Способность предвидеть эмоциональные реакции клиента

Эмпатия в консультировании

Позитивное значение эмпатического понимания для ре­зультатов консультирования лучше всего подтверждено эм­пирически. Этого значения не оспаривают представители всех ориентации.

Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и психотерапии. Она включает идентифи­кацию с другим лицом, при которой становится возмож­ным взаимопонимание разных людей. Это довольно таин­ственный процесс. А. Аdler (цит. по: Мау, 1967) пишет:

«Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним. Если мы пытаемся обнару­жить, откуда возникает способность действовать и чувство­вать наподобие другого человека, то открываем существова­ние врожденного социального чувства. Оно носит космичес­кий характер и представляет собой непременную характери­стику бытия человека».

По мнению С. Jung (цит. по: Мау, 1967), здесь происхо­дит процесс слияния, в котором изменяются как консуль­тант, так и клиент:

«Встреча двух личностей подобна соединению химичес­ких субстанций; если возникает реакция, они обе изменя­ются. Считается, что доктор оказывает влияние на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние возможно, если и на него влияет пациент».

Таким образом, проявление эмпатии в общении означа­ет, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразу­мевается способность «вжиться» в субъективный мир клиен­та и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консуль­танта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тре­вогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услы­шать и понять себя.

Эмпатия также помогает консультанту разобраться в при­чинах недостаточной откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не расска­зывает из-за опасений не быть услышанным (Сох, 1988).

Войдя в мир другого человека, консультанту важно оста­ваться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Здесь существует некоторая опасность, которую выразил С. Rogers (1961):

«Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгля­да на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно».

Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и времен­ным.

Эмпатия означает способность консультанта не только со­переживать, но и понимать клиента. В этом смысле она пред­ставляет собой аффективный и когнитивный навык — аф­фективный, поскольку позволяет консультанту идентифици­ровать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязы­вает консультанта устанавливать события, вызывающие соот­ветствующие чувства (George, Cristiani, 1990). Таков взгляд большинства представителей психологического консультиро­вания на эмпатию как на многоступенчатый процесс. По мне­нию Gladstein (1983), во-первых, эмпатическое познание осуществляется прежде всего эмоционально, через сопережи­вание клиенту. Сопереживание не бывает полным. Скорее это процесс, в котором консультант частично испытывает чувства клиента, одновременно сохраняя необходимую отстранен­ность. Во-вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором консультант внимательно анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире клиента, и передает смысл содержания клиенту. В-третьих, как отмечает С. Rogers (1975), важна передача эмпатии клиенту.

Эмпатическое понимание можно показать клиенту самы­ми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая ка­кую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.

В последние годы (обзор Наckley (1978); цит. по:Gelso, Fretz, 1992) наблюдается тенденция сводить субъективный опыт эмпатии, который консультант может выражать раз­личными способами, к умелому общению. Делается попытка сузить то, что Rogers понимал как «способ существования», до навыка, поддающегося тренировке. Эта тенденция прояв­ляется также в приравнивании эмпатии к одной из техник психологического консультирования — отражению чувств (консультант перефразирует и отражает чувства клиента, чтобы помочь ему в их выражении). Хотя отражение облегча­ет передачу эмпатического понимания, но сложный и мно­гоступенчатый процесс эмпатии отнюдь не исчерпывается частной техникой.

Читайте также:  Что чувствует человек при болезни паркинсона

Поскольку эмпатия не является простым навыком, неяс­ным остается вопрос обучения. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуи­ции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчи­вает и т.д.

Источник

Как научиться управлять эмпатией

«Эмпатия» — это сострадание, сочувствие. Мы привыкли вкладывать в эти понятия в основном позитивное содержание. Сострадать – понимать чьи-то страдания, сочувствовать – разделять чувства, жалеть. Но эмпатия – это сопереживание любым, в том числе негативным эмоциям.

В психологии есть понятие «эмпатическое слушание» — умение понимать эмоциональное состояние другого человека и показывать ему это. Эмпатия – это умение войти в резонанс с эмоциональным состоянием другого и на этой основе устанавливать с ним контакт.

Эмпатия – это нормальное качество личности, но уровни эмпатии у всех разные. Один по взгляду, походке, тону понимает, что с человеком происходит, и полностью погружается в мир его чувств и переживаний.

Другому нужно время, чтобы почувствовать эмоции другого, но он чётко разделяет свои и чужие чувства, не «растворяясь» в другом.

Хорошо ли иметь высокий уровень эмпатии? Легко ли это? Как сказывается на психике эмпата?

«Я с детства очень хотела стать врачом. Поступила в институт, с удовольствием училась, специализировалась в область детской онкологии. И через пять лет поняла, что больше не могу круглосуточно нести в себе чужую боль. Ушла в окулисты. Обидно, но я так и не смогла научиться «не включаться» в состояние больного и разделять свои и его чувства».

Развитой эмпатией нужно уметь управлять, иначе она заметно снижает качество жизни. Одни с утра до вечера смотрят новости, страдая по поводу бесконечных катастроф и катаклизмов, другие много времени проводят в слезах по поводу бездомных животных, третьи жертвуют своим временем и силами ради поддержки подруги, у которой проблемы с мужем.

У психологов тоже развита эмпатия, но их обучают ей управлять. Потому что, если психолог начнет плакать вместе с клиентом, он быстро выгорит и не сможет быть полезным и эффективным. На курсе психологии, который я основала мы учимся управлять эмпатией. Скоро я анонсирую его в своем профиле в Инстаграме:

Но и недостаток эмпатии усложняет отношения с окружающими.

«Моя жена всегда мечтала провести отпуск на Байкале. Я скопил деньги, купил путёвки, спрятал их в букет цветов. Ожидал, что она обрадуется. А она посмотрела и говорит: «Не мог меня предупредить? Я уже маме обещала, что мы на дачу едем». Она у меня какая-то чёрствая, ни жалости, ни благодарности, ни понимания».

Трудно жить и общаться с человеком, который не замечает твоих эмоций и не понимает их причины.

Так каким же должен быть уровень эмпатии, чтобы и самому эмпату, и окружающим было комфортно?

Во-первых, у человека должны быть развиты все виды эмпатии:

  • эмоциональная (понимание эмоций и подражание им),
  • когнитивная (умение анализировать причины состояния человека)
  • предикативная (способность предвидеть реакцию другого в конкретной ситуации).

Только в комплексе можно адекватно воспринять состояние другого и соответственно на него реагировать.

Во-вторых, уметь отождествлять себя с другим (не судить о нём «со своей колокольни»).

В-третьих, для каждой профессии и ситуации необходим свой уровень эмпатии, а также хорошо развитые механизмы психологической защиты от «перегрузок» и эмоционального выгорания.

Источник

Активное слушание

Активное (эмпатическое, систематическое) слушание, важное на всех фазах консультативного процесса, можно отнести к основным профессиональным навыкам консультанта. Это не просто слушание ответов клиента на вопросы консультанта, а слушание того, что сам клиент говорит и, главное, хочет сказать.

Эмпатическим его называют потому, что консультант стремится понять клиента не только на когнитивном, но в большей степени на эмоциональном уровне, сосредоточен на его переживаниях. Он моделирует эти чувства средствами собственной психики с целью лучшего понимания реальности другого человека и способен даже на время абстрагироваться от собственных чувств. Эмпа-тия по своей природе — сложный процесс: консультант старается освоить язык чувств другого человека, увидеть и почувствовать мир как бы его глазами, в то же время не отождествляясь с ним. В консультировании могут обнаруживаться разные виды эмпа-тии: когнитивная, базирующаяся на познавательных механизмах, эмоциональная, основанная на механизмах проекции и подражания, предикативная, связанная со способностью предвидеть эмоциональные реакции клиента в конкретных обстоятельствах, а также эмпатия как переживание тех же состояний, что и другой человек, и эмпатия как сочувствие, как переживание своего эмоционального состояния по поводу чувств другого человека.

Читайте также:  Диагностика при стрессе для детей

Активное слушание иногда также называют систематическим, потому что консультант, слушая клиента, своими реакциями, репликами и вопросами не дает взаимодействию превратиться в ассоциативно текущий житейский разговор. Он цепко придерживается именно тех тем, которые необходимы для работы с проблемой клиента, и структурирует организацию взаимодействия так, чтобы движение от этапа к этапу было понятным и согласованным. Модель активного слушания опирается на психическую настройку консультанта на другого человека, включающую концентрацию на собеседнике, желание его понять и волевое преодоление спонтанного побуждения строить собственную концепцию его внутреннего мира, а не принимать его чувства и мысли такими, как они есть или, по крайней мере, заявлены клиентом. Суть применения активного слушания состоит в том, чтобы создать клиенту атмосферу, в которой тот может открыто, не боясь оценки и осуждения, точно сформулировать, что его беспокоит. Для активного слушания используется ряд приемов.

Уже известное нам поощрение поддерживает стремление клиента к рассказыванию и должно быть минимально выражено с помощью реплик «Пожалуйста, продолжайте. », «Да, это важно. », «М-да. », «Угу. », «Ммм. », «Можете что-то добавить?» и пр. В задачи консультанта не входит оценивать, соглашаться или не соглашаться с тем, что он слышит, он обязан лишь показать заинтересованность, участие в беседе, принятие того, что излагается клиентом.

Слушанию помогает использование повторения, осуществляемое прямым воспроизведением сказанного клиентом или избирательным акцентированием части его высказывания с утвердительной или вопросительной интонацией. Повторением достигается ощущение плавного и непрерывного течения беседы, и клиент убеждается, что консультант действительно стремится понять и прочувствовать то, о чем он говорит. Чаще всего повторяются последние или ключевые словосочетания рассказа клиента, обычно с вопросительной интонацией («В последнее время в наших отношениях что-то неладно». — «Неладно. »; «Мне кажется, он собирается бросить меня». — «Бросить. »). Своеобразное «эхо», создаваемое консультантом, стимулирует осознание клиентом дополнительных значений сказанного, позволяет уточнить высказывание или продолжить рассказ. Повторение выступает в функции незаконченного предложения, и образующаяся в нем пауза делегирует клиенту инициативу в повествовании, поскольку подразумевает вопрос. Иногда этот вопрос можно сразу и задать («Последнее время я стараюсь подольше задерживаться на работе, только бы не возвращаться домой». — «Не возвращаться. но почему?»).

Такую же функцию несет переформулировка трансляция того же содержания другими словами, без утраты смысла сказанного («Иными словами, вы решили, что. », «Значит, вы думаете, что. », «Стало быть, для вас это. », «Если я вас правильно понимаю, вы считаете, что. »). Повторения и переформулировки демонстрируют клиенту, что психолог находится «в теме», улавливает основные факты, интересуется подробностями. Повторение и переспрашивание вообще никогда не бывают лишними в консультативном процессе, поскольку колебания внимания всегда создают возможность что-то упустить, забыть, отвлечься.

Отражение чувств — еще один способ показать клиенту, что психолог внимателен к нему и его истории, понимает его чувства. Фактически «это отзеркаливание и словесное обозначение вер-бально или невербально выраженных клиентом эмоций (произошедших в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью фасилитации их отреагирования и осмысления» 1 : консультант становится чем-то вроде зеркала, в котором клиент может наблюдать то, чего сам в себе не замечает. Слушая не только слова, но и интонации, наблюдая экспрессию и манеру поведения клиента, консультант может поставить себя на его место, уловить то, о чем тот умалчивает, и, в свою очередь, дать ему возможность наблюдать себя, свои реакции со стороны. Если клиент воспринимает консультанта как пытающегося понять его чувства, это способствует прогрессу в обсуждении и разрешении его трудностей.

Читайте также:  Бывает грусть бывает радость

Отражение ведущих чувств клиента консультант сопровождает репликами: «Вы чувствуете, что. », «Вас это взволновало. », «Вы встревожились. », «Так, значит, вас задело. » и т.д. Отражение поощряет прямое выражение чувств (что для многих клиентов в обыденной жизни затруднительно), помогает клиенту глубже пережить то, что он воскрешает из памяти в данный момент, а также учит больше доверять собственным чувствам, относиться к ним как к важному источнику информации о самом себе. Рефлексируя свои переживания, клиенты начинают осознавать, что их чувства могут быть причинами определенных поступков, лежат в основе отношений с другими, являются! причинами их потребностей и побуждений.

Консультант же, используя отражение, лучше понимает глубинные переживания человека, нюансы его поведения, мотивы, желания. Помимо непосредственнюго отражения он может использовать суммарное отражение чувств, вбирающее в себя аффективное содержание целого отрезка или даже всей беседы, а не только последней фразы. Суметь правильно распознать чувства клиента значит приблизиться к его «главнюму посланию», часто связанному с сильным внутренним переживанием или желанием. Распознав это сообщение, консультант должен сформулировать его для последующего осознания клиента, как можно более точно обозначив эмоцию, ее интенсивность и по возможности ее предполагаемую причину. Для этого используются выражения: «Вы чувствовали. потому что. », «Вы так сделали. потому что чувствовали. » (например: «Вы так устали от его предательства, что в одночасье решили сжечь за собой все мосты. », «Вы позвонили бывшему мужу, потому что вам, как никогда, было одиноко. »).

Прием отражения требует внимательности и осторожности, поскольку неточное отражение или отсутствие проработки сильных чувств, переживаемых клиентом, может разрушить взаимодействие и даже уничтожить весь эффект работы. Распространенными ошибками при использовании отражения являются: 1) стереотипное использование реплики «Вы чувствуете. » — избежать ее позволяет непосредственное называние конкретного чувства (например, не «Вы чувствовали обиду. », а «Вы были обижены. », не «Вы чувствовали страх», а «Вы испугались. ») или применение других «зачинов» («Иначе говоря, вы. », «Похоже, вы. », «Если я правильно понимаю, вы испытали. », «Создается впечатление, что. »); 2) ожидание консультантом паузы в рассказе клиента, чтобы использовать отражение чувств, хотя часто правильнее прервать клиента, чтобы сфокусироваться на значимых, но не замеченных или проигнорированных им чувствах (при этом желательно не скатиться в другую крайность, слишком часто перебивая клиента или завершая фразу за него); 3) отражение на неадекватном уровне глубины переживания: поскольку отражение чувств может быть осуществлено на разных уровнях, консультант может держаться поверхностного уровня или же попытаться отреагировать на более глубоком, используя слово большей интенсивности для названного клиентом чувства 1 .

Обобщение (суммирование) позволяет собрать воедино, интегрировать важные мысли, значимые факты, основные переживания клиента, заложив тем самым базис дальнейшего обсуждения. Оно осуществляется в форме высказывания, кратко обобщающего суть его сообщения, устанавливающего определенную последовательность тем или подытоживающего результат, достигнутый в ходе отдельного этапа разговора, всей беседы или даже ряда сессий. Такое суммирование может звучать в форме предварительного вывода, например: «Похоже, что из того, что вы рассказываете, самое главное. », «Если я правильно понимаю, вы испытываете по этому поводу. ». Обобщение демонстрирует клиенту присоединяющуюся i юзицию консультанта, оно как бы говорит ему: «Я слушал(а), что вы говорили, и, мне кажется, вы сказали следующее. ». Оно позволяет избежать повторов и циклических возвращений клиента к определенным темам, упорядочивает вербальный сумбур некоторых из них и тем самым помогает структурировать процесс консультирования. Обобщая суть высказанного клиентом на определенном этапе разговора, консультант, стимулируя его рефлексию, может спросить: «Как вы считаете, что из этого следует?», «Что это может означать?», «Как мы должны это понимать?». Если клиент приходит на консультацию несколько раз, то совместное обобщение содержания предыдущих разговоров может открывать каждую новую встречу.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью