Способность медицинского работника понимать эмоциональное состояние

Медицинские интернет-конференции

Языки

Роль эмпатии в профессиональной деятельности будущего врача

Хаджибрагимов М.С.
Научный руководитель: асс. Чебан А.Г.

Резюме

В данной работе рассматривается эмпатия как важное качество врача в его профессиональной деятельности. Обсуждается проблема эмпатии как стабильной личностной характеристики, её зависимости от опыта и специализации врача. На основе авторского исследования изучена степень проявления эмпатии среди студентов медицинского университета.

Ключевые слова

Статья

Человек — высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип гуманизма, важный принцип врачебной деонтологии. Одной из важнейших задач современной медицины является обеспечение соматического и психоэмоционального благополучия человека. Степень сформированности и развития личности врача являются важнейшими из факторов, обусловливающих выздоровление больного.

Целью данной работы является определить значение эмпатии в формировании межличностных отношений врача и пациента, влияющих как на процесс лечения, так и на его результат.

1. Провести теоретический анализ проблемы соотношения эмпатии и эффективности деятельности в медицинской практике.

2. Выявить влияние, оказываемое эмпатией на эффективность деятельности врача

3. Определить уровень эмпатии среди студентов СГМУ Им. В.И. Разумовского.

Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности.
Одним из важных личностно — профессиональных качеств врача считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие навыков установления адекватных и эмоционально — благоприятных отношений с больными, умение анализировать свое поведение и поведение окружающих, человечное отношение к больному, этичность, наличие глубокой интуиции.

В медицине эмпатией является осознание эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого осознания. К примеру, при беседе доктора с больным проявление эмпатии означает осознание слов, эмоций и жестов больного, а еще убеждение больного в том, что доктор понимает его волнения. Таким образом, доктор должен расположить к себе пациента, чтобы тот смог более свободно выразить свою проблему для дальнейшей правильной постановки диагноза и составления плана лечения специалистом. Работа врача характеризуется постоянным эмоциональным взаимодействием с большим количеством людей (пациенты и их родственники, средний и младший медицинский персонал) и ответственностью за самочувствие больных. Способность к сочувствию, общению, уравновешенность считаются важными аспектами профессионализма врача. Так как врач часто подвергается стрессовым ситуациям, то уже в университете необходимо обучаться особенному методу общения, уметь сдерживать собственные эмоции.

Понимание доктором конкретного психического состояния больного, его личного склада считается немало важным фактором, способным сделать лучше качество оказываемой врачебной помощи и добиться комплаентности больных.

Над проблемой эмпатии задумываются не только в современной медицине, размышления на эту тему уходят корнями в Древнюю Грецию, к Гиппократу — известному представителю Косской медицинской школы, которым сформулированы основные тезисы врачебной этики, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время. Прежде всего, это «natura sanat, medicus curat morbos» («лечит болезни врач, но излечивает природа»). Второй — это «primum non nocere» («прежде всего не вредить»). И третий — «qui bene interrogat, bene dignoscit; qui bene dignoscit, bene curat» («кто хорошо расспрашивает — хорошо ставит диагноз; кто хорошо ставит диагноз — хорошо лечит»).
В современной медицине происходит улучшение инструментальных методик диагностики заболеваний, но меньше времени тратится на общение врача с пациентом. Между тем остается важным процесс налаживания доверительных отношений с больным. Так, канадский доктор Уильям Ослер говорил о том, что «расслышать диагноз вполне вероятно в самих словах больного», а долг доктора — «научить людей не пить лекарства».

Данные статистики демонстрируют, что неадекватная коммуникация доктора с больным является приводит к росту числа исков на медработников, к смене лечащего врача и отрицательным рекомендациям на него. При сравнительном исследовании эмпатических способностей терапевтов и хирургов, выявлено то, что у медицинских работников терапевтического профиля уровень эмпатии несколько выше, чем у врачей – хирургов. У медицинских сестер химиотерапевтического и реанимационного отделения, работа которых имеет повышенный уровень стрессогенности, замечен заниженный и довольно невысокий уровень эмпатии в сочетании с высоким уровнем рефлексии, что указывает на понимание специалистами необходимости сознательного контроля.
Следует заметить, что для доктора контакт с больным считается рабочим моментом, а для пациента этот контакт представляет собой неординарное событие. При первой встрече с пациентом задача доктора выстроить мост доверия, фундамент, на основе которого имеет возможность развиваться плодотворное сотрудничество. Это достигается обходительным, благожелательным отношением к больному.

Больной всякий раз находится в подчинённом положении по отношению к доктору по причине угнетённого состояния, вызванного заболеванием. Важное значение имеет атмосфера, в которой собирается анамнез. Эмоциональный барьер снимается, когда больной чувствует, что внимание врача сконцентрировано на нем, и для него в этот момент нет ничего важнее, чем заботливо выслушивать больного. Вследствие этого во время разговора должны исключаться все помехи: беседы с коллегами, телефонные разговоры и т.д. Нельзя говорить больному, что у вас нет времени, даже если это так. Нельзя говорить на ходу, стоя, двигаясь к двери, неспокойно переминаясь с ноги на ногу.
Во время сбора анамнеза доктор может трудиться за столом (на расстоянии не больше 1 метра) напротив больного, или больной находится вблизи за столом (стол может восприниматься как барьер), при этом доктор обязан глядеть собеседнику в глаза (визуальный контакт), наблюдать за его мимикой.
Некорректно пожилых больных называть «бабушка» / «дедушка», больные в этом случае чувствуют неловкость, и это обращение ухудшает их эмоциональное состояние. Следует заранее приготовить план опроса, до того как собирать анамнез у пожилых людей, страдающих забывчивостью, и которых просто сбить с толку. Во время коммуникации с больным доктор обязан постараться изъяснять все элементарно и доступно, применить конкретные формулировки, помня о том, что любые слова врача оцениваются и интерпретируются больным.

Читайте также:  Если не видеть человека чувства пройдут

Доктор должен сделать все, чтобы общение не было скучным, напряженным, не осуждать пациента, не заниматься морализацией и лишней монологизацией. Он не должен быть очень сухим и отстранённым или, напротив, излишне доверительным. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у пациента, что может помешать беспристрастно расценить ситуацию. Врачу нельзя всецело погружаться в эмоциональное состояние больного, идентифицироваться с ним в страдании и несчастье. Надо сохранять дистанцию, тренируя способность к эмпатии и самоконтролю. Метод общения доктора с больным выбирается в зависимости от впечатлений, которое больной произвел на доктора. Уже в первые минуты общения доктор может сделать вывод о том, насколько информирован больной и что он знает о своём заболевании, доверяет ли он доктору, относится ли он скептически к научной медицине и является приверженцем других способов лечения. Больные, полностью полагающиеся на доктора, не очень информированные и они считают, что могут всецело доверять доктору. Эти больные не требуют подробных объяснений плана лечения. Но данный тип встречается все реже.

С целью определения уровня эмпатии студентов было проведено исследование методом психологического тестирования. В нем приняли участие студенты СГМУ им. В.И. Разумовского. Общее количество респондентов – 140.

Результаты тестирования показывают, что основная масса будущих врачей (80 человек) имеют высокую степень проявления эмпатии, 44 человека имеют среднюю степень и 16 низкую. Респондентов, не имеющих эмпатийных качеств, не найдено.
Основная масса опрошенных имеют высокий уровень эмпатийных качеств, однако это недостаточный результат для людей одной из самых гуманных профессий. Нередко мы сталкиваемся с некорректным поведением со стороны медицинских работников, неумением правильно общаться с больным. Известно, что неосмотрительные слова врача в связи с невниманием к психологическому состоянию больного могут навредить соматическому состоянию и спровоцировать ятрогенные заболевания.

Успех в лечении во многом зависит от личностных качеств врача, его отношения к больному и от способности вызывать доверие у пациента. Врач должен не только проводить диагностические мероприятия и осуществлять терапевтическое вмешательство, но и уметь разговаривать со своим пациентом. Если хороший специалист и понимающий человек совмещаются в одном враче, то такой врач — это счастье для пациента. Однако эмпатия для медика – это не просто врожденное человеческое качество, но еще и профессиональная компетенция, которая должна формироваться и совершенствоваться осознанно и грамотно как в период обучения в университете, так и на протяжении всей профессиональной деятельности врача.

Литература

1.Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: дисс. канд. психол. наук. Ереван, 1995. 158 с.

2.Бережковская Е.Л., Радинская Н.Г. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки схода. Эмпатия как высшая психическая функция // Вестник РГГУ. 2006. № 1. С.126—145.

3.Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов): дисс. … канд. психол. наук. Ярославль. 2014. 168 С. Бурно М.Е. О самом главном в клинической классической психотерапии (ККП) // Психотерапия. 2011. № 1. С.17—23.

4. Сестринская практика в контексте этического регулирования / Андриянова Е. А., Засыпкина Е.В., Чебан А. Г. // Биоэтика. – 2011. – № 1. С. 30 – 33.

5.Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов медиков: дисс. … канд. псих. наук. СПб. 1998. 166 с.

Источник

1.3 Эмоциональные состояния медицинских работников

В своей работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин указывает, что в процессе деятельности человек может испытывать такие эмоциональные состояния, как стресс (состояние эмоциональной напряженности); скука (состояние монотонии); отвращение (состояние психического пресыщения). Особое место в этом ряду занимает феномен «эмоционального выгорания» [1, c. 202-204].

В соответствии с задачами нашей работы рассмотрим проявление основных эмоциональных состояний в деятельности медицинских работников.

Читайте также:  Как доказать что у меня депрессия

Как известно, медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента. Наряду с этим, врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления. В то же время, нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы [1, c. 386-388].

Согласно последним статистическим данным, профессия медицинской сестры занимает одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания. Условия деятельности среднего медперсонала нередко становятся причиной возникновения синдрома. Их рабочий день – это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь в основном с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет [23]. Поэтому именно эта профессия требует постоянной интенсивной рефлексии на содержание предмета своей деятельности, что, на наш взгляд, и является одним из источников стрессогенности.

К примеру, данные, полученные в исследовании И.В. Засеевой и А.С. Татрова, позволили определить значения трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и произвести оценку уровня выгорания по каждому фактору, а также определить фазы и степени выгорания. Проведенный анализ выявил, что высокую степень выгорания имеют 33 % (5 чел.) врачей и 26 % (4 чел.) медсестер; среднюю степень – 47 % (7 чел.) врачей и 67 % (10 чел.) медсестер; низкую степень – 20 % (3 чел.) врачей и 7 % (1 чел.) медсестер. Разница в развитии выраженности синдрома выгорания между врачами и медсестрами состоит в том, что у врачей более высокий процент лиц с максимальной выраженной степенью выгорания (33 % от общего числа), а у медсестер – 26 %. Более четко данная закономерность наблюдается у группы медработников с низкой степенью развития синдрома 20 и 7 %, т.е. преобладание в 3 раза. Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что в суммарной выборке наиболее распространена средняя степень выгорания (57 %), затем высокая (30 %), и затем низкая (13 %) [24].

Медицинский персонал, особенно отделений хирургии и реанимации, в процессе трудовой деятельности испытывает высокое психоэмоциональное напряжение. Десять главных стрессовых факторов, влияющих на психоэмоциональный статус медицинских работников по степени убавления значимости, располагаются следующим образом: ведение безнадежного больного; физическая усталость; проведение сердечно-легочной реанимации; смерть больного; беседа с родственниками больных; неудовлетворенность результатами труда; необходимость постоянно совершенствовать знания; стоны, крики, жалобы больных; необходимость быстрого принятия решений; частая переключаемость с одной патологии на другую [25].

Проявлением этого негативного влияния может стать появление профессиональных деформаций и синдрома эмоционального выгорания. Психологически выгорание ведет к регрессу профессионального развития, поскольку затрагивает личность в целом, разрушая ее, и оказывая негативное влияние на качество и эффективность трудовой деятельности [24].

Наряду с соблюдением этико-деонтологических норм и высоким профессионализмом медсестра должна обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью. Умение общаться, базирующееся на знание психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность – необходимое профессиональное качество медсестры. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы.

Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение имеют личностные качества, позволяющие эффективно справляться со стрессогенными факторами, т.е. свойства личности, которые могут, напротив, служить слабым звеном или усилителями стресса. К примеру, Р.Р. Абаева, И.В. Засеева, А.С. Татров выявили, что у врачей в сравнении с медицинскими сестрами преобладают показатели деятельности, самоуверенности и авантюризма. Среди медицинских сестер выше оказались показатели драматизма, чувствительности, преданности профессии, добросовестности, альтруизма, серьезности и бдительности. Деятельностный характер работы у сотрудников отделения анестезиологии – реанимации наиболее четко проявляется в среднем звене. Таким образом, в экстремальных условиях работы формируются профессионально значимые диады, триады и тетрады. Тетрада «альтруизм + серьезность + бдительность + добросовестность» – эти черты выражены у медицинских сестер выше средних показателей по методике. Также у медсестер отмечаются очень низкие показатели по авантюризму [26].

Важно, чтобы медсестра владела собственными эмоциями, умела сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость – составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание сестры к своим пациентам. Сестра должна чувствовать, когда ей следует отдалиться от пациента, когда же наиболее приблизиться к нему. Существенным является проявление уважения к пациенту. Медсестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач. Важен внешний вид медсестры – опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Знание этико-деонтологических принципов и законов психологии общения, соединённое с профессиональным мастерством, позволяют оказывать эффективную помощь даже в самых трудных случаях [27, с. 35].

Читайте также:  Виды эмоций формы их проявления

В деятельности по уходу за пациентом встаёт вопрос о том, что означает заболевание для пациента, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни или, что мешает ему в этом. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития, образования пациента. К каждому пациенту должен быть сугубо индивидуальный подход, который учитывает все особенности этого человека.

Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий. Как показано И. Харди, медицинские сёстры имеют разные типы эмоциональности. Так называемая «сестра-рутинёр» не сопереживает больным, не сочувствует им. Тип «нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невротическим реакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, их преследует страх заразиться или заболеть тяжёлой болезнью. Пожалуй, только сестра «материнского» типа отвечает требованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива [1, с. 387].

Некоторые личностные особенности медицинских работников могут делать их более или менее уязвимыми к эмоциональному выгоранию. Склонная к стрессу, напористая, «стресс – зависимая» личность представляет собой хорошо известный стереотип, но интересно, что одна из моделей процесса эмоционального выгорания (Дж. Эдельвич, А. Бродски) в качестве своей первой стадии имеет «идеалистический энтузиазм». Общепринятой является точка зрения, что именно оказывающий помощь и преданный человек является наиболее уязвимым; как говорится в поговорке «вы должны быть в огне, чтобы сгореть», и поэтому, некоторые из наиболее успешно и плодотворно работающих имеют самый высокий риск эмоционального выгорания. У них есть тенденция к идеалистическим, а не реалистическим ожиданиям, они становятся сверхувлеченными своей работой и им трудно оторваться от нее. По мнению М.О. Винсент, они могут быть созависимыми и испытывать сильную потребность чувствовать себя необходимыми, значимыми, ценимыми и принятыми. Кроме того, заметно их стремление рвать связи со знакомыми и родственниками, при общении с которыми могут проявиться их потребности и уязвимость. Поэтому они уединяются в своем маленьком мире, где много или большинство положительных эмоций они находят в своей профессиональной деятельности или учреждении, в котором работают. А. Пинес считает, что их экзистенциальные потребности удовлетворяются через их профессиональную идентичность и поэтому профессиональные угрозы и стрессы они переживают как вызов фундаментальным надеждам, целям, смыслу и назначению, что практически не компенсируется поддержкой со стороны [25].

Одной из причин возникновения синдрома эмоционального выгорания у медицинского персонала является переживание так называемого «кризиса гратификации». Данный феномен достаточно полно изучен в рамках психологии здоровья и отражает степень удовлетворения человека выполняемой деятельностью, актуальным (в настоящее время) уровнем жизненной активности. При этом характер деятельности на каждом возрастном этапе определяет содержание и критерии удовлетворенности результатами своей деятельности, что является одним из важнейших факторов психического здоровья личности [28, с. 486]. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т.е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности [28, с. 487].

Другими словами, кризис гратификации — это явление, приводящее к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Противоречие между собственным вкладом и полученным вознаграждением приводит к снижению самочувствия, появлению психосоматических заболеваний, т. е. становится причиной ухудшения психического здоровья индивида. Выход из такой ситуации заключается в повышении социального статуса, получении признания и одобрения со стороны непосредственного окружения, поддержки со стороны группы, в которую включен работник.

Таким образом, деятельность медицинских работников связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях. Своеобразие «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является первичным инструментом своей работы, и для построения помогающих отношений оказывается недостаточным использование только методических приемов. Помогающая деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека. Все эти факторы обуславливают высокий уровень вероятности возникновения у медицинских работников синдрома эмоционального выгорания.

Источник

Оцените статью