Способность понимать эмоции приобретается

Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей

Виктория
Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства, поведение. так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Для преодоления этих трудностей в воспитательно — образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, представляющих собой отношения человека к окружающему и к тому, что с ним происходит. Основой возникновения эмоций являются потребности и мотивы человека.

Эмоциональность составляет одну из сторон темперамента человека, т. е. в значительной степени определяется наследственными и врожденными предпосылками. В то же время эмоциональная сфера динамична. Она развивается, созревает, а затем может претерпевать значительные изменения в течение жизни. При этом огромное значение для формирования эмоциональной индивидуальности человека имеет ранний эмоциональный опыт и семейное воспитание.

Эмоции сами могут являться мощными регуляторами нашего поведения и деятельности. Поэтому так важна для человека способность владеть ими. Старший дошкольный возраст – период активного созревания произвольности. Это сензитивный период для развития саморегуляции эмоционального состояния ребенка.

Для детей в данном случае важна наработка полезных и приемлемых способов поведения в различных эмоциональных состояниях.

Для того чтобы осознавать свои эмоциональные состояния, ребенку, прежде всего, необходимы знания о различных эмоциональных переживаниях и о причинах, их вызывающих. Таким образом, через знакомство с основными эмоциями и эмоциональными состояниями, такими как радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление, чувство стыда, чувство обиды, чувство гордости, смущение, спокойное состояние, я формирую у ребенка когнитивную составляющую эмоционально-волевой саморегуляции. В процессе такого знакомства у старших дошкольников расширяются знания об эмоциональной сфере человека, обогащается эмоциональный словарь, расширяются и закрепляются умения узнавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям, продолжает развиваться способность понимать причины поведения людей, предвидеть социальные последствия тех или иных событий, т. е. развивается социальный интеллект. Это происходит, например, за счет рассказа или показа с помощью кукол историй и сказок, а затем обсуждения с детьми эмоциональных переживаний и поведения героев.

Также я развиваю рефлексивные способности детей, помогаю в осознании ими своего эмоционального опыта. Это может происходить как в беседах с детьми (например, за счет поиска ими в своем опыте переживаний аналогичных описанным в какой-либо истории, так и в процессе арт-терапевтических процедур, выполнения различных заданий и упражнений. Причем, принятие любых эмоциональных переживаний детей, является обязательным условием для развития рефлексивных способностей и способностей самоконтроля у детей. Однако, при этом важно формирование и закрепление у детей адекватных, полезных и социально приемлемых способов выражения своих эмоциональных переживаний, расширение арсенала приемлемых способов поведения, повышение поведенческой гибкости.

Читайте также:  Как чувствует себя кошка после прививки от бешенства

Овладение своими эмоциональными переживаниями на занятиях происходит в процессе ролевых игр, игр с правилами, арт-терапевтических процедур и бесед. Это осуществляю за счет трансляции и демонстрации позитивных способов поведения; за счет подкрепления, поощрения приемлемых форм поведения детей; закрепления у них полезных поведенческих проявлений в специально подобранных играх, введения определенных правил, ограничений на занятии и в игровом взаимодействии детей.

Нужно понимать, что совершенствование регуляции своего поведения – это процесс, требующий от детей значительных усилий. Поэтому они должны быть, прежде всего, замотивированы. Привлекательным для детей мотивом я считаю участие в совместных играх. Причем имеют значение, используемые мной, способы регулирования поведения детей, т. к. мой стиль поведения – образец для подражания детей. Предъявляемые мною требования соответствуют индивидуальным возможностям детей, т. е. они выполнимы.

Важным представляется также стимулирование в процессе проявления детьми позитивных социальных чувств (интереса друг к другу, сопереживания, сочувствия, радости за другого) и позитивных поведенческих реакций (оказание поддержки, помощи, желание защитить, уступить). Развитие богатства мимики, пантомимики, раскованности, выразительности эмоциональных проявлений детей является сопутствующим процессом.

Структура занятия обычно включает:

— вводную или разминочную часть (здесь, как и в конце занятия, могут часто использоваться игры-ритуалы);

— основную часть, раскрывающую тему занятия;

Один из принципов обучения – разнообразие форм деятельности, чередование спокойных и подвижных игр и процедур на занятии.

На занятия-тренинги я приглашаю родителей. На занятиях они не зрители, а активные участники. После каждого занятия предлагаю родителям вместе с детьми выполнить домашнее задание по теме.

— наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;

— рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;

— снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;

— позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.

Ожидаемый результат: позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.

— наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;

— рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;

— снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;

— позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.

Дидактическое пособие «Эмоциональные кубики» Цель: Учить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику лица, развивать внимание, логику, речь и мелкую.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Читайте также:  Как изобразить радость линиями

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Источник

Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия

Эмоциональный интеллект – это совокупная способность распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, управлять собственными чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других.

Эмоциональный интеллект – эмоциональная зрелость

Функции, которые составляют эмоциональный интеллект, дополняют чисто интеллектуальные способности, выраженные коэффициентом интеллекта. Академического интеллекта и книжных знаний недостаточно для достижения профессионального успеха и эффективного функционирования среди людей. Что такое эмоциональный интеллект и как его измерить? Можно ли быть эмоционально неграмотным?

В разговорной речи такие термины, как эмоциональная зрелость, эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект, часто взаимозаменяемы. И хотя все эти понятия семантически близки, они не могут рассматриваться как синонимы.

Эмоциональная зрелость понимается как способность переносить страдания, усиление позитивных, социально позитивных эмоциональных реакций, эмоциональная независимость от окружающей среды или способность помогать другим (просоциальность).

Однако, другие психологи приравнивают эмоциональную зрелость к отсутствию низкой самооценки, способности адаптироваться к группе, чувству реальности и способности приспосабливаться к обстоятельствам и отсутствию агрессивности.

Эмоциональная зрелость демонстрируется способностью сознательно управлять эмоциями, способностью к саморефлексии, эмоциональным самообразованием, преобладанием гетеропатических чувств (направленных на других) над автопатическими (направленными на себя) и ответственностью за свои эмоциональные состояния.

С другой стороны, эмоциональная компетентность – это определенные навыки, над которыми вы можете работать, изменять, развивать и контролировать.

Набор эмоциональных компетенций состоит из 10 различных способностей:

  • осознание собственных эмоциональных переживаний;
  • способность различать эмоции и эмоционально описывать их словами;
  • способность эмпатически проникать в переживания других людей;
  • способность отличать эмоции, соответствующие общему выражению, от состояний, в которых нет выражения;
  • знание культурных правил и эмоциональных норм;
  • умение использовать знания о партнере, чтобы сделать вывод о его настроении;
  • способность принимать интерактивную перспективу в межличностных отношениях;
  • умение справляться с негативными эмоциями;
  • знание природы межличностных отношений;
  • способность к эмоциональной самодостаточности, принятие эмоционального опыта, эмоциональное равновесие, эмоциональная самоэффективность и контроль над эмоциями.

Эмоциональный интеллект – концепция

Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерять с помощью психометрических инструментов и выражать уровень социальной компетентности в форме, так называемого, коэффициента эмоционального интеллекта (EQ). В Англии наиболее известными тестами для изучения эмоционального интеллекта являются: MEIS – многофакторная шкала эмоционального интеллекта и MSCEIT – тест эмоционального интеллекта Майера-Салови-Карузо.

Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру. Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниелом Големаном – автором популярной книги под названием «Эмоциональный интеллект».

Как правило, эмоциональный интеллект можно понимать как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или как определяющих его как совокупность способностей, обуславливающих эффективность обработки эмоциональной информации.

Читайте также:  Как жить с перепадами настроения

Как описывали эмоциональный интеллект П. Саловея и Дж. Майера? Авторы выделели четыре группы способностей и наборы навыков, из которых он состоит:

Восприятие, оценка и выражение эмоций:

  • способность распознавать эмоции в своих физических и психических состояниях;
  • способность распознавать эмоции в других людях и эмоциональные сообщения, содержащиеся в предметах, например, произведениях искусства;
  • способность адекватно выражать эмоции и потребности, связанные с чувствами;
  • способность понимать адекватные и неадекватные, реальные или фальсифицированные невербальные эмоциональные сообщения;

Облегчение процесса мышления с помощью эмоций:

  • перенаправление мышления, расстановка приоритетов на основе чувств, связанных с предметами, событиями или другими людьми;
  • пробуждение и имитация реальных эмоций для облегчения формулирования суждений и воспоминаний о чувствах;
  • «пожинания» плодов перепадов настроения, чтобы учитывать разные точки зрения и уметь интегрировать разные точки зрения, созданные настроением;
  • умение использовать эмоциональные состояния, чтобы помочь вам решить проблему или стимулировать собственный творческий потенциал;

Понимание и анализ эмоциональной информации, использование знаний об эмоциях:

  • способность понимать связи между разными эмоциями;
  • умение воспринимать причины и следствия чувств;
  • способность интерпретировать сложные эмоции, комбинировать отдельные эмоций и даже противоречивые эмоциональные состояния;
  • способность понимать и предсказывать вероятные эмоциональные последовательности;
  • способность открываться негативным и позитивным чувствам;
  • умение контролировать эмоции, думать о них;
  • способность сознательно вызывать эмоциональное состояние, уметь оценивать его ценность, полезность или игнорировать его;
  • умение управлять своими эмоциями и эмоциями других.

Эмоциональный интеллект – эмоциональная неграмотность

Дефицит эмоционального интеллекта и межличностных компетенций может привести к серьезным трудностям в социальном функционировании. Кажется, что неспособность контролировать свои эмоции способствует негативному поведению, такому как агрессия, психологическое насилие, преступления, зависимости или депрессия.

Оказывается, одного академического интеллекта недостаточно, чтобы быть успешным в жизни и чувствовать себя счастливым. Часто люди с высоким IQ иррациональны и даже безнадежно глупы. Знание книг не обязательно должно соответствовать эмоциональному интеллекту – люди, которые чрезвычайно мудры (в интеллектуальном смысле), могут не иметь возможности контролировать свои собственные побуждения в личной жизни и работе.

К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Он обусловлен не только генетически, поэтому мы не должны быть пожизненно эмоционально неграмотными.

Способность общаться с другими людьми приобретает всё большее значение даже в поисках работы.

Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом, умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием.

Эмоциональный интеллект – не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение.

Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален. Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины.

Что получает эмоционально интеллигентный человек?

  • Разнообразие в межличностных ситуациях – его отношения более разнообразны, богаты и более постоянны.
  • Он лучше справляется с трудными ситуациями, адаптируется к обстоятельствам, организует деятельность, адаптируется к условиям труда и работает более эффективно.
  • Лучше работает в сложных и стрессовых ситуациях.
  • Характеризуется более высоким уровнем социального функционирования.

Кроме того, эмоционально умный человек может модулировать эмоциональные процессы, о которых алекситимик не знает, то есть человек, которому трудно получить доступ к своим собственным эмоциям, который неспособен к эмоциональному контакту с другими и выражению своих чувств.

Очевидно, что эмоциональный интеллект связан с чувством удовлетворенности жизнью, самосознанием, более высокой самооценкой, оптимизмом и общей радостью от жизни.

Источник

Оцените статью