- Что такое переживания и какими они бывают
- Как рассматривают в психологии
- Формы переживания чувств
- Типы эмоциональных переживаний
- Немного об аффекте
- Тема чувств в экзистенциональной психологии
- Исследования
- Теория Ф.Е. Василюка
- Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
- Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развивать эмоциональный интеллект?
- Про понимание себя
- Про общение со сверстниками
- Про общение с родителями
- —> —>Категории раздела —>
- Понятие об эмоциях и чувствах
- Самостоятельная работа обучающихся:
Что такое переживания и какими они бывают
О переживаниях много говорят, этим словом выражают различные психологические состояния. Эмоциональные переживания возникают в результате критической ситуации, человек сталкивается с невозможностью реализовать свои мотивы, стремления, ценности.
Как рассматривают в психологии
В психологической литературе имеются различные трактовки и взгляды на чувства переживания. Выделяют два взгляда на эмоциональные переживания как психологического феномена:
- Изучение чувствования на основе эмоциональной сферы.
- Переживание позволяет человеку преодолевать различные ситуации, в ходе которых меняется внутренний мир.
Для одних авторов чувствование тесно связано с эмоциями. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и имеет яркую психологическую окраску.
Другие авторы различают эмоции и переживания, для них второе состояние — это отдельный процесс, связанный с рефлексивной частью человека. Самый известный труд на эту тему представил Ф. Е. Василюк в своей книге «Психология переживаний».
Рассмотрим разные аспекты этого непростого психического явления.
Формы переживания чувств
Если связывать эмоциональную сферу и переживание, то нельзя обойти форму проявления. Формы переживания эмоций:
- Настроение. Общее состояние, которое связано с жизненным тонусом. Оно бывает положительное или угнетенное, пассивное.
- Аффекты. Сильное возбуждение, при котором человек не способен контролировать свои поступки. Результатом аффективного поведения могут стать неожиданные чувства – смех, радость, гнев. Аффект зависит от индивидуальных качеств человека – темперамента, характера.
- Стресс. Состояние возникает при напряженных условиях, поведение человека меняется.
- Фрустрация. Эта форма эмоционального чувствования характеризуется дезорганизацией сознания, человек находится в состоянии безнадежности.
- Страсть. Сильное продолжительное чувство, которое полностью захватывает человека. Одно из чувствований, которое повышает активность личности. Проявляется в обучении, работе, спорте, творчестве, науке. Бывает негативная и положительная страсть.
Типы эмоциональных переживаний
- Классифицируют астенические переживания и стенические. Астенические переживания подавляют жизненные процессы организма. Стенические эмоции, наоборот, повышают жизнедеятельность. Астенические переживания описываются как состояние робости, пассивности, у человека преобладает чувство уныние и стыда. Стенические эмоции характеризуются высокой энергией, побуждают человека к деятельности.
- Эмоции разделяют также на простые и сложные проявления. Простые эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. Такие чувства делятся на приятные и неприятные. Сложные эмоции связаны с пониманием различных объектов, жизненного устройства. Субъективное переживание эмоции – это личное внутреннее чувство.
Немного об аффекте
Это наиболее сильная разрушительная сила, бурная вспышка чувств. Часто человек описывает это состояние как неподвластную ему лавину.
Во время аффекта теряется контроль над действиями, часто забываются поступки и действия. За слова и поступки может быть очень стыдно. К тому же иногда действия наносят непоправимый вред окружающим людям и предметам.
После аффекта ощущается разбитость, усталость, безразличие ко всему, иногда сонливость.
Откуда берется это состояние? Оно возникает в ситуациях, которые человек не может разрешить, они очень для него болезненны. В этом случае он убегает в аффект.
Аффекты могут накапливаться, а затем происходит срыв. Да, аффект помогает избавиться от обид и раздражения. Но последствия бывают очень плачевны.
Тема чувств в экзистенциональной психологии
Экзистенциальная психология рассматривает уникальность любого человека, его опыта и истории. Важное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, свободе, ответственности выбора, общению, проблеме любви и одиночества, а также поиску смысла.
Экзистенциальные переживания бывают отрицательные и положительные. К отрицательным относятся:
- Ужас. Непонимание того, что его ждет.
- Скука. Обесценивание для себя сущего.
- Отчаяние. Человеку не на что опереться, он ищет опору только в себе.
- Одиночество. Человек может понимать, что он любим, у него есть люди его поддерживающие. Он чувствует себя тотально одиноким, его никто не понимает до конца.
- Смерть. Она или обесценивает Сущее или инициирует переоценку происходящего.
Положительные внутренние переживания наполняют смыслом жизненный мир. К ним относятся любовь, катарсис и творчество.
Исследования
Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.
К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни). Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности. Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.
Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост.
Видео: 10 фактов об эмоциональных переживаниях
Теория Ф.Е. Василюка
Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.
Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:
- Фрустрация;
- Стресс;
- Конфликт;
- Кризис.
Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.
Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.
Источник
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.
Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.
Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.
Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.
Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Про понимание себя
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Про общение со сверстниками
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.
Источник
—> —>Категории раздела —>
Тема 1.3 Эмоциональные состояния
Содержание учебного материала: Понятие об эмоциях и чувствах. Основные компоненты эмоционального переживания. Эмоциональные состояния: настроение, фрустрация, тревога, страх.
Понятие об эмоциях и чувствах
Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, мы может испытывать удовольствие или неудовольствие. У разных людей одни и те же ощущения, предметы, явления могут вызывать совершенно разные реакции.
Эмоции — это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, связанные с отношением человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.
Эмоциональное переживание или эмоция — сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:
- физиологический– это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и др.);
- психологический – это собственно само переживание или внутреннее, субъективное переживание (радость, горе, страх и т. п.);
- поведенческий – это внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мимических и пантомимических компонентов и различных действий.
Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций.
Эмоции выражаются через :
- Пантомимику – это выразительные движения, изменение положения тела в пространстве.
- Мимику– это выразительные движения мышц лица.
- Вокальную мимику– изменение тона голоса.
Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи. Все это можно назвать языком эмоций. А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций, т.к. понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека. Язык эмоций — это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.
Наиболее информативными в эмоциональных реакциях являются глаза и рот человека.
Формула эмоций Симонова
Мы достаточно точно можем определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций. Однако точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, а так же причин эмоциональной реакции.
В возникновении эмоции присутствуют отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения. По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между тем, что необходимо знать для удовлетворения потребности, и тем, что на самом деле известно.
На этой основе создана своеобразная формула эмоций:
Э = П х (Н — С), где
Н – информация необходимая для удовлетворения потребности;
С — информация, которую можно использовать, то, что известно.
Из формулы можно сделать следующие выводы :
- если П = О, то и Э = О, т. е. нет потребности, нет и эмоций;
- если Н = С, то Э = О, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;
- если С больше Н, то возникают положительные эмоции.
- если С = О, то Э — максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить.
Это тот случай, о котором говорят «Страшно не событие, а его ожидание» или «Человек боится больше всего неизвестности». Из этого следует, что чувство неизвестности — одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.
И это отражено в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан»:
- ст. 31 узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья;
- ст. 32 и 33 право соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства.
А право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве. Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информированного согласия на процедуру. А перед выполнением сестринских манипуляций медсестра должна объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции.
В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует много классификаций эмоций.
- По полярности или знаку
- положительные — вызывают приятные переживания;
- отрицательные — вызывают неприятные переживания;
- нейтральные.
- По их влиянию на процессы жизнедеятельности
- стенические — вызывают активность человека (радость, уверенность, торжество);
- и астенические — сковывают активность, провоцируя пассивное поведение (страдание, беспокойство, страх).
- Покачеству
Современный американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций Кэррол Изард, создатель теории эмоций предлагает делить эмоции на: фундаментальные и производные.
К числу фундаментальных эмоций он отнёс интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
- Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии.
- Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
- Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
- Подлительности и выраженности эмоций или формы переживания эмоций
В зависимости от длительности и выраженности эмоций различают:
- эмоциональный тон
- собственно эмоции — Выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации. Проявляются во внешнем поведении.
- аффект — быстро возникающее и бурно протекающее, но кратковременное эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.
Самоконтроль резко снижен. На начальном этапе развития аффективного состояния человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.). При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется. На этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.
- посчитать до 10,
- глубоко подышать,
- заняться механической работой и т. п.
Если этого не происходит, то наступление аффекта неизбежно. Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны.
По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.
- Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность. Настроение является мониторингом окружающих жизненных обстоятельств, функцией которого является оценка и информирование человека об общем состоянии (самочувствии) и потребностях.
- Фрустрация — это состояние напряжения, когда на пути к достижению цели человек встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
- Тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённости с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.
Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы и вреда.
Характерный признак тревоги — невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Различные исследования помогли разделить тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент.
- Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Страх сопровождается интенсивным проявлением со стороны показателей физиологической активности, такими как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение.
- Страсть – сильное и стойкое чувство, абсолютно доминирующее над другими побуждениями человека, она захватывает и направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти.
- Чувства — длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.
Высшие чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.
- Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, и обществу. В основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения. Пример чувство сострадания, преданности, гуманности и др.
- Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности. Примерами таких чувств являются любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др.
- Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости. Примерами является чувство прекрасного, эстетического наслаждение, чувство юмора и др.
Чувства человека отличаются стабильностью.
Особо можно выделить свойство эмоциональной сферы — эмпатию.
- эмпатия — (греч. empatheia — сопереживание, вчувствование) способность понимать эмоциональное состояния другого человека, умение чувствовать его переживания.
Эмпатия это как способ сосуществования с другим человеком. Умение чувствовать изменения, происходящие в нём. Поэтому эмпатия является важной составляющей профессионально-значимых качеств медицинской сестры.
Понимание пациента должно быть лишено предвзятости и стереотипности, так как оно очень важно для психологического благополучия человека. Иногда даже намерение понять может «вылечить». Осознание пациентом того, что кто-то пытается понять его, что он важен для другого положительно влияет на выздоровление.
Эмпатия проявляемая медсестрой положительно влияет на состояние пациента. Чем больше уровень эмпатии проявляет медсестра к пациенту, тем ниже у него уровень стресса в котором он находится.
Из этого следует, что эмпатия :
- определяет качество взаимодействия;
- создает понимание;
- обеспечивает уважение;
- позволяет преодолеть культурные барьеры.
- эмпатию можно назвать социальным навыком, необходимым каждой медсестре для личностной и профессиональной компетентности.
Вопросы для самоподготовки
- Что такое эмоции?
- Охарактеризуйте основные компоненты эмоционального переживания. Приведите конкретные примеры.
- Как рассматривается эмоция в теории П.В.Симонова? Приведите примеры.
- Какие существуют классификации эмоциональных состояний?
- Дайте характеристику эмпатии.
- Почему эмпатия является профессионально важным качеством медицинской сестры?
- Что человек может сделать в состоянии аффекта? Обоснуйте.
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Полянцева О.И. «Психология» стр. 81-86.
Для составления данной лекции использовался материал:
— Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.
— Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.
— Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.
Источник