывать яркие комплексные переживания от их синтеза, этот опыт вполне можно назвать синестетическим.

Предположения о механике синестезии во многом держатся на представлении о чёткой специализации отделов мозга. Но современные исследования показывают, что специализация мозговых структур не так строга, как о них было принято думать исторически, а нервные клетки не только восстанавливаются, но и образуют новые синаптические связи на протяжении всей жизни человека. Технологии сенсорного дополнения, с помощью которых люди с инвалидностью по зрению могут видеть благодаря замещающим устройствам, — это своего рода искусственная синестезия. Вполне возможно, что в будущем мы сможем создавать принципиально новые чувства при помощи технических средств. Нейробиолог Дэвид Иглмен, который также известен своими исследованиями синестезии, провёл выступление на TED, облачившись в сенсорный жилет, который переводит звуки в последовательность вибраций. По мысли учёного, это позволяет ему «чувствовать мир звуков».

Разговор о том, универсальны чувства или нет, выходит за пределы обсуждения феномена синестезии. Тем не менее эта особенность, если её изучать, поможет узнать много важного о человеческом восприятии как таковом. Кто знает, возможно, она даст всем нам возможность открыть новые грани восприятия и способы чувствовать, выходящие за пределы того, к чему мы привыкли.

Источник

Оцените статью